Особенности переживания счастья в ходе реализации коррекционной программы, направленной на самопринятие

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевко Н. В. Особенности переживания счастья в ходе реализации коррекционной программы, направленной на самопринятие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 351–355. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970397.htm.
Аннотация. В статье представлены теоретические основы изучения феномена счастья, рассмотрены эмоциональная и когнитивная стороны субъективного переживания счастья, формула счастья и наиболее распространенные источники радости. Помимо этого в статье представлены материалы о ходе исследования субъективного переживания счастья у студентов старших курсов вуза, результаты которого предоставлены и проанализированы в рамках коррекционной программы направленной на повышение уровня субъективного уровня счастья, а также на формирование позитивного образа Я и развитие способности к самопознанию, к самопринятию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шевко Наталья Васильевна,студентка,ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет»nviko@mail.ru

Научный руководитель: Смирнова Светлана Викторовна,доцент, кандидат психологических наукsmirnova2001@mail.ru

Особенности переживания счастья в ходе реализации коррекционной программы,направленной на самопринятие

Аннотация.В статье представлены теоретические основы изучения феномена счастья, рассмотрены эмоциональная и когнитивная стороны субъективного переживания счастья, формула счастья и наиболее распространенные источники радости. Помимо этого, в статье представлены материалы о ходе исследования субъективного переживания счастья у студентов старших курсов вуза, результаты которого предоставлены и проанализированы в рамках коррекционной программы направленной наповышение уровня субъективного уровня счастья, а так жена формирование позитивного образа Я и развитие способности к самопознанию, к самопринятию.Ключевые слова: счастье, субъективное переживание счастья, формула счастья,положительные эмоции,радость, удовлетворенность жизнью.

Все люди хотят быть счастливыми, и это, наверное, одно из самых сокровенных желаний человека.Феномен счастья полон парадоксов. Один из самых известных феноменов состоит в том, что чем больше человек стремится к счастью как цели жизни, тем дальше он от него удаляется.Помимо этого, оно струдом поддается строгому определению и измерению.Еще нет тех четких границ, которые определяли бы чувство на «счастье» и «не счастье». Но значимость в жизни того, что люди называют словом «счастье», вряд ли можно ставить под сомнение. Счастье одна из основных человеческих ценностей. Стремление к счастью заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы. Именно поэтому так важно знать структуру, источники и механизмы возникновения счастья, ведь счастье необходимо каждому человеку, без него никак не представляется возможным прожить жизнь.Исследуемойтемой занималисьтакие ученые, как: М. Аргайл, Э. Динер, К.Э. Изард , А.Маслоу, М. Селигман, Э.Л. Торндайк, Уайтни, Дж.Б. Уотсон,А. Шопенгауэр, Эндрюс, и выдающиеся отечественные ученые, специалисты такие, как Л.С. Выготский, И.А. Джидарьян,Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн и П. А. Сорокин.Ученые в сферах философии и психологии выделили несколько подходов изучения счастья: 1. Объективистские подходы. Ониотражаютуровень психологического и социального благополучия, связывающие счастье с реализацией человеческого потенциала (К.Рифф, К.Кейес),2. Субъективистские подходы. Ониотождествляют счастье с субъективным ощущением личности (Э.Динер, Д.Майерс, М. Селигман),3. Немногочисленные теории, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийносмысловыми основаниями (Р.Эммонс, Л.Кинг).Счастье это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Понятие счастья многогранно. В нем выделяется несколько аспектов:везение, удача, фортуна, особая благосклонность судьбы;состояние радости, эмоциональной возвышенности;обладание высшими благами, достижение высокого положения;состояние морального и физического удовлетворения.Счастье бывает внешней и субъективной категорией. Внешнее счастье это совокупность всех факторов, которые не зависят от воли человека. К нему подходят аспекты, подразумевающие везение, счастливое стечение обстоятельств. Субъективное счастье зависит от внутреннего состояния самого человека, его отношения к жизни и происходящих в ней явлениях. Субъективное счастье определяется мерой собственной активности человека [4, с. 64].

