Полный текст статьи
Печать

Актуальность внедрения компетентностного подхода в российскую школу становится все более очевидной. Одной из важных целей образования должно стать развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

В этой связи основным результатом деятельности учителей должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей, универсальных учебных действий.   

Принимая и осваивая компетентностную модель образования, учитель не только должен применить новую технологию, но и переосмыслить цели и ценности своей деятельности, освоить новые для себя позиции: партнера, эксперта, организатора самостоятельного добывания знаний учащимися. Главной задачей учителя становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и других способностей определенных компетенций.  

Немаловажную роль в этом процессе  занимает информатика, как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Основной целью педагогической деятельности является   создание условий для формирования ключевых компетентностей, а именно информационно-коммуникационной компетентности в процессе изучения информатики.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать, как ком­плексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, орга­низовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты с использованием средств информационно‑коммуникационных технологий.  

Для реализации данных задач, была проделана трудоемкая работа: углубленно изучены учебные программы, учебники, пособия, требования образовательного стандарта т.д. Результатом послужило тщательно разработанное тематическое планирование, где определены темы и цели занятий, формируемые компетенции, технологии, приемы и методы для их реализации, необходимое учебно-методическое, техническое и программное обеспечение. Уроки информатики были построены из таких основных этапов организации деятельности учеников как мотивационный; постановочный; самоорганизационный; создание собственного продукта, программы, которые можно реально использовать в жизни; демонстрационный; рефлексивный.

За основу была взята  технология «критического мышления», где учебный процесс строится из трех стадий: вызова, осмысления и рефлексия. Приведу примеры нескольких приемов из практики своей работы: прием «Толстые» и «тонкие» вопросы. Данный прием может использоваться на любой стадии урока. Он может быть применен как для самостоятельной учебной, так и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Учащиеся демонстрируют сформированность информационной компетентности: умение планировать поиск информации  в соответствии с планом работ;  выделять вопросы, по которым необходимо получить сведения с использованием разных источников; сформированность коммуникативной компетентности (умение излагать тему, включающую несколько вопросов, с соблюдением всех требований; умение представлять информацию в нужном виде).

Прием «Синквейн». Данный прием используется на стадии рефлексии, он позволяет ученикам проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому объекту, явлению и т.д. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.  Учащиеся демонстрируют умение творить; делать выводы на основе полученной информации, выделять главное (формирование информационной компетентности).

Прием «Кластер». Применяется на любой стадии урока (работа с учебником, дополнительной литературой).  Это прием, когда учащиеся систематизируют материал в графической форме. Он учит выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке, например, в виде грозди. Учащиеся демонстрируют те только умение систематизировать материал урока, но и применять программные средства для осуществления работы. В результате, данный прием демонстрирует: умение высказывать свои впечатления от работы; умение анализировать полученные знания и применять их в дальнейшем будущем (формирование компетентности решения проблем); умение сделать вывод на основе полученной информации и привести несколько аргументов или данных для его подтверждения (формирование информационной  компетентности).

 Игра «Знаете ли вы, что…». Эффективна на стадии вызова. Настраивает учеников на работу, заинтересовывает изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока средствами учебника, дополнительной литературы, ресурсами сети Интернет. Учащиеся демонстрируют сформированность информационной компетентности (умение спланировать поиск информации  в соответствии с планом работ;  выделять вопросы, по которым необходимо получить сведения с использованием разных источников); сформированность коммуникативной компетентности (умение излагать тему, включающую несколько вопросов, с соблюдением всех требований; умение представлять информацию в запрашиваемом виде).

 Взаимоопрос. Прием используется на разных стадиях занятия. Положительный момент заключается в том, что учащемуся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх неправильно что-то сказать, допустить ошибку. Работа идет в парах, и обучающиеся спрашивают друг друга то, что требуется по теме, фиксируя правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал, дает возможность ученикам разбираться в целях и задачах самого учебного процесса и роли учителя.

Ученики разбиваются на пары и задают их один другому, фиксируя правильные и неправильные ответы в виде таблицы. После завершения данного этапа, ученики проводят рефлексию: оценивают результаты опроса, выявляют сильные и слабые стороны работы,  выражают свое отношение к данному приему.

Учащиеся демонстрируют сформированность компетентности решения проблем (умение высказать свои впечатления от работы; умение привести причины успехов и неудач в работе; умение предложить способы преодоления трудностей; умение оценить работу другого, аргументировать ее); сформированность коммуникативной компетентности (умение в ответ на заданный вопрос дать объяснения; умение зафиксировать полученные ответы, мнения, применить средства ИКТ;  для их обработки и предложить план действий по завершении опроса; умение изложить фрагменты полученной информации, задать вопросы на понимание и проверить достоверность полученной информации).  

Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, представлена в двух вариантах:  краткосрочные проекты, долгосрочные проекты.    

Такая направленность приема способствует повышению знаний учащихся в области информационных технологий, самореализации учащихся в области создания информационных ресурсов и программ, умения выбрать нужное программное обеспечение и применить его для решения разного рода задач.

 Все указанные методы отражают другой подход к обучению, особое значение придается различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. Это значит, ребенок сам осуществляет поиск, исследует, строит свое знание.