Оказание экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации
Выпуск:
ART 970329
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвинова
Е.
В.,
Либертас
Р.
Н.,
Шевко
Н.
В. Оказание экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970329.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме необходимости обучения граждан оказанию допсихологической помощи пострадавшим, оказавшимся в экстремальной ситуации, для того, чтобы избежать негативных последствий в дальнейшем. Возможность решения данной проблемы авторы видят в создании учебного психологического центра просвещения и обучения всех желающих (на базе Амурского государственного университета) умениям распознавать признаки протекания острых стрессовых реакций и формировании умений и навыков оказания действенной помощи себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации.
Ключевые слова:
агрессия, экстремальные ситуации, допсихологическая помощь, острая стрессовая реакция, истерика, плач
Текст статьи
Либертас Радмила Николаевна,студентка,5 курс, специальность «Клиническая психология», факультет социальных наук, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск libertas438@yandex.ru
Литвинова Евгения Владимировна,студентка,5 курс, специальность «Клиническая психология», факультет социальных наук, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск evgenia231094@mail.ru
Шевко Наталья Васильевна,студентка,5 курс, специальность «Клиническая психология», факультет социальных наук, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск nviko@mail.ru
Научный руководитель: Кора Наталия Алексеевна,кандидат психологических наук,доцент, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск Nkora1@yandex.ru
Оказание экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации
Аннотация. Статья посвящена проблеме необходимости обучения и просвещения граждан оказания допсихологической помощи пострадавшим, оказавшимся в экстремальной ситуации, для того, чтобы избежать негативных последствий в дальнейшем. Возможность решения данной проблемы авторы видят в создании учебного психологического центра просвещения и обучения всех желающих (на базе Амурского государственного университета) умениям распознавать признаки протекания острых стрессовых реакций и формирование умений и навыков оказания действенной помощи себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации.Ключевые слова:допсихологическая помощь, экстремальные ситуации, острая стрессовая реакция, истерика, агрессия, плач.
В настоящее время в современном обществе человечество погрузилось в суету: дом, семья, работа, учеба…И в этом круговороте человек настолько «растворяется»,что забывает о самом главном: о ценности человеческой жизни. В связи с ростом и развитием технологий, увеличением роста природных катаклизмов, увеличивается и риск возникновения опасных ситуаций, и, иногда, время играет решающую роль в спасении жизни человека. Именно поэтому уже в школьные годы нас начинают обучать основам оказания первой медицинской помощи и правилам поведения при чрезвычайных ситуациях. К сожалению, полученные знания остаются лишь теорией. И когда люди сталкиваются с такими ситуациями, они не знают, что делать. Интерес к психологии экстремальных ситуаций неуклонно растет,как среди социологов, медицинских работников, так и среди практических психологов. Ю.С. Шойгу и другие специалисты определяют экстремальную ситуацию как внезапно возникшую ситуацию, которая угрожает или субъективно воспринимается человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию. Основными особенностями экстремальных ситуаций являются:
обычный уклад жизни разрушается, человек вынужденприспосабливаться к новым условиям;
жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события».Часто можно услышать «это было еще до аварии» (болезни, переезда и т.д.);
большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.В момент экстремальной ситуации спокойная жизнь большого числа людей оказывается разрушенной. Зачастую этим людям требуется «допсихологическая» помощь это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием (но обладающие определенными знаниями и умениями), помочь себе и окружающим, оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, возникшими в связи с этим кризисом или катастрофой.Негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов, сегодня исследуется такими учеными и практиками как Т.В. Довженко, А.И. Ляшенко, Л.В. Миллер, В.Н. Шатило, Ю.С. Шойгу и другими. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуальномнестическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Острые стрессовые реакции (истерика, агрессия, апатия, страх, тревога, плач) могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, препятствуяпринятию решений и нахождению адекватного выхода из экстремальной ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в сложившейся ситуации, оказываются в центре внимания как врачейпсихиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих экстренную психологическую помощь людям, пострадавшим в экстремальных и чрезвычайных ситуациях[1].Известно, что в экстремальной ситуации решающую роль играет так называемый «человеческий фактор», то есть психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности[2]. Анализ действий и поведения людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, позволяет выделить два типа: первые адекватно оценивают обстановку, владеют приемами саморегуляции, знают признаки острых стрессовых реакций и проявляют компетентность в оказании допсихологической помощи пострадавшим. Но есть и другой тип людей, чьи неправильные решения и оценки могут привести к ошибочным действиям, которые могут спровоцировать пострадавших, усугубить их состояние.В 2015 году волонтеры Амурской государственной медицинскойакадемии провели социальнопсихологический эксперимент на улицах г.Благовещенска с целью выявления готовности населения города оказатьпервую помощь пострадавшему. Первым этапом эксперимента былопроведение опроса населения, в ходе которого было выявлено, что почтивсе респонденты заявили о готовности оказать посильную помощь«пострадавшим». С помощью данного опроса было выявлено, что в большинстве своем, люди были готовы оказать помощь пострадавшим, называли порядок действий по оказанию первой медицинской помощи. Второй этап эксперимент, который проводился на оживленнойулице, около торгового центра. В эксперименте приняли участие двастатиста: один из которых был загримирован в порядочного,интеллигентного человека, а другой в человека без определенного местажительства. Их задачей являлось внезапно потерять сознание. Очевидцамиэтой ситуации стали 184 человека, но выполнить практические действия пооказанию первой помощи в предложенной ситуации смогли лишь двое, приэтом только «интеллигентному» статисту. Свое бездействие остальные люди объясняли своим страхом нанести еще больший вред пострадавшему и отсутствием навыков медицинской помощи. Но если о медицинской помощи нам хоть чтото известно, то о важности, вовремя оказанной психологической поддержки, многие даже и не слышали. После определенного стимула, (им может являться непредвиденная ситуация, чрезвычайная ситуация), возникает определенное психологическое состояние, которое называется острая стрессовая реакция. Следует сказать, что человек, находится в особом психическом состоянии, вызванном экстремальной ситуацией. Острая стрессовая реакцияэто нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Часто реакция на ситуацию такова, что человек может причинить вред себе и окружающим.При острой стрессовой реакции наблюдаются следующие симптомы:человек может находиться в состоянии оглушенности (то есть неспособности воспринимать информацию и события, анализировать их и какимто образом реагировать), могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, двигательное возбуждение, апатия и т.д.;К острым стрессовым реакциям относятся:1. Истерикапроявляется в чрезмерномвозбуждении; множестведвижений, театральныхпозах; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания. сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;2. Агрессияхарактеризуетсяраздражением, недовольством, гневом(по любому поводу); нанесениемокружающим ударов руками или какимилибо предметами; словеснымиоскорблениями, бранью; мышечнымнапряжением, увеличениемкровяного давления;3. Психомоторное возбуждение
пострадавший перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать это двигаться. Проявляется в резких движениях; бессмысленныхдействия;ненормально громкойречи;4. Ступор
