Технология «Портфолио» как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов
Выпуск:
ART 970519
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Манакова
И.
П. Технология «Портфолио» как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
961–965. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970519.htm.
Аннотация. Наравне с другими инновационными технологиями (такими как ИКТ-технологии, ТРИЗ, проектная технология и др.) в школах и вузах нашей страны вводится интерактивная технология «Портфолио». Данная технология обеспечивает перенос акцента с оценки на самооценку, что делает ее незаменимым помощником ученика (студента) и педагога в процессе самоорганизации и саморазвития. В данной работе была проведена попытка осмыслить данную технологию с точки зрения накопленного научно-исследовательского опыта специалистов нашей страны.
Ключевые слова:
компетенция, портфолио, самоорганизация, саморазвитие, е-портфолио, электронное портфолио
Похожие статьи
Текст статьи
Манакова Ирина Павловна,студентка группы НТ103мИТфм, НТГСПИ, г. Нижний Тагилmanakova.ip@mail.ru
Технология «Портфолио» как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов
Аннотация. Наравне с другими инновационными технологиями (такими как, ИКТтехнологии, ТРИЗ, проектная технология и др.) в школах и вузах нашей страны вводится интерактивная технология «Портфолио». Данная технология обеспечивает перенос акцента с оценки на самооценку, что делает ее незаменимым помощником ученика (студента)и педагога в процессе самоорганизации и саморазвития. В данной работе была проведена попытка осмыслить данную технологию с точки зрения накопленного научноисследовательского опыта специалистов нашей страны.Ключевые слова:портфолио, епортфолио, электронное портфолио, компетенция, саморазвитие, самоорганизация.
1. ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»Технология «Портфолио» появилась в практике Российского образования сравнительно недавно. Стоит отметить, что еще пол века назад и в зарубежных странах под «портфолио» впервую очередь понимался «чемоданчик, обычно кожаный, для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков и т.д.» [1] и лишь в начале 90х в словаре английского языка и культуры появились еще два значения данного слова: «коллекция рисунков или других бумаг, содержащихся в нем»и «собрание разнообразных деловых вкладов, которыми владеет конкретная личность или компания» [1]. Именно в это время шло интенсивное внедрение портфолио в теорию и практику образования.Как указывает А.И. Кукуев в [1]: «портфолио во многих странах является документом, позволяющим подтвердить конкурентоспособность работника на рынке труда». В нашей стране данная технология оценки процесса и результата образования только начала развиваться и вводиться на разных этапах образовательного процесса. А.И. Кукуев обратился к источникам, опубликованным в Великобритании и США. Проведенный им анализ показал, что «в обеих странах портфолио как методика работы с разными категориями обучающихся начала развиваться практически одновременно. Исследования усилились в период реформирования системы образования в США в 1986 г., а в Великобритании в 1988 г.» [1]. Согласно утверждениям, приведенным в работе А.И.Кукуева в Великобритании ключевым фактором применения портфолио для оценки учения является движение к «оценке, основанной на компетентности». В США таким фактором стало длительное движение к «аутентичной оценке» или «оценке основанной на действии», т.е. на выполнении действия или на оценке качества выполнения действия. Здесь же отмечается, что портфолио как технология оценки процесса и результата образования (согласно имеющемуся международному опыту) «может включать самые различные рубрики в зависимости от поставленной цели и может отражать определенные умения и компетенции, а также опыт практическойдеятельности. В зарубежной практике образования взрослых активно применяется с целью оценивания и демонстрации достижений обучающихся как в области образования, так и в сфере профессиональной деятельности»[1]. На протяжении периода становления портфолио как технологии активного обучения, были выделены такие его виды, как [2]:Портфолио Документов или «Рабочий» портфолио (Включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения, демонстрирующую прогресс учащегося в какойлибо учебной сфере)Портфолио процесса (отражает все фазы и этапы обучения)Показательный (презентационный) портфолио (включает в себя только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом).Портфолио развития (примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов)Портфолио для планирования (составляется учителем, например, по итогам всего класса)Портфолио подготовленности (портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску, отбор работ по определенному направлению)Портфолиодля поступления в вуз (дипломы олимпиад разного уровня, дипломы конкурсов исследовательских работ, дипломы конкурсов проектных работ, документальные свидетельства спортивных достижений, документальные свидетельства достижений в системе дополнительного образования, документы по результатам образовательных тестирований).Кроме того в литературе выделяют такие виды портфолио, как «Рефлексивный портфолио», «Тематический портфолио», «Проблемноисследовательский портфолио», «Отчетный портфолио», «Методический портфолио», «Комбинированный (обобщенное) портфолио». В работе М.А. Пинской [2] приводятся «Портфолио достижений» выпускника, предложенная И.П. Волковым «Творческая книжка школьника», «Тетрадьпаспорт».В ходе анализа современной литературы по проблеме использования технологии «Портфолио» в образовательном процессе, были выделены три основные направления, в рамках которых портфолио активно развивается:Портфолио ученика (студента), как метод самоорганизации и саморазвития;Портфолио педагога, как метод повышения квалификации специалиста;Электронное портфолио, как методика организации достижений педагога.Рассмотрим каждое из приведенных направлений, чтобы выделить общие аспекты использования технологии «Портфолио», ее назначение, состав и структуру современных портфолио.
2. ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА(СТУДЕНТА) КАК МЕТОД САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯПервым витком развития технологии «Портфолио», пожалуй, стало ее внедрение в общеобразовательных школах. Ведь «папка достижений» и по сей день является неплохим инструментом для организации результатов деятельности учеников, результатов их роста. Потом тенденцию использования портфолио подхватили вузы. Сейчас все больше научных работ посвящается анализу и внедрению технологии «Портфолио» не только как инструмента для сбора результатов обучения, но и для развития определенных качеств у обучающихся.Так, Л.В. Шкерина и Е.Н. Юшипицына в [3] показывают, что каждая компетенция, входящая в образовательные стандарты высшего образования, состоит из трех компонентов: когнитивный,праксиологический, аксиологический. Необходимым условием формирования и развития любой компетенции учащегося является реализация им соответствующего вида деятельности. По уровню освоения студентом этой деятельности и ее результатам можно идентифицировать и оценить его компетенции [3]. Авторы считают, что технология портфолио позволяет сформировать у студентов необходимые компетенции. Среди основных задач использования портфолио авторы выделяют:накопление и систематизация информации о деятельности, реализуемой студентом, и ее результатах;выявление и фиксация данных об отношении студента к проводимой деятельности, ее предмету и результату.Другими словами, портфолио должно включать в себя не только результаты деятельности (выполненные работы), но и оценку результатов (дипломы, сертификаты, отзывы, рецензии, бланк оценок по дисциплинам курса и др.), а также самооценку результатов (анализ достигнутых результатов, ошибок, формирование новых целей и задач). Исходя из сформированных компонентов определены требования к портфолио [3]:полнота представления видов деятельности в структуре портфолио (учебная, исследовательская, проектная, профессиональная);цели, предмет, методы, способы и приемы, реализуемые студентом в рамках деятельности, должны соответствовать структурным элементам формируемой компетенции;вариативность накопления портфолио студентом (создание для студентов условий для проявления своих интересов, мотивов и отношений к тому или иному виду деятельности);обеспечение условий для оценки и самооценки продуктов деятельности и их личной значимости. Таким образом портфолио с одной стороны должно отражать всю полноту знаний студентов (школьников) по разделам курса, с другой –не должно ограничивать студента (школьника) в выборе деятельности и загонять в жесткие рамки. О том что, необходимые компетенции формируются в результате активной деятельности подчеркивает и В.В. Щетинина, которая считает, что основной философией проектируемой технологии «портфолио» служат позиции, согласно которым деятельность специалиста складывается только в результате активной деятельности студента во время обучения [4]. Педагогическая идея технологии портфолио согласно В.В. Щетининой это [4]:смешение акцента с недостатков знаний и умений студентов на конкретные достижения по учебному предмету;документирование достижений, а затем оценивание их;интеграция количественных и качественных оценок;установление оптимального соотношения самооценки и внешней оценки.Поэтому технологию «Портфолио» необходимо рассматривать с нескольких точекзрения [4]: портфолио –это процесс, портфолио –это папка достижений, портфолио –это альтернативный метод оценки и самооценки.Таким образом автор подчеркивает три аспекта, которые необходимо учитывать при разработке портфолио: 1.Портфолио должно описывать процесс обучения, получения необходимых компетенций, опыта и др.;2.Портфолио должно быть «материальным», т.е. не словами о том, чего достиг обучающийся, а физическим воплощением результатов в виде работ, грамот, рецензий и др.3.Портфолио должно предполагать критерии оценки, чтобы сам обучающийся мог оценить достигнутые им результаты и наметить дальнейшие задачи саморазвития, а другие участники образовательного процесса (преподаватели, стипендиальный фонд вуза или школы и др.) могли использовать портфолио для выставления оценок и поощрения учащихся.В ходе формирования портфолионеизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Важно с первых лет пребывания ученика в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений –ведь она является «технологией всматривания в себя», которая понадобится человеку на протяжении всей жизни [5].Это идея подчеркивает еще одно важное назначение портфолио –оно помогает не только смотреть вперед, но и оглянуться назад, чтобы вспомнить себя и переосмыслить текущее состояние дел. Портфолио может развивать не только профессиональные компетенции, как это было указано ранее, но и социокультурные. В работе О.Г. Смоляниковой, О.А. Имановой, В.В.Трофимовой [6] были выявлены четыре группы социальных компетенций: «ценностносмысловые», «предметнодеятельностные», «коммуникативные», «межличностноотношенческие». С точки зрения системы «обучение в течении всей жизни» развитие данных составляющих социальной компетенции должно осуществляться с начала и на протяжении всего периода обучения, в том числе и в процессе обучения в вузе. С точки зрения авторов статьи,использование технологии епортфолио (электронное портфолио)способствует развитию и оценке социальных компетенций студента, формирует особую социокультурную среду, создающую условия для всестороннего развития и социализации личности, способствует усилению воспитательного компонента образовательного процесса [6]. Рассматривая технологию «Портфолио» как активный метод развития способностей учащихся, другие авторы доказывают, что метод портфолио активизирует учебную деятельность школьников, развивает самообразовательную деятельность, социокультурные навыки, является способом оценки учебных, научных и профессиональных достижений [7, 8]. Поэтому интерес к данной технологии с каждым годом только возрастает. Однако на данный момент нет единого представления каким должно быть портфолио ученика и студента, что должно включать, какие умения и знания (компетенции) должно развивать в первую очередь. Поэтому каждое учебное заведение, которое внедряет в учебный процесс технологию «Портфолио» предлагает свои пути развития. Так С.З. Кунсбаев и А.Н.Арсланова предлагают следующуюструктуру портфолио студента [9]: 1.Раздел 1. Общие сведения о выпускнике. Данный раздел включает материалы, отражающие личностные характеристики.2.Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности по специальности формируется с учетом требований образовательного стандарта по соответствующей специальности среднегопрофессионального образования. 3.Раздел 3. Результаты учебной и производственной практики.4.Раздел 4. Достижения в учебноисследовательской деятельности.5.Раздел 5. Дополнительные личные достижения формируется в период всего обучения студента.Таким образом, портфолио из папки достижений становится папкой карьерного продвижения и представляет собой специально оформленный пакет документов, который отражает учебные, профессиональные и личные достижения, удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство сформированных общих и профессиональных компетенций, фиксирует процесс управления и самоуправления, профессиональной карьерой, являясь технологией личностного и профессионального развития [9].Как инструмент «личного и профессионального развития» портфолио может использоваться учеником при поступлении в вуз, а выпускником института –визитной карточкой для приема на работу.В диссертационной работе Д.В. Шестаковой отмечается, что анализ исследований, посвященных использованию портфолио в системе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, показывает, что его создание и использование не рассматривается как средство формирования конкурентоспособности молодого специалиста, в то время как полное и целенаправленно выстроенное портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определяет его конкурентоспособность [10]. Поэтому важным направлением автор считает исследование влияния создания и применения в организационнопедагогической деятельности вуза целенаправленно выстроенного портфолио, обеспечивающего формирование конкурентоспособности будущего специалиста вуза. Несомненно, достаточно развернутое портфолио, отражающее всю полноту профессиональной деятельности ученика, студента, а затем и выпускника вуза, является обобщением опыта будущего специалиста, полученного на протяжении всего процесса обучения. Поэтому оно может стать «визитной карточкой» при приеме на работу. И, ведя портфолио, специалист в первую очередь повышает свои навыки и свою компетентность, что делает его более конкурентоспособным на рынке труда. Исходя из идеи «портфолио как инструмент формирования конкурентоспособности будущего специалиста» Шестакова Д.В. предлагает три обязательные составляющие портфолио [10]: 1.Раздел, отражающий достижения когнитивнопрофессионального компонента конкурентоспособности: достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками; освоению профессионального опыта; развитию способностей решать различные профессиональные задачи, проектировать свой профессиональный рост.2.Раздел, отражающий достижения индивидуальноличностного компонента конкурентоспособности: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. 3.Раздел, отражающий достижения социального компонента конкурентоспособности: проведение благотворительных акций, концертов, реализация проектов для социально незащищенных групп населения, волонтерская работа, создание различных форм предприятий и др.Проведенные Д.В. Шестаковой исследования показали, что для студентов, ориентирующих свое портфолио на приведенные выше компоненты конкурентоспособности, установлена динамика индивидуальноличностного компонента [10]: четкость целей и ценностных ориентации, творческая активность, психологическая пластичность и тенденция к лидерству, независимость и способность к риску, толерантность, трудолюбие, непрерывное саморазвитие и профессиональный рост, конгруэнтность, стрессоустойчивость. Также положительная динамика была выявлена и в социальной компоненте: активность в общественной деятельности, участие в социально значимых проектах, волонтерская работа, деятельность в реальноигровом профессиональном пространстве, сотрудничество с общественными организациями.Что еще раз подчеркивает важность применения данной технологии, как инструмента самоорганизации и саморазвития, повышения уровня грамотности, профессиональных компетенций специалистов. Поэтому портфолио –одна из перспективных технологий, которая может использоваться в системе образования для формирования личностных и профессиональных качеств сначала школьников, потом студентов, затем –квалифицированных специалистов.
3. ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАОб использовании технологии «Портфолио» специалистами разных профессий для личностного роста и повышения квалификации написано не так много, как о внедрении портфолио в системе образования. Вероятно, это вызвано тем, что на данной ступени, когда человек уже приобрел необходимые навыки и имеет работу, специалистстановится некой «замкнутой системой» и его результаты саморазвития сложнее проследить.Однако, есть определенные сферы труда, где портфолио получило свое признание и широко используется для мониторинга развития профессиональных компетенций специалистов. В первую очередь это система образования. В оценке качества образованияважной составляющей является качество профессиональной подготовки персонала образовательных учреждений, так как профессиональное и личностное развитие преподавателя существенно влияютна образовательный результат. Одним из эффективных способов управлять процессом образования, обеспечивая повышение его качества, является использование профессионального портфолио, призванного дать содержательное представление о профессиональном развитии преподавателя в процессе подготовки к выполнению профессиональных функций в постоянно меняющихся условиях [11].Педагогам в школах, техникумах и детских клубах, а также преподавателям вузов необходимо проходить аттестацию. Поэтому так или иначе каждый педагог должен ежегодно повышать свою квалификацию и предоставлять отчет о своем профессиональном росте.Согласно Г.Н. Скударевой [12] в последние годы отмечается, что научные представления ряда современных ученых связаны с переносом акцентов с деятельности учащихся на деятельность молодых учителей с целью самооценки, фиксирования, систематизации их индивидуального профессионального опыта, а также общественной оценки их профессиональных достижений в виде портфолио. Особую актуальность данная проблема приобретает сегодня в связи с прогрессирующей нехваткой и старением педагогических кадров в школах. Особую значимость рассматриваемому вопросу в контексте обозначенной темы придает и новое Положение об аттестации педагогических кадров, в соответствии с которым уже через два года с начала практической педагогической деятельности молодой учитель должен пройти процедуру аттестации и подтвердить свой профессиональный уровень, соответствующий определенной квалификационной категории. Одним из условий прохождения аттестацииявляется экспертиза индивидуального педагогического опыта, который оптимально и всесторонне может быть представлен в форме портфолио. В работе приводятся следующие функции, которые должно выполнять портфолио: репрезентативную (представляет преподавателя как уникального и неповторимого), коммуникативную (является базой для профессиональных коммуникаций с коллегами), рефлексивную (даёт возможность критично отнестись к собственной работе, осмыслить собственный опыт), оценочную (позволяет как самому преподавателю оценить себя, так и сделать это руководству, работодателю и другим внешним экспертам), развивающую (необходимость постоянного пополнения портфолио способствует непрерывному развитию и самосовершенствованию), селективную (позволяет преподавателю выбратьдеятельность по своим способностям).Данные функции могут лечь в основу разработки методических рекомендаций по созданию портфолио. Помимо методических рекомендации по организации портфолио и самих технологий составления портфолио, важным аспектом также является разработка методик оценки портфолио. Ведь, как уже было сказано ранее, на данный момент нет единого представления о том, что должно включать в себя портфолио, поэтому нет единого способа оценки результатов деятельности, организованных в виде портфолио.Как указывает Г.Н. Скударева внешняя оценка результатов деятельности молодого учителя сопряжена с проведением независимой экспертизы [12]. Автор считает, что при экспертизе материалов портфолио на данный момент целесообразно опираться на комплекс критериев и показателей, учитывающих наиболее общие достижения молодого учителя [12]:1.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся. 2.Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.3.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных технологий и технологий здоровьесбережения в процессе обучения предмету и внеурочной деятельности.4.Изучение и обобщение собственного педагогического опыта.5.Участие в профессиональных конкурсах.6.Общественнопедагогическая деятельность.При этом, важно помнить, что при разработке портфолио возникает необходимость определения временных рамок для систематизации материалов. Как показывает практика, для представления реальных достижений молодого учителя необходим период не менее двух лет. Поэтому каждый отдельный помещенный в портфолио материал должен датироваться. Учет указанных моментов при составлении портфолио, по мнению Г.Н. Скударевой,способствует повышению авторитета учителя у родительской общественности (что очень важно) и в профессиональнопедагогической среде.Кроме тогопортфолио помогает молодым педагогам соответствовать современным требованиям времени и демонстрировать свои достижения на различных информационных уровнях [12].Об профессиональной компетентности учителя (преподавателя) говорят и те технологии, которые он выбирает для ведения своего портфолио. Так, наиболее перспективной технологией на данный момент является «Епортфолио» (электронное портфолио).
4. ТЕХНОЛОГИЯ ЕПОРТФОЛИО
КАК МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГАНа данный момент активно используются три метода организации портфолио:бумажное портфолио в виде папки достижений;электронное портфолио на диске (флешкарте) в виде набора файлов;портфолиосайт (или личная страница специалиста), постоянно размещенный в сети Интернет.Наиболее перспективным представляется третий вид организации портфолио. В данном случае вся необходимая информация о владельце портфолио общедоступна и может быть показана с любого устройства, имеющего доступ в Интернет. Важность перехода от бумажного портфолио к электронному (епортфолио) подчеркивают в своей работе и О.Г. Смолянинова, Н.Г. Шилина [13]. В статье приводятся результаты анкетирования по вопросам возможности использования электронного портфолио для трудоустройства и профессионального развития. Как указано в работе в ходе опроса использовались онлайн анкета из 38 вопросов. В опросе приняли участие 60 человек, представляющие средние, высшие и средние специальные учебные заведения г. Красноярска. Респонденты мужчины –13 человек, женщины –47 человек. Возрастные группы: 2030 лет (18 человек), 3140 лет (23 человека), 4150 лет (11 человек), 5160 лет (8 человек). В результате анкетирования были получены следующие результаты:1.Каждый из анкетируемых педагогов имеет персональный компьютер, который использует ежедневно.2.84,7% респондентов используют социальные сети.3.Технологию епортфолио на момент анкетирования использовало 12 человек. У 72,8% респондентов мотивирующим фактором к созданию собственного епортфолио явилось требование организации, и только 27,2% сделали это по собственной инициативе. Из оставшихся 48 участников анкетирования 27 человек (56%) не знали о таком инструменте оценивания, 18 (38%) выбрали ответ «В организации приняты другие форматы оценивания профессиональных компетенций», 3 респондентам не нравятся предлагаемые технологии электронного портфолио.4.Из 12 педагогов, ранее использовавших епортфолио, 10 (83%) выбрали программное обеспечение, предложенное организацией.5.Если педагоги использовали епортфолио для профессионального развития (67%), то в качестве инструмента трудоустройства его не использовал никто. Однако, по мнению анкетируемых, епортфолио как инструмент трудоустройства может быть эффективным в будущем (100% респондентов).6.По мнению анкетируемых педагогов, в структуре епортфолио должны находиться следующие разделы (значимые различия по биноминальному критерию): Резюме; Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.); Примеры проектов/работ; Обратная связь. Не обязательно (нетзначимых различий): Видеорезюме; Карьерные планы; Рекомендации предыдущих работодателей; Социальная деятельность; Условия работы; Мобильность.7.