Хоровой цикл В. Салманова «Восьмистишия» на стихи Р. Гамзатова

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Равикович Л. Л., Кисеев А. А. Хоровой цикл В. Салманова «Восьмистишия» на стихи Р. Гамзатова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 756–760. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970478.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу одного из наиболее ярких и самобытных хоровых сочинений Вадима Салманова, которое получило заслуженное признание как среди музыкантов-профессионалов, так и среди широких слушателей. В работе рассматриваются вопросы взаимосвязи поэтического текста и средств музыкальной выразительности, анализируются особенности мелодического, ритмического и гармонического языка произведения, его фактурная организация.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Равикович Лидия Леонидовна,кандидат искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования ФГБОУ ВО "Красноярский государственный институт искусств", г. Красноярскllravikovich@list.ru

Кисеев Андрей Анатольевич,студент 5 курса кафедры хорового дирижирования ФГБОУ ВО "Красноярский государственный институт искусств", г. Красноярскkisseevand@mail.ru

Хоровой цикл В. Салманова "Восьмистишия" на стихи Р. Гамзатова

Аннотация.Статья посвящена анализу одного из наиболее ярких и самобытных хоровых сочинений Вадима Салманова, которое получило заслуженное признание как среди музыкантовпрофессионалов, так и среди широких слушателей. В работе рассматриваются вопросы взаимосвязи поэтического текста и средств музыкальной выразительности, анализируются особенности мелодического, ритмического и гармоническогоязыкапроизведения, его фактурная организация.Ключевые слова:композиция, текст, строфа, гармония, фактура.

Значительный вклад в развитие отечественной музыки ХХ века внес Вадим Николаевич Салманов (1912 ‬1978) ‬выдающийся русский композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор Ленинградской консерватории, представитель петербургскойкомпозиторской школы. Как отмечает Евгений Мравинский, «он оставил яркий след в советском музыкальном искусстве... Оценивая с высоты прожитых лет те вехи, где судьба сталкивала меня с музыкой композитора, рождавшейся на моих глазах, я могу с уверенностью сказать, что творчество Салманова является трепетным свидетельством породившей его эпохи. В нем органично сочетаются безусловные приметы современного музыкального языка ‬и свежесть, и простота высказывания,своенравность, многослойность замысла ‬и подлинная гармоничность в использовании тех средств, при помощи которых этот замысел реализован»[цит. по: 1].Творческое наследие Салманова затрагивает широкий спектр жанров: симфонии, хоровые, камерноинструментальные и вокальные произведения. Среди его сочинений наибольшую известность получили Вторая, Третья и Четвертая симфонии, ораторияпоэма на стихи А. Блока «Двенадцать», струнные квартеты. Кроме того,им создано большое количество хоров acappellaна стихи разных поэтов: циклы «Три хора на стихи Ф. Тютчева», шесть поэм «Но бьется сердце»на стихи Хикмета, «Трихора на стихи С. Есенина», «Трихора на стихи Я. Купалы», «Три хора на стихи Н. Рубцова», «Четыре хора на стихи чешских поэтов», «Четыре хора на стихи эстонских поэтов»и др. Помимо хоров acappellaСалманов написал целый ряд произведений в крупных жанрах, среди которых две оратории на стихи А. Блока («Двенадцать»и «Скифы»), кантата «Ода Ленину»на стихи П. Неруды, концерт для хора и органа «К молодым»на стихи А. Твардовского.Круг литературных интересов Вадима Салмановабыл необычайно широк. Кромерусских поэтов композитора привлекало творчество инонациональных авторов: Н. Хикмета, Г. Лорки, П. Неруды, Э. Верхарна, Ю.Лийва. В частности, он обращается к стихам аварского поэта, лауреата Ленинской и Сталинской премий, писателя, публициста Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 ‬2003), творчество которого привлекало многих композиторов.Поэт начал писать стихи с 1932 года, с 1937 стал печататься в аварской газете «Большевик гор», переводил на аварский язык произведения классической и современной русской литературы.По мнению Э. Межелайтиса, «Расул Гамзатов ‬один из самых крупных поэтов нашей Советской страны. И поэт мирового масштаба. Расул Гамзатов совершил в поэзии необыкновенный героический подвиг. Подвиг во имя своего народа»[2, c.6].