Актуальным запросом современного общества к выпускникам вузов является наличие не только профессиональных знаний и умений, но и формирование профессиональных компетенций, под которыми понимаются такие качества личности, как умение анализировать ситуацию и принимать адекватные ей разумные решения, полагаясь только на свои умения и опыт; наличие определенных профессионально-значимых личностных качеств; способность применять полученные знания на практике. Проблема формирования профессиональных и общекультурных компетенций приобрела в России особую актуальность в связи с интенсивным развитием рыночных отношений и переходом на западный корпоративный стиль работы, который включает в себя умение эффективно работать в команде, иметь гибкий подход к работе, уметь адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям жизни и требованиям работодателя, принимать самостоятельные решения, уметь руководить коллективом, быть толерантным к различным культурам и религиям и т.д. По И.А. Зимней «Изменение парадигмы образования в XX — начале XXI века - в его направленности, целях, содержании ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов» [1]. Изменение целей и содержания образования происходит на всех ступенях образовательных учреждений. В данной статье мы ставим целью изучение особенностей формирования компетенции «умение работать в команде» в вузе н занятиях по иностранному языку. Данная компетенция была выбрана нами не случайно. Основой для овладения командной компетенции являются коммуникативные свойства личности, учитывая, что главная функция дисциплины «иностранный язык» именно коммуникативная, мы считаем, что она может являться необходимым средством для развития данной компетенции. Для формирования компетенции работать в команде целесообразно придерживаться методологического подхода о междисциплинарной интеграции, то есть объединении и взаимодополнении дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Этот подход предусматривает изучение специальных дисциплин (математики, физики, информатики и др.) на занятиях по иностранному языку. Командная деятельность чаще всего связана с решением профессиональных задач и проблемных ситуаций. Поэтому для максимального приближения ситуаций к будущей профессиональной деятельности и ознакомления студентов с типичными ситуациями, которые возникают в рабочей среде нами используется специализированный контент в заданиях. Кроме того, наличие межпредметных связей способствуют повышению мотивации студентов, формированию актуальных профессиональных знаний и личностных качеств. Неоспоримым преимуществом при создании различных проектов является партнерство с преподавателями профильных дисциплин. Придав изучению иностранного языка профессиональный контекст мы можем повысить внутреннюю мотивацию студентов на изучение языка, обеспечить студентов профессиональными знаниями и способствовать развитию их коммуникативных способностей.
Далее рассмотрим понятие «команды» и основные этапы формирования команды. Мы придерживаемся общей трактовки понятия: «команда – это группа людей, работающих на достижение одной общей цели, где у каждого участника своя определенная роль и функция, и от качества работы каждого зависит конечный результат». Формирование командной компетенции студентов по В.С. Окуневой это «…целенаправленный педагогический процесс, способствующий пониманию и признанию студентом профессиональной значимости и личностной ценности командной деятельности…» [2].
Команда – это более сложная и совершенная форма организации работы коллектива или группы людей. Сплоченная и эффективная команда ценный ресурс любой современной компании. Если привести следующее сравнение западных авторов о том, что коллектив – это пальцы руки, а команда – это кулак, то становится понятно, что такая компания менее подвержена влиянию негативных внешних факторов и конкуренции. Понимая это, многие работодатели указывают наличие данной компетенции как одно из требований при приеме на работу. С другой стороны, многие соискатели пишут это умение в своих резюме, не всегда понимая суть данного умения и что от них требуется. Поэтому существует объективная необходимость формирования и развития данного умения во время обучения в вузе. Рассмотрим какие средства дисциплины «иностранный язык» могут в этом помочь.
Целью изучения любого иностранного языка не является изучение лишь его лексики и грамматики, а изучение языка, с помощью которого возможно осуществлять коммуникацию на бытовом и профессиональном уровне, для выполнения различных жизненных и профессиональных задач. Использование в этой дисциплине активных методов обучения и различных практико-ориентированных педагогических технологий, таких как Task-based learning (TBL), является хорошей тренировкой для развития аналитического мышления, коммуникации, компетенции решать проблемы, отделять главное от второстепенного и т.д. В этой связи, хорошо себя зарекомендовали следующие традиционные в дисциплине «иностранный язык» виды обучения:
обучение в сотрудничестве, дискуссия, эвристическая беседа, метод проектов; задания ориентированного обучения, ролевые, «деловые» игры, задания ориентированного обучения (task-based learning).
