Проблемы применения портативных видеорегистраторов в деятельности участкового уполномоченного полиции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рудаков Б. В., Борзенко М. С. Проблемы применения портативных видеорегистраторов в деятельности участкового уполномоченного полиции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 806–810. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970488.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются общие проблемы применения портативных видеорегистраторов в деятельности участкового уполномоченного полиции. Оценивается целесообразность применения видеорегистраторов, определяются основные подходы в формировании единых технических требований к портативным видеорегистраторам для сотрудников полиции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Борзенко Мария Сергеевна,курсант факультета подготовки сотрудников полиции. ВГКОУ ВО «Уральский Юридический институт МВД России», г. Екатеринбург.

Рудаков Борис Викторович,к.х.н, доцент кафедры оперативноразыскнойдеятельности органов внутренних дел. ВГКОУ ВО «Уральский Юридический институт МВД России», г. Екатеринбургrudakov64@rambler.ru

Проблемы применения портативных видеорегистраторов в деятельности участкового уполномоченного полиции

Аннотация. В статье рассматриваются общие проблемы применения портативных видеорегистраторов в деятельности участкового уполномоченного полиции. Оценивается целесообразность применения видеорегистраторов, определяются основные подходы в формировании единых технических требований к портативным видеорегистраторам для сотрудников полиции.Ключевые слова: персональный видеорегистратор, деятельность участкового уполномоченного полиции.

