Полный текст статьи
Печать

Жестовая песня - специфический вид искусства, очень популярный среди детей с нарушениями слуха. Этот вид искусства помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить свои творческие способности, снять языковой барьер. Жестовая песня – прекрасный шанс для детей с нарушениями слуха – проявить себя в искусстве и выразить своё «Я». Жестовое пение – это сплав актёрского мастерства, хореографии, языка жестов. Оно даёт возможность самовыражения и спасает от ощущения глухоты, замкнутости; способствует развитию слухового восприятия, памяти, ритма, пластики.

На современном этапе задача образовательно-коррекционной работы в специальных образовательных учреждениях 1 вида включает: формирование духовно-развитой личности, приобщение учащихся к культурным ценностям; воспитание человека, способного к творческому саморазвитию, самореализации; полноценная социальная адаптация воспитанников. При решении этих задач используются различные формы дополнительного образования, содействующие наиболее полноценному развитию личности.

Особое значение дополнительное образование приобретает в старших и в средних классах, так как в этом возрасте активно формируются мировоззрение, вкусы, эстетические идеалы, это «период особой эстетической отзывчивости, чрезвычайно благоприятной для формирования эстетических оценочных суждений, а также стремительного познания мира» [1].

В современной системе дополнительного образования детей с нарушениями слуха важное место занимает приобщение их к различным видам музыкально-эстетической деятельности.

Культурно-досуговая деятельность не только способствует приобщению неслышащих к нравственному идеалу, но и помогает увидеть величие человеческого духа, преодолевающего любые трагические невзгоды, душевные и физические лишения.

Чувство музыкального ритма органично присуще неслышащему человеку. Оно является своеобразной компенсацией глухоты. Не случайно неслышащие добиваются замечательных успехов в танцах различных жанров, в жестовом пении, в действенных пластичных пантомимах; в спектаклях, требующих телесной выразительности, духовного взлета, эмоциональной насыщенности. “Существенное значение в использовании глухим вибрационных ощущений имеет то обстоятельство, что они отчетливо им осознаются. Они не маскируются, не заслоняются слуховыми ощущениями, как это имеет место у слышащих”.

Неслышащие дети учатся правильно, эмоционально, выразительно и ритмично исполнять танцы, петь жестовые песни, передавая характер музыки и смысл текста. Широкое использование музыкальных средств в различных формах образовательно-коррекционных работ содействует приобщению воспитанников к духовной культуре общества, расширению кругозора, нравственному воспитанию, эмоциональному развитию, коррекции и совершенствованию двигательных умений и навыков, развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи. Это имеет важное значение для наиболее полной социальной адаптации в обществе.

Целью музыкальных занятий с неслышащими детьми является формирование творческой личности на занятиях жестовой песни.

Методика работы по разучиванию жестовых песен включает 3 этапа.

I этап – знакомство с песней: беседа о композиторе, авторе, о выражении эмоций исполнителем песни; прослушивание песни в аудиозаписи; характеристика мелодии; работа над текстом песни, словарная работа;

II этап – разучивание песни. Учащиеся разучивают песню по фразам – элементам мелодии, в которых выражена более или менее законченная мысль, нотируют текст фразы, что предполагает расстановку словесного ударения, пауз, орфографических надстрочных знаков, работают над ритмом, над темпом, знакомятся с жестами;

III этап – заключительная работа над песней: работа над интонацией; выражениями лица; позами и движениями, эмоциональное, выразительное исполнение песни жестами под фонограмму и постановка номера.

На занятии решаются образовательные, воспитательные, коррекционно- развивающие задачи. Образовательные мы формулируем так: обогащать словарь тематическими понятиями, учить грамотным жестовым обозначениям, учить осмысливать слово в контексте, учить анализировать сложное жестовое обозначение, учить определять сходство и различие жестов, учить вести диалог, учить соотносить жест с артикуляцией, обогащать словарный запас. Воспитательные задачи осуществляем через перевод учебных текстов, художественных произведений, формируем основы мировоззрения, правильное отношение к окружающему миру, а также самостоятельность и активность ученика. В коррекционно-развивающие задачи на фоне развития внимания, памяти, мышления включаем развитие чувства ритма, пластичности, сдержанности жестов, навыка чтения с губ. В оборудование занятия включаем индивидуальные слуховые аппараты, компьютер, проектор, экран, доску, словари, рисунки, картинки и другие нужные предметы.

Воспитанники успешно выступают на всех школьных праздниках и конкурсах, принимают участие в городских, республиканских, межрегиональных и в международных фестивалях. В 2012г. выиграли Гран-При в Республиканском конкурсе жестовой песни «Поющие руки». В марте 2013г. на Всероссийском конкурсе «Поющие руки»  стали дипломантами в номинации «Национальный колорит и сохранение народных традиций» и Ефимов Саша выиграл диплом второй степени в городе Санкт-Петербург. В 2013г. Кириллин Витя выиграл Гран-при в Республиканском конкурсе жестовых песен «Поющие руки». В 2014г. стали лауреатами 1 степени в международном конкурсе «Париж, я люблю тебя» в Париже.

Занятия на кружке жестовой песни помогают неслышащим детям слышать музыку, развивать познавательные процессы, обогащать словарный запас, выражать эмоции мимикой, жестами, развивать слухо-зрительное восприятие слов, прививать артистичность и пластичность. Дети становятся раскрепощенными, исчезает комплекс неполноценности, расширяется кругозор. С каждой победой нашим детям хочется выучить еще больше песен, так как с каждым проникновением в глубину смысла песни, обогащается их внутренний мир, развивается чувство сопереживания, дети становятся добрее.