Такие задания можно использовать для решения моделированных профессиональных ситуаций в команде. Однако для выполнения их требуется предварительная подготовка. Ошибочно полагать, что после постановки цели и задач задания и обсуждения идей сразу начнется активная и эффективная деятельность команды. Для формирования командного духа и сплоченности требуется время. Принято различать следующие этапы в формировании эффективной команды: формирование, обсуждение, установление дружеских отношений (рабочей атомосферы), выполнение задания. Остановимся на них более подробно.
Формирование – это этап, во время которого участники присматриваются друг к другу, выбирают наиболее подходящий стиль общения и поведение в группе, выбирают лидера команды. Для данного этапа хорошо подойдут так называемые «ice-breaking» и «warming-up» упражнения. Они как раз призваны познакомить людей друг с другом и уменьшить скованность и стеснение. Во время выполнения таких упражнений студенты впервые присматриваются друг к другу, запоминают имя, манеру общения, голос, то есть формируется первое впечатление. В следующий раз они уже будут более уверены при общении друг с другом. Задания и лексика этого этапа должны быть достаточно легкими и понятными всем, не стоит использовать сложную грамматику и слова, иначе у студентов с более низким уровнем владения языком сформируется впечатление, что они хуже других и заставит их избегать общения и высказываний в будущем. Целью данного этапа является создание дружеской, комфортной для всех атмосферы.
Обсуждение - самый сложный этап, так как в этот момент участники команды начинают высказывать свои мысли, идеи и мнения. Первая трудность заключается в том, что не все студенты хорошо владеют разговорными фразами и могут вести дискуссию. Вторая трудность – мнения могут кардинально отличаться друг от друга, то есть могут начаться непонимания и конфликты. На данном этапе важно проявить выдержку и уважение к остальным участникам и их мнению. Здесь, как и на первом этапе основное внимание участников уделяется друг другу и отношениям в команде, нежели самому заданию. Для решения языковой проблемы можно заранее дать студентам стандартные фразы (клише) для ведения дискуссии, дать возможность подготовиться к ней, это даст им возможность более уверенно себя чувствовать. Для решения второй проблемы необходимо объяснить студентам тактику ведения дискуссии, необходимость сглаживать конфликтные ситуации, избегать агрессии, толерантно воспринимать любые мнения. Только при условии открытого диалога и высказывания мнений возможна эффективная командная деятельность. Недоверие, скрытые мысли и невысказанная обида впоследствии могут привести к проблемам и конфликтам. Некоторыми авторами предлагается составить какой-либо документ (соглашение, положение, инструкцию) по разрешению конфликтных ситуаций, совместно обговорить и расписать способы разрешения конфликтов [4]. Такой документ может быть составлен вместе с преподавателем, однако в идеале, студенты должны сделать это самостоятельно.
Установление дружеских отношений (рабочей атмосферы). На этом этапе участники команды учатся разрешать конфликты, атмосфера становится дружеской и энергия участников направляется на работу над проектом, а не на личные взаимоотношения. Здесь уже появляются реальные результаты и ощутимый прогресс в работе.
Выполнение задания. На данном этапе участники уже знают сильные и слабые стороны друг друга, определяются со своей ролью в команде. Кроме того, они уже достаточно знакомы и доверяют остальным участникам команды, и могут открыто выражать свои мысли и идеи, поэтому именно в этот момент появляется множество идей, этот этап самый плодотворный. Цель практически достигнута.
Прежде чем студенты приступят к выполнению задания, преподаватель должен дать им инструкции и рекомендации к выполнению, в которые обязательно должны входить план работы над проектом и сроки выполнения. Чтобы помочь студентам распознать свои роли и применить все свои умения максимально эффективно можно дать им список ролей, необходимых для выполнения работы, а также дать им возможность обсудить всем вместе кто является наиболее подходящим для той или иной роли. Студенты могут меняться ролями для того, чтобы максимально выразить себя и использовать все свои умения и навыки. Для успешного функционирования команды нужно обеспечить такие условия, чтобы студенты работали в сотрудничестве. При этом неважно встречаются ли студенты на реальных собраниях, или общаются онлайн, командная работа не подразумевает под собой постоянную совместную работу членов команды в одном месте. Главное иметь хорошую коммуникацию между членами команды. Команда предполагает выполнение каждым своей функции, а не выполнения одного и того же всеми студентами одновременно. При этом, в команде должен быть лидер, который контролирует работу в целом и сроки ее выполнения.
