Полный текст статьи
Печать

В профессиональной подготовке будущих специалистов, наряду с формированием и развитием профессиональных компетенций, существенную роль играет воспитание в них коммуникативной культуры, обеспечивающей им комфортное существование и успех в общении не только с коллегами, но и со всеми людьми, с которыми приходиться им  иметь дело при выполнении своих функциональных обязанностей.

Сегодня практически все организации оценивают и отбирают себе такие кадры, которые проявляют  компетентность и находчивость в  своей области деяний. Причем речевой имидж – важнейшая  составляющая их профессионализма. Именно поэтому владение  русским языком и культурой речи является необходимой частью их творческого состояния. Для того чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться несомненных успехов в работе требуется от  современного человека развитие коммуникативных качеств, а именно:

-  знание канонов современно риторики;

- овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

- накопление опыта анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в разнообразных актах общения и т.д. [5].

Нельзя не согласиться с мнением Л.А. Введенской  «Ошибки в речи малограмотного человека свидетельствуют о его низкой общей культуре, ошибки в речи образованного человека свидетельствуют о его небрежном отношении к своей речи, о безответственном отношении к своей работе, своим обязанностям» [3].

Давайте задумаемся над вопросом чему же необходимо в первую очередь обучить студента-нефилолога, будущего специалиста? Ответ на этот вопрос очевиден – помочь ему осознать, что его будущая профессиональная деятельность – это своеобразный бесконечный диалог: прежде всего диалог с самим собой, коллегами, партнерами, руководством. Наш выпускник  должен помнить о речевой ответственности, ведь он является  носителем гражданского  самосознания и  хранителем речевой  культуры,  русского  литературного  языка. Практика показывает, что большинство студентов владеет, в лучшем случае, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании специфических языковых средств, допустимых в разговорной речи (жестов, интонации, мимики), но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам книжного литературного языка. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевой культуры носителя русского языка. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Однако, как показывают наблюдения, обучающиеся не могут правильно составлять связные высказывания, испытывают всегда психологический дискомфорт  в  процессе самого публичного выступления. Из-за этого развитие связной речи их тормозится: она становится менее раскованной и эмоциональной, механизм более трафаретной. Вообще, следует отметить, что формирование способности монологического  устного  речевого воздействия на партнера – не решенная еще проблема для всего современного общества. Это обстоятельство детерминирует необходимость усиления внимания преподавателей-русистов к вопросам разработки эффективных подходов к развитию у будущих специалистов умений и навыков правильной искусной речи.

Воспитание речевой культуры студентов-нефилологов осуществляется обычно на занятиях по всем дисциплинам гуманитарной направленности. Но, на наш взгляд, особое внимание следует уделять курсу «Русский язык и культура речи». Воспитательной  целью дисциплины,  изучаемой на первых курсах, выступает использование педагогического потенциала дисциплины для воспитания и развития личностных качеств обучаемых, которые необходимы им для успешной социализации и подготовки к будущей профессиональной деятельности в процессе освоения и принятия системы ценностей, этических норм  и правил, регулирующих отношения личности в семье, обществе и государстве [2]. Данная дисциплина готовит к более глубокому восприятию и усвоению всех изучаемых в вузе предметов гуманитарного цикла и профессиональной подготовки и нацелена на формирование у студентов навыков работы с устным и письменным текстом. Мы имеем в виду, прежде всего, те навыки, которые необходимы востребованному обществом  специалисту для успешной работы в коллективе, а также для общения в различных сферах коммуникации: бытовой, правовой, научной, социально-государственной. Следовательно,  уже на студенческой скамье нужно научить бакалавра устанавливать контакты с людьми,   что предполагает готовность его к любому диалогу в соответствии с дискурсом и складывающимся в актах общения ситуациями.

Основная задача курса «Русский язык и культура речи» заключается в формировании у студентов потребности анализировать не только свою, но и чужую речь. А это позволяет им мотивированно использовать языковые средства, которые  будут оптимальны при решении  коммуникативных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью [4]. Нельзя не упомянуть и то, что теперь наметилась тенденция к сокращению аудиторной нагрузки студентов. Поэтому первостепенное значение имеет сейчас решение дидактических задач, связанных с усилением мотивации студентов к обучению русскому языку и интенсификацией процесса усвоения ими норм хорошей речи благодаря активизации самостоятельной работы во внеаудиторное время. Поскольку культура речи предполагает правильное и уместное употребление языковых средств в определении речевой ситуации и обеспечение наибольшего эффекта в достижении поставленных коммуникативных целей, то в воспитании такой культуры выделяют две стороны педагогического процесса:

1)              выработку у обучающихся умения говорить и писать правильно – в соответствии с нормами литературного языка;

2)              формирование у них умения говорить и писать хорошо, искусно – с соблюдением практической стилистики и риторического канона [6].

