Полный текст статьи
Печать

Модернизация системы образования в Республике Казахстан (РК) предполагает необходимость создания благоприятных условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.

В последние годы в РК отмечается значительное увеличение числа детей с ОВЗ. В этой связи растет количество коррекционных классов, специальных школ, внедряется инклюзивное обучение, которое призвано обеспечить равные права каждого ребенка в получении адекватного образования.

К категории «дети с ограниченными возможностями здоровья» относятся дети с отклонениям в физическом и психическом развитии, зачастую, вследствии поражения центральной нервной системы. Это дети с нарушениями слуха, речи, интеллекта, дети с задержкой психического развития, дети с поражениями опорно-двигательного аппарата, а также дети с множественными нарушениями.

Все они нуждаются в постоянном сопровождении специалистов.

Понятие сопровождение многие авторы (И.М. Бондаренко, А.М. Ковешникова [1], Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова [2], Олешкевич В.И. [3]) определяют как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку в решении задач, связанных с обучением, воспитанием, развитием и социализаций.

Цель сопровождения – организация личностно-ориентированного подхода к ребенку, создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответветствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Основные направления сопровождения:

-  Диагностика отклонений психофизического развития.

-  Коррекционно-развивающая работа, разработка коррекционных программ.

-  Консультативная помощь детям, учителям и родителям в работе.

-  Решение проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

В Казахстане функционирует специальная служба сопровождения детей с ОВЗ. К ней относятся областные, городские и районные психолого-медико- педагогические консультации, непосредственно в учебных заведениях работают дефектологи, психологи, социальные педагоги, представители родительских комитетов.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения в значительной степени зависит от компетентности специалистов, осуществляющих сопровождение. Поэтому одна из важнейших задач психолого-педагогического сопровождения – развитие компетентности сопровождающих.

Центр непрерывного образования ЗКГУ им.М.Утемисова в рамках дополнительного образования организовал годичные курсы для студентов специальности «Педагогика и психология» с целью подготовки их к работе по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа курса включает в себя как теоретические занятия,  так и практику в специальных школах, коррекционных классах общеобразовательных школ, в классах с инклюзивным обучением. Основная задача курсов – формирование у будущих педагогов-психологов готовности к применению знаний по коррекционной педагогике и психологии в работе с детьми с разными отклонениями развития, формирование у них способности эффективно решать типичные задачи в реальных педагогических ситуациях.

Занятия проводятся в форме деловых игр, психотренингов, мозговых штурмов, в форме анализа конкретных жизненных ситуаций.

Особое место в программе курса занимают дисциплины по психолого-педагогической диагностике и коррекции, психологическому консультированию. Специальные теоретические и практические занятия проводятся по олигофренопедагогике, логопедии, сурдопедагогике, тифлопедагогике, раннему детскому аутизму.

На занятиях по психодиагностике студенты получают знания, умения и навыки по сбору необходимых данных о ребенке, оценивают уровень развития их моторных, сенсорных, мнемических функций, определяют уровень развития интеллекта, речи, изучают мотивационную готовность детей к обучению. Особое внимание уделяется изучению интересов, стиля общения, отношений к другим людям. В ходе диагностики исследуются проблемы и трудности, возникающие у ребенка в разных сферах жизни.

На практических занятиях с детьми с ОВЗ студенты проводят наблюдение, тестирование, анализируют продукты деятельности учащихся, выясняют уровень коммуникаций, а также анализируют структуру основного дефекта ребенка. Анализ диагностики позволяет не только выявить отклонения в развитии, но и определить компенсаторные возможности психики. На основе данных психодиагностики студенты разрабатывают коррекционные программы применительно к конкретному ребенку, выбирают адекватные методы и приемы обучения и воспитания.

При организации коррекционной работы особое значение приобретает коммуникативная компетентность будущих специалистов. Успех коррекционной работы в значительной степени определяется тем, насколько сопровождающему удалось наладить сотрудничество с учениками, с родителями и администрацией школы.

В ходе психотренингов, ролевых и деловых игр студенты усваивают такие приемы влияния на детей как имя собственное, улыбка, комплимент, зеркало, умение слушать и слышать партнера по общению и другие.

Будущие дефектологи приобретают специальные навыки работы, направленные на социализацию ребенка, формирование у него гигиенических навыков, навыков общения, самооценки.

