Направления коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Доронина В. С., Мальтинская Н. А. Направления коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 911–915. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970509.htm.
Аннотация. В статье говорится об обучении и воспитании детей с расстройством аутистического спектра. Подробно описаны направления коррекционной работы с детьми данной категории. Рассмотрен комплексный подход коррекционной психолого-медико-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мальтинская Наталия АлександровнаКандидат медицинских наук, доцент кафедры логопедии и детской речи, «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирскemail: Nataliyamaltinskaya@gmail.com

Доронина Вероника СергеевнаБакалавр, студент магистратуры 1 курса, «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирскemail: Veronica_doronina@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация.В статье говорится об обучении и воспитании детей с расстройством аутистического спектра. Подробно описаны направления коррекционнойработы с детьми данной категории.Рассмотрен комплексный подход коррекционной психологомедикопедагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова:расстройство аутистического спектра, комплексный подход, особые образовательные потребности, психологомедикопедагогическая помощь, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема обучение и воспитания детей с расстройством аутистического спектра является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Это связано с тенденцией к активному увеличению числа детей данной категории.Одновременно с этим, по данным Института коррекционной педагогики Российской Федерации, при получении своевременной коррекционной психологомедикопедагогической помощи, риск инвалидизации детей с расстройством аутистического спектра снижается до 70%. В случае раннеговмешательствастатистика резко меняется в положительную сторону, при этом60% детей данной категории могут обучаться по образовательным программаммассовой школы.В связи с этим, актуальным становится зависимость между своевременной коррекционной психологомедикопедагогической помощью и социальной адаптацией детей с расстройством аутистического спектра.В основе расстройства аутистического спектра лежат различные нарушенияпсихосоциальногоразвития ребенка и в зависимости от характера дизонтогенеза,выделяются различные аспекты дифицитарности развития той или иной сферы ребенка. В связи с этимнаправлениякоррекционной работы, разработанные на основе определения тех или иных нарушенийразвитиякаждого ребенка, отличаются направленностью, инструментарием, методамии прочим.В работе с детьми с расстройством аутистического спектраследует придерживаться комплексного подхода, целью которого является всестороннее воздействие на ребенка специалистами различных областей. Комплексное использование медикаментозных и психологопедагогическихметодов является одним из основополагающих принципов коррекции аутистических расстройств.Комплексный поход при этом включает в себя дефектологическое, психологическое, педагогическое, логопедическое, нейропсихологическое, психотерапевтическое и другие направления. Следует отметить, что взависимости от первичности нарушения и его вторичных отклоненийструктура психологомедикопедагогическихмероприятий смещается в сторону тогоили иного направления работы (психологического, медицинского, педагогического).Н.В.Симашкова считает, что основными принципами медикаментозного лечения в работе с детьми с расстройством аутистического спектра являются:воздействие на патогенетические механизмы развития заболевания;активация биологических и психологических возможностей больного;воздействие на вторичныеотклонения;персонифицированность лечения с учетом установленной или предполагаемой этиологии, всех звеньев патогенеза, клинических составляющих заболевания, наличия дополнительных по отношению к аутизму коморбидных расстройств;