В 1976 году, психологи Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения. В настоящее время эта структура общепризнанна, иногда она видоизменяется или расширяется [2, с. 67].Эта теория продолжена и широко описана американским исследователем Майклом Аргайлом в его работе «Психология счастья» [1].Он сводит формулу счастьяк3 компонентам: удовлетворенностью жизнью и двумя видами эмоций.Удовлетворенность жизнью это когнитивная сторона переживания счастья. На удовлетворенность жизнью в целом, влияют такие факторы как: наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимым является материальное обеспечение и не влияющими являются возраст и пол и мало влияющим, является религиозная удовлетворённость.Одним из наиболее значимых факторов, выделяемых Аргайлом, являются положительные эмоции.Эмоции изменяются в соответствии с двумя измерениями: «позитивные негативные» и степень интенсивности [1, c.24]. Положительные эмоции вызываются социальной деятельностью, физическими упражнениями и иными способами, некоторые из которых никак не связаны с удовлетворением основных потребностей. Позитивные жизненные события и приятные занятия вызывают положительный эмоциональный настрой, а если они повторяются достаточно часто, то вызывают и счастье. Важность присутствияположительных эмоций в жизни человека, навряд ли, можно поставить по сомнение, так как позитивные переживания укрепляют деятельность, имеющую биологическую ценность; положительные эмоциональные состояния оказывают существенное влияние на физическое и психическое здоровье, работу и креативность в целом.

Аргайл, чаще всего,объяснял счастье, как ощущение радости. Согласно исследованиям, таков один из трех основных компонентов счастья.Радость его эмоциональная сторона, а удовлетворенность когнитивная.Люди испытывают разнообразные отрицательные эмоции (гнев, тревогу, депрессию) и только одну положительную, обычно называемую радостью. Радость это состояние большого душевного удовлетворения по поводу сбывшихся желаний [3, с. 455].



Объединяя результаты различных экспериментов, можно составить список самых распространенных источников радости (таблица 1).

Таблица 1Источники радости

Когнитивные(удовлетворенность жизнью)Эмоциональные(наличие положительных и отрицательныхэмоций)Когнитивные и эмоциональные1. успех и социальное одобрение.2. применение знаний, умений и навыков.3. самооценка.4. рефлексия.5. осознанность настоящего.6. отношение к жизни в целом (наличие целей в жизни; влияние личного опыта и тому подобное).7. познавательное и развивающее общение.1. юмор, смех.2. музыка, фильмы.3. отдых, релаксация.4. погода и природа (температура, освещенность и тому подобное).5. приятное общение (с родными и близкими).1. прием пищи.2. физические упражнения и спорт.3. алкоголь, ПАВ.4. общение в целом.

Важно сделать акцент на том, что основной вид положительных эмоций это радость, хотя существуют и некоторые другие, тесно с ней связанные позитивные состояния. Эмоции изменяются в соответствии с двумя измерениями: «позитивные негативные» и степень интенсивности. Позитивные жизненные события и приятные занятия вызывают положительный эмоциональный настрой, а если они повторяются достаточно часто, то и уровень счастья повышается. Воздействие на источники счастья различными способами, можно сделать человека более счастливым, повысить уровень счастья в целом, воздействуя на удовлетворенность жизни, снижение интенсивности негативных эмоций и повышение интенсивности положительных эмоций. Наиболее простым способом является воздействие на положительные эмоции, а именно на радость и веселость, которые в свою очередь, можно стимулировать: социальным одобрением, приложением умений самого человека,музыкой, различными видами искусства и религией; более сложным способом является осознание удовлетворенности.

Основываясь вышеуказанной теорией, мы провели исследование среди студентовАмурского государственного университета с цельюизучения уровня счастья и динамики субъективного переживания счастья в ходе реализации коррекционной программы. Цели программы: формирование позитивного образа Я, умения налаживать контакты и ставить цели; развитие способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации; повышение уровня субъективного ощущения счастья студентов. Объект исследования: субъективное переживание счастья.Предмет исследования: динамика субъективного переживания счастья. Выборку исследования составили36 студентов старших курсов.Все студенты выборки были разделены в случайном порядке на 2 группы, в одной из которых не проводилось никаких коррекционных воздействий (контрольная группа), а вдругой на протяжении месяца, 2 раза в неделю проводилисьразличные занятия и тренинги (экспериментальная группа).Для выявления уровня счастья исследуемых был использован оксфордский опросник счастья и «Шкала субъективного счастья С.МЛюбомирски». Результаты опроса представлены в таблице 2.



Таблица 2Результаты опроса студентов до коррекционного воздействия

Показатели по оксфордскому опроснику счастьяУровень счастьянизкийпониженныйсреднийповышенныйвысокийИсследуемая группаЭкспериментальная05,6 %22,2 %61,1 %11,1 %Контрольная05,6 %27,8 %.55,6 %11,1 %Показатели по шкале субъективного счастья С.МЛюбомирскиУровень счастьянизкийсреднийвысокийИсследуемая группаЭкспериментальная11,1 %72,2 %16,7 %Контрольная5,6 %66,7%27,7 %