ОтецР. Гамзатова также был поэтом. От него Расул Гамзатович получил очень много дельных советов, Гамзат Цадаса воспитал в сыне чувство прекрасного, восторженное отношение к жизни, глубокую оценку происходящих событий, любовь к труду. «Юный Расул в школе и ВУЗе прочитал много книг, но лучшей для него школой была и осталась родная земля с лаской матери и мудростью отца», ‬пишет С. Нарочатов [3, с. 9].Р. Гамзатовым написано более трехсот восьмистиший и более двухсот четверостиший. Его стихи отличаются особой мелодичностью и лаконичностью формы. В этом проявляются национальные особенности поэта. Несмотря на небольшой объем стихотворений, в них заключена глубокая философия и экспрессия.Помимо созерцательности и восхищения Природой,вся поэзия Расула Гамзатовича проникнута горячей любовью к Родине. По словам самого автора, «поэзия, как всякий полезный труд, украшает жизнь народа, делает его богаче, ярче, содержательней. Самое мое заветное желание ‬до конца дней своих приносить пользу родному народу, служить ему не за страх, а за совесть» [4, с.4].Хоровой цикл «Восьмистишия»на стихи Р. Гамзатова написан в 1962 году и является одним из лучших сочинений в вокальнохоровом творчестве композитора. Несмотря на то, что в этот период Вадим Николаевич начинает интересоваться техникой додекафонии, тем не менее, в его хорах acappellaданная техника не используется. Композиция сочинения максимально уравновешенна и гармонична. Данные качества также свойственны гармонии, ритму и мелодии.Цикл носит лирикосозерцательную направленность. Из трехсот восьмистиший поэта композитор отобрал шесть стихотворений и скомпоновал их таким образом, что они образовали новый цикл, отличающийся архитектонической стройностью и симметричностью формы. Так, первое восьмистишие («Прекрасны в книге жизни...») и шестое («Вершина далекая...»), посвященные темепоэтического творчества, обрамляют второе («Ты хочешь знать...») и пятое («Радость, помедли...»), относящиеся к любовной лирике поэта. В центре композиции находятся два контрастирующих по содержанию стихотворения: третье («Старый друг мой...») представляет собой печальные воспоминания о войне, а четвертое («Как живетеможете...») ‬носит шуточный характер. Двум восьмистишиям «Прекрасны в книге жизни...» и «Радость, помедли...»композитор дал собственные наименования: «Книга жизни»(№ 1) и «Куда?»(№ 5). Остальные хоры называются по первой строке стихотворения.Произведение можно назвать лирическойсюитойпоэмой в шести картинах, которое отличается цельностью и стройностью формы, богатством музыкальных мыслей и красок. Цикл открывается хором «Книга жизни», где наиболее отчетливо выражен основной образнотематический контраст сочинения: «Поэт и Природа». На нем строится, развиваясь, каждое из восьми восьмистиший. Так, во втором хоре «Ты хочешь знать», представляющем собой гимн любви, композитор разделяет фактуру на два пласта: рельеф и фон. Легкая, грациозная мелодия сопрано соло звучит на прозрачном мягком фоне хоровых голосов. Аналогичная организация фактуры наблюдается и в третьем хоре «Старый друг мой», где скорбное соло баса сопровождается причитаниями сопрано и альтов. Четвертый номер «Как живетеможете»построен на антифонном сопоставлении мужских и женских голосов, благодаря которомупередается шуточный диалог, проникнутый юмором и весельем. В пятом хоре «Куда?»композитор вновьиспользует гомофонную фактуру с её разделением на солирующий голос(меццосопрано) и хоровое сопровождение. В заключительной части «Вершина»Салманов прибегает, в основном, к туттийному звучанию смешанного хора, что обусловлено его завершающей функцией.Как уже отмечалось, в первом хорецикла «Книга жизни»используется стихотворениеГамзатова «Прекрасны в книге жизни все страницы...»в переводе с аварского НиколаяГребнева. Данное восьмистишие относится к жанру лирической миниатюры и носит характер философского размышления. В нем раскрывается отношение Поэта к жизни и творчеству, его эмоциональное восприятие окружающей действительности («Когда слеза блеснет в глазах поэта / Родятся настоящие слова».) Не так уж важно, что видит Поэт ‬радость или горе, рождение или смерть, он одинаково восторженно реагирует на все явления жизни:



Прекрасны в книге жизни все страницы,



Все в этой книге здраво и умно.



Чтоб вновь родиться колосом пшеницы,



Ложится в землю мертвое зерно.





Когда весенний дождьпрольется гдето,



В лугах взойдёт шумящая трава.



Когда слеза блеснет в глазах поэта,



Родятся настоящие слова.

Стихотворение состоит из двух строф, каждая из которых включает четырестроки. Авториспользует перекрестнуюрифму(а б а б) с альтернирующими окончаниями

(женскиев нечетных строках и мужскиев четных). Избранный метр стиха ‬пятистопный ямб ‬нарушается пропусками ударения (пиррихий), а также соединением двух ударных слогов в начале второй строки (спондей), что вносит в ритмику стихотворного текстагибкость и пластичность.В соответствии со структурой стиха Салманов выбирает вариантнострофическую форму, которую можно наглядно проиллюстрировать следующей схемой:



А



А1



a b a1 b1

a2 b2 b3



С е С с

с с с ‬С

Как видно, первая строфа представляет собой период, состоящий из двух предложений, каждое из которых, в свою очередь, включает две контрастные мелодические фразы (4 + 5, 4 + 8). Первая ‬мужественного, решительного характера, вторая ‬лирическая, задумчивая, распевная.Вторая строфа (т. 22 ‬42) вариантно повторяет первую и состоит из трех семитактовых построений, последнее из которых выполняет завершающую функцию.Говоря о тематическом материале хора, следует отметить, что важную формообразующую и конструктивную роль в нем играет секундовая интонация, построенная на принципе опевания (g‬a‬g, g‬f‬g), которая используется в произведении в трех значениях, ‬исходном, вершинном и завершающем. Так, с нее начинается первая мелодическая фраза (а), далее она появляется на ее вершине, и ею же эта фраза завершается(т. 1 ‬4).Симметричность структуры этой интонации находит отражение и в построении последующих фраз, и всего произведения в целом.При этом подчеркнем, что все мелодические образования носят законченный и закругленный характер. Для тематизма характерна как точная, так и вариантная повторность мотивов и фраз:восходящему движению, как правило, соответствует нисходящее, квартовые скачки компенсируются поступенным плавным ниспаданием. Опевающие обороты образуют интонационную арку, обрамляющую всю композицию (g‬a‬g, g‬f‬g).Метроритмическая организация данного хора тесным образом связана с ритмикой стиха. Поэтические цезуры полностью совпадают с музыкальными, ударные слоги приходятся на сильные доли такта или подчеркиваются крупной длительностью Основной размер произведения 2/4изредка перемежается трехдольным. Почти все мелодические фразы хора начинаются из затакта, что соответствует структуре ямба. Исключение составляет вторая фраза (b), в которой ямбическая стопа заменена спондеем (двумя ударными слогами). Композитор начинает фразу с первой доли такта и вместо двухдольного метра, указанного в начале партитуры, вводит размер 3/4.Плавный, певучий характер мелодики создается за счет движения восьмыми, чередующимися с более крупными длительностями (четверти, половинные), которые чаще всего завершаютпостроения, а также подчеркивают наиболее важные по смыслу слова.Интересна ладогармоническая структура произведения, отличающаяся гибкой сменой устоев. Так, первая фраза изложена в Cdur, вторая ‬в тональности IIIступени (emoll), третья возвращаетслушателя в основной строй, а четвертая ‬звучит в одноименном миноре (cmoll).Во второй строфе композитор использует до минор дорийского наклонения (т. 22 ‬27), гармонический (т. 28) и натуральный (т. 30 ‬40), завершая всю композицию одноименным мажором. Кроме того, в хоре широко применяются аккорды квартоквинтового строения, мажороминорные трезвучия и их обращения, уменьшенные септаккорды и созвучия с неаккордовыми звуками.Важную роль в произведении играет фактурная организация, которая формирует его образный строй. В данном хоре используется в основном два вида изложения ‬гетерофонное и гомофонное, что соответствует двум эмоциональнообразным состояниям. Так, мужественный и решительный характер первой фразы подчеркивается моноритмичным движением двух голосов (тенора, басы), образующих гетерофонную ленту. Вторая, лирическая фраза, порученная альтовой партии, звучит на фоне органного пункта басов и подголосков теноров, контрапунктирующих основному голосу. Этот принцип контрастного сопоставления двух видов фактуры сохраняется и в дальнейшем, причем во второй строфе композитор прибегает к дублированному двухголосию (т. 22 ‬27), гомофонногармоническому складу (т. 36), гомофонному (т. 37 ‬38) и смешанному, соединяющему в одновременности двавида фактуры ‬гомофонный и гетерофонный (т. 39 ‬40). Заключительный четырехголосный мажорный аккорд, венчающий всю композицию, передает состояниесозерцания, чувства радости и светлого покоя (т. 41 ‬42).Интересно тембровое решение хора. Композитор использует переменный состав голосов ‬одни партии включаются, другие выключаются, образуя каждый раз новые исполнительские ансамбли. Так, в первой строфе тема плавно передается от теноровой партии к альтовой, далее возвращается к тенорам, после чего поручается сопрано. Функции голосов при этом постоянно меняются.В отличие от первой строфы, во второй тема неизменно проходит в сопрановой партии (дублируясь в первой фразе у теноров), за исключением последних тактов, где мелодический материал вновь поручается мужской группе голосов (т. 39 ‬41).Таким образом, в данном произведении наблюдается своеобразная фактурная симметрия: гетерофонное изложение обрамляет не только гомофонные эпизоды, но и всю композицию в целом.В создании образной сферы произведения также немаловажную роль играет темповая драматургия. Два контрастных эмоциональных состояния передаются разными темпами («Решительно, не слишком быстро»и «Медленнее»), что, безусловно, навеяно поэтическими строками, в которых органично сочетаются убежденность и элегичность, порывистость и мягкость.Динамический план произведения также отличается контрастностью. В первой строфе мелодические фразы, порученные мужскому хору, звучат в динамикеmezzoforte, а женские голоса ‬в нюансе pianoиmezzopiano.Во второй строфе, содержащей кульминацию, композитор использует громкостнуюдинамику(forte,fortissimo), но,тем не менее, завершает всю композицию образной модуляцией от решительного, ярко эмоционального высказывания к философскому раздумью и созерцанию.В основу второго хора«Ты хочешь знать», как и первого, было положено восьмистишие лирикофилософского характера, в котором выраженыразмышленияпоэтао любви и ее значениив жизни человека. Интересно выбрана форма обращенияк читателю: каждое четверостишие начинается с анафоры«Тыхочешь знать»,котораяскрепляет строки в единое целое. Структура и ритмика поэтического текста достаточно прихотлива: ямб чередуется с анапестом, встречаются пропуски ударений, используются также альтернирующие рифмы ‬мужские клаузулы в нечетных строках перемежаются с женскими в четных:





Ты хочешь знать, высоки или нет



Вершины, отроги, скалы,



Спроси, и любовь тебе даст ответ ‬



На горы она взлетала.



Ты хочешь знать глубину морей,



Что нам не сдаются на милость



Спроси у любви, потому что ей



И там бывать приходилось.

Двустрофной композиции стиха соответствует вариантнострофическая форма произведения, в которой каждая строфа имеет запевноприпевноестроение, что соответствует структуре поэтического текста:





А А1

a



b

a1



b1

a2 b2

A

cis A

gis Gis ‬d‬A A

В отличие от первого номера данный хор написан для сопрано соло и смешанного состава голосов, выполняющихфункцию сопровождения, за исключением одного эпизода, гдемужскомухорупоручен тематический материал.Мелодия сопрано соло отличается изысканностью, изяществом рисунка и обильнонасыщенахроматикой. Волнообразноедвижениемелодического голоса словно рисует горный пейзаж, описанием которого открывается восьмистишие. Хроматические интонации представленыи в мужском хоре(т.11 ‬13). Следует отметить, что в поэтический тексткомпозитор вносит некоторые изменения. Так,в последней строке «И там бывать приходилось»Салманов заменяет словосочетание«и там», словом «везде», которое неоднократно повторяется в последних тактах произведения (т. 21 ‬26), символизируя всепроникающую способность любви.Основная тональность произведения ‬Adur. Первая фразапостроена на сопоставлении тонического органного пункта и чередовании квартоквинтовых созвучий шестой ступени(A‬f‬A). Это создает дополнительный колорит в становлении образа: расположение аккордов,несмотря на внутреннюю пустоту,производят впечатление большого объема, благодаря чему возникает ощущение огромного пространства, панорамы горного пейзажа. Далее сопоставление мажороминорных трезвучий (т.11 ‬13) приводит к тональности dmoll, которая звучит весьма неустойчиво. В конечном итоге через эту зыбкость и неопределенность гармонии движение вновь приводит кAdur. Таким образом, гармонические краски создают особый эффект светотени, который подчеркивает контрастность, характерную для данной миниатюры.Метроритмическая организация хора непосредственно связана с ритмикой стиха. Поэтические цезуры полностью совпадают с музыкальными, ударные слоги приходятся на сильные доли такта или подчеркиваются крупной длительностью. Ритм основан на триольном движении восьмых в размерах 9/8, 6/8, что придает всему произведению волнообразный характер. Подобный метроритм обусловлен ритмом стиха, в котором, как уже отмечалось, ямб чередуется с анапестом.Приэтомпервая доля такта приходится на ударный слог, в чем проявляется чуткость композитора к метрической организации поэтическоготекста.Все произведение изложено вгомофонной фактуре (темарельеф и фон),которая эпизодически чередуется с гомофонногармонической. Кроме того, встречается и гетерофония:партия сопрано дублируется тенорами, альты ‬ басами(т. 24 ‬26).В целом фактура хора разделяется на два пласта(солирующий голос и сопровождение), нов фоновом слоенаблюдается смена разных видов изложения.Интересно динамическоерешение произведения. Первая строфа, выдержана в тихом нюансе (piano,mezzopiano). В отличие от нее, вторая строфа начинается с forte,затем динамика ниспадает до pianoи кульминация приходится на тишайшую звучность (pianissimo).Завершается все сочинение этим женюансом (pp):соло сопрано, постепенно замирающее на звуке «ля»,сопровождается хоровой педалью,интонируемойзакрытым ртом(т. 27 ‬30).В третьем хоре цикла композитор обратился к стихотворению «Старый друг мой», в котором поэт с болью в сердце вспоминает о погибшем во время войны товарище. Особенностью данного восьмистишия является то, что на протяжении всего стихотворения поэтом используются только равнослоговые стиховые строки: каждый стих включает в себя девять слогов. Кроме того, поэт использует повторность словосочетаний(«друг мой, отнятый войной», «а иной живой»), пиррихированные стопы, встречающиеся буквально в каждой строке, что приближает поэтическое высказывание к разговорной речи:





Старый друг мой, отнятый войной,



Голос твой я слышу все равно,



А иной живой идет за мной,



Хоть и умер для меня давно.



Верный друг мой, отнятый войной,



Мне тепло от твоего огня,



А иной живой сидит со мной



И морозом обдает меня.

Данный стихотворный текст интерпретируетсякомпозитором с двух позиций: Салманов делает смысловойакцент на двух словах ‬«друг»и «война». Начальнуюстроку«Старый друг мой, отнятый войной»он повторяет после второго четверостишия, в результате чего словесный текст приобретает композицию кольца.Поэтический размер стиха ‬пятистопный хорей‬композитор укладываетв четырехдольный размер, что вполне соответствует двусложному метру. Интереснотакже, что Салманов, выбирая вариантнострофическую форму, обусловленнуюпоэтическим текстом, привносит в неечерты трехчастности. Так, первые пять тактов, гдесопрано и альты поют закрытым ртом, выполняютфункцию инструментального вступления, после чего следуют две строфы, в которых в солирующем басовом голосе интонируется весь текст восьмистишия. Далее (с 23го такта) композитор вводит репризу ‬ «третью»строфу, повторяющуютекст первой. За счет проведения темы в разных голосах (в партиитеноров и соло баса) данная строфа более развернута, что обусловлено ее резюмирующей функцией. В результате этого вся композиция приобретает черты симметрии, где вторая строфа, являясь средней частью, обрамляется крайними(15 + 7 + 13), что можно проиллюстрировать схемой:



Вступл.

А

A1

А2

a a1 / b

a2 / b1

a3 / b2

c c c с



Фактура хора разделяется на два пласта ‬соло баса и женский хор, в котором количество голосов на протяжении всего произведения меняется (двух,трехголосие). Фоновый пласт построен на плачевых, секундовых интонациях, трихордовых оборотах, являющихся тематической основой хоровых голосов. Особую роль при этом играет тональность cmoll, а такжемалосекундовая интонация, приобретающая значение сквознойи вносящая щемящую ноту.Сама же тема основана на плавном поступенномдвижении и представляет собой волну подъема и спада, охватывая диапазон октавы. В ней также доминируют секундовые обороты,создающиегорестный характер.Общий колорит омрачает и появление низкой пятой ступени, которую можнотрактовать как терцовый тон в тональностиesmoll(т. 10 ‬11). Вторая и третья строфы,продолжая развивать музыкальный материал начальной строфы, носят более взволнованный и драматический характер, что подчеркивается постепенным повышением тесситуры и усилением динамики. Вкульминации, совпадающей с началом третьей строфы, ведущая мелодия поручена партии теноров, котораяблагодаря высокомурегиструи нюансуforteзвучит очень экспрессивно и напряженно(т. 23 ‬26).В основу четвертого хора цикла положено стихотворение «Как живетеможете...», котороенаписано в вопросоответной форме: сначала женщины задают вопросмужчинам, затем,во второй строфе,мужчины обращаются с вопросом кженщинам. Безусловно,это сочинениешуточного характера, и неожиданный ответ женщин в конце («Если муж хороший ‬плохо всё равно!») усиливает данное настроение:



Как живётеможете, удальцымужчины?