При составлении коррекционных программ студенты учитывают потребности детей, опираются на особенности той среды, в которой  воспитываются дети. Психокоррекционная деятельность осуществляется как в форме групповой, так индивидуальной работы. Выбор конкретных форм зависит от характера проблемы и возраста ребенка.

В процессе подготовки студентов к психолого-педагогическому сопровождению уделяется внимание их обучению консультированию учащихся, учителей и особенно родителей.

Задача специалистов по сопровождению – вовлечение родителей в процесс оказания помощи ребенку в его развитии. Обращается особое внимание в работе с родителями на нормализацию отношений с детьми, выработку оптимистических позиций в отношении к ребенку, формированию готовности взаимоотношения со специалистами-дефектологами. Основная цель – привлечение семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. Консультирование предполагает информирование родителей о проблемах ребенка, а также получение от родителей дополнительной информации о детях. Задачей консультирования может быть поддержка родителей. Психолог должен помочь родителям овладеть практическим знаниями и умениями, которые понадобятся в процессе воспитания детей. Работа направлена на повышение педагогической и психологической компетентности родителей.

В Западном регионе РК специальные школы и коррекционные классы создаются для детей с задержкой психического развития. На занятиях рассматриваются вопросы диагностики детей с задержкой психического развития, особенности коррекционной работы с учащимися младшего и среднего возраста, направления психологической помощи этим детям.

Проблемам олигофренопедагогики посвящен большой цикл лекционных и практических занятий. Рассматривается систематика умственной отсталости, ее причины,  особенности ощущений и восприятий умственно отсталых детей, особенности развития их мышления, речи, памяти. Студенты изучают методы диагностики и коррекции поведения умственно отсталых детей, особенности их обучения и воспитания.

Дети с нарушениями речи нуждаются в помощи логопеда. Как правило нарушения речи наблюдаются и у детей с нарушением интеллекта, а также детей с нарушением слуха.

На курсах значительный объем часов уделяется обучению будущих коррекционных педагогов логопедии. Рассматриваются виды логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей разного возраста. Особое внимание уделяется логопедическим занятиям по востановлению голоса – логопедической гимнастике, методике проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием, логопедической рифмовке и миниатюрам. Слоговая структура слов у детей отрабатывается на материале скороговорок, стихов и других текстов. Занятия проводятся на базе специальных школ и коррекционных классов логопедами-практиками.

В последние годы увеличивается количество детей с ранним детским аутизмом. Этой проблеме посвящен цикл лекционных и практических занятий. Изучаются особенности психического развития детей с РДА и методы коррекции.

Зачастую выпускники педагогических факультетов приглашаются на работу в специальные школы для глухих и слабослышащих детей, детей с нарушениями зрения.

Специальные разделы и темы занятий на курсах посвящены сурдопедагогике и тифлопедагогике. Занятия проводятся в спецшколах с учителями практиками. Рассматривается общая характеристика детей с такими отклонениями, особенности их обучения и развития, изучается жестовая речь.

Дети с ОВЗ, как правило, испытывают коммуникативные трудности в общении с окружающими. В плане обучения будущих дефектологов имеется раздел «Специфика детского общения и коммуникативные трудности». Рассматривается сущность понятия «затруднительное общение» и основные причины возникновения его у детей, дается классификация коммуникативных трудностей. Специально рассматриваются проблемы воспитания коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ. Обращается особое внимание на  воспитание у них чувства уверенности в себе, на развитие саморегуляции поведения, чувства такта.

Для преподавания раздела «Медицинские основы обучения детей с ОВЗ» приглашаются психотерапевты областного ПМПК и детской поликлиники. В ходе обучения рассматриваются методы исследования психосоматических заболеваний и их симптомы. Диагностические признаки соматизированной депрессии, ипохондрии, причины развития кардиофобии, начальные проявления таких психических заболеваний как шизофрения и эпилепсия. Будущие дефектологи проходят практику в коррекционных классах по применению основных методов психотерапии: игротерапии, сказкотерапии, таких видов арт-терапии как музыкотерапия, танцевальная терапия и других в зависимости от поставленного диагноза. 

Как утверждают работодатели, выпускники, прошедшие дополнительное обучение по дефектологии, быстро адаптируются в педагогических коллективах и профессионально осуществляют работу по сопровождению детей с ОВЗ.