Полный текст статьи
Печать

Воспитание здорового ребенка, полноценное развитие его организма – одна из основных проблем в современном обществе. Усилия медиков при непрерывном росте общего уровня заболевания среди дошкольников, в основном, направлены на лечение заболеваний, деятельность же педагогов редко включает методы работы с детьми по формированию у них представлений о здоровом образе жизни. Как считает Л.Н. Волошина, для воспитания здорового ребенка, формирования здорового образа жизни дошкольники являются наиболее перспективной возрастной категорией [1].

Практически не разработаны вопросы воспитания здорового ребенка в условиях взаимодействия ДОО с семьёй. Между тем, формирование личности ребенка, его первых и элементарных представлений  об окружающем мире, о себе    и своём здоровье, в том числе, - основная обязанность родителей. Ведь в процессе проживания в семье ребёнок приобретает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для жизни в обществе. Необходимость повышения педагогической культуры родителей обязывает педагога влиять на семьи дошкольников, формировать у родителей ответствен­ность за правильное воспитание детей. Особенно актуальной является проблема воспитания здорового ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО с семьёй.

В Законе РФ «Об образовании в РФ» (ст.44, пункт 1) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОО существует      в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, а вопросы взаимодействия с семьей стали еще более актуальны [4]. Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка. Именно   в условиях взаимодействия ДОО и семьи закладываются основы уверенности ребенка в себе и успешного его общения вне дома, что способствует  дальнейшему  продвижению  ребенка  в социуме.

Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно  сегодня  рассматриваться  в  практике  работы  образовательных и лечебных учреждений  как  одно  из  приоритетных направлений, так как от того, насколько успешно удается сформировать у детей представления о здоровье. Поэтому изучение состояния здоровья детей и разработка мер,  направленных  на  его  укрепление,  являются  актуальными.  По мнению  М.Ю. Стожаровой,  здоровье  взрослого  населения  на  75% определяется  условиями  его  формирования в  детском  возрасте [3].

Согласно Т.В. Антоновой, весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – всё это формирует        у ребенка привычки здорового образа жизни. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал.

Е.В. Рыбак предлагает такие направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка-дошкольника: составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.); организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни; использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей; организация психолого-педагогического просвещения родителей; создание системы массовых досугово-оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни [2].

Воспитатель предоставляет родителям полную информацию о методах и формах оздоровления в детском саду, рекомендует мероприятия для профилактики простудных заболеваний в семье. Большую работу проводит по ознакомлению родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как      в детском саду, так и в семье. При этом, педагоги разъясняют необходимость соблюдения основных принципов закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальность. Но самое главное, что в просветительской работе принимают участие и сами дети, выступая на физкультурных досугах и открытых мероприятиях, где родители имеют возможность видеть, какие преображения происходит с их ребенком в процессе включения в здоровый образ жизни.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад № 25 «Туллукчаан»    с. Кердем Хангаласского улуса. Экспериментальная и контрольная группа состояла из 28 человек старшего дошкольного возраста.

Цель формирующего этапа: создание педагогических условий взаимодействия ДОО и семьи по воспитанию здорового ребенка.

В формирующей части нашего исследования обобщена работа по обеспечению преемственных связей между семьей и ДОО в вопросах приобщения детей к ЗОЖ.

Взаимодействие семьи и ДОО создает благоприятные психологические условия для адаптации детей к условиям пребывания в образовательной организации. Составлен перспективный план работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ и здоровье  у старших дошкольников. Со старшими дошкольниками проводилась целенаправленная работа, в которую были включены родители детей. В процессе взаимодействия с семьей важной задачей стало – оздоровление и систематическая профилактика заболеваемости детей.

В рамках создания педагогических условий взаимодействия ДОО и семьи была проведена совместная деятельность с участием родителей и родственников, в которой использовались нетрадиционные формы работы с семьями по двум основным направлениям:

- вовлечение родителей в совместную валеологическую деятельность с детьми;

- взаимодействие родителей и воспитателей в организации совместных мероприятий по приобщению детей к ЗОЖ.

Для укрепления здоровья детей организовали развивающую предметно-пространственную среду, которая обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей - единое здоровьесберегающее пространство ДОО и семьи. Именно такая среда удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, способствует формированию у детей представлений о ЗОЖ. Учитывая это, в единое здоровьесберегающее пространство ДОО и семьи включили: совместное создание предметно-развивающей среды; индивидуальные беседы с родителями; общие и групповые родительские собрания; выставки детских работ, изготовленные совместно с родителями; участие родителей в проведении конкурсов, праздников, досугов; коллективная трудовая деятельность (посадка деревьев, оформление участков декоративными поделками, сооружение снежных горок); открытые занятия с детьми для родителей.

