Полный текст статьи
Печать

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» перед поступлением в 1-й класс ребёнок проходит медицинский осмотр специалистами, а так же лабораторное обследование. Профилактический медицинский осмотр проводится в целях своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних [4]. По окончании медицинского осмотра педиатр определяет группу здоровья ребёнка. Группы здоровья обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V). Кратко охарактеризовать их можно следующим образом:

I группа здоровья – здоровые дети;

II группа здоровья – дети, имеющие функциональное отклонение здоровья;

III группа здоровья – дети, имеющие хроническую патологию;

IV группа здоровья – дети, имеющие хроническую патологию в стадии субкомпенсации, т.е наличие функциональных отклонений с частыми обострениями основного заболевания;

V группа здоровья – дети, имеющие хроническую патологию в стадии декомпенсации, т.е угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

По данным приведённым в таблице 1, после изучения этих медицинских крат, можно оценить  состояние здоровья первоклассников МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара в начале учебного 2016 года.

Таблица 1

Группы здоровья первоклассников МБОУ СОШ № 20 города Краснодара в 2016 году (% от числа школьников) 

Группа здоровья

1 «А» класс

1 «Б»

класс

1 «В»

класс

1 «Г»

класс

1 «Д»

класс

Итого

I группа

44

37

38

39

38

39

II группа

53

57

59

58

55

56

III группа

3

6

 

 

7

3

VI группа

 

 

 

 

 

 

V группа

 

 

3

3

 

2

 

На основании этих результатов был сделан следующий вывод: в первый класс поступили в основном дети с I и II группой здоровья. Абсолютно здоровых  детей в них только 39% от общего количества всех первоклассников. Далее в процессе анализа медицинских карт определены проблемы здоровья и заболевания, которые имеют первоклассники в каждом классе. Эти данные приведены в таблице 2.

Таблица 2

Состояние здоровья первоклассников МБОУ СОШ № 20 города Краснодара в 2016 году (от общего количества школьников в классе) 

Заболевания конкретных органов организма детей

1 «А» класс

1 «Б» класс

1 «В» класс

1 «Г» класс

1 «Д» класс

Итого

кожа

2

 

2

1

1

6

органы пищеварения

1

 

1

 

 

2

глаза

2

5

5

3

4

19

почки

1

 

 

 

 

1

костно-мышечная система

3

2

1

5

2

13

сердечнососудистая система

3

 

2

1

2

8

нервная система

 

1

3

1

 

5

эндокринная система

 

2

 

2

 

4

органы дыхания

 

1

1

2

2

6

 

Конкретно по всем первым классам школы определено, что среди кожных заболеваний часто встречаются аллергические дерматиты, среди органов пищеварения – дискенизия желчно-выводящих путей. В заболеваниях глаз у 19 учащихся первых классов выявлена миопия слабой степени. 1 первоклассник, перенесший пиелонефрит, страдает заболеванием почек. Большое число первоклассников (13 человек) в развитии костно-мышечной системы имеют нарушения осанки. Немало первоклассников имеют диагнозы сердечно-сосудистой системы: 6 учащихся из них – ВПС (врождённые пороки сердца, в том числе оперированные) и 2 ребёнка с функциональным систолическим шумом в сердце. Заболеваниями нервной системы страдают 5 первоклассников: 1 ребёнок с ДЦП, остальные – неврозами. 4 ученика первых классов имеют заболевания эндокринной системы – дети с лишним весом и дефицитом веса. Среди заболеваний органов дыхания выявлены хронические тонзиллиты и риниты.

Эти данные были обнародованы среди классных руководителей 1-х классов, учителей, обучающих первоклассников, и членов администрации МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара в начале учебного 2016-го года. Все понимают, что не учитывать эти факты в учебно-воспитательном процессе непростительно, особенно в период адаптации первоклассников к обучению в школе. Ведь главный принцип обучения в нашей школе «Не навреди!» относится ко всем субъектам образования. Обучение в школе – серьёзное испытание на прочность всего организма ребёнка. Особенно сильно школьные нагрузки сказываются на ещё не окончательно сформированном организме учеников начальных классов. Поэтому правильная организация учебного процесса должна включать в себя профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Первостепенной задачей, исходя из результатов анализа состояния физического здоровья первоклассников школы (13 человек страдают заболеваниями костно-мышечной системы), является формирование и сохранение правильной осанки учащихся. Её нарушения согласно медицинским данным [1] приводят не только к ряду патологических отклонений в формировании опорно-двигательного аппарата, но и многочисленным негативным изменениям в работе внутренних органов. Причиной номер один нарушения осанки выступают длительные динамические и статические перенапряжения, особенно на этапе роста и развития позвоночника у первоклассников (неправильная поза за партой, за столом, длительное пребывание за компьютером и пр.). Длительная неправильная рабочая поза за столом – это главная причина нарушения осанки [5]. Потому профилактика нарушений осанки у детей – это в первую очередь приучение к физиологической рабочей позе (рис.1) и физические упражнения. 

