Особенности применения системы «таргет-костинг» в современных условиях
Выпуск:
ART 970427
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Билиженко
Е.
С. Особенности применения системы «таргет-костинг» в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
501–505. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970427.htm.
Аннотация. В статье раскрыта необходимость внедрения и использования современных методов управленческого учета в деятельности организации. Предложена последовательность этапов практического использования системы учета затрат «таргет-костинг» при создании нового продукта.
Ключевые слова:
себестоимость продукции, учет затрат, таргет-костинг, анализ себестоимости продукции, сокращение затрат
Текст статьи
Билиженко Екатерина Сергеевна,мтудентка 4 курса 2 группы,Ставропольский государственный аграрный университетBilizhenko@yandex.ru
Особенности применения системы "таргеткостинг" в современных условиях
Аннотация.В статье раскрыта необходимость внедрения и использования современных методов управленческого учета в деятельности организации. Предложена последовательность этапов практического использования системы учета затрат «таргеткостинг» при создании нового продукта.
Ключевые слова:таргеткостинг, себестоимость продукции, учет затрат, анализ себестоимости продукции, сокращение затрат.
Система учета затрат «Таргет костинг» является одной из самой важной и актуальной темой, так каквозросшие требования к обеспечению управления инновационной деятельностью обусловливают необходимость разработки, внедрения и использования на основе комплексного и системного подхода новейших инструментов управленческого учета, важнейшим объектом которогов сфере инноваций являются инновационные затраты. Данная система затрат позволяет организациям снизить ущерб, который может произойти при внедрении новой продукции на рынок. Ценатовара изначально определяется предпочтениями покупателей, а не его себестоимостью.«Targetcosting»широко применяется в организациях, которые работают на международных рынках, где высокий уровень конкуренции. К таким отраслям можноотнести:авиационное производство;автомобилестроение;производство электроники.Для того чтобы предпринимательская деятельность была прибыльной, нужно иметь конкурентоспособную продукцию, которая будет удовлетворять потребностям покупателя и приносить желаемый доход. Для этогоему необходимо пользоваться тремя правилами:производить и распространятьтакие товары, в которых нуждаются потребители;внедрять эти товары в тот момент, когда потребители хотят их купить;продавать товары по конкурентоспособной цене.Таргеткостингбазируется на идеи, что для эффективной предпринимательской деятельности продукцию нужно продавать по цене, которая не будет превышать рыночную, то определение себестоимости нового товара будет начинаться с установление цены на данную продукцию.Вначале определяется рыночная цена, затем устанавливается желаемый размер прибыли, а потом рассчитывается размер себестоимости[2].Для определения данного товара на рынке, необходимо собрать информацию о предпочтениях покупателей, об их отношении к данному товару, а также установить цену,по которой будет реализовываться данный продукт. Полученные данные будут подвергаться многократному анализу, где решаются вопросы с позиции сокращения себестоимости товара и улучшения процесса производства.Основными принципами системы управления таргеткостинг являются:применение концепции жизненного цикла товара,постоянное направление на требования клиента,изменение себестоимости продукции, за счет качества продукции и пожеланий покупателей.Чтобы выпустить новый товар, организация должна провести маркетинговое исследование, затем определить возможную продажную цену на данный товар. Также во внимание берутся характеристики данного товара, которым потребитель отдает большее предпочтение. Так зарождается концепция будущего производства и качество товара.Данная система помогает специалистом контролировать процесс затрат на производство продукции еще на этапе планирования[3]. Процесс управления затратами при помощи системы таргеткостинг
Рис. 1.Процесс формирования системы учета затрат «Таргеткостинг»
