Характерные особенности процесса внедрения результатов научно-исследовательской работы в производственную деятельность предприятий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Джафари М. С., Дрыгин А. А. Характерные особенности процесса внедрения результатов научно-исследовательской работы в производственную деятельность предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 536–540. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970434.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в процессе внедрения результатов научно-исследовательской работы в производство, а также возможные пути их решения. Авторами предпринята попытка обобщения схемы внедрения результатов научно-исследовательской работы в производственный процесс.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дрыгин Александр Александрович,магистрант второго года обучения направления Биотехнические системы и технологии, Донской Государственный Технический Университет, г.РостовнаДонуaleksandr.drygin.93@mail.ru

Джафари Мохаммед,магистрант второго года обучения направления Биотехнические системы и технологии, Донской Государственный Технический Университет, г.РостовнаДонуjafari92@mail.ru

Характерные особенности процесса внедрения результатов научноисследовательской работы в производственную деятельность предприятий

Аннотация.В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие в процессе внедрения результатов научноисследовательской работы в производство, а такжевозможные пути их решения.Авторами предпринята попытка обобщения схемы внедрения результатов научноисследовательской работы в производственный процесс. Ключевые слова:научноисследовательская работа, коммерциализация, инновационный банк, производство, реклама, маркетинг.

Ускорение темпов экономического развитияпостоянно требует внедренияинноваций в производственный процесс. Страны, располагающие высокотехнологичным производством, становятся ведущимиэкономически развитыми государствами, к положению которых стремитсяи Российская Федерация. Необходимо отметить, что внашей стране наблюдаетсятенденция отказаот сырьевой экономики в пользувнедренияинновационных технологийв обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Модернизацияпроизводства может способствовать решениюпроблем в экономике и социальной сфере[1].В настоящее время на базе высших учебных заведенийи научноисследовательских институтовбольшими темпами создаются новшества. При этом темпы разработки нововведенийсущественно опережают производственные мощности для их коммерциализации, что приводит к возникновению трудностей унекоторых разработчиковв освоении новшеств.Исследовательстремится коммерциализоватьрезультат своей работы в производственную деятельность, но необходимо ответить навопросо том,как это сделатьи какие проблемы могут возникнутьна этапе внедрения.Как справедливо отмечает Зозуля Д.М. в своей работе [2], несмотря на высокий научнотехнический и технологический потенциал, в России существуют серьезные проблемы инновационного развития, в том числе связанные с трудностями внедрения достигнутых результатов исследований и разработок. Актуальность данной статьиобусловлена востребованностью определения проблем и особенностей освоения результатов научных исследований работ. Подготовку к реализации результатов научноисследовательской работы необходимо начинать уже на стадии подведения её промежуточных итогов в виде публикаций. На данном этапеможно рассуждать о перспективности проекта, выявлять и отсеивать экономически неэффективныеи нерентабельные проекты [3]. По мере приближения к конечному результату научноисследовательской работынепосредственно её исполнителем или учебным заведениемведетсяпоиск вариантов коммерциализации разработанных новаций. Среди путей решения этой проблемы присутствуетпоиск инвесторов, одним из основополагающих ключевых факторов успехакоторогоявляется тиражируемость результатов исследования в различных научных журналах, выступления на конференциях. Зачастую инвесторами выступают инновационные банки, которые проводят встречи с разработчиками, представителями малого инновационного бизнеса, разыскивают перспективные новшества в университетах, устраивают конкурс на получение стипендий и грантов.Под инновационным банком понимается такойбанк, который специализируетсяна предоставлении услуг кредитования лицам, занимающимся внедрением инновационных разработок, конструкторских проектов, различных хайтек технологий и ноухау.Законодательством РФ инновационные банки не выделяются в группу особых банков. Вместе сосберегательными, ипотечными, отраслевыми и некоторыми другими банками, а также небанковскими кредитнофинансовыми институтами инновационные банки относятся к нижнему уровню банковской системы.Для достижения цели кредитования потенциальных разработчиков инноваций Ассоциацией российскихбанков был создан ©Стандарт процесса инновационного кредитованияª, призванный вовлечь отечественные банки в процесс кредитованиялиц, инвестирующих в инновационные проекты[4].Стандарт призван стимулировать модернизациюпроизводствс применением инновационных технологий, вовлечь в сферу кредитования инвесторов, коммерческие банки, представителей бизнеса, в том числе малого, а также государственные корпорациии организации. В Ростовской области кредитованием инновационных и конструкторских проектов занимается региональный банк ©ЦентрИнвестª[5].Данный банк предлагает две кредитные программы для начинающих исследователей, желающих коммерциализоватьрезультатынаучнойдеятельности, включая:1.программу©Молодежный бизнес Россииª,в рамках которой кредиты предоставляются молодым предпринимателям от 18 до 35 лет на срок до 3х лет,без залога(максимальная сумма —300000 руб., процентная ставка 12% годовых);