Рисунок 1 – Физиологическая рабочая поза работы за столом

 Неправильная осанка может стать причиной неполноценного, недостаточного дыхания, что в свою очередь проявится в недостаточном поступлении кислорода в головной мозг и другие органы растущего организма. Помимо нервной системы от длительной гипоксии особенно страдает сердечнососудистая система, увеличивая риск возникновения различных заболеваний.

Все мероприятия в школе, направленные на формирование правильной осанки, разделены на две большие группы – исключение факторов, повышающих риск приобретения патологии осанки и профилактические меры, способствующие правильному физическому развитию. Рассмотрим их подробнее.

В первую очередь представим факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на физическое развитие младшего школьника, о которых следует знать всем, кто работает с младшими школьниками, в том числе и родителям учащихся:

– неправильное положение тела во время уроков, выполнения домашних занятий и пр., которое мы рассмотрели выше. Длительное нахождение ребёнка в неправильном статическом положении приводит к нарушениям физиологического тонуса мышц, а в дальнейшем может стать причиной развития патологических искривлений позвоночника. Для следования этому требованию необходима правильная организация рабочего места школьника. Высота сидения и столешницы должны быть выставлены на оптимальную высоту с учётом роста ребёнка. Освещение рабочего места преимущественно спереди, слева и сверху. Кроме того необходимо регулярно, не реже одного раза в четверть, менять постоянное рабочее место каждого ученика в классной комнате. Причём перемещение должно быть не только по рядам, но и со сменой удалённости от классной доски.

– нерациональное применение сумок или портфелей для ношения школьных принадлежностей. Школьные портфели или сумки могут стать причиной возникновения нарушений осанки. Негативными факторами являются не только большой вес, но и привыкание длительно носить тяжёлый предмет в одной руке, в одном положении. Поэтому большинство педиатров рекомендуют вместо портфеля отдать предпочтение лёгкому заплечному ранцу, позволяющему равномерно нагружать позвоночник без перекашивания плечевого пояса.

Далее рассмотрим профилактические меры, способствующие правильному физическому развитию. Все мероприятия, направленные на достижение правильного развития опорно-двигательного аппарата младших школьников, разделены на три большие взаимосвязанные между собой группы.

1) Мероприятия, проводимые в школе.

– еженедельное проведение уроков физической культуры, на которых следует уделять особое внимание выполнению упражнений с равномерной загруженности всех групп мышц;

– ежедневные физкультминутки, призванные устранять последствия длительных периодов сидения за партами;

– различные спортивные праздники, соревнования и пр.

2) Мероприятия, проводимые вне школы.

– различные спортивные секции, среди которых для учащихся начальной школы следует отдать предпочтение игровым видам спорта – динамичным, но не требующих больших физических нагрузок.

3) Мероприятия, проводимые в семье:

– ежедневная утренняя зарядка

– регулярные семейные занятия спортом – туристические походы, участие в различных соревнованиях (семейное спортивное ориентирование и пр.)

В соответствии с результатами анализа медицинских карт первоклассников выявлено большое количество (19 учеников) учащихся, у которых диагностирована миопия слабой степени в заболеваниях глаз. Основным симптомом миопии является пониженная острота дальнего зрения, при котором находящиеся на определённом расстоянии объекты (номера домов, автобусов, надписи, лица людей) неразличимы и выглядят нечётко и размыто. К побочным симптомам относятся быстрое утомление зрения, головные боли, иногда тошнота. Миопия развивается в большинстве случае в младшем и среднем школьном возрасте, а затем может прогрессировать [3]. Отсюда следующей значимой и неотложной проблемой для МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара стала организованная работа по профилактике ослабления зрения.

Уроки в школе приводят к значительной нагрузке на органы зрения, Особенно явно это проявляется в отношении учащихся начальной школы и преимущественно у первоклассников. Отсутствие навыков быстрого и качественного чтения приводит к перенапряжению органов зрения и может стать причиной развития нарушений аккомодации и другим заболеваниям. Планирование мероприятий по профилактике нарушения зрения у младших школьников в нашей школе включает в себя следующие направления, которые описаны в определенных требованиях.

1. Правильная организация учебного помещения. Стены следует окрасить светлой краской, желательно – не дающей блестящей, бликующей поверхности. Окна должны быть большими, их не следует загромождать большими предметами – крупными цветами, картинами и пр. При попадании на окна прямых солнечных лучей рекомендуется использовать лёгкие прозрачные занавески. Окна должны быть чистыми, поскольку загрязнённые стёкла задерживают от 20% до 50% светового потока.