Процесс таргеткостинг можно разделить на пять этапов:корпоративное планирование,разработка нового товара,определение исходного плана, проектирование продукта, разработка плана подготовки производства.На этапе «корпоративное планирование» идет разработка плана по прибыли всей организации, а затем устанавливается общая целевая прибыль для отдельного вида товара. В трехлетнем плане рассчитывается среднее значение маржинальной прибыли и доходаи прибыли от производства для каждого вида товара[4].На этапе « разработки нового товара» для формирования генерального плана отдел планирования товара отдает в отдел планирование разработок пожелания, Исследование рынка и анализ конкурентовСреднесрочное финансовое вложение и отражение прибыли по данному товаруТребования предъявляемые рынком к данному продукту Сегментирование рынка Определение продажной цены и прогноз объемов продажОпределение целевых затрат Определение целевых затрат на отдельные виды Разработка товараОдновременное достижение целевых затрат, качества и целевой результативности производства полученные в результате маркетингового анализа, касающегося относительно нового вида товара и возможных изменениях в уже выпускаемой продукции. Они обсуждаются на уровне высшего руководства.На третьем этапе разрабатываются основные факторы затрат, например дизайн данного товара, а затем утверждается уровень целевых затрат. Четвертый этап характерен тем, что идет разработка предварительного проекта на базе распределения затрат по узловым элементам. Поэтому с каждого отдела собирается необходимая информация.На пятом заключительном этапе идет оценка состояния производственного оборудования. Отдел управления затратами делает анализ расходам окончательного проекта. Затем отделом технологии производства устанавливается необходимость в материалах, трудовых затратах. В дальнейшем все полученные показатели являются базой для расчета затрат для планирования материальных нужд производства и целей финансового учета[1].На основе проанализированной отделом маркетинга выручки от продажи данного товара определяются допустимые расходы. Допустимые расходы рассчитываются как разница между проанализированнойвыручкой, без учета косвенных налогов и величиной запланированной прибыли, относящейся к данному товару. Целевые затраты учитываются по всем составляющим и функциям проектируемого изделия. Также необходимо учитыватьзатраты, связанные с оборудованием которое находитсяна предприятии. Такие затраты всистеме «Таргеткостинг» называются текущими.Данная система учета затрат является способом предохранения организации от экономических неудач, что позволяет руководителю сберечь деньги, еще до того, как они будут потрачены.Пример внедрения системы «Таргеткостинг».В компании «Мега» производятсметануи йогурт. На протяжении долгого времени она был лидером. Через какоето время спрос на продукцию данной компании стал падать. После чего руководитель компании предложил выпускать творожные сырки. Отделу маркетинга было порученозадание,найти нишу с невысоким уровнем конкуренции. После проведенного анализа выяснилось то, что потребитель нуждается в творожных сырках по низким ценам, которые будут удовлетворять таким качествам, которые указаны в таблице 1.Отдел маркетинга выяснил,насколько эти признаки важны потребителям.Таблица 1Признаки потребления продукции и их оценка
№ТребованиеПриоритет1Калорийность0,22Удобная упаковка0,13Натуральность состава0,44Полезность продукта0,3
Объем данного продукта составил 0,5 миллионов оберток. Затем была установлена рыночная цена в размере 8рублей за обертку. Норма прибыли должна оставаться такой же, что и для других видов продукции –13%. Зная планируемый объем продаж и рыночную цену, мы можем определить целевую себестоимость:8 руб. –8руб.x13% нормы прибыли /100% = 6,96руб.Сравним это значение с фактической себестоимостью. Выпускать новый продукт планировалось по старой технологии,как и другие товары. Исходя из этого,была рассчитана фактическая себестоимость нового товара. Она должна была составить 9,6руб. за одну обертку. В эту сумму включались расходы на:сахар –1руб.,творог –1,5руб.,собственное производство оберток–3,2руб.,консервант для увеличения срока годности –3,9руб.Можно рассчитать насколько фактическая себестоимость нового товара превысила целевую:9,6 руб. –6,96 руб. = 2,64 руб.Определив предпочтения клиентов к новому продуктуи расставив приоритеты, можно найти целевую стоимость упаковки. Для этого мы должны планируемую себестоимость умножить на значение приоритета потребителей. В итоге мы получим:6,96руб. x0,4 = 2,9руб.Можно сделать вывод о том, что данному предприятию пришлось бы тратить 2,9рубля на обертку, для того чтобы удовлетворить потребностям потребителей.Таким образом,можно сделать вывод о том, что система затрат «Таргеткостинг» объединяет функции планирования и маркетинга, а на этапе выпуска продукции данная система получает товар, который удовлетворяет потребностям и ожиданиям потребителей. Также «Таргеткостинг» в отличиеот других методов учета затрат использует тактику снижения затрат на стадии проектирования, то есть является стратегическим инструментом.