Несмотря на визуальные различия в показателях счастья у студентов в констатирующем эксперименте первого порядка, математический метод обработки данных (критерий МаннаУитни и критерий Вилкоксона) показал, чтов обеих группах показатели уровней счастья оказались схожи и преимущественно выше среднего.По оксфордскому опроснику,в контрольной группе обнаружено 55,6 % студентов с повышенным уровнем счастья, а в экспериментальной группе с подобным уровнем было обнаружено 61,1 % испытуемых. Кроме того, в экспериментальной группе было выявлено 22,2 % студентов со среднимуровнем счастья, а в контрольной группе с данным уровнем –27,8 %. По шкале субъективного счастья С.МЛюбомирски в экспериментальной группе выявлено с высоким показателем уровня счастья 16,7 %,а в контрольной27,7 %. Помимо этого, наблюдаются различия по показателям среднего уровня: в экспериментальной группе 72,2 % а в контрольной группе 66,7%. В течение месяца 2 раза в неделю реализовывалась коррекционная программа только на экспериментальной группе, а в контрольной группе эта работа не проводилась. После проведения коррекционной работы со студентами экспериментальной группы результаты исследования заметно изменились –таблица 3.Таблица 3

Результаты опроса студентов после коррекционного воздействия

Показатели по оксфордскому опроснику счастьяУровень счастьянизкийпониженныйсреднийповышенныйвысокийИсследуемая группаЭкспериментальная00061,1 %38,9 %Контрольная05,622,2 %66,7 %5,6 %Показатели по шкале субъективного счастья С.МЛюбомирскиУровень счастьянизкийсреднийвысокийИсследуемая группаЭкспериментальная072,2 %27,8 %Контрольная11,1 %66,7 %22,2 %

В ответах исследуемых экспериментальной группе заметно вырос показатель высокого уровня счастья –с 11,1 % до 38,9 %. Студенты в этой группе удовлетворены жизнью, у них преобладают положительные эмоций иотсутствуют отрицательные эмоции. В то время как в контрольной группе этот показатель снизился с 11, 1 % до 5,6 %. Значительных изменений в показателях среднего уровня счастья не выявлено: в экспериментальной группе с повышенным уровнем счастья обнаружено 61,1 % (11 человек) студентов, в контрольной группе –66,7 % (12 человек) студентов. Следует заметить, что в экспериментальной группе не выявлено студентов с пониженным, низкими пониженным уровнем счастья, в то время как в контрольной группе по этим показателям были обнаружены следующие результаты: пониженный уровень счастьябыл выявлен у 5,6 % (1 человек)испытуемых и 22,2 % (4 человека) студентов показали средний уровень счастья. Это может свидетельствовать о том, что имеются некоторые тенденции к депрессивным склонностям у этих людей, но общая внутренняя удовлетворенность, полнота и осмысленность жизни исследуемыхтяготеет к положительному полюсу. Помимо этого, по шкале субъективного счастья в экспериментальной группе исчезли показатели с низким уровнем, а вот в контрольной группе, напротив, показатель увеличился и составил 11,1 % исследуемых. Так же высокий показатель уровня счастья в экспериментальной группе стал выше 27,8% (5 человек), а в контрольной группе уменьшился 22,2% (4 человека).В ходе исследования, были сделаны выводы: 1.Экспериментальное исследование, доказало, что групповая работа, направленная на повышение положительных эмоций и удовлетворенности жизни, являющиеся мишенями коррекционного воздействия,повышаютуровень субъективногопереживания счастья.2.Коррекционное воздействие повышает способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, атем самым повышает и уровень самопринятия.Таким образом, счастье

этообщее эмоциональное состояние человека, отражающее преобладание у него положительных эмоций, таких как: удовольствие, душевный покой, эмоциональный подъем, радость, интерес, восторг, увлеченность, довольство; это субъективное чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, которое зависит от множества составляющих критериев; оноабсолютно и исключительно субъективно. Воздействуя на источники счастья различными способами, можно сделать человека более счастливым, повысить его уровень счастья в целом, воздействуя на удовлетворенность жизни, снижение интенсивности негативных эмоций и повышение интенсивности положительных эмоций. Счастье возможно постичь, ведь каждый хочет быть счастливым и это стремление не остается невознагражденным, оно дает плоды в различных видах хорошего настроения, но чтобы достичь счастья в целом, необходимо знать, что оно из себя представляет и что нужно делать для его достижения.

Ссылки на источники1.АргайлМ. Психология счастья. 2е изд. Спб.: Питер, 2003.183 с.2.Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. –М.: Институт психологии РАН, 2013. –268 с.3.Ильин Е.П. Научный терминологический словарь. Эмоции и чувства СПб: Питер, 2001. 752 с4.Нырков А.В. Технологии счастья, М.: Олмапресс, 2000.–328 с.