человек в таком состоянии неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев. Проявляется резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи; отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль); «застывание» в определенной позе;5. Страх признаками являются: напряжением мышц (особенно лицевых); сильным сердцебиением; учащенным поверхностным дыханием; сниженным контролем собственного поведения6. Апатия это непреодолимая усталость, такая, что любоедвижение, слово дается пострадавшему с огромным трудом; полное равнодушие и безразличие; отсутствие каких бы то нибыло эмоциональных проявлений;7. Нервная дрожь за счет этой реакции тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию заболеваний. К признакам относятся: внезапное начало (сразу после инцидента или спустя небольшое время);сильное дрожание всего тела или отдельных его частей.8. Плачсамая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Плач можно рассматривать как нормальную и даже желательную. Поэтому крайне важно дать реакции плача состояться[3].В апреле 2016 года группой добровольцев Амурскогогосударственного университета студенческого психологического консультативного центра было проведено исследование среди студентовчетырех вузов г. Благовещенска с целью выявления их стратегии поведенияпри встрече с людьми, у которых проявляются различные острыестрессовые реакции: Амурская государственная медицинская академия (АГМА), Амурский государственный университет (АмГУ), дальневосточный государственный аграрный университет (ДальГау), Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ). Респондентам предлагалось ответить на вопросы, с целью выявления их стратегии поведения при встрече с людьми, имеющими острые стрессовые реакции. Общая выборка составила 70 человек. Опрос состоял из трех вопросов, предполагающих развернутый ответ респондентов. Таким образом, первый этап эксперимента опрос, который проводился среди студентов вузов города Благовещенска.Результаты опроса представлены в таблице 1.Таблица 1
Показатели выбора стратегий поведения студентов в экстремальной ситуации в процентах
СтратегииповеденияОстрые стрессовые реакцииИстерикаАгрессияПлачДействия,заинтересованность644682Бездействие, уход365418
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что большая часть испытуемых очень быстро соглашалась оказать помощь«пострадавшим, которые плакали» (82 %), объясняя это тем, что не раз имприходилось успокаивать плачущих людей (друзей, родных и близких), иони знают, как это делать. Чуть более половины испытуемых (64 %)проявляли активные действия и были заинтересованы в оказанииподдержки людям, проявляющим истероидную реакцию. Наиболее«сложными» в экстремальной ситуации оказались люди, которыедемонстрировали агрессивную реакцию. 54 % испытуемых, оказавшихсярядом с «агрессивными людьми» старались быстро выйти из даннойситуации, либо бездействовали, объясняя это тем, что они «боятьсяагрессивных людей», «не знают, как успокоить и привести в чувствоагрессоров», «лучше с ними не связываться, сами успокоятся».В ответах респондентов преобладала выраженнаязаинтересованность и проявление действий по оказанию помощи «пострадавшим людям», нежели ее отсутствие (бездействие). Почти всеопрошенные студенты говорили о том, что человек, переживающий одноиз этих состояний, нуждается в помощи. Вовремя не оказаннаядопсихологическая помощь впоследствии может привести к пограничнымнервнопсихическим расстройствам, которые могут искажать личностноеразвитие человека.Эксперимент проходил на территории студенческого городка Амурского государственного университета. Городок имеет большуюплощадь, на которой размещены следующие объекты: общежития, учебные корпуса, комбинат питания, спортивный комплекс, парковая зона.В качестве статистов выступали студенты 4 курса специальностиклиническая психология, которые участвовали во всероссийскихсоревнованиях «человеческий фактор». Статисты обладаютсоответствующими знаниями и умениями в этой области. Данный эксперимент проходил во время обеденного перерыва,именно в это время студенческий городок «оживает». Легенда, которуюпроигрывали статисты, была придумана заранее и предполагала наличие устатиста ОСР: в первом случае это реакция плача, во втором истероидная реакция, в третьем агрессивная реакция. Проигрываемыестатистом реакции выбраны не случайно. Плач, агрессия и истерика этонаиболее ярко проявляемые реакции, которые обычно могут заметитьокружающие.Очевидцами эксперимента стали 197 человек. При реакции плача происходящее увидели 76 человек, из них 6 человек подошли кпострадавшему лишь потому, что узнали в статисте знакомого. Приистероидной реакции, очевидцами стали 63 человека, из которых 12остановились, а 5 человек не остались равнодушными и попыталисьоказать помощь («что случилось?», «Что Вы смотрите, делать нечего?Лучше бы помогли!», «Может позвать кого?»). При агрессивной реакции
58 человек, из которых 11 проявили заинтересованность, но лишь 3человек попытались «вмешаться» в ситуацию. При этом данные очевидцыдемонстрировали только те действия, которые способствовали усилениюострой стрессовой реакции статиста.Данный эксперимент показал, чтовсего 7,1 % людей, оказавшихся очевидцами острой стрессовой реакции, попытались оказать помощьстатисту. Из них большая часть руководствовалась неверным алгоритмомоказания психологической поддержки: при плаче пытались «успокоить»,вместо того, чтобы дать возможность такой реакции состояться; приагрессии действия очевидцев лишь подкрепляли данную реакцию ипровоцировали конфликт еще в большей степени; при истерике люди, попытавшиеся оказать помощь статисту, использовали некоторые фразы, которые моглибы оказать действенную помощь при работе с такой реакцией, например, фраза ««Что Вы смотрите, делать нечего?» могла бы способствовать уменьшению зрителей, что является одним из способов оказания допсихологической помощи пострадавшему с истероидной реакцией.Таким образом, наиболее сложной острой стрессовой реакцией для прохожих оказалась агрессия помочь такому статисту вызвались трое очевидцев, но их алгоритм действий был неверным; менее сложной плач, статисту, испытывающему реакцию плача согласились помочь больше всего человек шесть; более простой оказалась истероидная реакция алгоритм действий очевидцев был выбран верно. Из вышесказанного следует, что даже при желании очевидцев оказать помощь, их действия не всегда являются верными. Это еще раз доказывает необходимость обучения и просвещения граждан стратегиям оказания допсихологической помощи.Резюмируя сказанное, допсихологическая помощь в экстремальной ситуации может облегчить состояние человека и в определенной степени предотвратить отсроченныепоследствия психологической травмы[4]. Оказать экстренную допсихологическую помощь могут и добровольцы. Именно поэтому в дальнейшем планируется на базе Амурского государственного университета создание учебного психологического центра просвещения и обучения студентов и школьников (и всех желающих) умениям распознавать признаки протекания острых стрессовых реакций и формирование умений и навыков оказания действенной помощи себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации. Анализ результатов проведенных экспериментов позволил установить, что если о первой помощи большей части исследуемых хоть чтото известно, то о необходимости своевременно оказанной «допсихологической» помощи многие даже и не слышали.
Ссылки на источники1.Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу URL: http://eprudius.narod.ru/igrovaya/ddt3.htm /[дата обращения 26.08.2016]2.МалкинаПых И.Г. Психология поведения жертвы. Справочник практического психолога. М.: Издво Эксмо, 2006. URL: http://www.vetkaivi.ru/main/help_ /[дата обращения 26.08.2016]3.Словарь терминов МЧС. 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/12320/ [дата обращения: 26.08.2016]4.Экстренная допсихологическая помощь: Практическое пособие. ГПС МЧС России М. 2012. 48 с.
Литвинова Евгения Владимировна,студентка,5 курс, специальность «Клиническая психология», факультет социальных наук, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск evgenia231094@mail.ru
Шевко Наталья Васильевна,студентка,5 курс, специальность «Клиническая психология», факультет социальных наук, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск nviko@mail.ru
Научный руководитель: Кора Наталия Алексеевна,кандидат психологических наук,доцент, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск Nkora1@yandex.ru
Оказание экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации
Аннотация. Статья посвящена проблеме необходимости обучения и просвещения граждан оказания допсихологической помощи пострадавшим, оказавшимся в экстремальной ситуации, для того, чтобы избежать негативных последствий в дальнейшем. Возможность решения данной проблемы авторы видят в создании учебного психологического центра просвещения и обучения всех желающих (на базе Амурского государственного университета) умениям распознавать признаки протекания острых стрессовых реакций и формирование умений и навыков оказания действенной помощи себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации.Ключевые слова:допсихологическая помощь, экстремальные ситуации, острая стрессовая реакция, истерика, агрессия, плач.
В настоящее время в современном обществе человечество погрузилось в суету: дом, семья, работа, учеба…И в этом круговороте человек настолько «растворяется»,что забывает о самом главном: о ценности человеческой жизни. В связи с ростом и развитием технологий, увеличением роста природных катаклизмов, увеличивается и риск возникновения опасных ситуаций, и, иногда, время играет решающую роль в спасении жизни человека. Именно поэтому уже в школьные годы нас начинают обучать основам оказания первой медицинской помощи и правилам поведения при чрезвычайных ситуациях. К сожалению, полученные знания остаются лишь теорией. И когда люди сталкиваются с такими ситуациями, они не знают, что делать. Интерес к психологии экстремальных ситуаций неуклонно растет,как среди социологов, медицинских работников, так и среди практических психологов. Ю.С. Шойгу и другие специалисты определяют экстремальную ситуацию как внезапно возникшую ситуацию, которая угрожает или субъективно воспринимается человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию. Основными особенностями экстремальных ситуаций являются:
обычный уклад жизни разрушается, человек вынужденприспосабливаться к новым условиям;
жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события».Часто можно услышать «это было еще до аварии» (болезни, переезда и т.д.);
большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.В момент экстремальной ситуации спокойная жизнь большого числа людей оказывается разрушенной. Зачастую этим людям требуется «допсихологическая» помощь это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием (но обладающие определенными знаниями и умениями), помочь себе и окружающим, оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, возникшими в связи с этим кризисом или катастрофой.Негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов, сегодня исследуется такими учеными и практиками как Т.В. Довженко, А.И. Ляшенко, Л.В. Миллер, В.Н. Шатило, Ю.С. Шойгу и другими. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуальномнестическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Острые стрессовые реакции (истерика, агрессия, апатия, страх, тревога, плач) могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, препятствуяпринятию решений и нахождению адекватного выхода из экстремальной ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в сложившейся ситуации, оказываются в центре внимания как врачейпсихиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих экстренную психологическую помощь людям, пострадавшим в экстремальных и чрезвычайных ситуациях[1].Известно, что в экстремальной ситуации решающую роль играет так называемый «человеческий фактор», то есть психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности[2]. Анализ действий и поведения людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, позволяет выделить два типа: первые адекватно оценивают обстановку, владеют приемами саморегуляции, знают признаки острых стрессовых реакций и проявляют компетентность в оказании допсихологической помощи пострадавшим. Но есть и другой тип людей, чьи неправильные решения и оценки могут привести к ошибочным действиям, которые могут спровоцировать пострадавших, усугубить их состояние.В 2015 году волонтеры Амурской государственной медицинскойакадемии провели социальнопсихологический эксперимент на улицах г.Благовещенска с целью выявления готовности населения города оказатьпервую помощь пострадавшему. Первым этапом эксперимента былопроведение опроса населения, в ходе которого было выявлено, что почтивсе респонденты заявили о готовности оказать посильную помощь«пострадавшим». С помощью данного опроса было выявлено, что в большинстве своем, люди были готовы оказать помощь пострадавшим, называли порядок действий по оказанию первой медицинской помощи. Второй этап эксперимент, который проводился на оживленнойулице, около торгового центра. В эксперименте приняли участие двастатиста: один из которых был загримирован в порядочного,интеллигентного человека, а другой в человека без определенного местажительства. Их задачей являлось внезапно потерять сознание. Очевидцамиэтой ситуации стали 184 человека, но выполнить практические действия пооказанию первой помощи в предложенной ситуации смогли лишь двое, приэтом только «интеллигентному» статисту. Свое бездействие остальные люди объясняли своим страхом нанести еще больший вред пострадавшему и отсутствием навыков медицинской помощи. Но если о медицинской помощи нам хоть чтото известно, то о важности, вовремя оказанной психологической поддержки, многие даже и не слышали. После определенного стимула, (им может являться непредвиденная ситуация, чрезвычайная ситуация), возникает определенное психологическое состояние, которое называется острая стрессовая реакция. Следует сказать, что человек, находится в особом психическом состоянии, вызванном экстремальной ситуацией. Острая стрессовая реакцияэто нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Часто реакция на ситуацию такова, что человек может причинить вред себе и окружающим.При острой стрессовой реакции наблюдаются следующие симптомы:человек может находиться в состоянии оглушенности (то есть неспособности воспринимать информацию и события, анализировать их и какимто образом реагировать), могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, двигательное возбуждение, апатия и т.д.;К острым стрессовым реакциям относятся:1. Истерикапроявляется в чрезмерномвозбуждении; множестведвижений, театральныхпозах; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания. сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;2. Агрессияхарактеризуетсяраздражением, недовольством, гневом(по любому поводу); нанесениемокружающим ударов руками или какимилибо предметами; словеснымиоскорблениями, бранью; мышечнымнапряжением, увеличениемкровяного давления;3. Психомоторное возбуждение
пострадавший перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать это двигаться. Проявляется в резких движениях; бессмысленныхдействия;ненормально громкойречи;4. Ступор
человек в таком состоянии неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев. Проявляется резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи; отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль); «застывание» в определенной позе;5. Страх признаками являются: напряжением мышц (особенно лицевых); сильным сердцебиением; учащенным поверхностным дыханием; сниженным контролем собственного поведения6. Апатия это непреодолимая усталость, такая, что любоедвижение, слово дается пострадавшему с огромным трудом; полное равнодушие и безразличие; отсутствие каких бы то нибыло эмоциональных проявлений;7. Нервная дрожь за счет этой реакции тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию заболеваний. К признакам относятся: внезапное начало (сразу после инцидента или спустя небольшое время);сильное дрожание всего тела или отдельных его частей.8. Плачсамая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Плач можно рассматривать как нормальную и даже желательную. Поэтому крайне важно дать реакции плача состояться[3].В апреле 2016 года группой добровольцев Амурскогогосударственного университета студенческого психологического консультативного центра было проведено исследование среди студентовчетырех вузов г. Благовещенска с целью выявления их стратегии поведенияпри встрече с людьми, у которых проявляются различные острыестрессовые реакции: Амурская государственная медицинская академия (АГМА), Амурский государственный университет (АмГУ), дальневосточный государственный аграрный университет (ДальГау), Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ). Респондентам предлагалось ответить на вопросы, с целью выявления их стратегии поведения при встрече с людьми, имеющими острые стрессовые реакции. Общая выборка составила 70 человек. Опрос состоял из трех вопросов, предполагающих развернутый ответ респондентов. Таким образом, первый этап эксперимента опрос, который проводился среди студентов вузов города Благовещенска.Результаты опроса представлены в таблице 1.Таблица 1
Показатели выбора стратегий поведения студентов в экстремальной ситуации в процентах
СтратегииповеденияОстрые стрессовые реакцииИстерикаАгрессияПлачДействия,заинтересованность644682Бездействие, уход365418
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что большая часть испытуемых очень быстро соглашалась оказать помощь«пострадавшим, которые плакали» (82 %), объясняя это тем, что не раз имприходилось успокаивать плачущих людей (друзей, родных и близких), иони знают, как это делать. Чуть более половины испытуемых (64 %)проявляли активные действия и были заинтересованы в оказанииподдержки людям, проявляющим истероидную реакцию. Наиболее«сложными» в экстремальной ситуации оказались люди, которыедемонстрировали агрессивную реакцию. 54 % испытуемых, оказавшихсярядом с «агрессивными людьми» старались быстро выйти из даннойситуации, либо бездействовали, объясняя это тем, что они «боятьсяагрессивных людей», «не знают, как успокоить и привести в чувствоагрессоров», «лучше с ними не связываться, сами успокоятся».