Все анкетируемые отметили, что для создания епортфолио должны использоваться системы, опирающиеся на русский язык.8.64% респондентов отметили, что в будущем портфолио будет играть ведущую роль в процессе трудоустройства. 36% ответили, что нет. Это означает, что пока российские педагоги не видят епортфолио в качестве эффективного инструмента для трудоустройства.Проведенное анкетирование (несмотря на его небольшой охват) показало, что педагоги готовы к использованию новых информационных технологий, в том числе и к созданию персональных электронных портфолио. Однако, для них важно, чтобы был предложен доступный и интуитивнопонятный инструмент по организации подобных отчетов о профессиональной деятельности. Также исходя из проведенного анкетирования можно сделать вывод о важности тех или иных разделов портфолио по мнению педагогов, что немаловажно при разработке собственного решения. Как указывает А.С.Тикуркина преимущество электронного портфолио перед традиционным на бумажных носителях обусловлено [14]:1.Широким внедрением в учебный процесс новых информационных и коммуникационных технологий, что позволило осуществлять достаточно большой объем учебной работы с обучающимися в сети Интернет. Понять и оценить достижения учителя в области сетевого обучения можно исключительно в сети Интернет.2.Сетевой доступ к портфолио позволит значительно большему количеству людей познакомиться с достижениями конкретного учителя. Для родителей учеников электронное портфолио –это легкодоступная визитная карточка учителя.3.Электронное портфолио постоянно находится в состоянии готовности и при его систематическом дополнении и обновлении не будет требовать временных затрат для очередного предоставления.Принимая во внимание специфику электронного формата портфолио, А.С.Тикуркина выделяет следующие структурные компоненты или разделы портфолио учителя [14]:1.Документы, регламентирующие работу учителя; 2.Учебные материалы, созданные учителем для использования в учебном процессе (в электронном виде);3.Научные достижения учителя; 4.Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности учителя; 5.Результаты освоения учащимися образовательных программ и показатели динамики их достижений; 6.Отзывы коллег, родителей и учащихся, благодарственные письма, грамоты, сертификаты, подтверждающие участие педагога в общественных, научных и других мероприятиях;7.Мультимедийная библиотека; 8.Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.Указанные разделы (на наш взгляд) могут быть воплощены в портфолио любого «учителяпредметника», методиста, руководителя кружка, воспитателя и др. специалистов. Поэтому их можно использовать при разработке своего персонального портфолио как для аттестации, так и для повышения имиджа в лице коллег, учащихся и их родителей. В том числе и с точки зрения разработки электронного портфолио специалиста, воплощенного, например, в виде вебсайта, постоянно размещенного в сети Интернет с регулярной актуализацией материалов по результатам профессиональной деятельности.Стоит отметить, что в портфолио преподавателя должны присутствовать не только личные заслуги педагога, но и результаты его учеников. Это обуславливается тем, что по росту учащихся можно судить о работе преподавателя, т.е. о его профессиональной компетентности.
5. ВЫВОДЫИсходя из проведенного анализа работ, посвященных внедрению технологии портфолио в образовательный процесс, можно сделать следующиевыводы. Основные функции портфолио:репрезентативная –представляет владельца портфолио как уникального и неповторимого;коммуникативная –является базой для профессиональных коммуникаций с коллегами;рефлексивная –даёт возможность критично отнестись к собственной работе, осмыслить собственный опыт;оценочная –позволяет как самому владельцу портфолио оценить себя, так и сделать это руководству, работодателю и другим внешним экспертам;развивающая –необходимость постоянного пополнения портфолио способствует непрерывному развитию и самосовершенствованию;селективная –позволяет владельцу портфолио выбрать деятельность по своим способностям.При разработке портфолио необходимо учитывать, что: портфолио должно описывать процесс обучения, получения необходимых компетенций, опыта и др.;портфолио должно быть «материальным», т.е. не словами о том, чего достиг обучающийся, а физическим воплощением результатов в виде работ, грамот, рецензий и др.портфолио должно предполагать критерии оценки, чтобы сам обучающийся мог оценить достигнутые им результаты и наметить дальнейшие задачи саморазвития, а другие участники образовательного процесса (преподаватели, стипендиальный фонд вуза или школы и др.) могли использовать портфолио для выставления оценок и поощрения учащихся;портфолио это взгляд в прошлое (каким я был), в настоящее (чего я достиг и что имею) и в будущее (что я должен сделать для дальнейшего саморазвития).Разделами портфолио могут стать такие пункты, как:Общие сведения об авторе портфолио (год рождения,стаж работы, увлечения, повышение квалификации и др.).Достижения в профессиональной деятельности. Достижения в учебноисследовательской деятельности.Научные достижения.Достижения в социокультурной сфере.Дополнительные личные достижения формируется в период профессионального роста.Документы, регламентирующие работу автора портфолио (дипломы о среднем, среднеспециализированном и высшем образовании, дипломы о повышении квалификации и др.). Отзывы коллег, ученых, организаций.Мультимедийная библиотека и разные ссылки.Достижения подопечных (если, к примеру, речь идет о портфолио учителя или руководителя проекта).Личные разработки (учебноматериальная база, книги, программы, документы, фотоматериалы, чертежи и др.).Приведенные в работе утверждения подтверждают, что технология «Портфолио» может использоваться в системе образования как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов.
Ссылки на источники1.Кукуев А. И. Портфолио в зарубежном опыте образования взрослых. [Текст] /А.И. Кукуев. //Вестник непрерывного образования. №34: научный журнал. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. С. 3134.2.Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Использование технологии епортфолио в высшем образовании в Российской Федерации. Сибирский педагогический журнал, №9. 2011. С. 6577.3.Шкерина Л.В., Юшипицына Е.Н. Мониторинг компетенций студентов: диагностические карты, портфолио. Высшее образованиие сегодня, №7. 2012. С. 1927.4.Щетинина В.В. Технология «Портфолио» подготовки студентов к преподавательской деятельности в педагогических колледжах. Вектор науки ТГУ. No4(11). 2012. С. 339342.5.Моисеева Г.Ю. Портфолио ученика начальной школы. Начальная школа. 2012, №8. С. 2325.6.Смолянинова О.Г., Иманова О.А., Трофимова В.В. Развитие и оценка социальных компетенций студента педагогического вуза средставами епортфолио. Современные проблемы науки и образования, №1. 2014. С.35.7.Кашкорова Г.П. Исследовательское портфолио как форма организации научной работы студентов. Сибирский педагогический журнал, №9. 2008. С.367375.8.Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Портфолио как современная технология оценивания учебных достижений студентов. Педагогическое образование в России. №2. 2014. С.22289.Кунсбаев С.З., Арсланова А.Н. Портфолио студента колледжа в условиях реализации ФГОС. Научный поиск, №2.3. 2014. С. 5457.10.Шестакова Д.В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шестакова Дари Викторовна; [Место защиты: Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота].Калининград, 2012.168 с.: ил. 11.Гюрова В.Т., Зелеева В.П. Портфолио в системной оценке качества образования. Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Т. 154 (кн. 6). 2012. С. 280287.12.Скударева Г.Н. Портфолио молодого учителя как инструмент самооценки и общественной оценки его профессиональных достижений [Текст] / Г. Н. Скударева // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. №1. С. 143150.13.Смолянинова О.Г., Шилина Н.Г. Анализ возможностей иперспектив использования электронного портфолио педагогами (по материалам онлайнанкетирования). Современные проблемы науки и образования, №2. 2014. С.179.14.Тикуркина А.С. Структура и функции электронного портфолио учителя иностранного языка. Вестник ТГУ, выпуск 1 (117), 2013. С 137141.