Коль жена плохая, так судьбу клянём!



Как живётеможете, удальцымужчины?



Коль жена хорошая ‬хорошо живём!



Как живётеможете, женщиныголубки?



Если муж недобрый ‬всё вокруг черно!



Как живётеможете, женщиныголубки?



Если муж хороший ‬плохо всё равно!

Стихотворение включает в себя восемь строк и построено на альтернирующих рифмах: женских в нечетных строкахи мужских в четных. Ритм стиха ‬хорей ‬периодически нарушается вторжением пиррихия. К особенностям данной миниатюры следует отнести разнослоговостьстихотворных строк. Так, нечетные строки включают в себя тринадцать слогов, вторая, шестая и восьмая ‬одиннадцать, а четвертая‬двенадцать. Отметим, что такоеизменениеколичестваслогов в стиховых строках придает произведениючерты разговорности, непринужденного высказывания. Диалогическая форма стихотворения обусловила выбор музыкальной формы, основу которой также составляетвопросоответная структура. Сочинение построено на сопоставлении звучания женских и мужских голосов, постоянно перекликающихся друг с другом.Шутливый характертекста Салманов воплощаетв подвижном темпепроизведения, пунктирном ритмехоровых партий, тембровой драматургии и смене фактуры.Приэтом,не меняя слов,композитор вносит изменения вструктуру стиха. Так, каждую строку онразбивает на две части и в свою очередь каждую из них повторяет дважды(например, фразы «Как живетеможете», «Коль жена плохая», «Коль жена хорошая», «Женщиныголубки», «Если муж хороший»).Отметим, что произведение написано, как и остальные номерацикла, в вариантнострофической форме, причем Салмановв основномиспользует квадратную структуру, а также принцип суммирования (1 + 1 + 2). Квадратность нарушается только в третьей строфе, которая расширяется за счет повторения слов«Ох, черно».Схема формы:



А

A1 А2

A3

a b a1 b1 a2 b2 a3 b3

F b

F ‬B Des ‬As As ‬as c

As F

Как и в хоре «Старый друг мой», двусложный размер стиха ‬хорей ‬композитор укладывает в четырехдольныйметр музыки. Кроме того,Салмановприменяет особую ритмическую формулу, которая проходит на протяжении всего произведения, приобретая значение сквозной. Она включает в себя пунктирный ритмировное движение восьмых,обрамляющихчетвертную длительность.Подобнаяритмоформула ассоциируется со скачкойна лошадях, что, безусловно, навеяно образами стихотворного текста.Что касается мелодики, то следует отметить, что в основе главной темы хоралежит попевка, которая строится на трех звуках, повторяющихся в нисходящем и восходящем движении (c‬b‬a‬b‬c), чтотакже вызывает ассоциациис образом джигитов, гарцующих на лошадях. Она проходит в разных вариантах и, всущности,является мелодической константой данного произведения: все вращается вокруг пятой и третьей ступениFdur, причем сопоставление женских и мужских голосов подчеркивается разными тональными сферами. Тоника как таковая отсутствует, используетсяпросто сопоставление аккордов. Очевидно, что чередование звучания мужских и женскихголосов подчеркивается сопоставлением тональностей. Так, в первой строфе(т. 1 ‬8)представленытоникиFdur,bmoll, во второй (т. 9 ‬16) ‬Fdur,Desdur,Asdur. Втретьей(т. 17 ‬26), в которой появляются плачущие интонации, используются лидийский Asdur,натуральный asmollи гармонический cmoll. На доминанте этой тональности она завершается. В четвертой строфе(т. 27 ‬34) также сопоставляются лидийский Asdur,и натуральный asmoll. В заключительном построении происходит мгновенный возврат в основную тональность Fdur. Диссонирующий аккордовый комплекс (f‬b‬des‬e‬gis‬h‬e), используемый в кадансе,придаетконцовке произведения яркую юмористическую окраску(т. 33 ‬34).Подчеркнем, что гармонический язык данного хора достаточно сложный ‬присутствуют эллиптические обороты, отклонения в тональности далекой степени родства, часто встречаютсятерцовые соотношения: F‬B, B‬Des. Но некоторые разделы настолько гармоническинеустойчивы, что говорить об определенной тональности можно только условно.В данном хоре композитор использует разные виды фактуры. Так, в первой строфе наблюдается гетерофонный вид изложения ‬дублирование темыв разные интервалы (в основном квинты, сексты).Далее автор применяетгомофонногармонический склад письма(т. 5 ‬8). Затем во второй строфе фактура снова приобретаетчерты гетерофонности (дублированное трехголосие). Во втором предложениипредставлена гомофонная фактура: темарельеф проводитсяу теноров, а басам поручена функция фона. Аналогично меняются виды изложения и в следующих строфах: гетерофония, гомофонногармонический склад письма,гомофония, гетерофония, гомофонногармонический.Как видно, фактура гибко меняетсяна протяжении всего произведения, но преобладает гетерофония с периодическими вкраплениями гомофонного и гомофонногармонического склада, что обусловлено вопросоответной формой произведения. Следует сказать, что ванализируемом циклехор «Как живетеможете»является единственнымномером шуточного характера, тем не менее, и в нем представлены размышления о жизни, хотя и в юмористическомсвете.Пятыйхор «Куда»является своего рода зеркальным отражением второго номера «Ты хочешь знать». Он также посвящен теме любви, о которой поет солирующий женский голос(меццосопрано) на фоне аккомпанирующих хоровых партий, педалей и подголосков.

