Полный текст статьи
Печать

Термин «инклюзивное образование», означающий в переводе с французского «включающий в себя», вошёл в мировую практику сравнительно недавно, хотя само движение «Образование для всех», с которого собственно и началось продвижение идей включающего образования, возникло ещё в далёком 1990 году. Основная идея инклюзивного образования – это обучение детей с ОВЗ в обычных общеобразовательных организациях (школах, детских садах), включение их в общеобразовательную среду с той помощью, которая им необходима [5, 2].

В настоящее время проблема инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения активно обсуждается во всём мире педагогами, психологами, представителями медицины, юристами и в зависимости от того в какой стране реализуется данная система образования, она приобретает различные формы. Говоря об отечественном опыте, стоит отметить хорошо всем известную московскую школу «Ковчег» (открытую в 1990 г.), ведь именно в данной школе были предприняты первые шаги в реализации идей инклюзивного образования в отечественной практике [1, 1]. С 1992 года в России началась активная разработка и реализация проектов, учебных планов для ВУЗов, создание экспериментальных площадок в разных регионах страны, направленных на включение лиц с ОВЗ в общеобразовательную среду. Таким образом, несмотря на предпринимаемые в прошлом шаги в сторону данной проблематики, всё же в нашей стране имеется фрагментарный опыт в данном вопросе, в связи с чем в нашей стране отсутствует системный подход и единая модель инклюзивного образования (в том числе в рамках дошкольных образовательных организаций).

Очевидно, что дошкольное инклюзивное образование заслуживает немалого внимания. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире закреплены в Саламанкской декларации (от 1994 г.) и реализуется в двух основных формах: компенсирующего вида (реализуется путём организации специальных групп и необходимой среды для детей с ОВЗ) и комбинированного вида (реализуется путём непосредственного включения детей с ОВЗ в состав групп, где занимаются дети, не имеющие отклонений от возрастной нормы).

Не зря выше было отмечено, что инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях требует особого внимания, ведь хорошо известно, что детский сад является важным звеном в жизни ребёнка на пути его социализации, интеллектуального и физического развития, становления его как личности. Именно в дошкольном детстве закладываются необходимые в будущей жизни навыки общения и социального взаимодействия и именно в детском саду ребёнок получает важный опыт взаимодействия со взрослыми, со сверстниками, научается самостоятельности, правильному режиму и дисциплине. А говоря о детях с ОВЗ, потребность во включении в социальную среду ещё на ранних этапах онтогенеза особенно возрастает, поэтому инклюзивное воспитание и образование детей с ОВЗ следует начинать с самых ранних лет [2, 32].

Необходимость дошкольного и последующего инклюзивного образования была хорошо продемонстрирована на опыте зарубежных стран. Было доказано, что совместное обучение, взаимодействие и развитие здоровых детей с детьми, имеющими ОВЗ, значительно влияет на последующую адаптацию последних: позволяет им чувствовать себя наравне со здоровыми людьми, ощущать эмоциональное благополучие, развивать необходимые знания, умения и навыки [4, 29]. В свою очередь, подобная практика в образовательной системе положительным образом отражается и на здоровых детях, помогая культивировать в них доброту, отзывчивость, толерантность по отношению к «особенным» детям. Таким образом, для детей с ОВЗ инклюзивное дошкольное образование – это шанс на избавление от последующих социальных, психологических проблем и трудностей.

Но несмотря на те плюсы, которые обнаруживает дошкольное образование инклюзивного характера, можно столкнуться с большим спектром трудностей: отсутствие нормативно-правовой базы (которая позволяла бы определять критерии численности детей с ОВЗ в группе, время их пребывания, состав специалистов, порядок финансирования работников инклюзивной группы); отстутсиве необходимой методической литературы; неразрешённые проблемы в образовательной среде и вытекающие из них трудности, связанные с финансированием (что ведёт к невозможности многих ДОО организовать инклюзивные группы); отсутствие достаточного опыта, знаний и готовности принять ребёнка с ОВЗ у педагогического состава; отношение родителей  (родители «особых» детей зачастую демонстрируют перекладывание ответственности за воспитание своего ребёнка на работников детского сада, а родители здоровых детей часто обнаруживают страхи и переживания по поводу того, что нахождение в группе ребёнка с ОВЗ может каким-либо образом навредить их чаду) [3, 58].

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что обнаруживается острая необходимость в создании ДОО инклюзивного характера  (так как это способствует адаптации детей с ОВЗ с самого раннего детства, формирует терпимое отношение к людям с особыми потребностями со стороны социума). Но вместе с тем, данная система образования имеет большое количество трудностей, которые требуют срочного решения, ведь от этого зависит жизнь, благополучие многих людей, а также состояние нашего с вами общества.