Технология «Портфолио» как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов
Аннотация. Наравне с другими инновационными технологиями (такими как, ИКТтехнологии, ТРИЗ, проектная технология и др.) в школах и вузах нашей страны вводится интерактивная технология «Портфолио». Данная технология обеспечивает перенос акцента с оценки на самооценку, что делает ее незаменимым помощником ученика (студента)и педагога в процессе самоорганизации и саморазвития. В данной работе была проведена попытка осмыслить данную технологию с точки зрения накопленного научноисследовательского опыта специалистов нашей страны.Ключевые слова:портфолио, епортфолио, электронное портфолио, компетенция, саморазвитие, самоорганизация.
1. ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»Технология «Портфолио» появилась в практике Российского образования сравнительно недавно. Стоит отметить, что еще пол века назад и в зарубежных странах под «портфолио» впервую очередь понимался «чемоданчик, обычно кожаный, для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков и т.д.» [1] и лишь в начале 90х в словаре английского языка и культуры появились еще два значения данного слова: «коллекция рисунков или других бумаг, содержащихся в нем»и «собрание разнообразных деловых вкладов, которыми владеет конкретная личность или компания» [1]. Именно в это время шло интенсивное внедрение портфолио в теорию и практику образования.Как указывает А.И. Кукуев в [1]: «портфолио во многих странах является документом, позволяющим подтвердить конкурентоспособность работника на рынке труда». В нашей стране данная технология оценки процесса и результата образования только начала развиваться и вводиться на разных этапах образовательного процесса. А.И. Кукуев обратился к источникам, опубликованным в Великобритании и США. Проведенный им анализ показал, что «в обеих странах портфолио как методика работы с разными категориями обучающихся начала развиваться практически одновременно. Исследования усилились в период реформирования системы образования в США в 1986 г., а в Великобритании в 1988 г.» [1]. Согласно утверждениям, приведенным в работе А.И.Кукуева в Великобритании ключевым фактором применения портфолио для оценки учения является движение к «оценке, основанной на компетентности». В США таким фактором стало длительное движение к «аутентичной оценке» или «оценке основанной на действии», т.е. на выполнении действия или на оценке качества выполнения действия. Здесь же отмечается, что портфолио как технология оценки процесса и результата образования (согласно имеющемуся международному опыту) «может включать самые различные рубрики в зависимости от поставленной цели и может отражать определенные умения и компетенции, а также опыт практическойдеятельности. В зарубежной практике образования взрослых активно применяется с целью оценивания и демонстрации достижений обучающихся как в области образования, так и в сфере профессиональной деятельности»[1]. На протяжении периода становления портфолио как технологии активного обучения, были выделены такие его виды, как [2]:Портфолио Документов или «Рабочий» портфолио (Включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения, демонстрирующую прогресс учащегося в какойлибо учебной сфере)Портфолио процесса (отражает все фазы и этапы обучения)Показательный (презентационный) портфолио (включает в себя только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом).Портфолио развития (примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов)Портфолио для планирования (составляется учителем, например, по итогам всего класса)Портфолио подготовленности (портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску, отбор работ по определенному направлению)Портфолиодля поступления в вуз (дипломы олимпиад разного уровня, дипломы конкурсов исследовательских работ, дипломы конкурсов проектных работ, документальные свидетельства спортивных достижений, документальные свидетельства достижений в системе дополнительного образования, документы по результатам образовательных тестирований).Кроме того в литературе выделяют такие виды портфолио, как «Рефлексивный портфолио», «Тематический портфолио», «Проблемноисследовательский портфолио», «Отчетный портфолио», «Методический портфолио», «Комбинированный (обобщенное) портфолио». В работе М.А. Пинской [2] приводятся «Портфолио достижений» выпускника, предложенная И.П. Волковым «Творческая книжка школьника», «Тетрадьпаспорт».В ходе анализа современной литературы по проблеме использования технологии «Портфолио» в образовательном процессе, были выделены три основные направления, в рамках которых портфолио активно развивается:Портфолио ученика (студента), как метод самоорганизации и саморазвития;Портфолио педагога, как метод повышения квалификации специалиста;Электронное портфолио, как методика организации достижений педагога.Рассмотрим каждое из приведенных направлений, чтобы выделить общие аспекты использования технологии «Портфолио», ее назначение, состав и структуру современных портфолио.
2. ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА(СТУДЕНТА) КАК МЕТОД САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯПервым витком развития технологии «Портфолио», пожалуй, стало ее внедрение в общеобразовательных школах. Ведь «папка достижений» и по сей день является неплохим инструментом для организации результатов деятельности учеников, результатов их роста. Потом тенденцию использования портфолио подхватили вузы. Сейчас все больше научных работ посвящается анализу и внедрению технологии «Портфолио» не только как инструмента для сбора результатов обучения, но и для развития определенных качеств у обучающихся.Так, Л.В. Шкерина и Е.Н. Юшипицына в [3] показывают, что каждая компетенция, входящая в образовательные стандарты высшего образования, состоит из трех компонентов: когнитивный,праксиологический, аксиологический. Необходимым условием формирования и развития любой компетенции учащегося является реализация им соответствующего вида деятельности. По уровню освоения студентом этой деятельности и ее результатам можно идентифицировать и оценить его компетенции [3]. Авторы считают, что технология портфолио позволяет сформировать у студентов необходимые компетенции. Среди основных задач использования портфолио авторы выделяют:накопление и систематизация информации о деятельности, реализуемой студентом, и ее результатах;выявление и фиксация данных об отношении студента к проводимой деятельности, ее предмету и результату.Другими словами, портфолио должно включать в себя не только результаты деятельности (выполненные работы), но и оценку результатов (дипломы, сертификаты, отзывы, рецензии, бланк оценок по дисциплинам курса и др.), а также самооценку результатов (анализ достигнутых результатов, ошибок, формирование новых целей и задач). Исходя из сформированных компонентов определены требования к портфолио [3]:полнота представления видов деятельности в структуре портфолио (учебная, исследовательская, проектная, профессиональная);цели, предмет, методы, способы и приемы, реализуемые студентом в рамках деятельности, должны соответствовать структурным элементам формируемой компетенции;вариативность накопления портфолио студентом (создание для студентов условий для проявления своих интересов, мотивов и отношений к тому или иному виду деятельности);обеспечение условий для оценки и самооценки продуктов деятельности и их личной значимости. Таким образом портфолио с одной стороны должно отражать всю полноту знаний студентов (школьников) по разделам курса, с другой –не должно ограничивать студента (школьника) в выборе деятельности и загонять в жесткие рамки. О том что, необходимые компетенции формируются в результате активной деятельности подчеркивает и В.В. Щетинина, которая считает, что основной философией проектируемой технологии «портфолио» служат позиции, согласно которым деятельность специалиста складывается только в результате активной деятельности студента во время обучения [4]. Педагогическая идея технологии портфолио согласно В.