Для соблюдения современных требований общества к выпускникам технических вузов нами разработана авторская программа курса «Русский язык и культура речи», в которой  уделяется самое пристальное  внимание таким разделам,  как «Нормы современного русского литературного языка», «Основы публичного мастерства», «Функциональные стили речи».

При изучении тех или иных языковых единиц и их конструкций, мы показываем текстообразующий потенциал, раскрываем особенности их функционирования в речи, обучаем студентов нормам литературного языка, обогащением словарного запаса их, грамматический строй их речи синонимами. При этом опираемся на такие понятия как стиль, тип речи и категориальные признаки текста.  

Работа по овладению нормами русского литературного языка формирует навыки правильного воспроизведения слова, структуры словосочетания и предложения. Работа по обогащению речи воспитывает умение не только правильно, но и уместно, с учетом требований контекста употреблять языковые средства в речи. При выполнении упражнений, роль которых заключается в выработке  указанных умений, включает задания на творческое наблюдение, при этом сопоставляются как нормативный, так и ненормативный варианты, сравниваются слова и обороты близкие по значению.

Тексты, предлагаемые студентам на занятиях, относятся  к различным стилям речи, способствуют гуманизации обучения, воспитанию интереса и любви к избранной профессии. В них затрагиваются проблемы науки, экологии, образования. Тематика и содержание связанных текстов соотносится с речевыми темами «Русский язык среди других языков мира», «Воспитание характера», «Культура. Искусство», «Компьютеры: их настоящее и будущее» и др. В результате у студентов расширяется словарный запас, обогащается запас грамматических конструкций, вырабатывается гибкость в обращении с языковыми средствами. Работа эта способствует развитию чувства языка и приучает обучающихся к самооценке речи с позиций правильно/неправильно, лучше/хуже.

Как показывает опытно-экспериментальная работа, эффективность наблюдений за языковыми средствами значительно повышается, если они проводятся как один из этапов профессиональной деятельности. Только в этом случае проблема выбора языкового средства наполняется практически смыслом, становится проблемной ситуацией, а сам выбор получает мотивацию в содержании речи, а также в условиях общения. У студента появляется возможность сказать, прежде всего, самому себе примерно следующее: «Я выбираю именно это языковое средство, потому что оно лучше других передает содержание моей речи в данной речевой ситуации. Если условия общения изменятся, то для передачи этого же содержания я выберу другую конструкцию». Языковая тренировка в таком случае приобретает практически значимый смысл. Такой речевой опыт не проходит бесследно, он закрепляется в памяти.

Следующее направление работы – развитие связной речи студентов-нефилологов. Основное внимание здесь обращается на содержательную сторону высказывания, развитие коммуникативных умений. Это умение определять объем содержания и границы темы, подчинять изложение основной мысли, а также выражать мысли точно, правильно и по возможности ярко. Важно также и умение совершенствовать написанное. Иными словами, система занятий по курсу закрепляет полученные в школе умения ориентироваться в ситуации общения: анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения. Чтобы эта система работала эффективно, необходимо приблизить условия обучения к естественным условиям общения, то есть надо ввести студента в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней для того, чтобы  он ясно представлял себе собеседника, а также условия речи и поставленные задачи общения. Эта проблема может быть решена с помощью данных функциональной стилистики, факторов, обуславливающих стиль речи: сферы общения – официальная или неофициальная, условий общения – персональная или массовая коммуникация, функции общения – общения, сообщения, воздействия. Стилистика помогает ввести студентов в мыслимую или представляемую речевую ситуацию и вызвать у них потребность в общении. Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне учебной речевой деятельности, т.е. в условиях, приближенных к естественной коммуникации, обеспечивающих сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении. Большую роль в обучении играет метод моделирования речевого высказывания. Он реализуется в различных видах ситуативных упражнений, основанных на зависимости создаваемых дискурсов от речевой ситуации. Таким образом, ситуативные упражнения повышают речевую культуру и культуру поведения в целом. В этом их большое воспитательное значение.