В современных условиях обострения борьбы с преступностью перед органами внутренних дел стоят задачи совершенствования мер по предупреждению и раскрытию все более изощренных преступлений, а также выявлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Развитие научнотехнического прогресса в последнее десятилетие позволило разработать новые,более совершенные системы и устройства специальной техники, используемые в деятельности органов внутренних дел.Рассматривая возможности современных технических средств, необходимо ясно представлять, что даже самое совершенное устройство, обладающее возможностями, которое в недалеком прошлом назвали бы проявлениями чудес, будет бесполезно без грамотного специалиста, хорошо представляющего его принцип действия, назначение, и особенности эксплуатации. Грамотное применение специальной техники сотрудниками правоохранительных органов позволяет значительно повысить эффективность их деятельности, а в ряде случаев добиться результатов, которые были бы невозможны без технических средств, не только расширяя возможности человека в рамках давно существующих методов, нои открывая новые направления в тактике и методах правоохранительной деятельности[1]. При выполнении своих служебных обязанностей сотрудник полиции большую часть времени непосредственно общается с населением. И все чаще возникают ситуации, в которых сотрудник ОВД становиться объектом провокаций, оскорблений или прямых нападений со стороны граждан. В последнее время благодаря средствам массовой информации была сформирована презумпция виновности сотрудника правоохранительных органов и поэтому зачастую позиция полицейских честно выполняющих свой служебный долг является весьма уязвимой. Правоохранительные подразделения разных стран уже достаточно давно применяют видеофиксацию не только при проведении следственных действий, но и в ходе обычной повседневной работы на улицах городов и дорогах. В связи с тем, что оборудование, позволяющее вести длительную запись до недавнего времени было достаточно громоздко, оно размещалось только на автомобилях или стационарных объектах. Совершенствование микроэлектроники позволило создать устройства, способные при малых габаритах вести видеоаудиозапись в течение рабочего дня, что позволяет применять их и для фиксации обстановки вокруг сотрудников полиции, перемещающихся в пешем порядке.Миниатюрный видеорегистратор размещается на груди у сотрудника и закрепляется на одежде. Его назначение контролировать всё, что происходит в кадре, в том числе фиксировать поведение правонарушителей и самих патрульных в различных спорных ситуациях. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О полиции», сотрудники полиции могут использовать «… технические средства, включая средства аудио, фотои видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности»[2].Так же, в соответствии с п. 33 ст. 13 этого же Федерального закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право «… использовать в деятельности информационные системы, видеои аудиотехнику,кинои фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции»[2].Применение портативных видеорегистраторов в правоохранительной деятельности сотрудников полиции в позволит решить ряд проблем, таких, как оценка правильности действий сотрудников полиции при выполнении ими служебных обязанностей, доказательства фактов противоправных действий граждан в отношении сотрудников полиции и ряд других.Рассматривая другие страны можно отметить что они уже давно использую в своей деятельности средства фотои видеоаудиофиксации. В французской полиции видеорегистраторы изготавливаются на основе военных технологий, и позволяют снимать в рабочем режиме со звуком в течение 6 часов и постоянно хранить запись последних 30 секунд перед включением записи. Включает и выключаем запись сам полицейский. Все аресты и проверки которые были записаны на камеры не сопровождались насилием. А по словам самих сотрудников полиции граждане узнававшие что их снимают вели себя совершенно подругому.Другой пример применения зарубежных стран видеорегистраторов это США –в ЛосАнджелесе, ФортУэрт в Техасе, Шарлотта в Северной Каролине. У них было отмечено что после года использования камер случилось редкое сокращение числа случаев применения физической силы (более чем на 50 %).В Российской Федерации сотрудники некоторых подразделений ОВД (а именно сотрудникиГИБДД; работники ФСИН) уже используют в своей служебной деятельности портативные видеорегистраторы то участковые уполномоченные еще не смогли оценить всех плюсов этой техники. А они наиболее подвержены возникновению таким конфликтным ситуациям. Именно поэтому очень актуальной проблемой является возможность применения в деятельности портативных систем аудиовидеофиксации, дабы защитить сотрудника полиции в сложных ситуациях.Часто для разрешения конфликтных ситуаций возникших при выполнении служебных обязанностей, между сотрудниками правоохранительных органов и гражданами не хватает информации, а при ее наличии удостовериться в ее правдивости нет возможности. Исходя из этого, складывается вывод, что использование видеорегистраторов в деятельности сотрудников ОВД просто необходим.В связи с тем что, в деятельности некоторых подразделений правоохранительных органов стали все больше использовать портативные видеорегистраторы встал вопрос в выборе наиболее эффективных и удобных моделей. Для этого необходимо учесть мнение тех, кто уже взаимодействовал с ними, и сформировать единые технические требования к портативным видеорегистраторам для сотрудников полиции. Как уже отмечалось правоохранительные органы других стран уже достаточно долгое время применяют средства видеофиксации не только при проведении следственных действий, но и в ходе повседневной работы на улицах, при работе с гражданами. Так как, раньше оборудование которое позволяло вести длительную запись было громоздким, то оно имелось лишь на стационарныхобъектах или на автотранспорте. Сейчас же, появились такие устройства, которые имеют компактный размер возможность длительной записи. Такие видеорегистраторы закрепляются на одежде сотрудника и записывают все, что происходит в кадре, фиксируют поведение правонарушителей, а также самих сотрудников в различных ситуациях.В целях совершенствования деятельности участкового уполномоченного полиции при выполнении возложенных на него служебных обязанностей необходимо рассмотреть вопрос о применении технических средств, а именно портативных видеорегистраторов. Рассматривая правовые аспекты которые указывают на необходимость применения сотрудниками видеорегистраторов в служебной деятельности можно ссылаться на Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3ФЗ «О полиции» в статье 11 «Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем» п. 3 указано «Полиция использует технические средства, включая средства аудио, фотои видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности»[2]. В Федеральном законе от 12.08.1995 N 144ФЗ "Об Оперативнорозыскной деятельности" в статье 6 «Оперативнорозыскные мероприятия» п. 3 сказано «В ходе проведения оперативнорозыскных мероприятий используются информационные системы, видеои аудиозапись, кинои фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде»[3].Если касаться других подразделений органов внутренних дел то, в Приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" в пункте 24 сказано «сотрудникпри общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев запрещенных законодательством, имеет право использовать видеои звукозаписывающую аппаратуру»[4]. Таким образом, в законодательстве закреплено право использования видео записывающих технических средств в служебной деятельности.Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51ФЗв статье 152.1. «Охрана изображения гражданина» установлено что, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускается без его согласия, если использование изображения осуществляется в государственных, общественныхили иных публичных интересах[5].Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации сформирована законодательная база, на основании которой, сотрудник полиции может использовать в служебной деятельности технические средства, в том числе видеофиксацию при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств их предшествующих, а также для фиксации действий сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими своих служебных обязанностей. Закрепленное в законодательстве право использования технических средств видеофиксации на практике имеет широкое применение не только в практике участковых уполномоченных полдиции. Так, например сотрудники УФСИН России по ЯмалоНенецкому автономному округу уже с 2014 года используют во время несения службы портативные видеорегистраторы. Исходя из особенностей несения службы, а также для единообразности использования видеооборудования была разработана специальная инструкция, которая учитывает все специфические аспекты, и определяет порядок использования и осуществления надзора на объектах учреждения. Все осужденные предупреждаются о использовании технических средств. Благодаря ведению непрерывной видеосъемке получилось решить основную проблему снятие напряжения в отношениях между осужденными и сотрудниками. А также появилась неопровержимая доказательственная база, которую можно использовать в случае нарушении требований действующего Уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации[6].Еще одним примером является Исправительная колония № 2 Талицкого сельского поселения Ивановской области. Но в данном случае вместо карманных портативных видеофиксаторов сотрудникам были выданы очки оборудованные видеорегистратором. Из интервью Марины Шалагинойруководителя прессслужбы УФСИН по Ивановской области:—"Видеорегистраторы в учреждениях области уже используются около года, но в связи с тем, что был замечен ряд неудобств у тех видеорегистраторов, которые использовались ранее, были закуплены очки. Они применяются для фиксации действий осужденных и сотрудников колонии с целью контроля за проведением проверок, плановых обысков. Пока что мы закупили эти очки только в одну колонию, сейчас они проходят апробацию. Комплект очков обходится недешево, поэтому, прежде чем закупать очки во все колонии, необходимо проверить их эффективность." Дмитрий Ватутин, заместитель начальника отдела охраны ИК2:«Камера располагается на передней части очков, там же находится и микрофон. На одной из дужек очков находятся кнопки включения и кнопки начала режима записи. По сути, это самый обычный видеорегистратор, просто выглядит оригинально. В очки вставляется флешкарта на 32 гигабайта, это приблизительно 10–12 часов записи. Вот только вести съемку больше полутора часов без подзарядки не удастся. Кроме того, при съемке в темном помещении картинка получается очень низкого качества, приходится дополнительно усиливать освещение или брать с собой фонарь. После проведения обыска сотрудник очки снимает, а запись сохраняется на компьютере. Храниться она может сколько угодно долго»[6].Автоинспекторам Тюменской области в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Тюменской области» были приобретены 200 портативных видеорегистраторов Таким образом видеорегистратором теперь оснащен каждый патрульный наряд ДПС, группы по оформлению и разбору ДТП, посты ДПС. Это поможет минимизировать конфликтные ситуации между инспекторами и водителями[7].Сотрудники подразделений ДПС ГИБДД и УФСИН которые в своей служебной деятельности непрерывно ведут работу с гражданами, в основном правонарушителями, осужденными преступниками используют видеорегистраторы, которые фиксируют все возникшие ситуации, поводы ей послужившие и действия обеих сторон. В последствии эта видеозапись будет основным доказательством при разрешении каких либо споров жалоб проверок.Участковые уполномоченные полиции несут службу в форме: проведение профилактического обхода административного участка; осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений; проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете; проведение отчетов перед населением о проделанной работе[8]. Участковые большую часть своего времени проводят в работе с гражданами. И как никто подвержен возникновению конфликтных ситуаций. Актуальным вопросом является использование в деятельности участковых уполномоченных полиции видеорегистраторов. Начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных ГУ МВД России по Москве, полковник полиции Михаил Павличук заявил "Планируемпроводить эксперимент в ОВД Тверского района. Двадцать видеорегистраторов со всем оборудованием уже в наличии, соответствующие занятия проведены, сотрудники, кто будет за эту работу отвечать, назначены. В течение месяцадвух мы проработаем этот вопрос, обучим работе с техникой". Также полковник полиции заметил что в первую очередь видеорегистраторы нужны для защиты самих участковых.«Это рассмотрение жалоб, заявлений, противоправные действия. Таким образом мы будем избегать спорных ситуаций и повысим служебную дисциплину. В будущем мы планируем оснастить каждого участкового в городе Москве видеорегистратором». Исходя из этого, можно сделать вывод, что средства видеофиксации необходимы в каждом подразделении. Но наиболее важными они будут там где большая часть деятельности протекает в общении с гражданами, а это участковые, инспекторы ДПС. В эпоху стремительного развития современных технологий оснащение деятельности Органов внутренних дел видеорегистраторами не является проблемой. В данном случае, следует принять во внимание две другие стороны. В первом это при принятии решения о использовании видеосъемки нужно помнить о необходимости соблюдения конституционных прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Во втором случае это то, что каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (ст. 1521 ГК РФ)[5], защиту сведений об органах, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485I «О государственной тайне»)[9].Таким образом, в законодательстве установлена возможность использования портативных видеорегистраторов в деятельности ОВД, а также в последствии приобщать полученные аудиовидеозаписи к материалам уголовного дела в качестве доказательств.Предполагая возможность использования видеорегистраторов в деятельности участковых уполномоченных полиции, необходимо определить каким основным техническим требованиям должен отвечать видеорегистратор и накапливаемая видеозапись. В практическом плане устройства должны быть компактны и удобны для сотрудника полиции, не затруднять его работу. Само устройство должно быть удобно в использовании, для обслуживания и ремонта.В связи с тем, что закупка и поставка специальной техники производится централизованными поставками, отсутствует возможность выбора приборов сучетом специфики местности. Обзор применяемых видеорегистраторов позволяет сделать вывод, что в основном все видеорегистраторы. приспособлены от автомобильных, или адаптируются информационные системы практически бытового назначения. Но при выборе портативных видеорегистраторов для участковых уполномоченных полиции нужно учесть особенности обстановки в которых они будут использоваться и подобрать соответствующие технические характеристики. Попробуем привести примерные критерии:

компактный размер мобильность устройства, возможность смены аккумулятора;

наличие двух режимов: цветной и чернобелый и возможность переключения при ухудшении освещения;

возможность видеозаписи при минусовой и плюсовой температуре;

передача видеосигнала с высокой разрешительной способностью;

Технические требования устанавливают минимальные параметры камеры:

разрешение не менее 480 твл;

угол обзора по горизонтали около 140 º;

электропитание 150 мА. Микрофон аудиозаписи должен воспринимать нормальную (спокойную) речь человека не менее чем на расстоянии 810 метров. Требования к системному блоку:

одно из главных –это возможность защиты полученной информации от редактирования и стирания;

возможность видео и кадрового просмотра записи на ПК или ноутбуке;

запись одного полуполя видеосигнала с разрешением не менее 704х288 точек.

разделение полномочий операторов 1 –включение/выключение; 2 –просмотр/раскодировка/копирование/стирание.

цифровое приближение и удаление не менее 4.

возможность поиска видеозаписей по дате номеру. Объем памяти должен быть рассчитан на непрерывную аудио и видеозапись не менее 14 часов. Работа видеорегистратора должна не зависить от климата и нормально функционировать от минус 50º до плюс 50º.Если брать средний срок службы 5 лет; гарантийный срок не менее 12 месяцев. В результате опроса самих сотрудников правоохранительных органов МВД России были определены следующие основные требования к видеорегистраторам: 1.