2. Правильная организация освещения на рабочем месте ученика. Поверхность стола не должна давать бликов. Источник света должен располагаться выше уровня головы и исключать попадание прямого света в глаза. В вечернее время наличие индивидуального источника света не исключает необходимость качественного общего освещения в комнате.

3. Расстояние от поверхности стола до глаз школьника должно быть примерно 45-50 см, что способствует правильной осанке и не вызывает перенапряжения аккомодации зрения.

4. Продолжительность непрерывных занятий не должна превышать часа, а для первоклассников – 30 минут, после чего необходим перерыв со сменой вида деятельности, в том числе и для отдыха органов зрения.

5. Дома требуется постоянный контроль за временем пользования школьниками компьютером и телевизором. Необходимо не только ограничивать время таких занятий, но и организовать условия, обеспечивающие оптимальное положение ребёнка перед экраном. Оптимально если телевизор расположен прямо перед лицом на уровне глаз на расстоянии около трёх метров.

6. При необходимости – регулярно проделывать упражнения, способствующие укреплению как глазодвигательных мышц, так и тренировке аккомодации.

Отдельно стоит обратить внимание на проблему профилактики заболеваний зубов, поскольку, как известно, многие другие заболевания у младших школьников вызваны именно этим. Детские зубы наиболее подвержены поражению кариесом, а в случае его возникновения осложнения в виде пульпита и периодонтита возникают очень быстро. Но, несмотря на всеобщее понимание важности профилактических мероприятий, ошибки в уходе за зубами остаются очень распространённым явлением. Опишем требования, которые должны соблюдать родители младших школьников, чтобы не допустить заболевания своих детей.

Прежде всего, необходимо тщательно подобрать для ребёнка наиболее подходящие для него средства ухода за зубами – зубные щётку и пасту. Первоклассники часто хотят чувствовать себя взрослыми ведь они уже «совсем большие» и ходят в школу! Нужно убедить ребёнка в том что ему больше подходит детская щёточка с небольшим размером головки и короткими щетинками. А вот убеждать пользоваться детскими зубными пастами обычно долго не приходится – такие пасты отличаются привлекательным для ребёнка дизайном оформления и радуют большим разнообразием вкусовых оттенков.

Второй важный момент – как чистить зубы. Ребёнок школьного возраста или старается избежать чистить зубы как неприятной обязанности, или стремится делать это самостоятельно. Чаще всего результат в обоих случаях примерно одинаковый. Поэтому мало привить ребёнку привычку чистить зубы дважды в сутки (после завтрака и перед сном), необходимо ещё и выработать в нём стремление достигать главную цель – тщательно вычищать зубы! А для этого крайне важно, чтобы ребёнок чистил зубы под контролем взрослого. Или – начинал чистить зубы самостоятельно, а затем дочищал те участки зубных рядов, на которые ему укажут родители.

Чистка зубов не должна сопровождаться спешкой. Это последовательный процесс, и желательно его проводить по одной, постоянной схеме. Например, начинать чистить с крайнего правого верхнего зуба до крайнего левого, после чего переходить на крайний левый нижний и двигаться к противоположной стороне нижнего зубного ряда. При этом следует следить за тем, чтобы одинаково тщательно очищались все поверхности зубов, а не только их внешняя сторона или жевательная поверхность.

Движения щёткой не должны быть сильными, давящими. Щетинки должны двигаться часто, но в одном направлении, как бы выметая зубной налёт в направлении от десны к жевательной поверхности или режущему краю. Движения взад-вперёд не очищают зубы, а перемещают зубной налёт в межзубные промежутки или в область дёсен.

Но даже при самом внимательном отношении со стороны родителей к уходу за зубами ребёнка велика вероятность ошибок. Поэтому самой правильной тактикой следует считать обращение родителей вместе с ребёнком к детскому стоматологу-гигиенисту с тем, чтобы непосредственно научиться осуществлять необходимые гигиенические требования под контролем специалиста. Это поможет не только овладеть правильными навыками, но и позволит выбрать наиболее подходящие средства гигиены и индивидуальную схему ухода за зубами.

Итак, группа здоровья ребёнка может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья, образа жизни. Задача школы и родителей учащихся начальных классов в здоровьесбережении [2] – сохранить здоровье детей. Если у ребёнка нарушение осанки, то не допустить перехода в сколиоз. Для этого младшему школьнику необходимы занятия лечебной физкультурой, массаж, правильная поза во время занятий учебной деятельностью. Если у ребёнка обнаружена миопия слабой степени, то не допустить, чтобы она переросла в среднюю и высокую степень и т.д. Ведь можно недоработать в обучении, но сохранить и укрепить здоровье младшего школьника, не