Ссылки на источники1.Костюкова, Е.И., Феськова, М.В. Использование различных калькуляционных систем в деятельности предприятий алкогольной промышленности / Е.И. Костюкова, М.В. Феськова. –Международный бухгалтерский учет, 2013. №34. С. 282.Костюкова, Е.И., Яковенко, В.С., Тунин, С.А., Манжосова, И.Б., Ельчанинова, О.В., Дебелый Р.В., Бобрышев, А.Н., Татаринова, М.Н., Дариенко, Ж.Ю., Марусенко, Е.А., Гришанова, С.В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы /Е.И. Костюкова. –Ставрополь, 2013.3.Николаева С. А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости.–М.: АналитикаПресс, 20114.Славников Д. А. Таргеткостинг —стратегический инструмент в системе управления затратами предприятия. –М.: ЮНИТИ, 2012
Особенности применения системы "таргеткостинг" в современных условиях
Аннотация.В статье раскрыта необходимость внедрения и использования современных методов управленческого учета в деятельности организации. Предложена последовательность этапов практического использования системы учета затрат «таргеткостинг» при создании нового продукта.
Ключевые слова:таргеткостинг, себестоимость продукции, учет затрат, анализ себестоимости продукции, сокращение затрат.
Система учета затрат «Таргет костинг» является одной из самой важной и актуальной темой, так каквозросшие требования к обеспечению управления инновационной деятельностью обусловливают необходимость разработки, внедрения и использования на основе комплексного и системного подхода новейших инструментов управленческого учета, важнейшим объектом которогов сфере инноваций являются инновационные затраты. Данная система затрат позволяет организациям снизить ущерб, который может произойти при внедрении новой продукции на рынок. Ценатовара изначально определяется предпочтениями покупателей, а не его себестоимостью.«Targetcosting»широко применяется в организациях, которые работают на международных рынках, где высокий уровень конкуренции. К таким отраслям можноотнести:авиационное производство;автомобилестроение;производство электроники.Для того чтобы предпринимательская деятельность была прибыльной, нужно иметь конкурентоспособную продукцию, которая будет удовлетворять потребностям покупателя и приносить желаемый доход. Для этогоему необходимо пользоваться тремя правилами:производить и распространятьтакие товары, в которых нуждаются потребители;внедрять эти товары в тот момент, когда потребители хотят их купить;продавать товары по конкурентоспособной цене.Таргеткостингбазируется на идеи, что для эффективной предпринимательской деятельности продукцию нужно продавать по цене, которая не будет превышать рыночную, то определение себестоимости нового товара будет начинаться с установление цены на данную продукцию.Вначале определяется рыночная цена, затем устанавливается желаемый размер прибыли, а потом рассчитывается размер себестоимости[2].Для определения данного товара на рынке, необходимо собрать информацию о предпочтениях покупателей, об их отношении к данному товару, а также установить цену,по которой будет реализовываться данный продукт. Полученные данные будут подвергаться многократному анализу, где решаются вопросы с позиции сокращения себестоимости товара и улучшения процесса производства.Основными принципами системы управления таргеткостинг являются:применение концепции жизненного цикла товара,постоянное направление на требования клиента,изменение себестоимости продукции, за счет качества продукции и пожеланий покупателей.Чтобы выпустить новый товар, организация должна провести маркетинговое исследование, затем определить возможную продажную цену на данный товар. Также во внимание берутся характеристики данного товара, которым потребитель отдает большее предпочтение. Так зарождается концепция будущего производства и качество товара.Данная система помогает специалистом контролировать процесс затрат на производство продукции еще на этапе планирования[3]. Процесс управления затратами при помощи системы таргеткостинг
Рис. 1.Процесс формирования системы учета затрат «Таргеткостинг»
Процесс таргеткостинг можно разделить на пять этапов:корпоративное планирование,разработка нового товара,определение исходного плана, проектирование продукта, разработка плана подготовки производства.На этапе «корпоративное планирование» идет разработка плана по прибыли всей организации, а затем устанавливается общая целевая прибыль для отдельного вида товара. В трехлетнем плане рассчитывается среднее значение маржинальной прибыли и доходаи прибыли от производства для каждого вида товара[4].На этапе « разработки нового товара» для формирования генерального плана отдел планирования товара отдает в отдел планирование разработок пожелания, Исследование рынка и анализ конкурентовСреднесрочное финансовое вложение и отражение прибыли по данному товаруТребования предъявляемые рынком к данному продукту Сегментирование рынка Определение продажной цены и прогноз объемов продажОпределение целевых затрат Определение целевых затрат на отдельные виды Разработка товараОдновременное достижение целевых затрат, качества и целевой результативности производства полученные в результате маркетингового анализа, касающегося относительно нового вида товара и возможных изменениях в уже выпускаемой продукции. Они обсуждаются на уровне высшего руководства.