В ответах респондентов преобладала выраженнаязаинтересованность и проявление действий по оказанию помощи «пострадавшим людям», нежели ее отсутствие (бездействие). Почти всеопрошенные студенты говорили о том, что человек, переживающий одноиз этих состояний, нуждается в помощи. Вовремя не оказаннаядопсихологическая помощь впоследствии может привести к пограничнымнервнопсихическим расстройствам, которые могут искажать личностноеразвитие человека.Эксперимент проходил на территории студенческого городка Амурского государственного университета. Городок имеет большуюплощадь, на которой размещены следующие объекты: общежития, учебные корпуса, комбинат питания, спортивный комплекс, парковая зона.В качестве статистов выступали студенты 4 курса специальностиклиническая психология, которые участвовали во всероссийскихсоревнованиях «человеческий фактор». Статисты обладаютсоответствующими знаниями и умениями в этой области. Данный эксперимент проходил во время обеденного перерыва,именно в это время студенческий городок «оживает». Легенда, которуюпроигрывали статисты, была придумана заранее и предполагала наличие устатиста ОСР: в первом случае это реакция плача, во втором истероидная реакция, в третьем агрессивная реакция. Проигрываемыестатистом реакции выбраны не случайно. Плач, агрессия и истерика этонаиболее ярко проявляемые реакции, которые обычно могут заметитьокружающие.Очевидцами эксперимента стали 197 человек. При реакции плача происходящее увидели 76 человек, из них 6 человек подошли кпострадавшему лишь потому, что узнали в статисте знакомого. Приистероидной реакции, очевидцами стали 63 человека, из которых 12остановились, а 5 человек не остались равнодушными и попыталисьоказать помощь («что случилось?», «Что Вы смотрите, делать нечего?Лучше бы помогли!», «Может позвать кого?»). При агрессивной реакции
58 человек, из которых 11 проявили заинтересованность, но лишь 3человек попытались «вмешаться» в ситуацию. При этом данные очевидцыдемонстрировали только те действия, которые способствовали усилениюострой стрессовой реакции статиста.Данный эксперимент показал, чтовсего 7,1 % людей, оказавшихся очевидцами острой стрессовой реакции, попытались оказать помощьстатисту. Из них большая часть руководствовалась неверным алгоритмомоказания психологической поддержки: при плаче пытались «успокоить»,вместо того, чтобы дать возможность такой реакции состояться; приагрессии действия очевидцев лишь подкрепляли данную реакцию ипровоцировали конфликт еще в большей степени; при истерике люди, попытавшиеся оказать помощь статисту, использовали некоторые фразы, которые моглибы оказать действенную помощь при работе с такой реакцией, например, фраза ««Что Вы смотрите, делать нечего?» могла бы способствовать уменьшению зрителей, что является одним из способов оказания допсихологической помощи пострадавшему с истероидной реакцией.Таким образом, наиболее сложной острой стрессовой реакцией для прохожих оказалась агрессия помочь такому статисту вызвались трое очевидцев, но их алгоритм действий был неверным; менее сложной плач, статисту, испытывающему реакцию плача согласились помочь больше всего человек шесть; более простой оказалась истероидная реакция алгоритм действий очевидцев был выбран верно. Из вышесказанного следует, что даже при желании очевидцев оказать помощь, их действия не всегда являются верными. Это еще раз доказывает необходимость обучения и просвещения граждан стратегиям оказания допсихологической помощи.Резюмируя сказанное, допсихологическая помощь в экстремальной ситуации может облегчить состояние человека и в определенной степени предотвратить отсроченныепоследствия психологической травмы[4]. Оказать экстренную допсихологическую помощь могут и добровольцы. Именно поэтому в дальнейшем планируется на базе Амурского государственного университета создание учебного психологического центра просвещения и обучения студентов и школьников (и всех желающих) умениям распознавать признаки протекания острых стрессовых реакций и формирование умений и навыков оказания действенной помощи себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации. Анализ результатов проведенных экспериментов позволил установить, что если о первой помощи большей части исследуемых хоть чтото известно, то о необходимости своевременно оказанной «допсихологической» помощи многие даже и не слышали.
Ссылки на источники1.Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу URL: http://eprudius.narod.ru/igrovaya/ddt3.htm /[дата обращения 26.08.2016]2.МалкинаПых И.Г. Психология поведения жертвы. Справочник практического психолога. М.: Издво Эксмо, 2006. URL: http://www.vetkaivi.ru/main/help_ /[дата обращения 26.08.2016]3.Словарь терминов МЧС. 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/12320/ [дата обращения: 26.08.2016]4.Экстренная допсихологическая помощь: Практическое пособие. ГПС МЧС России М. 2012. 48 с.