Специальные технические средства, применяемые в деятельности участкового уполномоченного полиции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рудаков Б. В., Мальцев И. А. Специальные технические средства, применяемые в деятельности участкового уполномоченного полиции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 816–820. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970490.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам определения путей интенсификации деятельности участковых уполномоченных полиции путем внедрения в их деятельность современных технических средств. Аргументированно рассматривается необходимость наращивания технической оснащенности участковых уполномоченных полиции средствами видеофиксации, коммуникации, наблюдения, специальными окрашивающими веществами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мальцев Илья Алексеевич,курсант факультета подготовки сотрудников полиции. ВГКОУ ВО «Уральский Юридический институт МВД России», г. Екатеринбург.

Рудаков Борис Викторович,к.х.н, доцент кафедры оперативноразыскнойдеятельности органов внутренних дел. ВГКОУ ВО «Уральский Юридический институт МВД России», г. Екатеринбургrudakov64@rambler.ru

Специальные технические средства,

применяемые в деятельности участкового уполномоченного полиции

Аннотация. Статья посвященапроблемам определения путей интенсификации деятельности участковых уполномоченных полиции, путем внедрения в их деятельность современных технических средств. Аргументировано рассматривается необходимость наращивания технической оснащенности участковых уполномоченных полиции средствами видеофиксации, коммуникации, наблюдения, специальными окрашивающими веществами.Ключевые слова: средства специальной техники, портативные видеорегистраторы, приборы ночного видения на основе электроннооптических преобразователей, тепловизоры,участковый уполномоченный полиции.

Служба участковых уполномоченных имеет многовековую традицию. В современных условиях мощнейшего воздействия достижений научнотехнического прогресса на все сферы общественной жизни, в том числе на правоприменительную деятельность, эффективность функционирования правоохранительной системы по решению возложенных на нее задач наряду с другими факторами во многом может быть обеспечена рациональным, продуманным в правовом и организационном аспекте использованием технического потенциала. Научнотехнический прогресс представляет собой не только локальное явление, замкнутое рамками науки и техники. Это глобальный и универсальный процесс, протекающий в масштабах общества в целом, затрагивающий все стороны его развития. Причем усиление социальной ориентации научнотехнического прогресса следует рассматривать в качестве одной из его главных закономерностей.Существенный вклад в регулирование этой сферы общественных отношений вносят сотрудники органов внутренних дел и непосредственно участковые уполномоченные полиции.К участковым уполномоченным можно обращаться с любой проблемой, будь то конфликты с соседями, молодежные тусовки, семейные дебоширы, нечестный продавец в соседнем магазине, оставляемый без присмотра ребенок. Основа деятельности каждого участкового профилактика правонарушений, подростковой преступности, выявление притонов и мест обитания бомжей, решение жилищнобытовых конфликтов и многое другое[1]. Эти люди должны отлично знать вверенную им территорию, руководство призывает сотрудников к тому, чтобы они как можно больше знакомились с жителями. По крайней мере, чаще общались с председателями домовых комитетов, поскольку обычно это активные и всезнающие люди. Только при сотрудничестве с населением можно обеспечить ему реальную безопасность.Не случайно перед аттестацией участковых уполномоченных руководство УВД имеет практику организовывать сходы жителей, поскольку важно их мнение о деятельности полиции.Работа у участковых уполномоченных тяжелая. И не только изза ненормированного рабочего дня и постоянного общения с асоциальными гражданами. Участковые должны знать основы работы всех служб полиции, потому что им приходится решать очень широкий круг вопросов.Из всех полицейских обычные граждане чаще всего сталкиваются с работой участковых уполномоченных. Именно на них возложена задача следить за соблюдением законности на территории вверенного участка и по мере сил способствовать предотвращению преступлений и иных нарушений закона.Помимо общих обязанностей, лежащих на участковом как на сотруднике полиции, участковый имеет ряд специфических, установленных конкретно для него. Так, согласно действующим инструкциям и приказам МВД, участковый обязан:1.Знать территорию своего участка, включая дорожную систему, действующие предприятия и учреждения, возможные места, где могут выращиваться наркотические растения.2.Знать состав населения, проживающего на участке. Эта обязанность включает в себя необходимость быть знакомым с местными культурными и национальными традициями и проживающими на территории гражданами (как нарушающими законы, так и соблюдающими их). В идеале участковый должен быть лично знакомым с каждым, кто живет на подведомственной ему территории.3.