Полный текст статьи
Печать

В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, которые обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. На базе школы приобщение к народно-художественной культуре, знакомство с народными художественными промыслами и ремеслами проходит в рамках предмета “Изобразительное искусство”, и во внеурочной и внеклассной деятельности.

Занятия росписью положительно влияют на развитие личностных качеств учащихся младшего школьного возраста, особенно необходимых на данном этапе, так как занятия росписью требуют волевых качеств и усилий, усидчивости, концентрации внимания, а также способствуют развитию художественно-образного мышления, активизируют творческую деятельность. Однако, не так просто заставить ребенка заниматься коропотливым трудом. Неотъемлемым фактором активизации творческой деятельности младшего школьника является новизна. Здесь возможно включить в программу уроков изучение художественных росписей нашей республики (мы выбрали кистевую роспись в национальной посуде), что способствует появлению у учащихся интереса к промыслу, а также расширению их кругозора.

Декоративное рисование ставит своей целью ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства, которое совершается на основе определённых правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов.

На уроках учащиеся знакомятся с законами композиции, составляют узоры, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают историю и орнаментальное творчество якутского народа.

Потребность видеть прекрасное и самому творить его присуща всем народам. В невероятно суровых условиях наши предки не только выживали, но и находили время создавать красоту, в которой отражена историческая память. Народное искусство имеет особый образный язык, в наглядных формах передающий особенности национального сознания. Для него характерны конструктивная ясность формы, обобщенность, выразительная условность изображений и орнаментальность. Они всегда преобразованы фантазией творца в выразительный образ, лишенный дробных мелких деталей, обобщенный народным сознанием. Чаще всего природный мотив становится элементом узора, орнамента и обязательно соотносится формой. “Орнаментальное искусство - высшее достижение якутского изобразительного фольклора. Это сложившаяся художественная система, в которой наиболее ярко проявляются особенности народного мировидения и эстетики” [2].

История якутского орнамента - это живая история самого народа. Некоторые формы якутского орнамента восходят к глубоким эпохам прошлого, отличаются древностью происхождения, что получило отражение в археологическом материале. С становлением и развитием якутского этноса менялся, обогащаясь новыми мотивами, орнаментальный строй предметов якутского народного искусства, усложнялась структура якутского орнамента [2].

Представление о народной культуре, чувственном восприятии мира, строится на предметном мире, окружающем человека. Интерес к многовековому наследию народного искусства возрастает с каждым поколением. Сегодня якутская национальная посуда стала ярким показателем самобытной культуры, его творческим, эстетическим и художественным мерилом качества, прекрасным украшением быта [1].

Чороон является визитной карточкой республики и символом народа Саха. Каждый узор и орнамент подчеркивает и облагораживает его форму и хранит в себе смысл. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с народными промыслами, знакомятся с видами росписей, семантикой орнаментов, что способствует развитию творческой активности, развивает познавательный интерес к изучению культуры своего  этноса.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: чем более учащиеся вовлечены в самостоятельный творческий процесс росписи изделий, тем выше их уровень творческой активности. При использовании техники кистевой росписи у детей повышается интерес к урокам изобразительного искусства. Творческая самореализация личности младшего школьника есть продуктивная художественно-образовательная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей.