Способы формирования и повышения мотивации у студентов
Выпуск:
ART 970379
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова
М.
С.,
Ляпина
М.
А. Способы формирования и повышения мотивации у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
261–265. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970379.htm.
Аннотация. Статья посвящена способам формирования интереса у студентов к учебной деятельности, рациональному использованию стимулирования со стороны преподавателей.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru
Ляпина Мария Александровна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежmaria.lyap@yandex.ru
Способы формирования и повышения мотивации у студентов
Аннотация. Статья посвящена способам формирования интереса у студентов к учебной деятельности, рациональному использованию стимулирования со стороны преподавателей.Ключевые слова:стимулы, мотивы, трудовая деятельность, мотивация,студенты, результат.
Практически каждый из нас вспоминает свои студенческие годы, ктото с радость, а ктото тяжестями, которые пришлось пережить за время учебы. Ведь, к сожалению, не многим нравится учиться и не все от этого получают удовольствие и какуюлибо практическую пользу. Изза чего же так происходит? Значимость темы обуславливается тем, что эффективность учебы студента в значительной степени находится в зависимостиот того, насколько высока мотивация студентов к обучению. На сегодняшний день тема мотивации и стимулирования, безусловно, является актуальной как для студентов, так и для преподавателей. Часто приходится сталкиваться с такой проблемой, что большинство студентов не понимает, зачем ему нужно изучать те или иные дисциплины, и как они пригодятся ему в будущей профессиональной деятельности.Самым актуальным вопросом устудентовявляется:«Зачем нам изучать тот или иной предмет?».Стимулирование –это процесс использования конкретных стимулов дляудовлетворения потребностей человека, а также влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.По мнению многих преподавателей ВУЗа, учебная мотивация студента во многом зависит от их личный качеств и стремления к получению знаний.Я считаю, что данное утверждениене совсем верно, и в данной статье я хотела бы объяснить почему это так, и как на самом деле можноповлиять на повышение мотивацииу студентов.Студенты с повышенной мотивациейнаправлены на учебнопрофессиональную деятельность, на развитиесамообразования и самопознание, к которым относится участие в конференциях, написание научных статей и т.д.[2]Студенты с невысоким уровнем мотивации учения относятся апатично к процессу обучения, который проявляется в прогулах занятий, невыполнениях домашних работ т.д.В лучшем случае студенты прибегают к процессу обучения тогда, когда появляются предупреждения со стороны преподавателя или угроза отчисления.В худшем –занимаются поиском пути замены собственного проявления знаний материальным эквивалентом.Основными ошибками, совершаемыми преподавателями во время процесса обучения являются: 1)«Голые» (теоретические) знанияЭто, скорее всего, главный минус всех преподавателей ВУЗов. Они стремятсяпредоставитьмаксимально возможное количество “голых” знаний, без оглядки на их адекватность текущей ситуации, к тому же без объясненияих нужности. Но студентотличается от школьника тем, что ему нет так просто сказать «это нужно», а также необходимо разъяснить для чего необходимы данные знания и как ими можно воспользоваться на практике.Ив случае,если преподаватель отвечает в духе “в жизни все может пригодится”, обучающийся по понятным причинам теряет интерес. Студент приходит в высшее учебное заведение отнюдь не за знаниями, которые неизвестно пригодятся ли ему в будущем, он приходит за тем, что бы стать хорошим работником, а это совершенно разные вещи. Преподаватель должен уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности и для предстоящей работы.2)Отсутствие связки студентпреподавательВ случае, когда между учащимся и преподавателем отсутствуеткакойлибо контакт, помимоминимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Студенту крайне необходимо, чтобы педагог был его наставником, а не ментором, что бы к нему можно было обратиться за помощью (имеется ввиду учебные вопросы) пусть даже по самому элементарномувопросу. Но и уходить в слишком дружественные отношения тоже не стоит –иначе обучающиеся не будут видеть черты между преподавателем и студентом.
3)Отсутствие уважения к студентамЭто часто относитсяк преподавателям, давно осуществляющим учебную деятельность, которые считают студентов недостаточно работоспособными, хотя зачастую, у студента просто не получается разобраться в предмете. И когда студент подходит со своим вопросом к преподавателюи слышит чтото вроде: “Лучше нужно было слушать, я все давала в лекциях, идите учите”, –в таком случае мотивация к дальнейшему получению знаний исчезает почти моментально. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочети заслуживаетк себе надлежащего отношения.[1]Способы повышения мотивации у студентов:1)Заинтересовать ихНет никакого более эффективного способа повысить мотивацию студентов, чем заинтересовать их своим предметом.Очевидно, чтоесли предмет интересен студенту, то он с удовольствием будет ходить на него, подготавливать практические занятия и в конечном результате успешно сдаст экзамен или зачет.
2)Использовать метод кнута и пряника Данный способ характеризуется тем,чтокогда студенты в течении семестра посещают занятия, выполняют практические работы по данному предмету, то большинство преподавателей вознаграждают их «автоматами, а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене. Эту практику используют большинство преподавателей. Данный метод можноприменятьнамного продуктивнее, если в самом начале семестра расписать конкретные и широкиевозможности перед обучаемыми, т.е. что бы студент сразу понимал, что отсутствие его на лекции –это плюс 1 вопрос на экзамене, а невыполнение домашнего задания или сдача его на неудовлетворительную оценку –снижение итоговой оценки на экзамене. В итоге студент будет замотивирован конкретными бонусами на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.3)Стимулирование на результат, а не на оценкуОтчасти перекликается с первым пунктом, но отличия все же есть. Сущность заключаетсяв том, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.4)РейтингованиеСамый современный метод, который применяется в ведущих вузах страны и мира.Любой учащийся вуза знает, что высшие строчки в рейтинге могутобозначать дальнейшее трудоустройство в самых престижных организациях, и это их весьмавоодушевит. Они начинают прикладывать много сил, чтобы попасть в высшие строчки рейтинга внутри своего учебного заведения.В свою очередьуниверситеты, у которых есть международныемежвузовскиесоглашения, могут применять единые виды шкал с европейскими вузами, для работодателей это является отличным показателем того, насколько студент посвящал себя учебе, и что из него может получится действительно отличный сотрудник.От себя хотелось бы добавить, что рассмотрена выше система поощрений действует на самом деле. Есть такие преподаватели, которые настолько правильно и грамотно умеют преподнести свой предмет, что становится не только приятно посещать такие занятие, но и полезно осваивать изучаемую дисциплину. Главной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение дипломао высшем образовании без понимания сути пройденного обучения, а диплома, который подкреплён крепкими и стабильными знаниями. Мотивация студентов –это один из наиболее эффективных способов усовершенствовать процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.Следующие задачи, которые содействуютформированию позитивной мотивации учебнопознавательной деятельности студентов:научить студентов учету индивидуального времени, с целью оптимизации егоприменения;мотивировать студентов выполнению рефератов, контрольных работ, курсовых работ в преимущественно авторском исполнении.Далеко не все студенты умеютправильнопланировать свой день. В основном онине понимают важность и значимость планирования своего личного времени и, соответственно, не могут рациональным способом посвящать необходимое время учебе. По моемуопыту, большинство студентов ведут ночной образ жизни: т.е. днем они отдыхают, а ночью приступаютк выполнению домашних заданий, рефератов и курсовых. Так же распространенапрактика «учения дисциплиныза день до экзамена».Я считаю, что это правильно, ведь легче усваивать материал по частям, тогда он лучше запомнится и его легче будет использовать на практике.К основным причинам нерационального использования личного времени студентами можно отнести:
неумение конспектировать;
отсутствие способностей в поиске требуемой информации;
нежелание тратить время на чтение учебной литературы, т. к. быстрее найти сведения в Интернете.В основу рационального применения личного временибыл положен ежедневный учёт использования личного времени, который дает возможность понять потери этого времени, сделать ясными их причины. Методика, реализуемая в рамках учета использования личного времени позволяет:[1]1) существенно повысить коэффициент полезного использования времени;2) сформировать способность с высокой точностью осуществлять оценку в часах любую предстоящую работу;3) обнаружить предпосылки нерационального использования личного времени;4) сопоставлять результаты разных методов выполнения одной и той же работы;5) нацеливаться в дальнейшем на более эффективные способы выполнения самостоятельной работы.Мотивами или, другими словами, причинами, которые оказывают воздействие на человека и побуждающихего к активной деятельность, напримеручиться, могут быть самыми различными.По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотиваций:[1]
социальные мотивы;
познавательные мотивы;
профессиональноценностные мотивы;
коммуникативные мотивы;
традиционноисторические мотивы;
учебнопознавательные мотивы и т.д.Большему числустудентов свойственно объединение нескольких мотиваций в различных вариациях:
для того, чтобы расширить свои возможности иустроиться на хорошее рабочее место необходимо получение свидетельства об образовании;
получениенеобходимых знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;
стремление увеличить свой круг общения;
неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, асогласно чьемуто влиянию.Рассмотрим рекомендации, с помощью которых можно повлиять на усовершенствование процесса профессиональной подготовки:Первый курс:Сформировать у студентов адекватное представление о выбранной имипрофессии;Способствовать осознанию студентами важности выбранной профессии и привить любовь к ней;Формирование положительного отношения у учебе;Приспособление студентов к новым социальным условиям.Второй курс:Знакомство с профессиональной деятельностью;Сформировать у студентов умения и навыки, которые будут необходимы для их деятельности;Выработать у студентов желание к саморазвитию;Формирование умений проводить анализ проблем, собирать, хранить и использовать информацию.Третий курс:Закрепить доброжелательное отношение к своей профессии;Развить у студентов адекватную самооценку профессиональной подготовленности;Обеспечение у студентов ответственности к выбранной ими профессии.Четвертый курс:
Добиться у студентов самостоятельного решения поставленных профессиональных задач;
Совершенствование профессиональнопедагогических навыков;
Повышение волевой активности в познавательной и практической деятельности;Построение учебных занятий с помощью применения инновационных педагогическихтехнологий;Пятый курс:
Повышение волевой активности в овладении профессией;Разъяснить перспективы и подготовить студентов к продолжению профессионального обучения и саморазвития в будущей работе;Выводы. Таким образом, высококвалифицированный преподаватель должен сделать свой предметнастолькоинтересным,чтобы у студентов появлялась мотивация не только к простому изучению данного предмета, но и применению полученных знаний в дальнейшем перспективном устройстве на работу.Также преподавателю необходимо ориентироватьсяна основные цели обучения в системе современного образования. В настоящее время перед преподавателями вузов стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.Непосредственно мотивацияявляется основным средством, которое дает возможность увеличить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный, научный, творческий потенциал. В то же время влияние на повышение мотивации оказывают не только преподаватели, но и семья, друзья.Чем выше уровень мотивации к знаниямтем более компетентным в будущем получится специалист, что в свою очередь в нынешнем понимании являетсязеркаломобщества. А ведь непосредственно молодая интеллигенция является основным потенциалом, базой стабильного развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в этом нестабильном мире.
Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Свиридова И.Н. Мотивация деятельности в менеджменте // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 72. С. 135.2.Кавешникова Л.А., Агафонова М.С.Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования// Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 7881.
Ляпина Мария Александровна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежmaria.lyap@yandex.ru
Способы формирования и повышения мотивации у студентов
Аннотация. Статья посвящена способам формирования интереса у студентов к учебной деятельности, рациональному использованию стимулирования со стороны преподавателей.Ключевые слова:стимулы, мотивы, трудовая деятельность, мотивация,студенты, результат.
Практически каждый из нас вспоминает свои студенческие годы, ктото с радость, а ктото тяжестями, которые пришлось пережить за время учебы. Ведь, к сожалению, не многим нравится учиться и не все от этого получают удовольствие и какуюлибо практическую пользу. Изза чего же так происходит? Значимость темы обуславливается тем, что эффективность учебы студента в значительной степени находится в зависимостиот того, насколько высока мотивация студентов к обучению. На сегодняшний день тема мотивации и стимулирования, безусловно, является актуальной как для студентов, так и для преподавателей. Часто приходится сталкиваться с такой проблемой, что большинство студентов не понимает, зачем ему нужно изучать те или иные дисциплины, и как они пригодятся ему в будущей профессиональной деятельности.Самым актуальным вопросом устудентовявляется:«Зачем нам изучать тот или иной предмет?».Стимулирование –это процесс использования конкретных стимулов дляудовлетворения потребностей человека, а также влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.По мнению многих преподавателей ВУЗа, учебная мотивация студента во многом зависит от их личный качеств и стремления к получению знаний.Я считаю, что данное утверждениене совсем верно, и в данной статье я хотела бы объяснить почему это так, и как на самом деле можноповлиять на повышение мотивацииу студентов.Студенты с повышенной мотивациейнаправлены на учебнопрофессиональную деятельность, на развитиесамообразования и самопознание, к которым относится участие в конференциях, написание научных статей и т.д.[2]Студенты с невысоким уровнем мотивации учения относятся апатично к процессу обучения, который проявляется в прогулах занятий, невыполнениях домашних работ т.д.В лучшем случае студенты прибегают к процессу обучения тогда, когда появляются предупреждения со стороны преподавателя или угроза отчисления.В худшем –занимаются поиском пути замены собственного проявления знаний материальным эквивалентом.