Вести прием граждан и учет подаваемых заявлений о противоправных действиях.4.Пресекать противоправные действия.5.Выявлять граждан, склонных к нарушению закона, участвовать в наблюдении за гражданами, освободившимися после отбытия уголовного наказания, а также за страдающими алкоголизмом или наркоманией.6.Обнаруживать притоны для занятий проституцией, употребления наркотиков.7.Обеспечивать взаимодействие с иными службами полиции, вести анализ оперативной обстановки на участке, при необходимости докладывать руководству о складывающейся ситуации и вносить предложения о профилактических и оперативных мерах.На «своей» территории обязанности участкового сводятся к учету, контролю и пресечению правонарушений. Во многих направлениях своей деятельности участковый уполномоченный взаимодействует с сотрудниками других подразделенийполиции, а также других ведомств (в частности, Госнаркоконтроля, службы судебных приставов и т. д.).Граждане могут столкнуться с работой участкового в следующих случаях[1]:1.При профилактическом обходе. Участковый обязан регулярно обходить свою территорию и знакомиться с проживающими там. Важно помнить: обходы участковый обязан делать в форме, по требованию граждан он должен предъявлять удостоверение. Кроме того, при обходе участковый может войти в жилище только с согласия владельца или иных жильцов.2.Во время приема. Участковый обязан регулярно принимать граждан, проживающих на участке. Во время приема он получает от них устные и письменные заявления, а также консультирует по вопросам, находящимся в его компетенции. Прием обычно осуществляется 3 раза в неделю в опорном пункте. Однако даже в не приёмные дни участковый обязан реагировать на заявления, поступающие от граждан.3.При визите. В том случае, если у участкового есть сведения о том, что совершается нарушение закона, он обязан их проверить. В этом случае он имеет право прийти к гражданину, взять объяснения, осмотреть жилье. В том случае, если у участкового есть постановление об осмотре либо информация о совершающемся преступлении, он может войти в помещение даже без согласия владельца или арендатора, при необходимости —даже взломав дверь.Обязанности полициив целом и каждого ее сотрудника в отдельности подразумевают наличие прав. Так, каждый полицейский, независимо от занимаемой должности, имеет право[2]:на обеспечение условий, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей;ознакомление с нормативными актами, определяющими его служебный статус, права и обязанности;отдых (то есть на служебное время установленной продолжительности), выходные и отпуска;оплату работы и иные выплаты, установленные законом и служебным контрактом;получение необходимой по службе информации, включая в случае необходимости и тайную;свободный доступ в органы власти или организации, если это необходимо для выполнения должностных обязанностей;знакомство со своим личным делом, а также приобщение к делу необходимых документов;защиту от разглашения личных сведений;служебное продвижение в установленном порядке;профессиональную подготовку и образование;разбирательство по служебным спорам, проведение при необходимости проверки, а также иную защиту прав в соответствии с законом;защиту здоровья и жизни (как себя самого, так и членов семьи), а также своего и семейного имущества.Кроме того, полицейский, как и любой другой гражданин, имеет право на пенсионное обеспечение и страхование.Помимо общих прав, перечисленных выше, каждый полицейский, независимо от своей должности, места и времени, имеет дополнительные права, связанные с охраной порядка и пресечением нарушений. К таким правам относятся[2]:право требовать от любого лица прекратить нарушение закона;право проверять документы, которые подтверждают личность или служебные полномочия граждан и должностных лиц;право использовать в экстренных случаях чужой транспорт для пресечения противоправных действий,преследования подозреваемых, доставки к месту оказания медицинской помощи пострадавших и т.д.;право задерживать подозреваемых, а также доставлять их в служебные помещения;право в установленных случаях применять силу, оружие или спецсредства.Эффективность борьбы с преступностью и другие факторы находятся в прямой зависимости от используемых при этом средств и методов. Заметим, что чем в большей мере эти средства и методы основаны на новейших достижениях научнотехнического прогресса, тем точнее и быстрее решаются задачи предупреждения и раскрытия преступлений. Следовательно, широкое использование результатов и достижений научнотехнического прогресса является одним из важнейших направлений совершенствования правоохранительной деятельности[3]. К техническим средствам управления можно отнести организационную технику, средства связи и передачи данных, автоматизированные системы обработки информации и управления[4]. В свою очередь, организационная техника включает в себя технические средства для составления и изготовления документов (например, портативные печатные машины, диктофоны), размножения документов (ксерокс), обработки документов (устройства для вскрытия конвертов, бумагоуничтожающие машины, ламинаторы и пр.), хранения документов (специальные шкафы для подвесного хранения документов в папках, механизированные картотеки), для наглядного отображения информации (световые табло, диапроекторы, видеомониторы и пр.).Другая разновидность техники управления –техника связи. Связь является основным средством, обеспечивающим управление в правоохранительных органах.На практике существует такая проблема –не всегда получается быстро и эффективно доложить в дежурную часть, что преступники вооружены или же составляют иную опасность, но в силу того, что участковый один не может обеспечить безопасность, необходимо сообщить в дежурную часть. Предлагаем такое решение проблемы на средствах сотовой связи сделать приложение или комбинацию цифр, при которой будет видно, местоположение сотрудника, что он находится в опасности и ему требуется подкрепление.Использование автоматизированных (компьютеризированных) систем, а также средств связи и передачи данных в настоящее время направленона информатизацию управления, которая преследует такие цели, как: повышение научной обоснованности и качества принимаемых решений благодаря использованию математических методов и моделей; гибкости управления и его способность реагировать на изменения условий деятельности исправительных учреждений; оперативности управления за счет своевременной и целенаправленной подготовки информации для принятия управленческих решений; производительности труда лиц, принимающих решения; снижение затрат на управленческую деятельность.База данных ГИАЦ МВД России закрыта, поскольку содержит оперативные данные, но на сайте МВД России, в разделе «Внимание, розыск», можно посмотреть, не находится ли лицо в розыске, ведущемся при помощи СМИ. Правоохранительные органы используют СМИ с целью распространения информации среди населения для повышения шанса на поимку скрывающихся лиц[5]. Так же существует приложение для сотовых телефонов «МВД России», в котором граждане могут посмотреть новости, кого поймали, кто задержан, какие благородные поступки совершили сотрудники ОВД, а еще есть такой параметр как розыск, в нем показывается, кто находится в розыске, а также в качестве метода поощрения указано, что за поимку данных граждан денежное вознаграждение Персональный компьютер или ноутбук облегчают составление и распечатку различных документов, и представляет собой средство организационной техники. Однако они становится средством специальной техники, если, например, выступают как устройства, способное посредством специальной программы выдать правильную рекомендацию сотруднику правоохранительных органов при раскрытии какоголибо правонарушения, то есть проанализировать сложившуюся ситуацию и выдать верный алгоритм действий, как правило, в условиях дефицита времени[6]. Практическая проблематакова, что настоящие персональные компьютеры не достаточно оснащены системой безопасности, т.е. их можно взломать, скачать или удалить с них нужную информацию. Предлагаем такое решение проблемы закупить ноутбуки ASUSB1000, данные ноутбуки являются с высокой степенью защищенности информации, а также с высокой производительной скоростью, что позволит сотрудникам УУП довольно быстро и эффективно составлять протоколы и вносить в базу данных сведения о нарушителях.Необходимо отметить проблему служебного автотранспорта, используемого в правоохранительных органах, а в частности УУП. Сам по себе автомобиль (автобус, катер, и д. р.) не является специальным техническим средством. Автомашину (иное транспортное средство) можно отнести к средствам специальной техникилишь после ее оборудования, доукомплектования специальными техническими средствами, предназначенными, например, для решения задачи охраны общественного порядка. И тогда служебный автомобиль, оборудованный инженернотехническими средствами охраны, будет представлять собой средство специальной техники для обеспечения выполнения функции охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.Таким образом, специальную технику и специальные средства (вузком, обозначенном нами смысле) целесообразно рассматривать как два отдельных самостоятельных средства обеспечения правопорядка. Применение средств связи способствует эффективному управлению на стадиях получения осведомительной информации и передачи управленческих решений[7]. Средства связи позволяют в любое время года и суток, в любую погоду получить и передать информацию, управлять подразделениями и службами органов правопорядка. Связь –это неотъемлемая часть системы управления правоохранительными органами. Она обеспечивает надежную, своевременную и качественную передачу всех видов информации в интересах управления ее субъектами. Организация связи обусловливается структурой субъектов правоохранительных органов, спецификой их деятельности, необходимостью взаимодействия и внутри системы, и вне ее –с другими министерствами и ведомствами[8]. Система технических средств связи правоохранительных органов является основой системы управления этих органов, ее информационной инфраструктурой. Она предоставляет руководству правоохранительных органов возможность своевременно и гарантированно доводить управленческие решения до подчиненных, осуществлять сбор информации в любых условиях оперативной обстановки.