Сущность и критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Землякова С. Н., Джагинова Л. Р., Джагинова И. Р. Сущность и критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 576–580. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970442.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные теоретические аспекты сущности термина «малый бизнес» и критерии отнесения субъектов к категории малого бизнеса. Исследованы на основе научной и учебной литературы попытки дать определение малому бизнесу с точки зрения ведущих ученых-экономистов этой сферы. Выделен ряд преимуществ и недостатков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Землякова Светлана Николаевна,к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

Джагинова Лиана,студентка ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

ДжагиноваИнесса,студентка ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

Сущность и критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса

Аннотация.В статье рассмотрена основные теоретические аспекты сущности термина «малый бизнес» и критерии отнесения субъектов к категории малого бизнеса. Исследованы на основе научной и учебной литературы попытки дать определение малому бизнесу по мнению ведущих ученыхэкономистов этой сферыВыделены ряд преимуществ и недостатков.Ключевые слова:малый бизнес, малый сектор экономики, малые предприятия.

В настоящее время малое предпринимательство представляет собой важный субъект экономической системы Российской Федерации.Малый бизнес имеет большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для ее развития. В связи с тем, что малый сектор экономики может решить проблемы, стоящие перед государством:наполнение рынка товарами и услугами, которые хочет видеть потребитель, создание новых рабочих мест, создание эффективной конкурентной среды. Так, следует более полно рассмотреть сущность и значение малого предпринимательства для экономики РФ.Следует отметить, что термин «малый бизнес» имеет универсальный, синтетический характер. В научной и учебной литературе делались попытки дать определение малому бизнесу.Кандидат экономических наук О.Г.Лановаясчитает, малый предпринимательство—это, прежде всего —создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов. В итоге, развитие малого предпринимательства —это рост числа людей, самостоятельно обеспечивающих достойный уровень жизни для себя и своих семей[2]. По нашему мнению, О.Г. Лановая определяет значение малого бизнеса не только с социальной точки зрения, но и с экономической, предоставляя возможность раскрыть понятие малого бизнеса для экономики страны в целом. Характерными чертами малого предпринимательства является взаимосвязь понятий «выживаемости» и «неустойчивости». Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимого для сдвигов в экономике страны. В чертах малого бизнеса прослеживается тот факт, что он проигрывает по своим конкурентным преимуществам более крупному бизнесу. Так, в настоящее время крупные предприятия, которые опережают по показателям субъектов МСП, чувствуют себя комфортнее и увереннее на рынке. Этому есть логическое объяснение.Профессор С. Г. Демченко и Ж. Ж. Ламбенаразделяют точку зрения, что стабильноеконкурентное преимущество обретаютпредприятия, исполняющие«постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаровконкурентов»[1]. Разделяя данную точку зрения, дополним, что на вышеперечисленный сбор и анализ информации, требуется выделение дополнительных денежных средств, которые для субъектов МСП не всегда подъемны, особенно в современных условиях, когда особенно остро стоит вопрос о финансовом состоянии малого предпринимательства. Следовательно, крупные предприятия, обладая большей финансовой устойчивостью, обеспечивают себе сильные конкурентные преимущества.Для того, чтобы отнести предприятие к малому бизнесу, или же к крупным предприятиям, используются различные критерии предельной величины предприятия. Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого исреднего предпринимательства в РоссийскойФедерации». Следует обратить внимание, что если раньшекритерии отнесения к малому бизнесу были жесткими, то сегодня частники имеют многопривилегий. А все потому, что маленькие и средние предприятия являются платформой для экономики страны. Именно они создают большинстворабочих мест и работают над повышением уровня жизни. Государство знает: чем больше бонусов получают начинающие бизнесмены, тем быстрее растут доходы россиян. А это выгодно всем.В 2015 году государство пересмотрело критерииотнесения к малому предпринимательству[4]. Теперь правила причисления фирм к малому бизнесу еще больше отличаются и имеют четкие характеристики.Различия касаются:доли в уставном капитале;среднего количества работников;объема выручки.Малый и средний бизнес имеет четкие критерии причисления. Они зависят от вида хозяйствующего субъекта и условий работы. Если на предприятии работает 15 человек, то оно относится к микропредприятию. Если численность работников превышает 101, то данные коммерческие организации причисляются к среднему бизнесу. Малый бизнес же может иметь численность рабочих от 16 до 100 человек.Что касается доли в уставном капитале, в прошлом году доля участия в нем организаций, фондов и фирм, которые не относятся к субъектам предпринимательской деятельности, составляла 25%, а сегодня лимит равен уже49%[5].Если говорить об объеме выручки, то критерии малого бизнеса 2016 года изменились в лучшую сторону илиостались прежними (если они выгодны для начинающих бизнесменов).Для микрофирм выручка должны быть до 120 млн. рублей в год. У малого бизнеса —до 800 млн. рублей, а у среднего —до 2 млрд.В сроках перехода из малого бизнеса в крупную компанию тоже произошли изменения. Если раньше период превышения объема выручки составлял два года, то теперь, чтобы выйти на «новый уровень», лимит по выручке и количеству наемных рабочих должен превышать установленный три года подряд.Предприятия малого бизнеса функционируют по тем же принципам, что и другие хозяйствующие субъекты. К ним относятся:материальная ответственность, имеющая выражение в наличии «наказаний», которыемогут