I направление - вовлечение родителей в совместную валеологическую деятельность с детьми;

Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении. Исходя из этого, на первом направлении формирующей работы мы применили технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОО, обретение ими валеологической компетентности.

II направление – взаимодействие родителей и воспитателей в организации совместных мероприятий по приобщению детей к ЗОЖ.

Чтобы у старшего дошкольника лучше сформировались представления о ЗОЖ, использовали самые доступные для них виды деятельности: дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы, игровые ситуации познавательного характера. Это была планомерная  систематическая работа по формированию валеологических представлений, в которой дети выступали активными исследователями.

Вся экспериментальная работа II направления представляла собой интегрированный процесс, так как в ней использовались разнообразные формы и методы (занятия-беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные игры и игровые упражнения, эксперименты и опыты).

Обучение детей проводили в специальных образовательных ситуациях и закрепляли во всех других видах деятельности: в игре, в труде, во время досугов, прогулок и режимных моментах. Старались также широко использовать наглядно-практические методы: схемы, макеты, картины, загадки, пословицы и т.д. Для усиления эмоциональной направленности мероприятий широко использовали опыты, эксперименты, диафильмы, аудио и видеозаписи, музыкальные и литературные произведения. Параллельно была предусмотрена работа по ознакомлению с трудом взрослых, профессиями, воспитание чувства уважения к их труду.

Таким образом, взаимодействие с семьей в процессе воспитания здорового ребенка строили с учетом важнейших социальных потребностей в эмоциональной поддержке, доброжелательности окружающих; в познании; в активной самостоятельной деятельности; в разнообразном, содержательном общении ребенка со взрослыми и сверстниками. Именно в таком личностном партнерстве старшие дошкольники активно приобщаются к нормам ЗОЖ. В увлекательной, наглядно-практической форме взаимодействия воспитатели и родители обогащают представления детей о здоровье, об организме, его потребностях – воспитывают потребность в ведении здорового образа жизни.

На констатирующем и контрольном этапах нашего исследования мы провели комплексную диагностику уровня сформированности культуры здоровья детей по методике В.А. Деркунской [13].

Ответы детей дошкольного возраста, участвовавших в эксперименте, стали отличаться глубиной и содержательностью.

В целом, в экспериментальной группе мы зафиксировали более заметную динамику представлений детей о ЗОЖ, чем в контрольной группе                             (см. диаграммы 1 и 2).

Диаграмма 1 

Динамика уровня сформированности представлений о ЗОЖ и здоровье у старших дошкольников экспериментальной группы

Диаграмма 2 

Динамика уровня сформированности представлений о ЗОЖ и здоровье 
у старших дошкольников контрольной группы 

По диаграмма 1 и 2 наглядно видно, что, благодаря взаимодействию ДОО и семьи по воспитанию здорового ребенка, в экспериментальной группе произошла их заметная динамика, по сравнению с диагностическими данными констатирующего этапа, - на 42,9 %. Качественный анализ результатов диагностики в экспериментальной группе показал, что дети стали лучше различать и понимать факторы, влияющие    на здоровье человека. Например, на констатирующем этапе многие дети экспериментальной группы правильно определили «вредные» факторы – 92,9 % (13 чел.), «полезные» – 85,7 % (12 чел.). Приведем примеры ответов детей: Оля Л.: «Чтобы быть здоровой, я делаю зарядку, закаляюсь, ем овощи и фрукты»; Кристина К.: «Пью витамины «Джунгли», ухаживаю за собой и хожу на прогулку»; Карина М. на задание выбрать картинки с изображением факторов, которые вредят её здоровью, прокомментировать их, ответила: «Вредно курить, потому что начинается кашель, и нюхать дым от машины»;  Кирилл П. назвал вредными жевательную резинку, кока-колу, копченую колбасу. В целом, здоровье глазами детей – это быть вежливым, не быть злым, и не драться, а также не создавать опасные ситуации своим поведением и общением.

На основании анализа результатов экспериментальной работы выявлено, что для реализации потребности в ЗОЖ должны быть созданы определённые условия. В связи с этим можно рекомендовать следующее.

1. В образовательных учреждениях должны быть созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, должен быть оборудован физкультурный с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес детей к ЗОЖ и физкультуре.

3. В целях оздоровительной работы с детьми должна быть разработана система профилактики и коррекции работы по повышению эффективности системы оздоровления. Оздоровительные занятия должны проводиться по подгруппам, сформированным на осно­вании индивидуальных наблюдений за детьми и состояния их здо­ровья, с 10-минутным интервалом между занятиями.

4. Проводя работу с дошкольниками, педагогам особое внимание следует уделять малоактивным детям, чтобы стимулировать их потребность к двигательной деятельности, предлагать им интересные игры, чаще включать их в соревнования, словом, помочь каждому ребенку путем расширений знаний проявить имеющиеся потребности к активности.