В. Щетининой это [4]:смешение акцента с недостатков знаний и умений студентов на конкретные достижения по учебному предмету;документирование достижений, а затем оценивание их;интеграция количественных и качественных оценок;установление оптимального соотношения самооценки и внешней оценки.Поэтому технологию «Портфолио» необходимо рассматривать с нескольких точекзрения [4]: портфолио –это процесс, портфолио –это папка достижений, портфолио –это альтернативный метод оценки и самооценки.Таким образом автор подчеркивает три аспекта, которые необходимо учитывать при разработке портфолио: 1.Портфолио должно описывать процесс обучения, получения необходимых компетенций, опыта и др.;2.Портфолио должно быть «материальным», т.е. не словами о том, чего достиг обучающийся, а физическим воплощением результатов в виде работ, грамот, рецензий и др.3.Портфолио должно предполагать критерии оценки, чтобы сам обучающийся мог оценить достигнутые им результаты и наметить дальнейшие задачи саморазвития, а другие участники образовательного процесса (преподаватели, стипендиальный фонд вуза или школы и др.) могли использовать портфолио для выставления оценок и поощрения учащихся.В ходе формирования портфолионеизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Важно с первых лет пребывания ученика в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений –ведь она является «технологией всматривания в себя», которая понадобится человеку на протяжении всей жизни [5].Это идея подчеркивает еще одно важное назначение портфолио –оно помогает не только смотреть вперед, но и оглянуться назад, чтобы вспомнить себя и переосмыслить текущее состояние дел. Портфолио может развивать не только профессиональные компетенции, как это было указано ранее, но и социокультурные. В работе О.Г. Смоляниковой, О.А. Имановой, В.В.Трофимовой [6] были выявлены четыре группы социальных компетенций: «ценностносмысловые», «предметнодеятельностные», «коммуникативные», «межличностноотношенческие». С точки зрения системы «обучение в течении всей жизни» развитие данных составляющих социальной компетенции должно осуществляться с начала и на протяжении всего периода обучения, в том числе и в процессе обучения в вузе. С точки зрения авторов статьи,использование технологии епортфолио (электронное портфолио)способствует развитию и оценке социальных компетенций студента, формирует особую социокультурную среду, создающую условия для всестороннего развития и социализации личности, способствует усилению воспитательного компонента образовательного процесса [6]. Рассматривая технологию «Портфолио» как активный метод развития способностей учащихся, другие авторы доказывают, что метод портфолио активизирует учебную деятельность школьников, развивает самообразовательную деятельность, социокультурные навыки, является способом оценки учебных, научных и профессиональных достижений [7, 8]. Поэтому интерес к данной технологии с каждым годом только возрастает. Однако на данный момент нет единого представления каким должно быть портфолио ученика и студента, что должно включать, какие умения и знания (компетенции) должно развивать в первую очередь. Поэтому каждое учебное заведение, которое внедряет в учебный процесс технологию «Портфолио» предлагает свои пути развития. Так С.З. Кунсбаев и А.Н.Арсланова предлагают следующуюструктуру портфолио студента [9]: 1.Раздел 1. Общие сведения о выпускнике. Данный раздел включает материалы, отражающие личностные характеристики.2.Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности по специальности формируется с учетом требований образовательного стандарта по соответствующей специальности среднегопрофессионального образования. 3.Раздел 3. Результаты учебной и производственной практики.4.Раздел 4. Достижения в учебноисследовательской деятельности.5.Раздел 5. Дополнительные личные достижения формируется в период всего обучения студента.Таким образом, портфолио из папки достижений становится папкой карьерного продвижения и представляет собой специально оформленный пакет документов, который отражает учебные, профессиональные и личные достижения, удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство сформированных общих и профессиональных компетенций, фиксирует процесс управления и самоуправления, профессиональной карьерой, являясь технологией личностного и профессионального развития [9].Как инструмент «личного и профессионального развития» портфолио может использоваться учеником при поступлении в вуз, а выпускником института –визитной карточкой для приема на работу.В диссертационной работе Д.В. Шестаковой отмечается, что анализ исследований, посвященных использованию портфолио в системе подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, показывает, что его создание и использование не рассматривается как средство формирования конкурентоспособности молодого специалиста, в то время как полное и целенаправленно выстроенное портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определяет его конкурентоспособность [10]. Поэтому важным направлением автор считает исследование влияния создания и применения в организационнопедагогической деятельности вуза целенаправленно выстроенного портфолио, обеспечивающего формирование конкурентоспособности будущего специалиста вуза. Несомненно, достаточно развернутое портфолио, отражающее всю полноту профессиональной деятельности ученика, студента, а затем и выпускника вуза, является обобщением опыта будущего специалиста, полученного на протяжении всего процесса обучения. Поэтому оно может стать «визитной карточкой» при приеме на работу. И, ведя портфолио, специалист в первую очередь повышает свои навыки и свою компетентность, что делает его более конкурентоспособным на рынке труда. Исходя из идеи «портфолио как инструмент формирования конкурентоспособности будущего специалиста» Шестакова Д.В. предлагает три обязательные составляющие портфолио [10]: 1.Раздел, отражающий достижения когнитивнопрофессионального компонента конкурентоспособности: достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками; освоению профессионального опыта; развитию способностей решать различные профессиональные задачи, проектировать свой профессиональный рост.2.Раздел, отражающий достижения индивидуальноличностного компонента конкурентоспособности: формирование коммуникативных и лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за выполнение принятых решений. 3.Раздел, отражающий достижения социального компонента конкурентоспособности: проведение благотворительных акций, концертов, реализация проектов для социально незащищенных групп населения, волонтерская работа, создание различных форм предприятий и др.Проведенные Д.В. Шестаковой исследования показали, что для студентов, ориентирующих свое портфолио на приведенные выше компоненты конкурентоспособности, установлена динамика индивидуальноличностного компонента [10]: четкость целей и ценностных ориентации, творческая активность, психологическая пластичность и тенденция к лидерству, независимость и способность к риску, толерантность, трудолюбие, непрерывное саморазвитие и профессиональный рост, конгруэнтность, стрессоустойчивость. Также положительная динамика была выявлена и в социальной компоненте: активность в общественной деятельности, участие в социально значимых проектах, волонтерская работа, деятельность в реальноигровом профессиональном пространстве, сотрудничество с общественными организациями.Что еще раз подчеркивает важность применения данной технологии, как инструмента самоорганизации и саморазвития, повышения уровня грамотности, профессиональных компетенций специалистов. Поэтому портфолио –одна из перспективных технологий, которая может использоваться в системе образования для формирования личностных и профессиональных качеств сначала школьников, потом студентов, затем –квалифицированных специалистов.
3. ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАОб использовании технологии «Портфолио» специалистами разных профессий для личностного роста и повышения квалификации написано не так много, как о внедрении портфолио в системе образования. Вероятно, это вызвано тем, что на данной ступени, когда человек уже приобрел необходимые навыки и имеет работу, специалистстановится некой «замкнутой системой» и его результаты саморазвития сложнее проследить.Однако, есть определенные сферы труда, где портфолио получило свое признание и широко используется для мониторинга развития профессиональных компетенций специалистов. В первую очередь это система образования. В оценке качества образованияважной составляющей является качество профессиональной подготовки персонала образовательных учреждений, так как профессиональное и личностное развитие преподавателя существенно влияютна образовательный результат. Одним из эффективных способов управлять процессом образования, обеспечивая повышение его качества, является использование профессионального портфолио, призванного дать содержательное представление о профессиональном развитии преподавателя в процессе подготовки к выполнению профессиональных функций в постоянно меняющихся условиях [11].Педагогам в школах, техникумах и детских клубах, а также преподавателям вузов необходимо проходить аттестацию. Поэтому так или иначе каждый педагог должен ежегодно повышать свою квалификацию и предоставлять отчет о своем профессиональном росте.Согласно Г.Н. Скударевой [12] в последние годы отмечается, что научные представления ряда современных ученых связаны с переносом акцентов с деятельности учащихся на деятельность молодых учителей с целью самооценки, фиксирования, систематизации их индивидуального профессионального опыта, а также общественной оценки их профессиональных достижений в виде портфолио. Особую актуальность данная проблема приобретает сегодня в связи с прогрессирующей нехваткой и старением педагогических кадров в школах. Особую значимость рассматриваемому вопросу в контексте обозначенной темы придает и новое Положение об аттестации педагогических кадров, в соответствии с которым уже через два года с начала практической педагогической деятельности молодой учитель должен пройти процедуру аттестации и подтвердить свой профессиональный уровень, соответствующий определенной квалификационной категории. Одним из условий прохождения аттестацииявляется экспертиза индивидуального педагогического опыта, который оптимально и всесторонне может быть представлен в форме портфолио. В работе приводятся следующие функции, которые должно выполнять портфолио: репрезентативную (представляет преподавателя как уникального и неповторимого), коммуникативную (является базой для профессиональных коммуникаций с коллегами), рефлексивную (даёт возможность критично отнестись к собственной работе, осмыслить собственный опыт), оценочную (позволяет как самому преподавателю оценить себя, так и сделать это руководству, работодателю и другим внешним экспертам), развивающую (необходимость постоянного пополнения портфолио способствует непрерывному развитию и самосовершенствованию), селективную (позволяет преподавателю выбратьдеятельность по своим способностям).Данные функции могут лечь в основу разработки методических рекомендаций по созданию портфолио. Помимо методических рекомендации по организации портфолио и самих технологий составления портфолио, важным аспектом также является разработка методик оценки портфолио. Ведь, как уже было сказано ранее, на данный момент нет единого представления о том, что должно включать в себя портфолио, поэтому нет единого способа оценки результатов деятельности, организованных в виде портфолио.Как указывает Г.Н. Скударева внешняя оценка результатов деятельности молодого учителя сопряжена с проведением независимой экспертизы [12]. Автор считает, что при экспертизе материалов портфолио на данный момент целесообразно опираться на комплекс критериев и показателей, учитывающих наиболее общие достижения молодого учителя [12]:1.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся. 2.Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.3.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных технологий и технологий здоровьесбережения в процессе обучения предмету и внеурочной деятельности.4.Изучение и обобщение собственного педагогического опыта.5.Участие в профессиональных конкурсах.6.Общественнопедагогическая деятельность.При этом, важно помнить, что при разработке портфолио возникает необходимость определения временных рамок для систематизации материалов. Как показывает практика, для представления реальных достижений молодого учителя необходим период не менее двух лет. Поэтому каждый отдельный помещенный в портфолио материал должен датироваться. Учет указанных моментов при составлении портфолио, по мнению Г.Н. Скударевой,способствует повышению авторитета учителя у родительской общественности (что очень важно) и в профессиональнопедагогической среде.Кроме тогопортфолио помогает молодым педагогам соответствовать современным требованиям времени и демонстрировать свои достижения на различных информационных уровнях [12].Об профессиональной компетентности учителя (преподавателя) говорят и те технологии, которые он выбирает для ведения своего портфолио. Так, наиболее перспективной технологией на данный момент является «Епортфолио» (электронное портфолио).
4. ТЕХНОЛОГИЯ ЕПОРТФОЛИО
КАК МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГАНа данный момент активно используются три метода организации портфолио:бумажное портфолио в виде папки достижений;электронное портфолио на диске (флешкарте) в виде набора файлов;портфолиосайт (или личная страница специалиста), постоянно размещенный в сети Интернет.Наиболее перспективным представляется третий вид организации портфолио. В данном случае вся необходимая информация о владельце портфолио общедоступна и может быть показана с любого устройства, имеющего доступ в Интернет. Важность перехода от бумажного портфолио к электронному (епортфолио) подчеркивают в своей работе и О.Г. Смолянинова, Н.Г. Шилина [13]. В статье приводятся результаты анкетирования по вопросам возможности использования электронного портфолио для трудоустройства и профессионального развития. Как указано в работе в ходе опроса использовались онлайн анкета из 38 вопросов. В опросе приняли участие 60 человек, представляющие средние, высшие и средние специальные учебные заведения г. Красноярска. Респонденты мужчины –13 человек, женщины –47 человек. Возрастные группы: 2030 лет (18 человек), 3140 лет (23 человека), 4150 лет (11 человек), 5160 лет (8 человек). В результате анкетирования были получены следующие результаты:1.Каждый из анкетируемых педагогов имеет персональный компьютер, который использует ежедневно.2.84,7% респондентов используют социальные сети.3.Технологию епортфолио на момент анкетирования использовало 12 человек. У 72,8% респондентов мотивирующим фактором к созданию собственного епортфолио явилось требование организации, и только 27,2% сделали это по собственной инициативе. Из оставшихся 48 участников анкетирования 27 человек (56%) не знали о таком инструменте оценивания, 18 (38%) выбрали ответ «В организации приняты другие форматы оценивания профессиональных компетенций», 3 респондентам не нравятся предлагаемые технологии электронного портфолио.4.Из 12 педагогов, ранее использовавших епортфолио, 10 (83%) выбрали программное обеспечение, предложенное организацией.5.Если педагоги использовали епортфолио для профессионального развития (67%), то в качестве инструмента трудоустройства его не использовал никто. Однако, по мнению анкетируемых, епортфолио как инструмент трудоустройства может быть эффективным в будущем (100% респондентов).6.По мнению анкетируемых педагогов, в структуре епортфолио должны находиться следующие разделы (значимые различия по биноминальному критерию): Резюме; Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.); Примеры проектов/работ; Обратная связь. Не обязательно (нетзначимых различий): Видеорезюме; Карьерные планы; Рекомендации предыдущих работодателей; Социальная деятельность; Условия работы; Мобильность.7.