Полный текст статьи
Печать

Актуальность проблемы развития критического мышления учащегося обусловлена требованиями информационного общества и ФГОС к выпускнику школы, который должен уметь учиться в течение всей жизни, быть конкурентоспособным. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний на основе формирования умения учиться является одной из стратегических задач современного образования. В школьном возрасте учащийся стремится проявить себя в коллективе сверстников, анализирует и критически осмысляет явления действительности, социальные проблемы. Реализация развития критического мышления в школе позволяет проектировать интерактивный образовательный процесс, в котором учащиеся занимают активную позицию, анализируют, осмысляют, оценивают информацию, сопоставляют различные точки зрения, отстаивают свое мнение, делают выводы, определяют возможности решения проблемы. Данная тема актуальна на современном этапе развития общества в целом и образования в частности.

Проблемой развития критического мышления занимались многие исследователи: А.С. Байрамов, А.И. Липкина и Л.А. Рыбак, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. В работах этих авторов критическое мышление рассматривается как качество ума. Б.М. Теплов оценивает критическое мышление как «умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке». [2, С.104]

Критичность мышления можно воспитывать у школьников при выполнении специальных учебных заданий на нахождение и исправление ошибок. Учителю иногда бывает полезно совместно с учащимися проследить весь ход ошибочных рассуждений до конца, чтобы натолкнуть школьников на противоречие, которое поможет им осознать ошибку. [3, С.225]

В исследованиях В.М. Синельникова изучались пути развития критического мышления у школьников в процессе учебной деятельности. В результате, которой, выяснилось, что наиболее эффективной в процессе обучения математике является система специальных ошибочных упражнений, направленных на развитие у школьников способности обнаруживать и опровергать ложные суждения, т.е. на развитие критического мышления. [2, С.105]

В данном исследовании математические ошибки рассматриваются не как явление, с которое нужно предупреждать и с которым нужно бороться (это сомнению не подлежит). Делается попытка извлечь из этого явления пользу, а именно развивать критическое мышление.

На этой основе нами разработана система ошибочных заданий по теме «Подобные треугольники», которые могут применяться на уроках геометрии в 8 классе. Приведем примеры таких заданий, содержащих в своем решении ошибки и недочеты:
Выполнение таких заданий должно поспособствовать развитию критического мышления у учащихся. Так как при выявлении ошибок учащиеся: понимает суть; критически оценивает прочитанное; оценивает надежность информации; отличает верную версию от лживой, находит причины ошибок, логическое формирует выводы, предлагает мнение с аргументами, т. е. развивает критическое мышление. Критическое мышление несовместимо с тем, чтобы пассивно усваивать предложения и аргументы. Значит критически относиться к проблеме, к получаемой информации, задумываться о подтексте, о возможных исключениях и противоречиях, ориентироваться в безбрежном море информации.

На начальном этапе исследования и на контролирующем этапе после проведенных уроков с применением ошибочных заданий, проведены тесты-опросники для проверки развития критического мышления у учащихся, авторами которого являются психологи Ю.Ф.Гущин., Н.В. Смирнова. Тест-опросник состоит из 12 заданий.  Максимальное число баллов, полученных за 12 заданий = 32 балла.[1, С.5-23]

Высокий уровень: если учащийся набирает 29 балла и больше по тесту.

Выше среднего: если учащийся набирает от 22 до 28 баллов

Средний уровень: если учащийся набирает от 15 до 21 баллов.

Ниже среднего: если учащийся набирает от 8 до 14 баллов

Низкий уровень: если учащийся набирает меньше 8 баллов.

По результатам этих тестов на начальном этапе у большинства учащихся оказалось средний уровень развития критического мышления, а у остальных ниже среднего. На контролирующем этапе у большинства учащихся был скачок в развитии. И даже у кого был низкий уровень, стал средний уровень развития. Что говорит о том, что у учащихся был сдвиг в развитии критического мышления. 

            На основе представленных результатов, можно сделать вывод, что наше предположение, о том, что применение специальных ошибочных заданий будет способствовать развитию критического мышления в обучении математики, подтвердилась.