Природа конфликтов в организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Корчагина А. А., Свеженцева Н. А. Природа конфликтов в организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 381–385. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970403.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена природе конфликтов в различных организациях. Выделены и проанализированы наиболее популярные причины и источники данных конфликтов. Выявлены и обоснованы принципы, с помощью которых можно не только разрешить конфликт, но и вовсе препятствовать появлению конфликтной ситуации, которая, в свою очередь, может повлечь за собой конфликт.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

Корчагина Анастасия Анатольевна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежdenkelfy@yandex.ru

СвеженцеваНадежда Алексеевна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежaspiracion20@gmail.com

Природа конфликтов в организации

Аннотация.Данная статья посвящена природе конфликтов в различных организациях. Выделены и проанализированы наиболее популярные причины и источникиданных конфликтов.Выявлены и обоснованы принципы, с помощью которых можно не только разрешить конфликт, но и вовсе препятствоватьпоявлению конфликтной ситуации, которая в свою очередь может повлечь за собой конфликт.Ключевые слова: конфликт, предприятие, работник, организация источники, ситуации.

Актуальность темы исследования определяется тем, что конфликт является неотъемлемой частью как повседневной жизни человека, так и его трудовой деятельности в организации. Показано, что конфликтные ситуации в организации играютдвоякую роль: тот или иной конфликт может привести как к разрушительным, так и к положительным последствиям.Каждый индивид не раз сталкивается с конфликтными ситуациямив течение всей своей жизни. Изо дня в день люди взаимодействуют друг с другом, решают возникающие вопросы, обсуждают текущие проблемы, обмениваются различными точками зрения. Вследствие этого взаимодействия происходит столкновение личностей, характеров и целей. Также социальная разнородность общества, неравенство в уровне доходов, власти, статусе и т.д. зачастую приводят к таким столкновениям. Причиной столкновения людей, групп или организаций являются разногласия в целях, ценностях, способах достижения конечного результата или желание получить ресурс, который имеется в ограниченном количестве, называется конфликтом. Это слово происходит от латинского глагола, который в переводе на русский язык буквально означает противостоять, противоборствовать.Итак, конфликт —это наиболее острый способ ликвидации конфликта в деятельности любой организации. Конфликт может приводить к отрицательным для организации последствиям, но так же и к созданию более гармоничной трудовой атмосферыперсонала. От способности руководителя искусноуправлять конфликтами и находить пути их решения зависит успех организации.Ни один конфликт не возникает просто так, всему есть своя причина. Среди всех причинможно выделить наиболее частовстречающиеся.Первой причиной является неграмотное планирование организационного построения, т.к.этот процесс является инструментом предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в организации, поскольку большая часть противоречий обусловлена не надлежащей организации дела со стороны менеджмента на предприятии. Поэтому неграмотное планирование организационного построения может стать причиной конфликта в организации.Так же имеет место неравенство с распределением ресурсов, а так же различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции.Следующей причиной является взаимодействие задач, т.к. довольно часто решение задачи во многом зависит от выполнения других задач. Взаимозависимость задач является еще одной причиной конфликтов в организациях, так как неграмотное или же некачественное решение или выполнение определенных задач является первопричиной некачественного выполнения какойлибо взаимозависимой задачи, что приводит к проблемной ситуации и конфликту.Многие подразделения в организации выбирают для себя более узкую специализацию. Как правило, в таком случае, они формулируют и ставят перед собой цели, не соответствующиеинтересам других подразделений или заинтересованных лиц.Вследствие этого, еще одной причиной конфликта в организации является противоречие в целях.Еще один немало важный источниквозникновения конфликта может заключаться в различии жизненного ипрофессионального опыта. Такие различия, как различия в возрасте сторон, их культурном уровне развитии, социальном статусе или же профессиональном стаже увеличивают недопонимание между людьми.Плохие коммуникации могут вызвать искажение информации, котораяможет привести к неадекватному пониманиюсообщений, которые один человек посылает другому. Такая ситуация приводит к недопониманиюи даже конфликту.