Актуальные вопросы маркетинга персонала

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко В. А., Андронникова О. В. Актуальные вопросы маркетинга персонала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 626–630. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970452.htm.
Аннотация. Авторами в статье исследуются актуальные вопросы изучения роли маркетинга персонала в современном социуме для успешного функционирования организации. Даются примеры использования методик маркетинга персонала в ряде компаний, которые привели к успеху. Подчеркивается во многом декларативное отношение к маркетингу персонала во многих российских компаниях, что является ошибочным подходом в настоящее время. Сформулированы основные рекомендации по внедрению мероприятий по маркетинговому аудиту удовлетворенности сотрудников компании на основании существующих методических основ для повышения эффективности работы организации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, зав. кафедрой маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет», г.РостовнаДону b14v@yandex.ru

Андронникова Ольга Васильевна,аспирант кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет», г. РостовнаДону adrogirl@yandex.ru

Актуальные вопросы маркетинга персонала

Аннотация.Авторами встатье исследуются актуальные вопросы исследования роли маркетинга персонала в современном социуме для успешного функционирования организации. Даютсяпримеры использования методикмаркетингаперсоналав ряде компаний, которые привели к успеху. Подчеркивается, во многом, декларативное отношение к маркетингу персонала во многих российских компаниях, что является ошибочным подходом в настоящее время. Сформулированы основныерекомендации по внедрению мероприятий по маркетинговому аудиту удовлетворенности сотрудников компании на основании существующих методических основ для повышения эффективности работы организации. Ключевые слова:внутренние потребители компании, маркетинг персонала, внутриорганизационный маркетинг, программы лояльности, удовлетворенность.

Маркетингменеджмент пронизывает различныесферы деятельности многих успешных компаний, в которых все процессы начинают реализовываться с точки зрения ориентации на потребителей, обеспечивающих устойчивостьфункционирования компании в сложных рыночных условиях[4, 5].

В свою очередь, маркетинг персонала развивается как теоретическое направление современного маркетингменеджмента. Он не менее актуален в прикладном аспекте. Так, маркетинг персонала в настоящее время активно применяется в практической деятельности крупных компаний за рубежом, а также в бизнесорганизациях в России, работающих на принципах западных компаний.

Можно привести различные успешные примеры применения инструментовмаркетинга персонала в ряде зарубежных компаний.

Одним из них являетсяопыт работы авиакомпании «SouthAirlines», изначально практикующей «бережное отношение» к новичкам, выделяющей им персональных наставников, которые полгода курируют их деятельность, создают условия их максимально комфортной адаптации к трудовой деятельности. Название программы в этом смысле говорит само за себя, оно звучит как «Близкие сердца»[12].

Отметим, что вроссийских реалиях примером активного использования потенциала, который дает организации маркетинг персонала может быть компания «Юлмарт», которая практикует организацию прямых и обратных связей между управленцами высшего и среднего звена, а также рядовыми сотрудниками. Так, в«Юлмарте» каждые полгода проводят корпоративное обучение на электронной платформе. Данное обучение реализуется за счет вовлечения сотрудников на основе игрового контента, в рамках которого они обучаются, играя, приобретая необходимые им практические навыки, погружаясь в процесс в комфортной игровой атмосфере[12].

Эти мероприятия ведут к повышению эффективности работы, о чем свидетельствует, например, первое место компании «Юлмарт» в рейтинге (2013 г.) «2крупнейших интернетмагазинов» по версии Forbes[14].

Еще одним успешнымпримером использования маркетинга персонала,в том числе в корпоративном обучении на основе геймификации и игровых квестов, может быть компания «Нестле»[1], которая проводит планомерную работу по совершенствованию компетенций своих сотрудников.

Тем не менее, средний и малый бизнес, а также ряд крупных компаний в России декларируют применение специализированных программ, нацеленных на привлечение и удержание сотрудников, на повышение их лояльностик работодателю, но в реальности декларативные заявления далеко не всегда полноценно воплощаются в практическую сферу. Однако, именно сотрудники компании ежедневно (напрямую или опосредованно) вступают в контактс потребителями.