На третьем этапе разрабатываются основные факторы затрат, например дизайн данного товара, а затем утверждается уровень целевых затрат. Четвертый этап характерен тем, что идет разработка предварительного проекта на базе распределения затрат по узловым элементам. Поэтому с каждого отдела собирается необходимая информация.На пятом заключительном этапе идет оценка состояния производственного оборудования. Отдел управления затратами делает анализ расходам окончательного проекта. Затем отделом технологии производства устанавливается необходимость в материалах, трудовых затратах. В дальнейшем все полученные показатели являются базой для расчета затрат для планирования материальных нужд производства и целей финансового учета[1].На основе проанализированной отделом маркетинга выручки от продажи данного товара определяются допустимые расходы. Допустимые расходы рассчитываются как разница между проанализированнойвыручкой, без учета косвенных налогов и величиной запланированной прибыли, относящейся к данному товару. Целевые затраты учитываются по всем составляющим и функциям проектируемого изделия. Также необходимо учитыватьзатраты, связанные с оборудованием которое находитсяна предприятии. Такие затраты всистеме «Таргеткостинг» называются текущими.Данная система учета затрат является способом предохранения организации от экономических неудач, что позволяет руководителю сберечь деньги, еще до того, как они будут потрачены.Пример внедрения системы «Таргеткостинг».В компании «Мега» производятсметануи йогурт. На протяжении долгого времени она был лидером. Через какоето время спрос на продукцию данной компании стал падать. После чего руководитель компании предложил выпускать творожные сырки. Отделу маркетинга было порученозадание,найти нишу с невысоким уровнем конкуренции. После проведенного анализа выяснилось то, что потребитель нуждается в творожных сырках по низким ценам, которые будут удовлетворять таким качествам, которые указаны в таблице 1.Отдел маркетинга выяснил,насколько эти признаки важны потребителям.Таблица 1Признаки потребления продукции и их оценка
№ТребованиеПриоритет1Калорийность0,22Удобная упаковка0,13Натуральность состава0,44Полезность продукта0,3
Объем данного продукта составил 0,5 миллионов оберток. Затем была установлена рыночная цена в размере 8рублей за обертку. Норма прибыли должна оставаться такой же, что и для других видов продукции –13%. Зная планируемый объем продаж и рыночную цену, мы можем определить целевую себестоимость:8 руб. –8руб.x13% нормы прибыли /100% = 6,96руб.Сравним это значение с фактической себестоимостью. Выпускать новый продукт планировалось по старой технологии,как и другие товары. Исходя из этого,была рассчитана фактическая себестоимость нового товара. Она должна была составить 9,6руб. за одну обертку. В эту сумму включались расходы на:сахар –1руб.,творог –1,5руб.,собственное производство оберток–3,2руб.,консервант для увеличения срока годности –3,9руб.Можно рассчитать насколько фактическая себестоимость нового товара превысила целевую:9,6 руб. –6,96 руб. = 2,64 руб.Определив предпочтения клиентов к новому продуктуи расставив приоритеты, можно найти целевую стоимость упаковки. Для этого мы должны планируемую себестоимость умножить на значение приоритета потребителей. В итоге мы получим:6,96руб. x0,4 = 2,9руб.Можно сделать вывод о том, что данному предприятию пришлось бы тратить 2,9рубля на обертку, для того чтобы удовлетворить потребностям потребителей.Таким образом,можно сделать вывод о том, что система затрат «Таргеткостинг» объединяет функции планирования и маркетинга, а на этапе выпуска продукции данная система получает товар, который удовлетворяет потребностям и ожиданиям потребителей. Также «Таргеткостинг» в отличиеот других методов учета затрат использует тактику снижения затрат на стадии проектирования, то есть является стратегическим инструментом.
Ссылки на источники1.Костюкова, Е.И., Феськова, М.В. Использование различных калькуляционных систем в деятельности предприятий алкогольной промышленности / Е.И. Костюкова, М.В. Феськова. –Международный бухгалтерский учет, 2013. №34. С. 282.Костюкова, Е.И., Яковенко, В.С., Тунин, С.А., Манжосова, И.Б., Ельчанинова, О.В., Дебелый Р.В., Бобрышев, А.Н., Татаринова, М.Н., Дариенко, Ж.Ю., Марусенко, Е.А., Гришанова, С.В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы /Е.И. Костюкова. –Ставрополь, 2013.3.Николаева С. А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости.–М.: АналитикаПресс, 20114.Славников Д. А. Таргеткостинг —стратегический инструмент в системе управления затратами предприятия. –М.: ЮНИТИ, 2012