Брызгозащищеное исполнение;2.Ударная стойкость;3.Работа при температуре от 45С до +45С;4.Непрерывное время работы от аккумуляторной батареи не менее 8 (12) часов;5.Непрерывная запись аудиовидеосигналане менее 8 (12) часов;6.Возможность замены аккумуляторной батареи на новую запасную в ходе несения службы;7.Наличие устройства опечатывания отсека флэшнакопителя и органов управления устройством, аудиовидеовыхода (под одной крышкой);8.Разрешение видеоканала HD;9.Высокая чувствительность телевизионной камеры (не менее 0,005 Лк), в идеалевозможность работы при ночном уровне освещенностиподсветка только от звездного неба;10.Разрешение аудиоканала, достаточное для проведения фоноскопического отождествления личности по фонограмме;11.Масса до 200 г.;12.Высокая чувствительность микрофона (спокойный голос человекадо 10 метров);13.Надежное крепление устройства на снаряжении (форменной одежде) сотрудника;14.Исполнение в виде двух блоков: блока в котором размещается телевизионная камера и микрофон (подсветка) и соединенного с ним проводной линией блока аудиовидеорегистратора и электропитания. Первый блок размещается на груди сотрудника, второйна поясном ремне (в кармане);15.Встроенный навигационный модуль Глонасс, с отображением данных позиционирования на фиксируемом изображении;16.Возможность использования отдельных блоков видеокамер позволит изготовить комплект устройства с различными объективами (в том числе объектива с вынесенным зрачком («игольное ушко») и с увеличенным углом зрения (120 град) с возможностью подключать их к одной основевидеорегистратору[10].Анализ ситуации на рынке портативных персональных регистраторов привлекает внимание разработчиков, которые так же стараются сформулировать требования к подобного вида устройствам. Развитие технологии мобильных средств связи сетей 4Gпозволяет в пилотных разработках обеспечить передачу в режиме реального времени видеопоток с мобильного регистратора на заданный контрольный пункт, однако в больших объемах постоянная трансляция видеопотока пока затруднительна[11].Таким образом можно сделать вывод, что портативные видеорегистраторы применяемые на службе в Органах внутренних дел должны обладать определенными техническими характеристиками. Быть компактными, мобильными и удобными в использовании. Надежными, ударостойкими. Могли работать при разных климатических условиях. И самое важное, что нужно подчеркнуть при использовании всеми подразделениями одной модели портативных видеорегистраторов возможна оптовая поставка. В целях уменьшения числа конфликтных ситуаций возникающих во время исполнения служебных обязанностей сотрудниками првоохранительных органов МВД России необходимо использовать специальные технические средства, а именно портативные видеорегистраторы.В зарубежных странах уже имеется опыт применения аудиои видеофиксирующих устройств полицейскими в своей деятельности. Данный факт имеет положительные моменты, благодаря камерам граждане стали уважительно общаться с представителями власти. Сократилось число случаев применения физической силы. А также сами офицеры стали более собранее и четче выполнять своислужебные обязанности.Положительные моменты можно отметить и в нашей стране. Подразделения федеральной службы исполнения наказания также заявили о благоприятном влиянии видеорегистраторов в своей деятельности. Это отражается в спокойном поведении заключенных, которые знают о использовании средств видео фиксации. Централизованные поставки портативных видеорегистраторов исключают возможность подбора их в соответствии с местными особенностями и спецификой служебных обязанностей. Что в последствии влияет на их работу, поломки, и недостатки. Для того чтобы избежать этого, необходимо руководствоваться опытом других подразделений, мнением тех, кто уже с ними работал.

Ссылки на источники1.Рудаков Б.В., Бражников Д.А., Щукин А.М. Основы специальной техники (общая часть): Учебное пособие.Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013.354 с.2.Федеральный закон от 7 февраля 2011 N 3ФЗ «О полиции» (в ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.3.Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. –2015. –№ 1. –Ст. 8.4.Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в областиобеспечения безопасности дорожного движения" Сайт Консультант [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/ 12167826/#friends#ixzz4MtIwWps4/. –(Дата обращения 08.12.2016).5.Гражданский кодекс Российской Федерации. Сайт Консультант. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5142/ 14c6c3902 cffa17ab26d330b2fd4fae28e5cd059/. –(Дата обращения 09.12.2016).6.Сотрудники уголовноисполнительной системы округа используют в своей работе видеорегистраторы. Официальный сайт УФСИН России по Ямалоненецкому автономному округу. [Электронный ресурс] http://www.89.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=120199/. –(Дата обращения 11.12.2016).7.Сайт УГИБДД РФ по Тюменской области [Электронный ресурс] http://www.gibdd.ru/news/72/70423/. –(Дата обращения 01.12.2016).8.Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 1166 г. Москва "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции"/ Сайт Российская газета [Электронный ресурс]https://rg.ru/2013/03/27/uchastkoviedok.html/. –(Дата обращения 09.12.2016.9.Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) . [Электронный ресурс]http://base.garant.ru/10102673//. –(Дата обращения 09.12.2016).10.Рудаков Б.В. Формирование единых технических требований к портативным видеорегистраторам, используемым сотрудниками полиции в правоохранительной деятельности.Вестник уральского юридического института МВД России, №1, 2016, стр. 4246/11.Плыплин В. Носимая электроника в системах безопасности: персональные видеорегистраторы // Системы безопасности. №5(131).2016.С. 130.