В МВД России в деятельности участковых уполномоченных полиции существуют, такая проблема участковыйуполномоченный полиции проводит ежедневно поквартирный обход и составляет опрос жилого сектора, в котором указывается (ФИО, место рождения, место работы, адрес регистрации, судимость, наличие оружия и т.д.), после чего данные опросники сдаются начальнику УУП и он передает их в аналитический отдел, а они уже вносят в базу данных. Предлагаем такое решение проблемы, создать программу, которая будет находиться у участковых уполномоченных полиции в сотовом телефоне или на планшете, где можно при обходе жилого сектора вноситься данные, которые будут храниться в базе данных, тем самым облегчится служба участковых и аналитиков.Проблема при выявлении лиц, хранящих наркотические вещества. Решение проблемы, очень эффективно было бы использовать участковому уполномоченному полиции настольные весы, но такие, чтобы были карманные (не большого размера), для того, чтобы если участковый обнаруживает при поквартирном обходе граждан, хранящих наркотические вещества. Для чего это нужно? Это необходимо для того, чтобы точно приприсутствии понятых определить вес данного вещества и указать в протоколе, потому что каждый даже миллиграмм влияет на квалификацию, либо уголовная, либо административная ответственность ждет лица, за данное деяние[9, 10]. Существует такая проблема, некоторые граждане укрывают преступников. Предлагаем такое решение проблемы, при обходе закрепленного участка за УУП, он должен проверять подозрительных граждан по единой база данных отпечатков пальцев (Папилон), предлагаем ввести такое техническое средство, которое будет всего у УУП, для того, чтобы сразу проверить граждан, так как могут находиться в розыске.Правоохранительные подразделения разных стран уже достаточно давно применяют видеофиксацию не только при проведении следственных действий, но и в ходе обычной повседневной работы на улицах городов и дорогах. В связи с тем, что оборудование, позволяющее вести длительную запись до недавнего времени было достаточно громоздко, оно размещалось только на автомобилях или стационарных объектах. Совершенствование микроэлектроники позволило создать устройства, способные при малых габаритах вести видеоаудиозапись в течение рабочего дня, что позволяет применять их и для фиксации обстановки вокруг сотрудников полиции, перемещающихся в пешем порядке.Миниатюрный видеорегистратор размещается на груди у сотрудника и закрепляется на одежде. Его назначение контролировать всё, что происходит в кадре, в том числе фиксировать поведение правонарушителей и самих сотрудниковв различных спорных ситуациях. В своей повседневной деятельности участковому уполномоченному приходится разрешать большое количество проблем в одиночку, когда создается ситуация, в которой сотрудник противостоит нескольким правонарушителям, которые впоследствии стремятся обвинить его в нарушении закона с целью ухода от ответственности. Применение портативных персональных видеорегистраторов несомненно позволит в значительной степени преодолеть эту проблему. В этой связи необходимо сформулировать ряд основных общих требований к такому виду технических средств[11].Другим направлением деятельности участковых уполномоченных является работа по пресечению случаев, связанных с мелкими кражами, незаконным проникновением в помещения. В этих ситуациях значительную помощь участковому может оказать применение специальных окрашивающих и маркирующих средств. В настоящее время значительным количеством производителей предлагается широкий выбор подобных специальных средств[12]. Необходимо включать в нормы положенности оборудования пунктов размещения участковых уполномоченных полиции комплекты таких средств, оптимизованные для их деятельности.В настоящее время развитие техники позволяет производить относительно доступные по цене средства наблюдения в ночное время, такие как приборы ночного видения на основе электроннооптических преобразователей и тепловизоры. Даже в благополучной Европе, где освещенность улиц в большинстве случаев не вызывает нареканий, полиция внедряет в свою практику тепловизионные приборы, позволяющие поднять эффективность ее деятельности[13]. Тепловизионные приборы эффективны для поиска скрывающихся правонарушителей и так же могут найти применение в деятельности участковых уполномоченных полиции, особенно на плохо освещенных окраинах наших городов.