Основными ошибками, совершаемыми преподавателями во время процесса обучения являются: 1)«Голые» (теоретические) знанияЭто, скорее всего, главный минус всех преподавателей ВУЗов. Они стремятсяпредоставитьмаксимально возможное количество “голых” знаний, без оглядки на их адекватность текущей ситуации, к тому же без объясненияих нужности. Но студентотличается от школьника тем, что ему нет так просто сказать «это нужно», а также необходимо разъяснить для чего необходимы данные знания и как ими можно воспользоваться на практике.Ив случае,если преподаватель отвечает в духе “в жизни все может пригодится”, обучающийся по понятным причинам теряет интерес. Студент приходит в высшее учебное заведение отнюдь не за знаниями, которые неизвестно пригодятся ли ему в будущем, он приходит за тем, что бы стать хорошим работником, а это совершенно разные вещи. Преподаватель должен уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности и для предстоящей работы.2)Отсутствие связки студентпреподавательВ случае, когда между учащимся и преподавателем отсутствуеткакойлибо контакт, помимоминимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Студенту крайне необходимо, чтобы педагог был его наставником, а не ментором, что бы к нему можно было обратиться за помощью (имеется ввиду учебные вопросы) пусть даже по самому элементарномувопросу. Но и уходить в слишком дружественные отношения тоже не стоит –иначе обучающиеся не будут видеть черты между преподавателем и студентом.
3)Отсутствие уважения к студентамЭто часто относитсяк преподавателям, давно осуществляющим учебную деятельность, которые считают студентов недостаточно работоспособными, хотя зачастую, у студента просто не получается разобраться в предмете. И когда студент подходит со своим вопросом к преподавателюи слышит чтото вроде: “Лучше нужно было слушать, я все давала в лекциях, идите учите”, –в таком случае мотивация к дальнейшему получению знаний исчезает почти моментально. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочети заслуживаетк себе надлежащего отношения.[1]Способы повышения мотивации у студентов:1)Заинтересовать ихНет никакого более эффективного способа повысить мотивацию студентов, чем заинтересовать их своим предметом.Очевидно, чтоесли предмет интересен студенту, то он с удовольствием будет ходить на него, подготавливать практические занятия и в конечном результате успешно сдаст экзамен или зачет.
2)Использовать метод кнута и пряника Данный способ характеризуется тем,чтокогда студенты в течении семестра посещают занятия, выполняют практические работы по данному предмету, то большинство преподавателей вознаграждают их «автоматами, а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене. Эту практику используют большинство преподавателей. Данный метод можноприменятьнамного продуктивнее, если в самом начале семестра расписать конкретные и широкиевозможности перед обучаемыми, т.е. что бы студент сразу понимал, что отсутствие его на лекции –это плюс 1 вопрос на экзамене, а невыполнение домашнего задания или сдача его на неудовлетворительную оценку –снижение итоговой оценки на экзамене. В итоге студент будет замотивирован конкретными бонусами на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.3)Стимулирование на результат, а не на оценкуОтчасти перекликается с первым пунктом, но отличия все же есть. Сущность заключаетсяв том, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.4)РейтингованиеСамый современный метод, который применяется в ведущих вузах страны и мира.Любой учащийся вуза знает, что высшие строчки в рейтинге могутобозначать дальнейшее трудоустройство в самых престижных организациях, и это их весьмавоодушевит. Они начинают прикладывать много сил, чтобы попасть в высшие строчки рейтинга внутри своего учебного заведения.В свою очередьуниверситеты, у которых есть международныемежвузовскиесоглашения, могут применять единые виды шкал с европейскими вузами, для работодателей это является отличным показателем того, насколько студент посвящал себя учебе, и что из него может получится действительно отличный сотрудник.От себя хотелось бы добавить, что рассмотрена выше система поощрений действует на самом деле. Есть такие преподаватели, которые настолько правильно и грамотно умеют преподнести свой предмет, что становится не только приятно посещать такие занятие, но и полезно осваивать изучаемую дисциплину. Главной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение дипломао высшем образовании без понимания сути пройденного обучения, а диплома, который подкреплён крепкими и стабильными знаниями. Мотивация студентов –это один из наиболее эффективных способов усовершенствовать процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.Следующие задачи, которые содействуютформированию позитивной мотивации учебнопознавательной деятельности студентов:научить студентов учету индивидуального времени, с целью оптимизации егоприменения;мотивировать студентов выполнению рефератов, контрольных работ, курсовых работ в преимущественно авторском исполнении.Далеко не все студенты умеютправильнопланировать свой день. В основном онине понимают важность и значимость планирования своего личного времени и, соответственно, не могут рациональным способом посвящать необходимое время учебе. По моемуопыту, большинство студентов ведут ночной образ жизни: т.е. днем они отдыхают, а ночью приступаютк выполнению домашних заданий, рефератов и курсовых. Так же распространенапрактика «учения дисциплиныза день до экзамена».Я считаю, что это правильно, ведь легче усваивать материал по частям, тогда он лучше запомнится и его легче будет использовать на практике.К основным причинам нерационального использования личного времени студентами можно отнести:
неумение конспектировать;
отсутствие способностей в поиске требуемой информации;
нежелание тратить время на чтение учебной литературы, т. к. быстрее найти сведения в Интернете.В основу рационального применения личного временибыл положен ежедневный учёт использования личного времени, который дает возможность понять потери этого времени, сделать ясными их причины. Методика, реализуемая в рамках учета использования личного времени позволяет:[1]1) существенно повысить коэффициент полезного использования времени;2) сформировать способность с высокой точностью осуществлять оценку в часах любую предстоящую работу;3) обнаружить предпосылки нерационального использования личного времени;4) сопоставлять результаты разных методов выполнения одной и той же работы;5) нацеливаться в дальнейшем на более эффективные способы выполнения самостоятельной работы.Мотивами или, другими словами, причинами, которые оказывают воздействие на человека и побуждающихего к активной деятельность, напримеручиться, могут быть самыми различными.По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотиваций:[1]
социальные мотивы;
познавательные мотивы;
профессиональноценностные мотивы;
коммуникативные мотивы;
традиционноисторические мотивы;
учебнопознавательные мотивы и т.д.Большему числустудентов свойственно объединение нескольких мотиваций в различных вариациях:
для того, чтобы расширить свои возможности иустроиться на хорошее рабочее место необходимо получение свидетельства об образовании;
получениенеобходимых знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;
стремление увеличить свой круг общения;
неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, асогласно чьемуто влиянию.Рассмотрим рекомендации, с помощью которых можно повлиять на усовершенствование процесса профессиональной подготовки:Первый курс:Сформировать у студентов адекватное представление о выбранной имипрофессии;Способствовать осознанию студентами важности выбранной профессии и привить любовь к ней;Формирование положительного отношения у учебе;Приспособление студентов к новым социальным условиям.Второй курс:Знакомство с профессиональной деятельностью;Сформировать у студентов умения и навыки, которые будут необходимы для их деятельности;Выработать у студентов желание к саморазвитию;Формирование умений проводить анализ проблем, собирать, хранить и использовать информацию.Третий курс:Закрепить доброжелательное отношение к своей профессии;Развить у студентов адекватную самооценку профессиональной подготовленности;Обеспечение у студентов ответственности к выбранной ими профессии.Четвертый курс:
Добиться у студентов самостоятельного решения поставленных профессиональных задач;
Совершенствование профессиональнопедагогических навыков;
Повышение волевой активности в познавательной и практической деятельности;Построение учебных занятий с помощью применения инновационных педагогическихтехнологий;Пятый курс:
Повышение волевой активности в овладении профессией;Разъяснить перспективы и подготовить студентов к продолжению профессионального обучения и саморазвития в будущей работе;Выводы. Таким образом, высококвалифицированный преподаватель должен сделать свой предметнастолькоинтересным,чтобы у студентов появлялась мотивация не только к простому изучению данного предмета, но и применению полученных знаний в дальнейшем перспективном устройстве на работу.Также преподавателю необходимо ориентироватьсяна основные цели обучения в системе современного образования. В настоящее время перед преподавателями вузов стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.Непосредственно мотивацияявляется основным средством, которое дает возможность увеличить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный, научный, творческий потенциал. В то же время влияние на повышение мотивации оказывают не только преподаватели, но и семья, друзья.Чем выше уровень мотивации к знаниямтем более компетентным в будущем получится специалист, что в свою очередь в нынешнем понимании являетсязеркаломобщества. А ведь непосредственно молодая интеллигенция является основным потенциалом, базой стабильного развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в этом нестабильном мире.
Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Свиридова И.Н. Мотивация деятельности в менеджменте // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 72. С. 135.2.Кавешникова Л.А., Агафонова М.С.Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования// Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 7881.