Развитие творческой активности младших школьников путем организации мультипликационной студии в образовательном учреждении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Комарова А. А. Развитие творческой активности младших школьников путем организации мультипликационной студии в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 666–670. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970460.htm.
Аннотация. В статье представлен многофункциональный способ развития творческой активности ребенка – создание в образовательном учреждении мультипликационной студии. Применение данного способа организации внеурочной деятельности детей позволяет активно включать их в процесс обучения; формировать культурно-нравственные эталоны; активизировать творческие способности. Описана поэтапная технология создания мультипликационной анимации, которая позволит распространить опыт создания мультипликационной студии в образовательных учреждениях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КомароваАнастасия Александровна,аспирант кафедры коррекционной педагогики и психологии, Воронежский государственный педагогический университетanisija8@mail.ru

Развитие творческой активности младших школьников путем организации мультипликационной студии в образовательном учреждении

Аннотация. В статье представлен многофункциональный способ развития творческой активности ребенка, которым является создание в образовательном учреждении мультипликационной студии. Применение данного способа организации внеурочной деятельности детей позволяет активно включать их в процесс обучения; формировать культурнонравственные эталоны; активизировать творческие способности. Описана поэтапная технология создания мультипликационной анимации, которая позволит распространить опыт создания мультипликационной студии в образовательных учреждениях.Ключевые слова:творческая активность, творческие способности, мультипликационная анимация.

В настоящее время развитие творческой активности детей является важной задачей системыобразования России. В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования[1], формирование условий для эффективной реализации и индивидуального развития всех обучающихся обеспечивается образовательным учреждением. Проблемаодаренности и творческих способностей была актуальна для исследователей многих отраслей науки, таких как философия, биология, педагогика, психология и др.С древнейших времен, вплоть до XIX в., понятие одаренности трактовалось как «божественный дар», а творчество было представлено лишь выдающимися деятелями культуры и искусства («гений», «талант»). В постиндустриальный период развития общества возникла потребность в новых идеях, изобретениях и теориях, поэтому проблема развития творческих способностей стала актуальной темой для исследований. До настоящего времени множество ученых пытаются объяснить принципы формирования творческой личности, изучить особенности творческой деятельности и вывести единую теорию развития творческих способностей. Современное информационное общество предъявляет новые требования к результату образования. Для успешного освоения образовательной программы недостаточно решать типовые задачи, необходимо принимать нестандартные решения, самостоятельно находить новые знания и стремиться к преобразованию окружающего мира, к активному мышлению[2].Большой вклад в изучение творческой деятельностивнесли отечественные и зарубежные ученые. Л.С. Выготский[3]утверждал, что «творческий потенциал есть у всей человеческой популяции на земле».Исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что развитие творческой активности личности способствует развитию общества в целом. И для достижения данной цели необходимо разработать и внедрить в образовательную систему такую психологопедагогическую модель, которая будет способствовать развитиютворческой личности в младшем школьном возрасте.В.Н. Дружинин пишет о том, что «младший школьный возраст более всего предрасположен к развитию творческой активности у детей. Этому способствует и новая социальная ситуация(поступление в школу), в которой происходит становление личности младшего школьника и те психические новообразования, которые характерны для младшего школьника: любознательность,интерес кновому и необычному, развитие мыслительных процессов» [4, с. 89].Анализ литературы по интересующей нас проблеме позволил сделать вывод, что развитие творческой способности происходит непосредственно в процессе школьного обучения. До внедренияФГОС НОО[1]образовательный процесс строилсятаким образом, что словеснологическое мышление получалопреимущественное развитие, а образное мышление не вписывалось в рамки учебной деятельности. От детей требовалось решение типовых задач, шаблонных примеров и однообразных заданий. Но сегодня целью образования являетсяразвитие личности младшего школьника, а задачей школы –стимулирование его познавательной и творческой активности.И для реализации поставленных целей, в соответствии с ФГОС НОО, разработаны требования корганизации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В настоящее время происходит совершенствование внеурочной системы школы, которая представлена всеми видами деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач развития, воспитания и социализации детей.Начальная школа является базовым звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечиватьпсихическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких общеучебных уменийи навыков, которые обеспечат дальнейшее успешное обучение.Исследователи выделяют условия и факторы, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Важнейшие из них: правильная организация обучающей среды, т.е. создание психологической безопасности; отсутствие внешнего оценивания([5], [6]).Таким образом, для успешного решения задачи развития творческих способностей младших школьников необходима систематическая работа в этом направлении, которая будет опиратьсяна достижения психологопедагогической науки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.Средствамиразвития творческих способностей может быть практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное.Для гармоничного развития необходима последовательность и методичностьв организации процесса формирования творческой активности. Для этого необходимосоставить программу развития творческих способностей, с учетом потребностей и особенностейдетей. Важной особенностью является то, что программа должна включать в себя все методы развития наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. К практическим методам относятся игры, создание ииспользование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.На сегодняшний день система начального образования имеет неиспользованные ресурсы развития творческих способностей младших школьников[7]. Для эффективности данного процесса необходимо сформировать такую систему занятий, которая способствовала формированию творческой активности младших школьников. Оптимальным является обучение, связанное с наличием проблемной ситуации, вариативностью способов изображения предметов и увеличение знаний и представлений детей. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей к творческой деятельности.Одним из таких методовразвитиятворческой активности ребенка является создание в образовательном учреждении мультипликационной студии. Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет расширять границы познания; активно включать детей в процесс творчества; формировать культурнонравственные эталоны; активизировать творческие способности детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются творческое мышление, формируется умение оригинальной подачи видения окружающего мира, раскрывается творческий потенциал детей, способствуя формированиютворческой активности. В результате анимационной деятельности у младших школьников развиваются такие качества личности, как активность, любознательность, отзывчивость, самоконтроль и самооценка собственной деятельности.Для реализации задач по созданию мультипликационного фильма необходимо руководствоваться принципами:

принцип доступности позволяет осуществлять процесс обучения в соответствии с возрастными особенностями детей;

принцип деятельностиразвивает детскую самостоятельность и активность, за счет использования активных форм и методов обучения младших школьников;

принцип систематичности позволяет применить усвоенные знания на следующем этапе своего развития;

принцип творчества направлен на формирование у школьников умения создавать новое и находить нестандартные решения проблемных ситуаций;

принцип доверия, поддержки и принятия позволяет ребенку повысить самооценку, действовать в соответствии с собственными интересами;

принцип безоценочного приятия всего того, что сотворил ребенок в процессе.Деятельностьмультипликационной студии в условиях образовательного учреждения предназначена для решения таких задач, как:1)повышение уровня познавательной и творческой активности школьников, поддержка и развитие их самостоятельности, инициативности, уверенности в себе;2)снижение эмоциональных переживаний, тревожности у ребенка, повышение уровня уверенности в собственных силах;3)формирование духовнонравственной культуры и нравственных ориентиров личности;4)развитие интеллектуальных, исследовательских и конструкторских способностей;5)развитие психических процессов младшего школьника: память, внимание, воображение и др.;6)развитие творческой активности, самовыражения в процессе активной мультипликационной деятельности;7)развитие коммуникативных способностей в кругу сверстников и взрослых.Для организации учебновоспитательной среду в условиях мультипликационной студии используют различные методы:словеснонаглядные –для введения и представления основ мультипликационной анимации;практические –для изготовленияперсонажей идекораций к мультфильму;проблемнопоисковые методы –для решения задач по созданию мультфильма;игровые и проектные методы –для создания сюжетной линии мультипликации.Создание каждого мультфильма строится на основе разработанной технологии создания мультипликационной анимации:1.Беседа на определенную тему, ее обсуждение и побуждение детей к выражению своих ответных мыслей и чувств.2.Обсуждение сюжета и героев будущего мультфильма.В зависимости от цели занятия, могут быть выбраны как общеизвестные сказки и мультики, так и авторские.3.Изготовление декораций и героев мультфильма. С помощью взрослого дети делают все, что необходимо для видеосъемки мультфильма. При создании анимации используются техники: рисование, аппликация, пластилинография, лепка, коллажирование и др.4.Съемки мультфильма. Покадровое перемещение персонажей внутри сцены, с учетом сценария. Съемка производится педагогом с помощью материального обеспечения: цифровой фотоаппарат, штатив. Можно позволить детям самостоятельно фотографировать кадры мультфильма, при условии готовности ребенка к данной деятельности. 5.Озвучивание происходит голосами детей после съемки кадров мультфильма. В процессе создания мультипликации возможны изменения в первоначальном сценарии. Общение детей в процессе озвучивания персонажей способствует развитию коммуникативных умений, способности договариваться 6.Монтаж кадров производится взрослым после всех предыдущих этапов. Очень важно продемонстрировать получившийся мультфильм детям и их родителей. Поскольку основной механизм развития творческой активности –это реакция взрослого на активность ребенка, поддержка его инициатив. За счет этого происходит осознание ребенком себя творцом, и это побуждает искать новые возможности проявления себя, как субъекта творчества.Для оценки эффективности выбранного способа развития творческой активности необходимо произвести диагностику творческой активности и креативности младших школьников. Для понимания особенностей мультика в рамках арттерапевтической работы, важно выявить принципиальные отличия мульттерапии от классической мультипликационной анимации:

отсутствие оценочной деятельности в процессе создания мультфильма и его просмотра;

создание терапевтического мультфильма не требует профессиональных знаний в области анимации. Это позволяет привлекать всех детей, независимо от их умений и способностей;

в процессе создания мультипликации, в рамках арттерапии, важным показателем является степень самовыражения ребенка в процессе деятельности, его чувств, эмоций и переживаний;

совместная деятельность по созданию мультипликации позволяет снять коммуникативные барьеры, расширить круг друзей по интересам;

создания анимации помогает вербализировать внутренние эмоциональные состояния каждого ребенка. В этом заключается главная задача арттерапии –позволить выразить собственные переживания посредствам творчества. Необходимопонимать, что создание и внедрение мультипликационной студиив образовательную систему является эффективным, но не единственнымметодом развития творческой активности младшихшкольников, их инициативности,самостоятельности и психологической зрелости. Для достижения наилучшего результата необходимо говорить о создании психологопедагогической моделисопровождения детей, которая будет справляться с решением ряда проблем творческого развитияличности в младшем школьном возрасте.Разработка такой модели является целью нашего научного исследования. Ее создание возможно только при условияхрешенияследующие задачи:1)создание межведомственной системы (педагогика, психология, этика, культура) обеспечения психологопедагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на развитие творческой активности и способностей. это возможно с помощью обеспечения взаимосвязи психологопедагогической науки со школьной практикой, по средствам организации научных конференций, мастерклассов и семинаров; благодаря обучению педагогов и психологов работе по развитию творческой активности детей младшего школьного возраста, с помощью проведения курсов повышения квалификации по теме арттерапии и т.д., а также апробации и внедрения результативных технологий и современных достижений науки в образовательный процесс, путем организации экспериментальной деятельности;2)обучение педагогов и психологов работе по развитию творческой активности детей младшего школьного возраста, с помощью проведения курсов повышения квалификации по теме арттерапии и т.д.3)проведения своевременной и достоверной диагностики об индивидуальнопсихологических особенностях детей, их интересах, способностях, причин нарушений в обучении и поведении.4)организация психологопедагогических условий для развития личности, реализации индивидуальных способностей, а также личностного роста и профессионального самоопределения в форме тренингов иарттерапевтических групп развитиядля всех участников образовательного процесса.5)

Повышение уровня психологических знаний и формирование стремления к самопознанию и саморазвитию у всех участников образовательного процесса.Реализация комплексной модели позволяет создать благоприятные психологопедагогические условия для формирования и развития творческой активности младших школьников, что повысит познавательные и творческие способности, увеличит интерес к самостоятельной образовательной деятельности; приведет к снижению психологических и поведенческих нарушений в условиях образовательного процесса.

Ссылки на источники1.Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 12. 22.03.2010; Российская газета. – 2011. – 16 фев. –N 5408.2.Максимова С.В.Развиваем творческую активность [Текст] // Горизонты образования.–

2011. –

№ 6 (45).C. 4.3.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. –3е изд. [Текст] / Л. С. Выготский. –М.: Просвещение, 1991. –96 с.4.Дружинин В.Н. Психология общихспособностей [Текст] / В.Н. Дружинин. –М.: Академия, 2009. –368 с.5.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. –М., 2002.–320 с.6.Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников [Текст] /А. М. Матюшкин, А.М. Аверина. –М.: Педагогика, 1991. –156 с.7.Бондарь М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников[Текст] //М.А. Бондарь, –М.:Молодой ученый. – 2015. –№13. С. 598 –601.