Следует понимать, что отстепени удовлетворенности сотрудников своим рабочим местом, статусом в социуме и оценки будущих возможностей зависит качество их работыи, как следствие, удовлетворенность потребителей и уже их удовлетворенность и в, идеале, лояльность к компании и ее товарам и сервисам.

Получается, что бизнес в России, декларируя на словах значимость данного инструмента повышения эффективности собственной деятельности, на практике полноценно не использует его потенциал. Мы считаем это обстоятельство неправильным, и подобные действия не оправданными в современных условиях. Повторимся, маркетинг сам по себе и такая его составляющая, как маркетинг персонала, представляет собой «ресурс повышения конкурентоспособности за счет ориентации на потребителей, работы с целевыми сегментами, повышения объемов продаж товаров и оказываемых услуг посредством их изначальной востребованности рынком»[2].

Персоналкомпании рассматривается, как«человеческие ресурсы, как особый капитал компании ‬человеческий капитал, преобразуемый далее в социальный капитал для бизнеса»[3].

Зарубежные специалисты, исследовавшие маркетинг персонала и склонявшиеся в своих теоретических построениях к рассмотрению сотрудников в качестве внутренних клиентов фирмы, исходили из необходимости разработки для них (сотрудников) программ лояльности, повышающих их работоспособность (Ахмет П., Берри Л., Рафик М.,Лингс Й., Мани А., Парасураман А. и другие)[15, 16].

По объективным причинам, такой подход представляется достаточно затратным и именно по этой причине, как нам представляется, многие фирмы не желают реализовывать его на практике в полном объеме.

Как отмечается в ряде научных публикаций «рационализация расходов и адаптация программ лояльности может быть достигнута за счет применения различных моделей управления к сотрудникам, выполняющим рутинные операции и обладающим одним набором профессиональных компетенций и к сотрудникам, осуществляющим творческие функции в своей профессиональной деятельности, воплощенные в других профессиональных компетенциях»[5]. Тем не менее, руководители компаний зачастую ссылаются на нехватку финансовых средств и компетентных специалистов, способных осуществлять подготовку и осуществление полноценных программ по маркетингу персонала на постоянной основе[10]. Сложность состоит в том, что различные разовые акции, при их бессистемности, не приводят к желаемому результату. Необходимо вести постоянную планомерную работу, способствующую правильному подбору сотрудников, из мотивированию и отслеживанию их отношения к собственной работе и организации ‬работодателю.В отмеченнойсвязи целесообразным представляется пересмотреть свой взгляд на подход к управлению персоналом и отношению к вложениям на повышение его лояльности к организации. Соответствующим современным реалиям представляется рассмотрение затрат на персонал и на систему управления им, то есть, на маркетинг персонала, как долгосрочные инвестиции, которые способствуют в итоге повышению стоимости компании и росту эффективности ее работы[10, 11]. Многими исследователями отмечается, что важным элементом в построении эффективной модели внедрения маркетинга персонала в компании выступает возможность «преобразования интеллектуальных и эмоциональнопсихологических ресурсов человека в информационноинтеллектуальные факторы бизнеспроцесса фирмы»[13]. С точки зрения практических взаимоотношений сотрудников и компании можно говорить о такой составляющей маркетинга персонала, как внутриорганизационный маркетинг, в рамках которого компания позиционирует себя, как заботящуюся о своих подопечных и выстраивающей с ними вертикальные игоризонтальные связи, дающие «быстрый отклик» на поступающие от них запросы. При таком подходе компания «предлагает продукт ‬должность в компании с ее правами и обязанностями …, а сотрудник оплачивает ее своим трудом»[6]. Данный подход, прежде всего, предопределяет необходимость постоянного мониторинга оценкиудовлетворенности внутренними клиентами (сотрудниками компании) предлагаемого им продукта (работы) и условий ее выполнения, что предполагает соответствующий маркетинговый аудит. В этом аспекте маркетинговый аудит стоит понимать классически, как «… комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы и задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы»[9]. Однако, в данном случае подобное исследование преломляется относительно удовлетворенности персонала, выполнения им его функций и отражения этих процессов на достижении маркетинговых целей компании. При осуществлениитакого маркетингового аудита можно отталкиваться, в том числе, от результатов исследования данной проблематики Ф. Герцбергом и его соавторами. Важным заключением Ф. Герцберга, которое должно учитываться в практике современного маркетинга персонала является то обстоятельство, что факторы, отвечающие за неудовлетворенность, отличаются от тех, которые отвечают за удовлетворенность сотрудников и, поэтому, снижение неудовлетворенности не будет автоматически вести к удовлетворенности[8]. Согласно теоретическим построениям данного исследователя аудиту по разным шкалам оценки должны быть подвержены те критерии, которые отвечают за удовлетворенность сотрудников и те, которые не отвечают за удовлетворенность, а, скорее, ведут к неудовлетворенности[7]. При их систематической оценке и управлении ими можно будет повысить эффективность работы коллектива.В заключении, отметим, что персонал целесообразно рассматривать именно в качестве ценного интеллектуального ресурса компании. Это предполагает использование маркетинга персонала в эффектизации работы с сотрудниками. Одной из составляющих методической основы работы с сотрудниками как с внутренними клиентами может быть маркетинговый внутриорганизационный аудит их удовлетворенности и неудовлетворенности на основании существующих научных разработок в данной сфере. При должной, отвечающей существующим запросам ситуации, организации работы персонала, его соответствующей мотивировке и отслеживанию лояльности к организацииработодателю можно будет повысить результативность собственного бизнеса и устойчивости к рыночным изменениям.