2.программу©Startupª, в рамках котороймаксимальная сумма составляет3000000,00 руб., срок кредита до 3х лет; ставка–от 15% годовых, единовременная комиссия от 0,5% годовых за установление лимита. При этом обязательно предоставление обеспечения (залога) по кредиту.

Другим способом финансированияисследования являются гранты –целевая денежная дотация, выдаваемая организации или частному лицу для финансирования научной деятельности. Грант предоставляется на конкурсной основе и зачастую его суммы не хватает для открытия бизнеса по внедрению результатов научных исследований и разработок.В процессе подачи заявки на грант необходимо обеспечить соответствие темы исследованиякритериям отбора.Кроме того, по мнению ряда ученых, недостаточная эффективность финансовой поддержки предприятий во многих случаях приводит к проблемам реализации их научнотехнического потенциала и коммерциализации готовой продукции. При этом,для последовательного решения проблем финансирования реализации инновацийнеобходимо практиковать применение различных финансовых инструментов, включая как общеизвестные в развитом мире, так и новые, экспериментальные [6].Важным фактором в продвижении научноисследовательской работы является реклама. Многообразиеисследований вызывает острую необходимость поиска способов продвижения проекта вконкурентной среде. Отсутствие рекламной активностиможет значительно замедлитьпроцесс внедрения изобретения в производство или даже полностью остановить его. Современные возможности продвижения изобретений характеризуются разнообразием и включают, например, видеорекламу изделий, способную акцентировать внимание потенциального потребителя на преимуществах нововведения. Необходима демонстрацияопытного образцапотребителю, который сумеет представитькачественную оценку новой продукции и фактической новизны разработки. Анализ предварительного спроса на изобретение позволит выделить его сильные и слабые стороны, направления его совершенствования и доработки с целью обеспечения максимального удовлетворения потребителей в области функционала, дизайна, удобстваи стоимости эксплуатации нового продукта.Уместным будет и представление своего исследования на выставках всех уровней, начиная с реализуемых на базе университетови заканчивая международными выставками. Следует отметить и проблемы, которые возникают непосредственно в процессе производствана заводеизготовителе. Всилу объективных причин на производствеможет возникнуть конфликтмежду топменеджментом и разработчикомпо вопросам внедрения новшества. Такой конфликт обусловлен тем, чтоинновации предполагают изменения, и первая реакция руководителей на новшества часто бываетотрицательной, поскольку внедрение новшеств связанос переоборудованием производства, что,как минимум,приведёт к лишним затратам[7], а также нарушит установившийся режим производства. Внедрениеновшествав производственный процесс всегда требует его реорганизациии крупных капиталовложенийв условиях ограниченных ресурсов. Другими причинами усложнения процессавнедрения новшества могут служитьнеобходимость многочисленных согласованийтехнической документации, устаревшие нормативы, недостатки планирования, несовершенство системы самоуправления, а также необходимость переобучения персонала[8]. При этом вероятность успеха процессавнедрениярезультатов научных исследований иразработоквпроизводствозначительно возрастет, если заводизготовитель будет действительно в этом заинтересован.Последним этапом внедрения нововведений можно считать их реализациюв торговых сетях.На данной стадии процесса повышенное внимание следует уделить выпуску пробной партии нового продукта и во время апробации определиться с необходимым объемомпродукции. Выпуск крупной партии нового продукта редко бывает экономически выгоден на ранних этапах внедрения на рынок и довольно рискован. Производитель должен владеть информацией об уровне спроса на новый продукт помимо данных, полученных в ходе проведения первичных маркетинговых исследований. Для этого можно рекомендовать организации выпустить ограниченный объем продукта и провести мониторинг потребительского поведения, спроса, действий конкурентов, чтобы предпринять дальнейшие корректирующие меры. Значимым вопросом в процессе внедрения нового продукта на рынок является ценообразование. Цену инновационного продукта особенно сложно установить с учетом всех необходимых факторов (параметры продукта, качество, себестоимость, уровень спроса и пр.).Общая схема элементов, которые включает процесс внедрениярезультатов научноисследовательской работы,представлена на рисунке1.





















