Полный текст статьи
Печать

В минувшие десятилетия состоялись значительные перемены в концепции взаимоотношений детей к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Существенно уменьшилась значимость иных людей и уровень роли в их существования, на первый план вышло переживание и позиционирования себя, из-за чего же в мире расширяется эгоцентризм, совершается размытие общественной солидарности, проявлений нравственности и гуманности.

В педагогической теории и практике ранее уже давно сформировалось суждение, то что обучение и развитие никак не обязаны находиться в зависимости от тех или иных приспособленческих обстановок и представлений. Воспитание юного поколения – исключительно серьезное дело. Оно обязано основываться в стабильных, вечных мыслях и ценностях. По этой причине в свойстве идеологической основные принципы концепции обучения на сегодняшний день все без исключения наиболее усиленно вводятся основы гуманизма, а в нынешнем образовании и воспитании реализуются направленности гуманизации и гуманитаризации образования.

В нынешний период гуманизация образования рассматривается как основной социально-педагогический принцип, отображающий инновационные социальные направленности формирования концепции образования, принимающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Главным смыслом образования в данном случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) означает взгляды, идеи, воззрения, принимающие ценность человека как личности.

Гуманизм утвердился как система ценностных ориентаций, в середине которых располагается признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм на сегодняшний день – это совокупность идей и ценностей, заявляющих многоцелевую важность человеческого существования в полном и единичной персоны в частности.

Изначальным по отношению к понятию «гуманизм» считается понятие гуманность, в котором отображается один из основных черт личности, содержащаяся в готовности и желании содействовать людям, проявлять почтение, соучастие, в отсутствии которых невозможно существование человеческого рода[1].

Гуманность – это качество личности, показывающее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Максимального бума идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике приобрели собственное формирование в период Возрождения, несмотря на то, что  идеи гуманистического воспитания наблюдаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.). Эталоном гуманистического воспитания существовала независимая всецело сформированная личность. В сочинениях Томаса Мора (14 78-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. открывалась сущность воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и образца вплоть до самоанализа и самовоспитания.

В европейской философии нового времени важными считаются подобные моральные чувства человека как сочувствие, гуманистичность, терпеливость, доброжелательство, расположение, самоотверженность (Д. Юм, А. Смит, Ж. Руссо, И. Кант, Л. Фейербах). Следование сознанию долга перед людьми как ведущему мотиву гуманности наблюдается в работах немецких философов Э. Канта, А. Дистервега. Э. Кант полагал в таком случае, то что гуманность есть «чувство блага, вежливое отношение к людям и вероятность общаться с ними, с тем, для того чтобы общество таким путём обернулось в товарищество взаимосотрудничающих, взаимопонимающих людей». В нынешнем определении гуманизма я возвращаемся к общефилософским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), в соответствии с которым суть человека ни в коем случае никак не сходилась только лишь к биологическим либо социальным сторонам, она постоянно заполнена духовными отношениями[2].

Инновационное общество в обстоятельствах технологического прогресса регулярно пребывают в близком общении, контакте друг с другом, по этой причине немаловажно развитие человеческих взаимоотношений. Гуманные отношения несут в себе гармонию для развития адекватного, социально-крепкого, нравственно-здорового общества.

Проанализируем компонентную структуру гуманности как качества личности           :          

1.           Интеллектуальный. Знания о том, что основу гуманности считается отношение к человеку как высшей ценности, любовь к людям, дела на пользу и радость людям – четкое разграничение добра и зла, эталоны гуманного поведения. Понимание потребности гуманных взаимоотношений между людьми, понимание важности любви и уважения к себе лично.

2.           Мотивационный. Эмоции радости, наслаждения, симпатии по отношению к гуманным поступкам и гуманным людям. Чувства любви, сострадания, уважения по отношению к близким, эмпатия, сострадания  к малознакомым людям, чувство справедливости. Мотивы самовоспитания в себе гуманности, желание быть гуманным человеком, действовать постоянно гуманно.

3.           Практический. Волевые усилия в непростых моментах  для правильного гуманного поведения, мастерства демонстрировать сострадание, заботу, взаимопомощь в реальной жизни. Действия, поступки, поведение, соответствующие эталонам гуманности.

       Основной принцип гуманности и ее главная идея – это принятие и восприятие других людей. Остальные принципы ориентированы на то, чтобы развить способность понимать и принимать других людей и самого себя[4].

Один из значимых проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. Гуманность как нравственное качество считается непростым  психическим образованием, что содержит осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения.

Воспитание гуманности у детей связано с принципами гуманности:

1.           создание в школе атмосферы заботы о состояние здоровья и благосостоянии, почтительности и совершенстве личности ребенка;

2.           развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам;

3.           формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, партнерства, обоюдной поддержки, заботы и ответственности, справедливости, порядочности.