Ссылки на источники1.Бондаренко В.А., Иванченко О.В., Зайченко О.В. Инструменты маркетинга персонала: внедрение онлайн тренингов профессиональных навыков для повышения продаж // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. №2. С. 2528.2.Бондаренко В. А., Сулименко О. В. «Человеческий» и «социальный» капитал: особенности вывоза из России // Научнометодический электронный журнал «Концепт». ‬2015. ‬№ S24. ‬С. 26‬30. ‬URL: http://ekoncept.ru/2015/75299.htm.3.Бондаренко В.А., Сагоян А.С. Маркетинг персонала как ресурс повышения адаптивности организации к рыночной деятельности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. №2. С. 2830.4.БондаренкоВ.А. FORMATION AND EFFICIENCY PROBLEMS OF MODERN MARKETING MANAGEMENT IN RUSSIA // Практическиймаркетинг. 2010. № 6. С. 3042.5.Бондаренко В.А. Проблемы лояльности покупателей продовольственных супермаркетов в условиях кризиса// Практический маркетинг. 2009. № 2. С. 1623.6.Горностаева Ж.В. Методологические особенности применения внутриорганизационного маркетинга // Инновации. 2010. №4(138)ю С. 121123. 7.Герцберг Ф., Майнер М. Побуждение к труду и производственная мотивация // Социологические исследования. 1990 №1.8.Костенко Е. особенности управленческой концепции Ф. Герцберга: проблемы взаимодействия в сфере услуг // Terra Economicus. 2012. №2. Том 10. Часть 2. С. 115119. 9.Новаторов Э.В. Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность ‬исполнение» // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. №1. 10.Современные проблемы управления человеческими ресурсами: монография. Под ред. Свиридовой Л.В., Романова В.В. ‬Н. Новгород: Издво ВолгоВятской Академии гос. службы, 2011. 372 с. 11.Старикова Н.О., Кизим А.А. Оценка интеллектуальных активовразвития человеческих ресурсов / Колл. монография. Повышение производительности труда как базис инновационного развития. Краснодар, издво научноисследовательского института экономики Южного федерального округа. 2012. 256 с. ‬с. 196218. 12.Старикова Н.О., Тиминова Е.В. Организация маркетинга персонала на зарубежных и российских предприятиях // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. №3. 250254. 13.Старикова Н.О. Функциональносодержательная характеристика подсистемы управления интеллектуальными активами фирмы. Экономика: теория и практика. Краснодар. КубГУ, 2003. №5. С. 3338. 14.20 крупнейших онлайнмагазинов России: рейтинг Forbes/ Forbes.ru‬url: http: //www.forbes.ru/reitingiphotogallary. Дата обращения: 18.11.2016. 15.Foreman S., Money A. Internal marketing: concepts, measurement and application // Journal of Marketing Management, 1995.16.Rafiq M., Ahmed P. The scope of internal marketing: defining the boundary between marketing and human resource management // Journal of Marketing Management, 1993.