Шаткость, размытость понятий веры как показатель современного общества в рассказе Андрея Тимофеева «Нина»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евдокимова М. П., Барко К. А. Шаткость, размытость понятий веры как показатель современного общества в рассказе Андрея Тимофеева «Нина» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 841–845. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970495.htm.
Аннотация. В статье анализируется рассказ Андрея Тимофеева «Нина» с целью рассмотрения шаткости и размытости понятий веры как показателя современного общества в России. Герои произведения погружены в нестандартную среду, раскрытие которой показано в работе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Барко Ксения Александровна,студентка 3 курса института русской и иностранной филологии ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г.Армавир

Научный руководитель: Евдокимова Марина Петровна,кандидат филологических наук, Ученый секретарь Ученого совета, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г.Армавирevdokimova.m.p@mail.ru

Шаткость, размытость понятий веры как показатель современного общества в рассказе Андрея Тимофеева «Нина»

Аннотация.В статье анализируется рассказ Андрея Тимофеева «Нина» с целью рассмотрения шаткости и размытости понятий веры как показателя современного общества в России. Герои произведения погружены в нестандартную среду, раскрытие которой показано в работе.Ключевые слова:Андрей Тимофеев, рассказ "Нина".

Вот уже более тысячи лет русский народ исповедует христианство. Во все времена Русь славилась своей стойкостью и непоколебимостью в вопросах веры. Национальнаялитература, начиная с Древней Руси, основывалась на православии. Мировоззрение древнерусскогочеловека было построено строго накнигах Нового завета —Евангелии и Апостоле, а также ветхозаветном Псалтыре. Времена шли, летели столетия, но попрежнему в сердцах оставался божий страх, библейские заповеди лежали в основе жизни каждого. Идеалом нравственного совершенства, бессмертным воплощением добра, истины и красоты оставался Иисус Христос. Древнерусскому человеку даже в голову не могло прийти усомниться в своих религиозных взглядах, в вере, в Боге. Можно возразить и ответить, что это определенная однобокость сознания человека того времениили причина таких прочных религиозных взглядов кроется вотсутствие альтернатив: все искренно верят, и я верю. Но это не так.Например, вопрос пойти или не пойти в церковь на воскресную службу, который возникает в головах современныхлюдей, не мог зародиться в голове человека, жившего, например,в тринадцатом или восемнадцатом веке, потому как поход в церковь был естественным процессом, самоочевидным явлением.Бесспорно, современный разносторонний человек потерял это четкое понимание религии, в его сознании существуют размытость в вопросах веры. Он не совсем лишился духовного зрения, но его внутренние веки лишь немного приоткрыты. О сомнениях современностиповествуетАндрей Тимофеев в рассказе «Нина» [1]. Герои произведения погружены в нестандартную среду, кажется, здесь все пропитано ненавистью, лексема «злость» употреблена в тексте более десяти раз. Молодые люди, волонтеры фонда «Предание», функционирующего на базе Данилова монастыря, пытаются противостоять атмосфере ужаса, в которую попадают. Они, действительно, выделяются на фоне окружающей действительности,которая отталкивает: «Рядом безногая просила милостыню. Ещё ниже по лестнице сидели двое бездомных, а один с наслаждением курил, откинувшись на грязную стену перехода» [там же]. Молодые люди являются, по сути, единственными носителями добрых побуждений, ведь они верят в Бога и самоотверженно помогают людям:«…и тогда Таня ехала на благотворительные ярмарки, проводила евангельские встречи, организовывала группы по работе с бездомными, не чувствуя, что истощённое тело не выдерживает нагрузки. А потом, едва выдавался свободный день, не могла встать с кровати и лежала до вечера без сил»[там же].Насколько сильнарелигиозные убеждения героев рассказа и живут ли они в соответствие с ними?Волонтеры пытаются помочь «заживо гниющей» грузинке «Нине», которая уже несколько дней лежит в привокзальном туалете и страдает не только от всепоглощающей боли, но и от людского безразличия: «Работница туалета поглядывала на них со злостью, уже зная, зачем они пришли»[там же]. Данная ситуация проверяет силу их намерений и веру на прочность, так как быть рядом с больным,изнеможденным, умирающимчеловеком психологически очень тяжело. Столкнувшись с проблемой, установки в сознании молодых людей деформируются, их добрые побуждения проигрывают сомнениям, Таня не уверена в том, правильно ли она вообще сделала, придя на помощь бедной женщине: «Ей было и жаль Нину, и грустно за себя, и досадно,что она потащилась сюда с этими людьми»[там же]. Она сомневается не только в своих действиях и решениях, но и в вере, все это происходит именно из недостатка этой самой веры, ведь решившись всетаки помолиться Мила и Таня будто чегото ждали, старались оттянуть время: «А потом долго ещё шумел и трясся чайник, и они не могли начать раньше, чем он окончательно закипит»[там же].