«мультимодальность» с участием в команде специалистов: врачейпсихиатров, педиатров, неврологов и других медицинских работников.Реализация данных принципов способствует за менее длительный периоддобиться поставленной целив работе с детьми с расстройством аутистического спектра, подчеркивает автор [1].О.С.Никольская говорит о том, что среди применяемых психологопедагогических подходов при работе с детьми с расстройством аутистического спектраследует выделятьдва основных направления:1.Первое направление включает в себяработу над поведением ребенка. Целью данного направленияявляетсяформирование у ребенка с расстройством аутистического спектра социально приемлемого поведения. В рамках данногоподходаведется работа как над приспособлениемокружающей среды к возможностям ребенка, так инад выработкойи закреплениемадекватных форм поведения, навыков коммуникации и социальнобытовой адаптации, приспосабливающих самого ребенка к социуму.2.Второе направлениенацелено на развитие высших психических функций ребенка с расстройством аутистического спектра. Коррекционная помощьпри этом должна решать жизненно важныезадачи, а именно:формирование коммуникативного взаимодействия с окружающими,формирование самостоятельности в элементарном быту, формирование адекватного реагирование на различные ситуации, возникающие в социумеи прочее.Работа в данных направлениях помогает детям с расстройством аутистического спектра болееэффективно пройти путь социальной адаптации,поясняет автор [2].Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологомедикопедагогическая помощь может быть осуществлена в различных направлениях, в связи с этими поставленные цельи задачипо отношению к развитию каждогоребенку могут отличаться. Не смотря на это, следуетвыделить общие особенностипри работе с детьми с расстройством аутистического спектра, о которых говорит А.П.Чуприкова.Одной из важнейших особенностей является тесное взаимодействие между родителями и специалистами. Это необходимо не только для того, чтобы установилось доверие и взаимопонимание, но и для системной коррекционной работы,которая будет проводиться родителями ребенка вне специализированных учреждений.Так же, следует отметить, что большинство родителей детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают разного рода трудности и нуждаются в поддержке, таким образом,помощь специалистовдолжна бытьнаправлена не только на самого ребенка, но и на его семью.На предварительном этапе коррекционной работы необходимо провести детальную диагностику развития ребенка, благодаря которой будет выявлен запас сформированных знаний, умений и навыков, а такжеповеденческих особенностей ребенка. Эта оценка является основой для разработки индивидуальной коррекционной программыпсихологомедикопедагогических мероприятий.Необходимо учитывать, что в большинстве случаев уровень развитияребенка с расстройством аутистического спектра не соответствует возрастной норме. Следовательно, коррекционный процесс необходимо строить,опираясь не на возраст ребенка, а на уровень его развития.В связи с тем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра –важным становится ее применение в процессе коррекционной работы. Известно, что нарушение формирования и развития игровых навыков приводит к дальнейшему искажению психического развития ребенка.Следовательно, применяя игру специалистам удастся предупредить или снизить риск возникновения нарушений психического развития ребенка.К особенностям работы с детьми с расстройством аутистического спектра следует отнести применение разного рода подсказок, которые постепенно должны уменьшаться и в последствие не использоваться.Неотъемлемой частью коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра является формирование навыков самообслуживания.В работе с детьми данной категории важно найти мотивацию, с помощью которойу ребенка появится стимул к сотрудничеству со специалистами.К особенностям работы с детьми с расстройством аутистического спектра следует отнести то, что впроцессе коррекционной работы словесные комментарии, адресованные детям должны даватьсячетко и в однообразной форме. Речевые инструкциидолжны быть простыми, одинаково выраженными, повторяющимися неоднократно, в одной и той же последовательности, с одной и той же интонацией.Работа с детьми данной категории должна учитывать теорию компенсации. Следовательно, в процессе коррекционной работы необходимо воздействовать на сохранные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный и так далее.В работе с детьми с расстройством аутистического спектра важно соблюдать принцип «от простого –к сложному». Применяемые задания должны усложняться постепенно. Так же данный принцип следует отнести к формам занятий: групповым занятиям должны предшествовать индивидуальные.Учитывая данные особенностиработы с детьми с расстройством аутистического спектра, специалистам удастся более эффективно построить коррекционный процесс, объясняет автор[3].Возвращаясь к комплексному подходу, необходимо отметить, чтокаждое направлениепсихологомедикопедагогическихмероприятийсодержат в себеразличные приемы и методы воздействия.1.Н.В.Симашкова подробно описывает медицинское направление при работе с детьми с расстройством аутистического спектра.Широкое применение имеет фармакотерапия, которая заключается в использование медицинских препаратовкак для предупреждения расстройства аутистического спектра, так и для его преодоления. Следует отметить, что в каждом случае перед назначением препаратовтребуется детальная диагностикаи выбор между желательным эффектом и нежелательными побочными действиями. Выборпрепарата проводится с учетомструктуры расстройства, наличия или отсутствия вторичных отклонений, неврологических и соматических нарушений. Назначение того или иного препарата, его дозировку и режим применения осуществляется исключительно медицинскими работниками (неврологом, психиатром и другими).В связи с нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата в последнее время актуальным становится применение физиотерапии.Таким образом, ребенок начинает чувствовать органы артикуляции и пользоваться ими в процессе речевой активности. Для достижения поставленной цели также применяется различного рода массаж (массаж тела, логопедический массаж и другие)[1].2.Психологопедагогическое направление используется чаще всего и включается в себя более широкий аспект методов и приемов.Л.Г.Нуриева говорит о том, что нарушение речиявляется одним из базовых у детей с расстройством аутистического спектра, в связи с этим важным становится логопедическая работа с детьми данной категории. Учитывая нарушения речи коррекционная работа должна быть направлена на формирование, развитие или восстановление речевых возможностей ребенка.