Организационные изменения могут привести к конфликтам, которые будут связанны с путями и способами их осуществления и направлениями последующего движения организации.Каждый человек неповторим, который так же обладает такими же неповторимыми качествами. Довольно часто люди не способны признать уникальныеотличия друг от друга, изза чего возникают личностные расхождения, которые является еще одним источником конфликтов в организациях.Все эти причины подводят нас к выводу о том, что если организация есть совокупность противоречий, то она содержит в себе потенциал напряженности и она конфликтна по своей природе.Предупреждение конфликтов в организации является наиболееважной составляющей работы менеджера.На сегодняшний день существует нескольковажных принципов,которые обеспечиваютна организационноуправленческом уровне прочное сотрудничество, сплочённость в организациях, их высокий антиконфликтный потенциал.1)Принцип долговременных целей заключается в том, что цели организации должны быть не рассчитанными, например, на один день, а долговременными, основательными, рассчитанными на 10—15лет. Такие цели должны быть направлены на всестороннее развитие производства и производителя, включать модернизацию производства, обучение работников организации, обеспечение постоянного повышения качества продукции или же услуг, производимых организацией. Именно способность менеджера к стратегическому планированию считается в настоящее время наиболее ценным качеством современного руководителя, от которого во многом зависит стабильность самой организации, её возможность предупреждать или же успешно разрешать конфликты.2)Принцип готовности к риску заключается в том, что акцент ставится не на послушного работника, который больше всего боится совершить ошибку, а на людей, способных на обдуманный риск, не смотря на растущую при этом возможность совершения ошибок. Задачей современного менеджера является создание в группе социальнопсихологическую атмосферы, в которой допускается возможность ошибки, но вместе с тем обеспечивается динамичное развитие организации, её рост.3)Существует и такой принцип, как принцип признания новых идей в качестве главной ценности любого дела. Согласно данному принципу в фирмах создаётся климат поощрения новаций, который характеризуется свободной обстановкой, терпимостью к возможным в любом новом деле неудачам. К сожалению, новые идеимогут послужить причиной инновационного конфликта. Положительный результат подобного конфликта может служить одним из действенных факторов развития бизнеса.4)Такой принцип как подбор и воспитание эффективных сотрудниковпрофессионалов, предполагает такуюпостановку управленческой работы, при которой обычные люди обеспечивают необыкновенный результат. Реализация данного принципа предполагает, прежде всего, подбор таких сотрудников, которые в силах выполнить определенную им работу. Общим итогом реализации данного принципа является формирование в фирме сотрудниковпрофессионалов,которые обладают уникальными чертами, такими как редкое отсутствие сотрудника,на работе, его способность работать без чьеголибо внешнего давления. Так же такой сотрудник, как правило, качественно и своевременно решает поставленные задачи, при этом старается предотвращаться возможность возникновения конфликтов и, соответственно, вносит свой вклад в укрепление атмосферы сотрудничества в организации.5) И наконец, принцип сотрудничества суммирует, обобщает в своём содержании все предыдущие установки эффективного анти конфликтногоуправления в организации и реализуется только на основе их полного осуществления.Итак, исходя, из концепций природы конфликтов в организации можно сделать вывод о том, что конфликт —это в том числе и явление, указывающее на динамику развития организаций.Каждый конфликт возникает по определенным причинам и в конкретныхусловиях, что является отражением более общих проблем и противоречий. Для предупреждения конфликтных ситуацийнеобходимо выявление и изучение их причинвозникновения. Устранение причин конфликта является наиболее эффективной формой его предупреждения. Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы до того как возникло открытое противостояние.Конфликты являются вечным спутником нашей жизни, т.к. невозможно создать такую общественную систему, которая могла бы удовлетворять потребности всех людей. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к положительным или к разрешительным последствиям.

Ссылки на источники1.АгафоноваМ.С.,ПоваляеваН.В.Коллективные трудовые конфликты: формыи способы преодоления в современной России//Современные наукоемкие технологии–2013.№10 –1. С. 138 –139.2.АгафоноваМ.С.,ПолянскаяЕ.В.Управлениеконфликтаминапредприятии//Современные наукоемкие технологии. –2014.№7 –2. С. 134–135.3.Агафонова М.С., Имбулаева М.М. Коллективные трудовые конфликты//Современные наукоемкие технологии. –2013.№10–1. С. 135.