Поэтической основой произведения послужило стихотворение Гамзатова «Радость, помедли, куда ты летишь?…», представляющеесобой лирическую миниатюру, изложенную в характерной для поэта диалогической форме:







«Радость, помедли, куда ты летишь?»



«В сердце, которое любит!»



«Юность, куда ты вернуться спешишь?»

«В сердце, которое любит!»

«Сила и смелость, куда вы куда?»



«В сердце, которое любит!»



«А выто куда, печаль да беда?»



«В сердце, которое любит!»

Очевидно, что обе строфычетверостишияпросты и четки по структуре: они симметричны и делятся пополам на два интонационноритмических периода, в каждом из которых нечетная строка заключает в себе вопрос, а четная ‬ответ, неизменно повторяющийся и выполняющий функцию рефрена. Отметим, что такая композиция стихотворения напоминает одну из форм лирической поэзии, популярнуюна Востоке,‬рубаи, где основной ритмической единицей являются двустишия, в которых каждая зарифмованная строка завершается редифом (в европейской поэзии эпифора)‬одним или несколькими словами, неизменно повторяющимися.К особенностям данного стихотворения следует также отнести трехсложный размер ‬дактильиперекрестную рифму (а б а б)с чередованиеммужских и женских клаузул в нечетных десятислоговых и четных восьмислоговыхстиховых строках.Подчеркнем при этом, что избранная поэтом форма стиха не создает однообразия и монотонности: фразы льются свободно и естественно, тема развивается прозрачно ясно.Поэт разворачивает мысль таким образом, что в итоге читатель погружается в печальные размышления, связанные с широким кругом жизненных явлений ‬миром многообразных человеческих чувств, взаимоотношений, надежд и разочарований.Бережно сохраняя интонацию поэтической речи Гамзатова, Салманов стремится музыкальными средствами усилить ее эмоциональное воздействие, оттенить те или иные смысловые нюансы текста.

Структура стиха определила выбор формы произведения ‬вариантнострофической,состоящей из четырех (по числу двустиший стихотворения) свободно варьируемых проведений темы: 10 + 14 + 6 + 14. На фоне вариантной основы едва заметно проступают контуры двухчастности. Условно хор можно разделить на два раздела, соотносимые друг с другом по протяженности как 24+ 20.Хотя данная однотемная композиция по типу развития и внутренним тематическим контрастам не двухчастна, определенные черты двухчастности отражают и подчеркивают образную двуплановость произведения‬переход во второй части из светлой созерцательной сферы в область скорбных, печальных размышлений.

Помимо этого,в анализируемом сочинении явно присутствуют черты песенной запевноприпевной структуры, на что указывает строение строф, в каждой из которых выдерживаетсяпринцип соло ‬хор (сольный запев ‬хоровой подхват), сохраняемый до конца произведения. Схема формы такова:

А



А1



a b a1 b1

a2 b2 a3 b3



D G c c ‬Es

Es

as d d ‬D

Основная тема, изложеннаяв форме периода неквадратной структуры (5 + 5), отличается органичным сочетанием декламационности и песенности(т. 1 ‬10).Так, первое предложение (запев солистки), охватывая диапазон октавы, строится на комбинировании квартоквинтовых скачков и движения по звукам трезвучия, что явно придает мелодике речитативный характер. В отличие от него второе предложение характеризуется мягкими, волнообразными интонациями,что проявляется в плавности линии ‬за исключением единожды появляющейся квартыв мелодии присутствуют только терцовые и секундовые ходы (и повторения звука), сообщающие ей черты романсовости.Кроме того, в темеобнаруживаются зеркальносимметричные соотношения: если первый пятитакт начинается нисходящим движением, то второй ‬восходящим, первый завершается подъемом вверх, второй ‬движением вниз, при этом оба предложения носят замкнутый характер ‬начинаются и завершаются тоникой d.Все это придает ейчерты законченности иуравновешенности.

Отметим также, чторитмикатемы, общие контуры, акценты, длинные ноты обусловленыструктурой стиха. Границы мелодии, масштаб ее протяженности определяются полустрофой, в результате чего наблюдается точное совпадение поэтических и музыкальных цезур. Структурная законченность каждой строфы подчеркивается кадансами.Композитор сохраняет трехсложный метр, тяготеющий к полноударности, используя «баркарольный» ритм (размер 6/8, 9/8), благодаря чему достигается полная метроритмическая эквивалентность поэтического текста и музыки. Все фразы начинаются с первой доли такта, что соответствует размеру стиха (дактиль); ударные гласные, приходящиеся на сильные долитакта, воспринимаются естественно и органично. Важную роль при этом играет количественный акцент: ударные слоги, как правило, длиннее безударных, особенно в окончаниях фраз, подчеркивающих мужские клаузулы. Особым своеобразием отмечена ладовая структура сочинения. Основу ее составляет Ddur, преимущественно выдерживаемый в первой строфе и в конце четвертой.Во второй и третьей строфах тональногармоническое движение направлено в сторонуседьмой низкой и второй низкой ступеней, наблюдаютсяплавныемодуляции в далекие тональностибемольной сферы:cmoll(т. 11 ‬21), Esdur(т. 22 ‬28), asmoll(т. 29 ‬30). Четвертая строфа изложена в одноименном миноре ‬dmoll(т. 31 ‬37), за исключением последних семи тактов, где возвращается главная тональность произведения.Подчеркнем, что такое периодическое функционирование побочных тоник, а также сопоставление минорных и мажорных трезвучий придают музыке черты тональной двойственности, неустойчивости, что способствует созданиюнепрерывности движения, стремления к тоническому устою.Весьма интересна и фактурная организация произведения, которая строится, как уже отмечалось, на сопоставлении соло ‬тутти. Но, несмотря на то, что этот принцип выдерживается на протяжении всего сочинения, композитор проявляет особую изобретательность в изложении хоровых эпизодов. Так, во втором предложениипервой строфы наблюдаетсярасслоениефактуры на два семантически индивидуальных пласта,где средний слой, отличающийся по ритмическому рисунку, создает фон сопрано и басам, образующим гетерофонную ленту(т. 6‬10).Такой же вид смешанной фактуры (гомофония + гетерофония) используется и во второй строфе (т. 18 ‬21) с той лишь разницей, что полифактура сменяется гомофонией с элементами полифонии(т. 22 ‬24). Далее вхоровом эпизоде третьей строфы композитор также обращается кгомофонномуизложению, где партия сопрано звучит на двухголосном гармоническом фоне мужских голосов

(т. 29 ‬30).Эта же тенденция гармонической педали сохраняется и в четвертой строфе, в которой имитации голосов наслаиваются на органный пункт басов и альтов (т. 36 ‬47).

Таким образом, изложение хора отличается большой гибкостью и пластичностью, что обеспечивается механизмом фактурной переменности ‬оппозицией «монодия ‬полифактура». В связи с этим возникает эпизодическое сгущение и разрежение плотности звуковой ткани, основанное на сопоставлении одноголосия (меццосопрано соло) и смешанного вида фактуры, выполняющего в музыке особую конструктивновыразительную роль. Широко также представлена педальная техника, которая в трехили четырехголосном изложении находит скорее гомофонное, чем подголосочное преломление.Шестой хор «Вершина», один из самых ярких и значительных, достойно венчает весь цикл. Посвященный теме художественного творчества, он явно перекликается с первым номером («Книга жизни»), образуя с ним тематическую арку, скрепляющую все части сочинения в единое целое.Стихотворение Гамзатова «Вершина далекая кажется близкою…», необычайно емкое по содержанию, отличается предельной краткостью и афористичностью поэтического высказывания. По форме оно представляет собой монолог, в котором совмещены два ракурса: размышляющий лирический герой и горный пейзаж, столь дорогой сердцу поэта.При этом,несмотря на монологическую форму высказывания, в произведении присутствует диалогическое начало, что чрезвычайно характерно для лирики Гамзатова. Его можно обнаружить во многих стихахпоэта, даже в монологах. Автор, как правило, обращается к воображаемомусобеседнику, с которым ведет тихую, доверительную беседу.



Вершина далекая кажется близкою.



С подножья посмотришь ‬рукою подать,



Но снегом глубоким, тропой каменистою



Идешь и идешь, а конца не видать.





Инаша работа нехитрою кажется,



А станешь над словом сидетьворожить,



Не свяжется строчка, и легче окажется



Взойти на вершину, чем песню сложить.

Стихотворение отличается единством поэтической мысли и по общему эмоциональному настрою составляет законченное художественное целое, чему в немалой степени способствует ритмикоинтонационный строй произведения, соединяющий в себе разговорность и напевность. Это достигается различной слоговой протяженностью строк (в нечетных ‬тринадцать слогов, а в четных ‬одиннадцать), которая создает неровность в ритме, а такжеперекрестной рифмой (а б а б), объединяющей стиховые строки. Причем образуется своеобразный ритмический диалог ‬каждый нечетный стих с дактилической клаузулой тяготеет к певучести, а каждый четный с мужской клаузулой ‬разговорный.Отметим также трехсложный размер ‬четырехи трехстопный амфибрахий, который, как правило, избирается поэтами для создания произведений элегического, медитативного характера.Особенности содержания и структуры поэтического текста сказались на музыкальной форме хора ‬трехчастной репризной с серединой развивающего типа: 15 + 20 + 12. Соответственно распределен по разделам и текст: первая и вторая строфы легли в основу экспозиции и средней части, а вторая половина седьмой строки и восьмая, которые композитор неоднократно повторяет, приходятся на репризу.Приведем схему формы:



A

B

A1

a b a1 b1 a2 a3

g ‬d a a‬d d ‬a

d

Основная тема экспозиции, изложенная в форме периода неквадратного строения (9 + 6), отличается лирической мягкостью и пластичностью (т. 1 ‬15). Напевность и певучесть сочетаются в ней с волнообразным контуром, типичным для лирических мелодий. При этом отметим, что она вырастает из интонации секундового «качания» g‬a‬g, которая, как и в других хорах цикла, приобретает значение ключевой и принадлежит к числу существенных факторов, объединяющих мелодию, придающих ей черты внутренней цельности и законченности.Помимо секундовых ходов,композитор широко использует трихоровые обороты, квартоквинтовые скачки, опевания основных ступеней лада, повторы звуков. Еще одна существенная деталь: в мелодической линии наблюдается постоянное противодействие в виде отдельных шагов в противоположном направлении.Так,движение мелодиивверхот первой ступени к пятойвсегда сопровождается нисходящим скачкомк тонике (g1‬a1‬g1‬c2‬d2‬g1). Мелодия, опевая опорные тоны лада, постоянно возвращается к одним и тем же звукам, что создает эффект непрерывного движения, ассоциирующегося с восхождением к вершине по горным каменистым тропам, о чем говорится в поэтическом тексте. Избраннаякомпозитором триольная пульсация восьмых в размерах 9/8 и 6/8, пронизывая всю партитуру, нигде ненарушается, и именно это «кружение» в ритме, а также в мелодической линии, как было упомянуто, оказывается наиболее выразительными вполне отвечает трехсложному метру стиха. Все фразы начинаются изза такта, что соответствует односложной анакрузе амфибрахия; ударные гласные, приходящиеся на первыеи вторыедоли такта, воспринимаются естественно и органично. Весьма интересна ладогармоническая структура сочинения. Ее основу составляет dmoll, представленныйв разных ладовых разновидностях: натуральный, гармонический, дорийский, фригийский. Кроме того, в экспозиции и средней части наблюдается тоникодоминантовое соотношениетональностей dmoll‬amoll, что создает ощущение непрерывности, текучести гармонического движения. Характерно также использование диссонирующих гармоний, проникновение в аккорды жестких интервалов(кварта, секунда),явно вызывающихассоциации с горным пейзажем.Говоря о фактуре, следует отметить, что она достаточно разнообразна.Так, в экспозиции композитор использует имитационную полифонию (первые шесть тактов), которая сменяется гомофонногармоническим складом изложения с элементами гетерофонии и гомофонии (т. 7‬15). Частая смена фактурынаблюдаетсяив средней части: имитационная полифония (т. 16 ‬18), гомофонногармонический склад (т. 19 ‬21), полифактура (гомофония + гетерофония, т. 22 ‬25), гетерофонногармонический вид изложения (т. 26 ‬35). В репризе преобладает гомофония с элементами подголосочности и гетерофонии (т.36 ‬47).Таким образом, музыкальная ткань данного произведения отличается гибкостью и пластичностью, что достигается самыми экономными средствами. Чаще всего главная мелодияимитируется в других голосах илиусиливается подголосочной партией, в среднемжепласте фактуры (альты, тенора)выдерживается педаль.Композиторв основном тяготеет к гомофонии, что проявляется в четком разделении звуковой ткани на рельеф и фон, который в свою очередь может расслаиваться на несколько линий. При этом сопровождающие голосане настолько контрастныи самостоятельны, чтобы могла возникнуть полифоническая фактура. Музыкальное развитие протекает в рамках гомофонии, лишь усложненной педалями и подголосками.В заключении отметим, что циклСалманова «Восьмистишия»отличается глубиной художественного замысла, яркостью мелодического языка, свежестью и красотой гармонии, оригинальностью тембровофактурных решений. Знание специфики вокальнохорового звучания, возможностей человеческого голоса позволило композитору создать замечательное, высокохудожественное произведение, которое может исполняться профессиональными, учебными и хорошо подготовленными любительскими хоровыми коллективами.Бережно сохраняя интонацию поэтической речи Расула Гамзатова, Салманов стремится музыкальными выразительными средствами усилитьее эмоциональное воздействие, оттенитьте или иные смысловые нюансы текста. Он нашел в стихах поэта безыскусностьискренних переживаний, которую всегда ценил. Привлекла егои задумчивая проникновенность лирики аварского мастера, которая помогает создать настроение музыкального произведения, а также краткая литературная форма, легко укладывающаяся в вокальнохоровую миниатюру.Природаи ее изменчивость, неумолимость течения времени, жажда любви и воспевание силы человеческого духа, деяний человека ‬все это находит отражение в «Восьмистишиях», стиль которых тесным образомсвязан со временем, в котором жил композитор.Как отмечает исследователь В. Рубцова,«музыка Салманова ‬разнообразный мир поэтических зарисовок, настроений и страстной публицистики, мир контрастов, мятежного пафоса и философских размышлений. При этом тематика, содержательный уровень сочинений композитора всегда неразрывно связаны с темкомплексом нравственноэтических, психологических проблем, которые волновали его современников. Вот почему почти все премьеры сочинений Салманова становились заметными событиями в музыкальной жизни страны. Большинство из них остались в летописи советскогомузыкального искусства и навсегда запечатлелись в памяти их слышавших»[5, c. 6].

В ряду такихпроизведений стоити циклСалманова«Восьмистишия», в котором ярко проявились черты зрелого стиля композитора: графически четкий мелодический рисунок, избегание адекватной повторности, точной куплетности, преобладание интеллектуальнострогой сдержанности над открытым проявлением чувства, богатство ритмов, ладов и гармоний. Цельностьциклической драматургии, интонационное единство музыкального стиля, художественная выразительность каждого номера сочинения, творческая новизна решений гармонических и полифонических пластов фактуры позволяют отнести «Восьмистишия» к значительным достижениям выдающегося мастера.

Ссылки на источники1.Михеева Л. Салманов В. Н. ‬URL: http://www.classicmusic.ru/salmanov.html.2.МежелайтисЭ. Поэт орлиного полета // Гамзатов Р. Г. Двадцатый век. ‬М.: Известия. 1983. ‬С. 3 ‬6.3.Наровчатов С. Большое сердце // Гамзатов Р. Г. Собрание сочинений в 5ти томах. Т. 1. ‬М.: Худож. лит., 1980. ‬С. 5 ‬19.4.Гамзатов Р. Стихотворения. Т. 1. ‬М.: Известия, 1978. ‬496 с.5.Рубцова В. В. Салманов В. Н. ‬Л.: Музыка, 1979. ‬100 с.