На первом этапе коррекционной работы следует установить контакт с ребенком и провести диагностику речевого развития. Необходимо отметить, что данный этап может быть продолжительным в связи с особенностями детей данной категории. Взависимости от полученных результатовучителюлогопеду необходимо обозначить цель, задачи коррекционной работыи приступить к их достижению. Чаще всего речь ребенка с расстройством аутистическогоспектра нарушена системно, а значит, ведется работа над всеми компонентами речевойсистемы: звукопроизношением, фонематическими процессами, лексическим строем, грамматическим строем и связнойречью. Следует отметить, что актуальнымнаправлениемв работес детьмис расстройством аутистического спектраявляется формирование коммуникативных навыков, поясняет автор [4].Важным направлением при работе с детьми с расстройством аутистического спектра является применение психомоторной коррекции. В основе данной коррекционной работы лежит теория движений Н.А.Бернштейна[5], которая заключается в развитии психических функций за счет использования движений тела детей. В процессе данной работы у ребенкапоявляется ощущение и знание собственного тела, таким образом,формируютсяпространственные представления. Затем полученные знания переносятся на пространство, которое окружает ребенка и он начинает ощущать себя в окружающем мире.CЭстербрук полагает, что внастоящий момент наиболее эффективным видомработы по отношению к детям с расстройством аутистического спектра является поведенческая терапия.Онапредполагает обучение и воспитание детей данной категории во всех областях знаний и формирование необходимых навыков за счет последовательной трансформации поведения ребенка. При этом любоеего поведение анализируется с точки зрения причин возникновения данного поведения и выявления функций, его поддерживающих. После чего, с помощью специально подобранной системы стимуловподкрепителей, закрепляются положительные формы поведения ребенка и, соответственно, ослабляются негативные проявления поведения. Основную роль в прикладном анализе поведенияиграет мотивация детей и система поощрений их успешности. При этом желаемое поведение ребенка вознаграждается подходящим только для него способом, что является побуждением повторять данное поведение многократно[6].Следует отметить, что для разработки индивидуальной программы поведенческой терапиииспользуется тестМ.Сандберга (VBMAPP–The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program)[7], в основу которого лег труд Б.Скинера [8]. Основным предназначением данного тестирования является определение начального уровня навыков ребенкас расстройством аутистического спектра. Результаты тестирования позволяют определить цели и задачидальнейшей работы. Индивидуальная программа постоянно видоизменяется, подстраиваясь под текущие потребности ребенка и под сформировавшиеся у него знания, умения и навыки. Эту программу можно применять не только в процессе обучения и воспитания, но и в обыденной жизни, а именно: дома, на улице, в гостях, в кинотеатреи так далее. Поведенческая терапия может применяться как индивидуально, так и в группах. Данное направление охватывает несколькообластей, таких как: игровые навыки, навыки самообслуживания, навыки академического поведения,развитие мелкой и общей моторики, коррекциюнежелательного поведения, бытовые навыки, развитие речевых умений, развитие некоторых высших психических функций ипрочие. Конечная цель программыповеденческой терапиизаключается в том, чтобы ребенок смог адаптироваться в окружающей среде. Поставленнаяцель достигается с помощью систематической и достаточной продолжительнойработы, поясняет автор[7].Метод сенсорной интеграция также применим в процессе коррекционной работыс детьми с расстройством аутистического спектра. Известно, чтодетям данной категории свойственны парадоксальные сенсорные реакции по отношению кнекоторым раздражителям, это объясняется нарушенным процессом сенсорных ощущений, который необходим для адекватной переработки информации, получаемой от органов чувств.Суть метода сенсорной интеграции заключается в стимуляции сенсорных систем ребенка, которая направленана то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений. Данный подход обеспечиваетсенсорные системы адекватнойсенсорной стимуляцией. Эта стимуляция различна в зависимости от реагирования ребенка на разные сенсорные стимулы. Отдельные техники сенсорной интеграции используются в качестве вспомогательных во многих подходах, но как самостоятельный подход сенсорная интеграция также использовалась в работе с детьми.Среди видов сенсорной интеграция можно выделить: музыкальную терапию, терапию с животными (дельфинотерапию–метод лечение с использованием специально обученных дельфинов, иппотерапию–метод лечение с использованием верховой езды, канистерапию–метод лечение с использованием специально обученныхсобак и так далее), работу над тактильными ощущениями (использование материалов различной фактуры, массажные коврики, ощупывание различных поверхностей и прочее), воздействие на вестибулярную функцию (раскачивание на качелях и каруселях, использование креселкачалок, батутов), сказкотерапию и многие другие. Следует отметить, что применение исключительно данного метода в процессе работы с детьми данной категории не дает желаемого результата в преодолении аутистических расстройству детей.Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в процессе психологомедикопедагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра применяются как медицинское направление работы, так и психологопедагогическоенаправление. Данное сочетаниеобеспечивает более эффективное развитие ребенка, это связано с применением комплексного подхода. Необходимо отметить, что данные направления реализуются в различных видах, формах и методах. Так, например, медицинское направление включаетв себя медикаментозноелечение, массаж и физиотерапию. Наряду с этим психологопедагогическое направление заключается в использовании логопедическоговоздействия, в применении поведенческой терапии, в использовании психомоторнойкоррекции и различных сенсорных интеграциях: терапии с животными (канистерапии, иппотерапии, дельфинотерапиии так далее), музыкальной терапии, сказкотерапии, воздействии на вестибулярный аппарат, развитие тактильных ощущенийипрочего. Таким образом, воздействуя на ребенка комплексно, специалисты различных областей знаний добиваются единой цели –социальной адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра, ставя при этом разные задачи. Стоит отметить, что важным при работе с детьми данной категории является учет особенностей, которые помогут достичь поставленных цели и задач.Данная информация будет полезна дефектологам, учителямлогопедам, педагогом дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений, родителям детей с расстройством аутистического спектра.Ссылки на источники:

1.СимашковаН.В.,МакушкинЕ.В. Расстройства аутистического спектра:диагностика, лечение, наблюдение:Клинические рекомендации (протокол лечения). –Российское общество психиатров,2015.–78с.2.НикольскаяО.С., БаенскаяЕ.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода //Детский аутизм: пути понимания и помощи.–2014.–№19. –С. 1723.3.ЧуприковаА.П., ХвороваА.М. Расстройства спектра аутизма. Медицинская и психологопедагогическая помощь. –Львов: Мс., 2013. –272 с.4.НуриеваЛ.Г. Развитие речи у аутичныхдетей. –М.: Теревинф, 2016. –106 c.5.БернштейнН.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. –М.: Медицина, 1966. –349с.6.ЭстербрукС., ЭстербрукР. Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями // Развитие личности. –2013. –№3. –С. 152163.7.СандбергМ.Л. Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуальногоплана вмешательства VBMAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.8.SkinnerB.F. Verbal behavior. –NY: AppletonCenturyCrofts, 1957. –247 с.

MaltinskayaNataliyaAleksandrovnaThe candidate of medical Sciences, Associate Professor of the Department of Speech Therapy and Children's Speech, Novosibirsk State Pedagogical University,Novosibirsk

Doronina Veronika SergeevnaBachelor, Master’s Programme 1stYear Student, Novosibirsk State Pedagogical University,Novosibirskemail: Veronica_doronina@mail.ru

DIRECTIONS OF CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Annotation.The article talks about teaching and raising children with autism spectrum disorder. The directions of correctional work with children in this categoryare described in details.The integrated approach of correctional medical, psychological and pedagogical assistance to children with autism spectrum disordersare observed.

Key words:autism spectrum disorder, integrated approach, special educational needs, psychomedicopedagogical assistance, training and education of children with disabilities.