Проанализировав вышесказанное, мы предлагаем ввести в этапы формирования команды дополнительные два этапа: подготовительный этап (перед формирующим) и рефлексивно-оценочный этап (после каждого основного этапа и в конце работы). Подготовительный этап нужен на наш взгляд, чтобы студенты осознали понятие «команда», узнали основные принципы работы, требования, личные качества, предъявляемые к членам команды, познакомились с примерами успешных команд и проектов. Главное на данном этапе – это пробудить интерес и мотивировать студентов на работу в команде, осознать преимущества командной деятельности перед индивидуальной. Рефлексивно-оценочный этап необходим в связи с тем, что согласно многочисленным отзывам работодателей, выпускники не владеют способностью объективно оценивать и анализировать свою работу, высказывать конструктивную критику и выслушивать ее [3]. А это умение очень важно в профессиональной деятельности.
Что касается оценивания командной работы, то здесь необходимо отметить, что это является сложным и не до конца методически разработанным явлением. Анализ источников показал, что разные авторы придерживаются разных точек зрения, одни считают, что оценивать необходимо в конце общую работу, другие выступают за оценивание индивидуального вклада членов команды, третьи считают необходимо включать элемент оценки индивидуального вклад в общую работу. Также предлагается оценивать работу как после каждого этапа, так и в конце работы. Кроме того, не разработаны единые критерии оценивания командной компетенции. В своем исследовании мы придерживаемся способа оценивания после каждого этапа и выставление общей итоговой оценки в конце работы. Оценивание после каждого этапа, на наш взгляд, помогает студентам узнать свои ошибки и устранить их, улучшить способы взаимодействия с другими членами команды и повысить мотивацию на выполнение своей части работы качественно и в срок. Это может помочь студентам развить навыки самоанализа, научиться «видеть» себя со стороны и скорректировать свою дальнейшую работу. Причем данное оценивание проводится самими студентами. Нами был разработан следующий бланк оценивания действий партнера по команде.
Peer Evaluation Form
Attribute
|
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Attended group meetings |
|
|
|
|
|
Understood and accepted assigned task |
|
|
|
|
|
Contributed to group discussions/ Suggested ideas |
|
|
|
|
|
Showed enthusiasm and participation |
|
|
|
|
|
Completed work on time and accurately |
|
|
|
|
|
Worked well with other group members |
|
|
|
|
|
Mitigated conflicts |
|
|
|
|
|
Listened to others attentively |
|
|
|
|
|
Was polite and helpful |
|
|
|
|
|
Total score:
|
|
|
|
|
|
Эксперимент, проведенный у студентов 1 и 2 курса бакалавриата показал, что данные способы поэтапной организации командной работы достаточно успешны. Средства иностранного языка могут в полной мере применяться для формирования компетенции работать в команде, учитывая их коммуникативную функцию. Самостоятельное оценивание друг друга вызывает у студентов интерес и мотивацию к более успешной деятельности, позволяет понять свои ошибки и развивает чувство ответственности перед однокурсниками за выполнение работы.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что формирование командной компетенции возможно интегрировать в образовательный процесс вуза во время изучения дисциплины «иностранный язык», использование средств данной дисциплины помогает развить такие качества личности, необходимые для успешной работы в команде, как коммуникабельность, дружелюбие, взаимопомощь, толерантность к другим взглядам и культурам, умение высказывать свое мнение и аргументировать его и др. Формирование данной компетенции должно проходить поэтапно и с возможным использованием междисциплинарного подхода. При этом на занятиях необходимо уделять внимание как позитивным факторам работы в команде, так и факторам, негативно отражающихся на ней и устранять их до конца выполнения работы для достижения наилучшего результата.