бытьсвязаны с плохими результатами деятельности компании или с нарушением устава или законодательства;хозяйственная самостоятельность, когда предприятия сами определяют направления работы и пути извлечения прибыли;заинтересованность всех в получении прибыли фирмой: заработная плата и премии мотивация сотрудников, доходы –предпринимателей, налоговые выплаты –государства;способность предприятия к самофинансированию, то есть окупаемость расходов за счет собственной прибыли или привлечения инвесторов;образование резервов.Как любая другая форма бизнеса, малое предпринимательство имеет ряд преимуществ и недостатков. Сначала рассмотрим его плюсы[6]:1. Малое предпринимательство отличается мобильностью предприятия и является важнейшим сектором экономики государства. Предприятия малого бизнеса характеризуются устойчивостью к экономическим изменениям. Руководитель обладает возможностью в зависимости от возникающих обстоятельств самостоятельно изменять план действий, принимать необходимые решения и адаптироваться к новым условиям. Иными словами, владелец может переориентировать своё предприятие, если оно перестанет приносить доход. А это значит, что малые предприятия помогают в стабилизации экономики страны.2. Малый бизнес является одним из основных источников налоговых поступлений. Малые предприятия, по сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса, обязаны своевременно платить налоги. Малое предпринимательство увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Владельцы различных компаний вносят в бюджет отчисления от доходов. Кроме того, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, являясь источником доходов населения, и одновременно способствует сбору налогов с физических лиц.3. Малое предпринимательство играет социальноэкономическую роль. Малый бизнес значительно повышает уровень занятости населения, способствуя уменьшению безработицы. Стоит отметить, что малые предприятия также обеспечивают трудоустройство социальнонезащищенным слоям населения, в том числе инвалидам, женщинам, молодежи, иммигрантам, лицам, вернувшимся из мест заключения и др. Несложная управленческая структура дает возможность непосредственного общения руководителя с сотрудниками и клиентами, во многом ускоряет темпы работы и улучшает её качество, повышает хорошую управляемость. Благодаря занятости на предприятиях небольшого количества человек образуетсядостаточно сплоченный трудовой коллектив и мотивированный персонал. Что касается руководителя, он обладает возможностью реализовывать свои собственные идеи и цели. Несомненно, это оказывает положительное влияние на эффективность деятельности компании.Длямалого предпринимательства свойственны и минусы. Наиболее важными считаются следующие[7]:1. Постоянный поиск капитала для организации собственного дела и зависимость от крупных компаний. Малый бизнес не может существовать в отраслях, которые требуют больших финансовых затрат. Открывающие свой бизнес предприниматели в основном не имеют достаточных средств, чтобы обеспечить кредиты, а банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий, несмотря на государственную поддержку малого бизнеса. Малые предприятия имеют низкую возможность накопления капитала и имеют трудности в получении дополнительных финансов и кредитов. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.2. Деятельность малого предпринимательства связана с высоким уровнем риска и неустойчивым положением на рынке. Во время экономического кризиса малые предприятия часто находятся на грани разорения и становятся банкротами. На это влияет профессиональность сотрудников и уровень качества управления предприятием, которые чаще всего оказываются невысокими, ввиду небольшого количества работников и совершенных изза неопытности или некомпетентности ошибок в управлении и разрешении серьёзных задач.Несмотря на некоторые недостатки, в целом малое предпринимательство решает многие проблемы в экономике, науке и обществе, способствует увеличению темпов роста экономики и во многом оказывает помощь государству. Государство в своюочередь способствует развитию малого бизнеса с помощью различных программ поддержки.Таким образом, следует отметить, что малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиямигигантами, так и с отдельным человеком. Малый бизнес занимает определенное и достаточно важное место в экономиках стран с рыночной ориентацией, участвуя в решении серьезных экономических, социальных и иных задач.

Ссылки на источники:1.Демченко С. Г., Файзханова А. Л. Маркетинговые подходы к оценке конкурентных преимуществ услуг медицинских учреждений //Вестник экономики, права и социологии. —2013. —№ 3. —С.54592.Лановая О. Г. Направления кредитования малого предпринимательства в РФ / О. Г. Лановая // Банковские услуги. —2011. —№ 1. —С.37453.Нурмухаметов, А. В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). —Уфа: Лето, 2014. —С. 1619.4.Постановление ПравительстваРФ от 13.07.2015 №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронныйресурс]. Режим доступа: Справочноправовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru.5.Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочноправовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru.6.Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. —2016. —№2. —С. 626629.7.Яшина А. С. Сущность и значение малого предпринимательства вэкономике России [Текст] / А. С. Яшина // Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. —Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. —С. 305–308.