Мила –еще однагероиня рассказа переживает точно ту же духовную борьбу, что испытывает Татьяна: «Я совсем не думаю об этой бедной женщине, только о себе, –вдруг поняла она, –как же это ужасно...»[там же], поэтому она не выдерживает и убегает: « … не оборачиваясь, выскочила из туалета. Ей хотелось убежать совсем из этого вокзала»[там же].Но что заставляет ее вернуться, неужели тяжелейшие нравственные терзания, духовные муки? К сожалению, нет. Причиной ее появления является элементарное общественное мнение, ей важновыглядеть в глазах окружающих достойно, ведь все равно никто не узнает, о чем она думала пять минут назад, разве только Бог: «и она боялась только того, что скажет Таня, и что потом ей будет невыносимо стыдно за своё малодушие»[там же]. «Для Юры, действительно, всё было просто –любого человека вёл по жизни Божий промысел, и нужно было только захотеть следовать за ним, чтобы всё стало хорошо»[там же]. Позиция, конечно, правильная и благочестивая, но с последующими размышлениями героя расхожа:Юра некстати вспомнил, что сегодня хотел сходить на вечернюю службу в церковь, но сразу же отогнал от себя странную мысль. Какпонять героя, если мысли его полярно противоположены? Почему для человека, счастье которого заключено в Боге, мысль о походе в церковь является «странной»? Ответить на этот вопрос не сможет даже сам Юра, пока не определит для себя, верит он или нет.«Возлюби ближнего как самого себя» [2] главная библейская заповедь,является фундаментомправославия. В узком понимании любовь к ближнему

это необходимый компонент жизни, без него не сможет существовать не только истинная вера, но и наше общество в целом. К сожалению, современные реалии вынудили человека стать жёстче, жить более изолированно и обособленно. Укреплять веру сегодня просто необходимо, ничего кроме нее не способно раскрыть человека, заставитьвзглянуть на мир ни как на вражескую крепость, а как на общность соприродных с ним людей, имеющих такие же слабости, потребности в любви, участии и сострадании. Наосновании этого одну из героинь Милу точно нельзя назвать хоть скольконибудь укрепленным в вере человеком: «Знаешь, я поняла сегодня, что совсем не люблю людей, никого, –тихо призналась она. –И эта Нина, мне так жаль её, но боюсь, что я и её не люблю…» [3]. Отсутствие Бога в нас или его удаление на задний план заставляет сомневаться во всем. Человек начинает сомневаться в себе: «… до конца не верила в то, что всё получится…» [там же].Беда героев в том, что в них отсутствует гармония внутреннего и внешнего мира. Это выражено вовсем, в том числе и в отношении к Нине, с одной стороны участие в ее судьбе, путем преодоления человеческих страхов, отвращения: «Ей было невероятно грустно, и тогда она коротко перекрестила больную, пытаясь подбодрить», с другой стороны

радость от избавления от тяжкой ноши: « –Всё, Юр, она умерла, можно расслабиться, –сказала в трубку…» [там же].Думаю, здесь уместныслова Святейшего Патриарха Кирилла: «И сегодня на наше сознание обрушивается огромный информационный поток, который пытается разрушить Православную веру. Нет ничего нового –все то же, что было на протяжении двух тысяч лет. Но как в прошлом, так и сейчас попытки ослабить или изменить веру, подвергнуть ее сомнению, осмеять, показать ее нежизнеспособность, ненужность для современного человека –все эти попытки никогда не увенчаются успехом, потому что Сам Бог дал людям дар веры, и Он помогает каждому верующему хранить этот дар» [4]. Действительно, чтобы верить нужно суметь преодолеть свою «злобу», полюбить мир и искренне захотеть верить, да, именно «искренне», и неважно в какое время вы живете.

Ссылки на источники1.Тимофеев А. Нина: рассказ //Электронный литературный журнал «Молоко». 2015 № 1http://moloko.ruspole.info/node/6096[Дата обращения 25.01.2017].2.Святое Евангелие от Матфея. Гл. 22. –М.: Гнозис, 1993. –С. 2:113.3.Тимофеев А. Нина: рассказ //Электронный литературный журнал «Молоко». 2015 № 1http://moloko.ruspole.info/node/6096[Дата обращения 20.01.2017].4.Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия в Храме Христа Спасителя // http://www.patriarchia.ru/db/text/1429111.html[Дата обращения 17.01.2017].