Рис.1.Элементы процессавнедрения новшеств в производственную и сбытовую деятельность

В заключениеавторы отмечаютнеобходимость внедрения в производство ультрасовременных, инновационных, высокотехнологичных технологий. Развитие высоких технологий способствует решениюэкономических проблем иукреплению российской экономикина международной арене.Представленная на рисунке 1 схема в определенной степени раскрывает процессвнедрения новшеств, описывает некоторые возможности для исследователя, потенциальныетрудности на различных этапах и пути их преодоления, что позволит исследователю в полной мере оценить составляющиепроцесса внедрения результатов научноисследовательской работы, проанализировать свои возможности ипродумать дальнейшие действияпо экономически эффективной коммерциализации нововведений.

Ссылки на источники1.Послание президента ФедеральномуСобранию Российской Федерации. //Официальный сайт президента России[сайт]−URL: http://kremlin.ru/events/president/news/9637. –[Дата обращения 04.12.2016].2.Зозуля Д.М. Формирование механизма устойчивого развития экономики предприятий на основе инженерного маркетинга[Текст]: автореф. дис. … канд. эконом. наук / Д.М. Зозуля. –Ростовн/Д, 2010.3.СержинскийИ.И. Повышение эффективности научных исследований и разработок [Текст] / АН БССР; Науч. ред. В. Ф. Медведев. Минск:Наука и техника, 1990. 4.4. Стандарт процесса инновационного кредитования. Версия 2.1 от 20.09.2010.// Сайт ассоциации российских банков [сайт] –URL: http://arb.ru. [Дата обращения 04.12.2016].5.Официальный сайт банка ©ЦентрИнвестª [сайт]. –URL: http://www.centrinvest.ru/ru/biz/kreditnaotkrytiebiznesa/.

[Дата обращения 04.12.2016].6.Авласенко И.В. Проблемы коммерциализации высокотехнологичных продуктов в России [Текст] / И.В. Авласенко, Д.М. Зозуля, Е.В. Гаценко // Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения: сб. ст. 8й междунар. науч.практ. конф. в рамках 18й международной агропромышленной выставки ©Интерагромаш2015ª. –2015. –С. 483 –487.

Поиск инвесторов/инвестицийбанк;грант;предприятие;Продвижение результатов НИР:реклама;конкурсы;выставки;Процесс производствапереоборудование;согласование;переобучение;Процесс создания НИРперспективность;промежуточные итоги;создание моделей;Коммерциализациянововведенияапробация;ценовая политика;7.Пузыня К.Ф. Организация и планирование научных исследований и опытноконструкторских разработок[Текст]:учебное пособие для студентов инженерноэкономических специальностей вузов / К.Ф. Пузыня, А.К. Казанцев, Л.С. Барютин. Москва: Высш. шк., 1989.8.Нечитайло А.А. Организационноэкономические механизмы управления процессами внедрения вузовских научнотехнических новшеств в системе ©вузпроизводствопотребительª: дис. …дра экон. наук: 08.00.05 / А.А. Нечитайло–Самара, 2005.