Основная роль в формировании подобных качеств, как чуткость, уважение, сочувствие, терпимость, дружелюбность, принадлежит педагогу. Практически никакие воспитательские программы никак не станут результативны, если преподаватель не представляет собой основной для детей пример высоконравственного и гражданского индивидуального поведения. Гуманный преподаватель, приобщая детей к познаниям, в то же время представляет им свой характер, является перед ними как пример человечности. Непосредственно через любовь к собственному педагогу ребенок вступает в мир познаний, осваивает нравственные ценности общества.Гуманный преподаватель обязан владеть следующими качествами: 1) уважать детей такими, какие они является, доброта и любовь к детям никак не дает возможность дерзко обращаться с ними, ограничивать их самолюбие и достоинство; 2) отыскать положительное в личности ребенка, проявить ему доверие; 3) создавать «обстановку успеха», проявлять ребенку положительную вербальную помощь; 4) следует являться оптимистами, доверять в преобразующую силу воспитания; 5) преподавателю обязано быть присуще все без исключения наилучшее, то что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и выдержанность, и застенчивость, и отзывчивость, и коммуникабельность, и влюбленность к жизни, и честность.

Непосредственно педагог вводит ребенка в богатую гамму норм человеческого общения. Данная увлекательная и серьезная роль принадлежит педагогу начальных классов. Педагог приобщает учащихся к нормам воспитанности, знакомит с этикой взаимоотношений в коллективе, формирует желание контактировать с ровесниками. Младший школьный возраст считается более подходящим этапом для воспитания гуманности, ребенок становится способным свободно распоряжаться собственным поведением, покорять его осознанному контролированию, преодолевать импульсивность. В этот возрастной период совершается активное овладение ребенком этических правил, норм и основ, моральных привычек поведения и моральных эмоций личности. Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в разнообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.

Рассмотрим, классификацию форм организации воспитательной работы в зависимости от методов воспитания: словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);наглядные формы (школьные музеи, выставки различных жанров, тематические стенды и др.).

К результативным методам воспитания гуманных чувств и отношений у младших школьников принадлежат методы формирования сознания: рассказ, пояснение, убеждение, внушение; способы формирования практической деятельности: этические и коммуникативные упражнения, условие, поручение; методы стимулирования: похвала, одобрение, обеспечение режима доверия[3].

Экспериментальная часть заключается в выявлении уровней и показателей сформированности гуманности у детей младшего школьного возраста и формирования гуманности у детей младшего школьного возраста на уроках литературы, анализа выявления результатов. Экспериментальная часть проводилась на базе МОБУ СОШ № 12 г. Якутска, в 3 «А» классе в количестве 28 учащихся.

Немаловажную проблему нынешних средних учебных по воспитанию высоконравственной, духовно развитой личности благополучно способен осуществить только лишь тот преподаватель, который обладает умениями и навыками изучения личности ребенка, способен приобрести и рассмотреть данные о его душевном состоянии, моральных ценностях, динамике духовно-нравственного роста. При проведении каждая методика обязана быть адаптирована к тем обстоятельствам, в которых она проводится, с учетом возраста обучающихся, их психолого-педагогических особенностей. Принимая во внимание возраст обучающихся (10-11 лет) и их психолого-педагогические особенности, мы использовали методиками Т.П. Гавриловой, созданными на базе сказок, с тем, чтобы спровоцировать у школьников заинтересованность и стремление осуществить участие в исследовании, желании предоставлять искренние ответы. Учеными подтверждено, то, что применение эмоционально окрашенных методик, дает возможность сформировать в коллективе неплохую общепсихологическую атмосферу, нормализовать дружеские взаимоотношения между преподавателем и учениками, что, в свою очередь, предоставляет возможность приобрести более надёжную информацию при исследовании путей формирования гуманности у младших школьников по средствам гуманистического воспитания.

С целью выявления первоначального уровня сформированности гуманности младших школьников на уроках литературного чтения мы применяли подобные методы как: изучение представлений и суждений младших школьников о понятии “гуманность” (сюда вошла методика «Составление словаря»); изучение направленности личности школьника («Веер», «Друг из сказки», «Друг-солнце», «Мои близкие», «Добрый поступок»). Цель: выявление понимания учащимися нравственных норм, знания способов поведения, знания переживаний, возникающих в человеке в случае соблюдения или несоблюдения моральных норм.

Итоги выявления первоначального уровня сформированности гуманности младших школьников на уроках литературного чтения выявили, то, что в целом только 15% с их числа осознают, что такое “гуманность”. Мы поняли, то, что в коллективе назрела необходимость в проведении урока гуманности. На базе исследования теории и практики по исследуемой проблеме, исходя из диагностики данных, мы создали уроки по литературному чтению согласно воспитанию гуманности у детей младшего школьного возраста.

Были проведены уроки литературного чтения по теме Г.К. Паустовского «Теплый хлеб». Тема первого урока «Добро и зло в сказке Г.К. Паустовского «Теплый хлеб»», целью которого было воспитать доброту и чуткость посредством чувственное понимание произведения. Тема второго урока «Уроки жизни в сказке Г.К. Паустовского «Теплый хлеб»», целью которого являлось подвести детей к сознанию того, как немаловажно быть бдительным к окружающему миру, обладать способностью замечать в нем не только лишь добро, но и злость. После проведения уроков по литературному чтению мы выяснили, увеличился ли уровень гуманности у детей младшего школьного возраста. Выполнили те же самые методики, которые использовались в начале экспериментальной части. Согласно итогам вторичного выполнения методов, несомненно, то, что у детей увеличился уровень сформированности гуманности и появилось желание проявлять гуманность к окружающему обществу.