Итак, подводя итоги, можно сказать, что представляется возможным внедрить достаточно широкий спектр технических средств в деятельность участковых уполномоченных полиции, чтопозволитвыявлять и документировать всевозможные факты противоправной деятельности и причастных к ней лиц, определенным образом фиксировать различные предметы, документы и следы, которые могут быть использованы в административной, уголовноисполнительной, оперативнорозыскной и процессуальной деятельности правоохранительных органов.Служба участковых уполномоченных полиции занимает центральное место в системе органов внутренних дел и является гарантом защиты граждан от преступных посягательств по месту жительства. По результатам ее работы дается оценка в целом органам внутренних дел, от этого непосредственно зависит доверие российских граждан к органам правопорядка. Принятие Федерального закона «О полиции» стало ключевым элементом реформирования системы органов внутренних дел. Значительно изменились подходы к организации деятельности органов внутренних дел, а сама модель взаимоотношений с гражданами сменилась с контролирующей на партнерскую. При этом, несмотря на проведенную оптимизацию в структуре нового образования в качестве основного профилактического элемента попрежнему остались подразделения участковых уполномоченных. Применение специальной техники –это мощнейшее средство, позволяющее выявлять и документировать всевозможные факты противоправной деятельности и причастных к ней лиц, определенным образом фиксировать различные предметы, документы и следы, которые могут быть использованы в административной, уголовноисполнительной, оперативнорозыскной и процессуальной деятельности правоохранительных органов. Таким образом, можно выделить следующие требования, предъявляемые к применению специальной техники, следующие: соблюдение законности, целесообразность, активность, наступательность. Кроме того, на применение специальной техники оперативнорозыскного назначения накладывается дополнительное требование –обеспечение конспирации. Соблюдение законности применения специальной техники выражается в том, что использование каждого технического средства в правоохранительной деятельности должно строго соответствовать требованиям правовых норм. Использование специальной техники должно быть направлено на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, нарушений установленного порядка отбывания наказаний в местах лишения свободы, розыск преступников, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания. В заключение необходимо сказать, что в данной научной работе мы указали ряд проблем и решение их, это позволить полиции повысить эффективность работы, своевременность и профессионально выполнять возложенные обязанности на участковых уполномоченных полиции.

Ссылки на источники1.Зырянов С. М. Административный надзор полиции и полицейский надзор: соотношение правовых категорий // Журнал российского права. 2012. № 2. –С. 3236.2.Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 № 3ФЗ (ред. от 05.02.2015) // Собрание законодательства РФ. –2011. –№ 7. –Ст. 900. СПб Гарант (Дата обращения 17.10.2016).4.Кадников Б.Н. Уголовноправовая охрана неприкосновенности частной жизни: научнопрактическое пособие / под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2011. –С. 45.5.Мусаелян М.Ф. Об обеспечении постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращении рецидивной преступности // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 6. С. 810.6.Полицейское право: Лекционный курс /Под ред. канд. юрид. наук А.В. Куракина. —М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. —С. 78.7.Тарабрин С.В. Правовой статус участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. 2012. № 5. С. 5557.8.Холманский В.И., Бородин С.С. Проект Федерального закона № 1519434 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: достоинства и недостатки // Российский следователь. 2011. № 5. С. 3139.9.Казак Б.Б., Михайлова Н.В., Столяренко В.М. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 3942.10.Рудаков Б.В., Бражников Д.А., Щукин А.М. Основы специальной техники (общая часть): Учебное пособие.Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013.с. 175.11.Рудаков Б.В., Стёпкин В.Н. Проблемы применения технических средств обнаружения наркотических веществ// Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 15. С. 416420.12.Рудаков Б.В. формирование единых технических требований к портативным видеорегистраторам, используемым сотрудниками полиции в правоохранительной деятельности// Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016.№1. С. 4246.13.Рудаков Б.В. Проблемы применения специальных окрашивающих и маркирующих специальных средств в правоохранительной деятельности// Научный портал МВД России. 2016.№3(35). С. 7276.14.Рудаков Б.В. Возможности применения тепловизионных приборов в правоохранительной деятельности// Научнометодический электронный журнал Концепт.2015.Т. 13. С. 531535.