Что касается раздела «Основы публичного мастерства», то ее роль в развитии  коммуникативной культуры студента-нефилолога весьма существенна, поскольку она вооружает их знаниями об ораторском искусстве, зародившемся в Древней Греции получившем развитие в Древнем Риме. Возникновение риторики, рекомендующей правила искусной, целесообразной и убедительной речи, вызвано появившимися более чем две тысячи пятьсот лет назад демократическими формами общественной жизни. Если гражданин не владел публичной речью, это считалось более позорным и постыдным, чем недостатки физического развития.

Риторика охватывает все сферы человеческого общения – этическую, эмоциональную и мыслительную или логическую и поэтому является мощнейшим инструментом формирования не только предпринимательских целей, но и взглядов, убеждений людей, коллективов и всего общества в целом. Навыки публичного монолога в жанре убеждающей совещательной речи или речи-размышления в споре студентам необходимо получить, по нашему мнению, именно на практических языковых занятиях в вузе.  В первую очередь выступающему, чтобы достичь определенной универсальности, важно знать правила композиции выступления. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд: наука риторика, которой уже больше двух тысяч лет,  дает ответ на многие вопросы. Отметим только, что изучение раздела  «Основы публичного мастерства» дает возможность решить следующие практические вопросы:

  • · повысить общую и деловую культуру общения;
  • · установить деловые связи с людьми, организациями, структурами;
  • · подготовить и успешно провести деловые переговоры;
  • · организовать эффективную рекламную компанию фирмы;
  • · создать творческую атмосферу в коллективе;
  • · установить благоприятный психологический климат на предприятии;
  • · усовершенствовать управление фирмой с помощью речевых средств.

Необходимо  помнить и о том, что овладение орфоэпической, грамматической, лексической, стилистической нормами – шаг необходимый, но недостаточный для формирования общекультурной компетенции. Актуальна работа над остальными качествами хорошей речи – точностью, логичностью, чистотой, уместностью, богатством и выразительностью [5]. Поэтому при изучении раздела  «Основы публичного мастерства» дается краткая история ораторского искусства; рассматриваются такие темы раздела как, этапы построения публичного выступления, поведение оратора, искусство спора, все это необходимо знать для того чтобы повысить уровень владения публичной речью, необходимой для современного специалиста. В своих научных трудах профессор Г.А Анисимов отмечает, что «Умению изобретать мысль и проводить ее в жизнь студенты учатся благодаря анализу классических произведений ораторского искусства, в том числе и судебного красноречия, усвоению риторических правил и занятиям собственной практикой составления речений по этим правилам» [1].  Особо рассматриваются такие вопросы, как искусство речи делового человека, искусство речи руководителя предприятия, культура диспутов; обучение риторике в век сети компьютеров и т.д.

Важно отметить, что преподаватели кафедры ОДО КНИТУ уделяют большое внимание формированию творческой языковой личности бакалавров, ибо речь человека – существенная часть внутреннего «Я», это первый показатель развития и интеллектуальной самостоятельности человека. «От культуры слова – к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры – к культуре моральных чувств и поступков» – таков путь к гармонии знаний и нравственности [5].

Наша основная цель – воспитание сильной языковой личности в условиях ориентации на  общечеловеческие ценности, возрождение традиций русской духовной культуры, принципы общечеловеческой морали, конечная же цель – обеспечить достойное профессиональное общение, умение вести дискуссию, диалоги с партнерами, вести с ними, если нужно и дискуссии.

Итак, высшая школа сегодня должна готовить профессиональную интеллигенцию, основными чертами которой является высокая духовность и творческая личность. Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, орудием ее совершенствования путем гармонизации отношений с коллегами в процессе общения, а также средством развития творческой личности [5].

Таким образом,  успешное воспитание культуры общения обусловлено рядом факторов объективного и субъективного характеров, в совершенствовании речевых умений студентов-нефилолгов должны быть заинтересованы все без исключения преподаватели, ибо коммуникативная культура языковой личности является базовой в общем культурном развитии специалиста, в  реализации его интеллектуальных и творческих способностей. Работа по формированию речевой культуры студентов сложна, важна,  длительна и многогранна. Она должна проводиться не только на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи», но и на занятиях по всем другим дисциплинам. Только совместными усилиями всех педагогов можно воспитать грамотных  востребованных специалистов.