Все анкетируемые отметили, что для создания епортфолио должны использоваться системы, опирающиеся на русский язык.8.64% респондентов отметили, что в будущем портфолио будет играть ведущую роль в процессе трудоустройства. 36% ответили, что нет. Это означает, что пока российские педагоги не видят епортфолио в качестве эффективного инструмента для трудоустройства.Проведенное анкетирование (несмотря на его небольшой охват) показало, что педагоги готовы к использованию новых информационных технологий, в том числе и к созданию персональных электронных портфолио. Однако, для них важно, чтобы был предложен доступный и интуитивнопонятный инструмент по организации подобных отчетов о профессиональной деятельности. Также исходя из проведенного анкетирования можно сделать вывод о важности тех или иных разделов портфолио по мнению педагогов, что немаловажно при разработке собственного решения. Как указывает А.С.Тикуркина преимущество электронного портфолио перед традиционным на бумажных носителях обусловлено [14]:1.Широким внедрением в учебный процесс новых информационных и коммуникационных технологий, что позволило осуществлять достаточно большой объем учебной работы с обучающимися в сети Интернет. Понять и оценить достижения учителя в области сетевого обучения можно исключительно в сети Интернет.2.Сетевой доступ к портфолио позволит значительно большему количеству людей познакомиться с достижениями конкретного учителя. Для родителей учеников электронное портфолио –это легкодоступная визитная карточка учителя.3.Электронное портфолио постоянно находится в состоянии готовности и при его систематическом дополнении и обновлении не будет требовать временных затрат для очередного предоставления.Принимая во внимание специфику электронного формата портфолио, А.С.Тикуркина выделяет следующие структурные компоненты или разделы портфолио учителя [14]:1.Документы, регламентирующие работу учителя; 2.Учебные материалы, созданные учителем для использования в учебном процессе (в электронном виде);3.Научные достижения учителя; 4.Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности учителя; 5.Результаты освоения учащимися образовательных программ и показатели динамики их достижений; 6.Отзывы коллег, родителей и учащихся, благодарственные письма, грамоты, сертификаты, подтверждающие участие педагога в общественных, научных и других мероприятиях;7.Мультимедийная библиотека; 8.Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.Указанные разделы (на наш взгляд) могут быть воплощены в портфолио любого «учителяпредметника», методиста, руководителя кружка, воспитателя и др. специалистов. Поэтому их можно использовать при разработке своего персонального портфолио как для аттестации, так и для повышения имиджа в лице коллег, учащихся и их родителей. В том числе и с точки зрения разработки электронного портфолио специалиста, воплощенного, например, в виде вебсайта, постоянно размещенного в сети Интернет с регулярной актуализацией материалов по результатам профессиональной деятельности.Стоит отметить, что в портфолио преподавателя должны присутствовать не только личные заслуги педагога, но и результаты его учеников. Это обуславливается тем, что по росту учащихся можно судить о работе преподавателя, т.е. о его профессиональной компетентности.
5. ВЫВОДЫИсходя из проведенного анализа работ, посвященных внедрению технологии портфолио в образовательный процесс, можно сделать следующиевыводы. Основные функции портфолио:репрезентативная –представляет владельца портфолио как уникального и неповторимого;коммуникативная –является базой для профессиональных коммуникаций с коллегами;рефлексивная –даёт возможность критично отнестись к собственной работе, осмыслить собственный опыт;оценочная –позволяет как самому владельцу портфолио оценить себя, так и сделать это руководству, работодателю и другим внешним экспертам;развивающая –необходимость постоянного пополнения портфолио способствует непрерывному развитию и самосовершенствованию;селективная –позволяет владельцу портфолио выбрать деятельность по своим способностям.При разработке портфолио необходимо учитывать, что: портфолио должно описывать процесс обучения, получения необходимых компетенций, опыта и др.;портфолио должно быть «материальным», т.е. не словами о том, чего достиг обучающийся, а физическим воплощением результатов в виде работ, грамот, рецензий и др.портфолио должно предполагать критерии оценки, чтобы сам обучающийся мог оценить достигнутые им результаты и наметить дальнейшие задачи саморазвития, а другие участники образовательного процесса (преподаватели, стипендиальный фонд вуза или школы и др.) могли использовать портфолио для выставления оценок и поощрения учащихся;портфолио это взгляд в прошлое (каким я был), в настоящее (чего я достиг и что имею) и в будущее (что я должен сделать для дальнейшего саморазвития).Разделами портфолио могут стать такие пункты, как:Общие сведения об авторе портфолио (год рождения,стаж работы, увлечения, повышение квалификации и др.).Достижения в профессиональной деятельности. Достижения в учебноисследовательской деятельности.Научные достижения.Достижения в социокультурной сфере.Дополнительные личные достижения формируется в период профессионального роста.Документы, регламентирующие работу автора портфолио (дипломы о среднем, среднеспециализированном и высшем образовании, дипломы о повышении квалификации и др.). Отзывы коллег, ученых, организаций.Мультимедийная библиотека и разные ссылки.Достижения подопечных (если, к примеру, речь идет о портфолио учителя или руководителя проекта).Личные разработки (учебноматериальная база, книги, программы, документы, фотоматериалы, чертежи и др.).Приведенные в работе утверждения подтверждают, что технология «Портфолио» может использоваться в системе образования как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов.
Ссылки на источники1.Кукуев А. И. Портфолио в зарубежном опыте образования взрослых. [Текст] /А.И. Кукуев. //Вестник непрерывного образования. №34: научный журнал. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. С. 3134.2.Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Использование технологии епортфолио в высшем образовании в Российской Федерации. Сибирский педагогический журнал, №9. 2011. С. 6577.3.Шкерина Л.В., Юшипицына Е.Н. Мониторинг компетенций студентов: диагностические карты, портфолио. Высшее образованиие сегодня, №7. 2012. С. 1927.4.Щетинина В.В. Технология «Портфолио» подготовки студентов к преподавательской деятельности в педагогических колледжах. Вектор науки ТГУ. No4(11). 2012. С. 339342.5.Моисеева Г.Ю. Портфолио ученика начальной школы. Начальная школа. 2012, №8. С. 2325.6.Смолянинова О.Г., Иманова О.А., Трофимова В.В. Развитие и оценка социальных компетенций студента педагогического вуза средставами епортфолио. Современные проблемы науки и образования, №1. 2014. С.35.7.Кашкорова Г.П. Исследовательское портфолио как форма организации научной работы студентов. Сибирский педагогический журнал, №9. 2008. С.367375.8.Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Портфолио как современная технология оценивания учебных достижений студентов. Педагогическое образование в России. №2. 2014. С.22289.Кунсбаев С.З., Арсланова А.Н. Портфолио студента колледжа в условиях реализации ФГОС. Научный поиск, №2.3. 2014. С. 5457.10.Шестакова Д.В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шестакова Дари Викторовна; [Место защиты: Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота].Калининград, 2012.168 с.: ил. 11.Гюрова В.Т., Зелеева В.П. Портфолио в системной оценке качества образования. Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Т. 154 (кн. 6). 2012. С. 280287.12.Скударева Г.Н. Портфолио молодого учителя как инструмент самооценки и общественной оценки его профессиональных достижений [Текст] / Г. Н. Скударева // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. №1. С. 143150.13.Смолянинова О.Г., Шилина Н.Г. Анализ возможностей иперспектив использования электронного портфолио педагогами (по материалам онлайнанкетирования). Современные проблемы науки и образования, №2. 2014. С.179.14.Тикуркина А.С. Структура и функции электронного портфолио учителя иностранного языка. Вестник ТГУ, выпуск 1 (117), 2013. С 137141.