Оценка проблем развития лизинга в России и роль государства в их реализации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Батютина Е. С., Мезенцева Е. В. Оценка проблем развития лизинга в России и роль государства в их реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1006–1010. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970528.htm.
Аннотация. В статье исследуются современные проблемы развития лизинговой отрасли в России, определена роль государства в развитии лизинга и представлен прогноз объемов рынка лизинга, позволяющий оценить перспективы развития лизинга, отражены возможные пути решения основных проблем лизинговых организаций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Батютина Елена Сергеевна,3 курс, направление Экономика, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкbatiutina1996@yandex.ru

Научный руководитель:Мезенцева ЕкатеринаВикторовна,кандидат экономических наук, зав. кафедрой социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкekaterinamez@yandex.ru

Оценка проблем развития лизинга в России и роль государства в их реализациях

Аннотация.Встатье исследуются современные проблемы развития лизинговой отрасли в России, определена роль государства в развитии лизинга и представлен прогноз объемов рынка лизинга, позволяющий оценить перспективы развития лизинга, отражены возможныепути решения основных проблем лизинговых организацийКлючевые слова:государственная поддержка, лизинг, стратегия, прогноз развития, решение проблем.

Устойчивое развитие экономики страны в современных условиях неразрывно связано с развитием бюджетообразующих секторов, например таких, как промышленность. Лизинг стал эффективным рыночным финансовым инструментом, позволяющим обновлять фонды широкому кругу малых и средних предприятий, обладающим возможностью предоставить им доступ к самым передовым технологиям производства и оборудования, а также является одним из привлекательных инструментов совершенствования технологий, развития инновационной деятельности,инвестиционной политики региона.

Для экономики государства в целом, лизинг служит средством стимулирования капвложений в основные средства, что ведет, в свою очередь, к увеличению продаж новой техники, обновлению основных производственных фондов, повышению производительности труда и капитала, а также увеличению выпуска новой конкурентоспособной продукции.Очевидно, что государственная поддержка развития лизинга в России становится весьма актуальной.Например, разработаннаяроссийским Министерством программа поддержки автомобильных производителей России, предусматривает выделение обусловленной суммы денег из государственного бюджета на субсидии для лизинговых предложений.Так, к примеру, в 2015 году государство выделяло 4 миллиарда рублей на удачное существование предложения. Восстановление данных льготных условий продлилось в 2016 году. Можно отметить, что государственная поддержка распространяется не только натранспортный лизинг, но и на автомобильные кредиты. Государственная программа субсидирования лизинга предлагает воспользоваться скидкой в 10 %, которая может разделяться на понижение аванса.Лизинг, как форма государственной поддержки, показал эффективность в АПК и получил широкое применение в регионах.

Лизинг техники стал основным и, пожалуй, единственным способом оказания практической помощи АПК в приобретении машин и оборудования, в подъеме и укреплении материальнотехнической базы села и перерабатывающих предприятий (таблица 1)[3].Таблица 1 Субсидирование лизинговых платежей на приобретениесельскохозяйственной техники, единиц

ТехникаПриобретено в лизингСубсидированоТракторы50350Комбайны зерноуборочные255120Прочая техника42089

В последнее время институт лизинга претерпевает изменения, меняется отношение к нему со стороны государства, которое имеет избирательный подход к поддержке данного вида бизнеса, а именно оказывает финансовую поддержку только тем отраслям экономики, где государственный капитал превалирует. Кроме того, бюджетные средства выделяются на погашение части затрат на приобретение исключительно товаров российского производства, хотя не всегда отечественный товар может составить достойную конкуренцию иностранному и, как следствие, становится сомнительной политика государства на модернизацию экономики страны, техническое перевооружение промышленности.Вместе с тем, определенные виды лизинговых операций находятся на начальном этапе развития, либо не используются в достаточной мере: так, лизинг практически не используется при покупке недвижимости, не применяются возвратный и оперативный виды лизинга. Поэтому сегодняшнее состояние лизинга в России можно назвать начальной стадией развития, но данная стадия предоставляет лизинговым компаниям, способнымобеспечить техническое обслуживание и весь сопутствующий сервис предмета лизинга, неплохие перспективы развития [2]. На данный момент,лизинг является одним из основных методов финансирования капитальных вложений почти во всех странах. На первые роли в мировом лизинговом бизнесе выводят компании, созданные производителями машин и оборудования. Не случайно в первой десятке ведущих мировыхлизинговых фирм находятсябольшинстводочерние компании (таблица 2).Таблица 2 Рейтинг лизинговых компаний в России

НомерНазваниеОбъем лизингового портфеля, млн рублейГород1ВЭБлизинг601083,1Москва2ВТБ Лизинг394041,5Москва3Сбербанк Лизинг333648,8Москва4ТрансФинМ270881,4Москва5Государственная Транспортная Лизинговая Компания244915,9Москва6АльфаЛизинг60364,8Москва7Европлан41559,1Москва8Сименс Финанс33078,4Приморский край9Бизнес Альянс32187,6Москва10Балтийский Лизинг31772,0СанктПетербург

Заняв первую строчкурейтинга лизинговых компаний в 2009 году, ВЭБлизинг удерживаетсвоепервое место и понастоящее время. Это важнейший игрок в таких отраслях, как железнодорожный транспорт, морские и речные суда, авиация, автомобильный транспорт и оборудование, применяемое в горнодобывающей промышленности.Лизинговый рынок задевять месяцев 2016 года вырос на17% посравнению саналогичным периодом прошлого 2015 года исоставил 450 млдр. руб., поданным рейтингового агентства RAEX. Лизинговый рынок сокращался с начала2013 года. В 2014 году он сократился на10%, а в2015 году

на26%, и достигнув 385 млдр. руб.Согласно базовому прогнозу рейтингового агентства, позитивная динамика рынка продолжится ив 2017 году.Средний темп роста объемов лизинговых сделок за последние десять лет составил почти 150%, что выше темпов роста ВВП,который составил почти 105%, и темпов роста инвестиций в основной капитал 122%. Эти данные говорят об экономической привлекательности лизинговой отрасли и ее перспективах.В зависимости от успехов в проведении необходимых лизинговому сектору преобразований и макроэкономической ситуации можно выделить три базовых сценария развития лизингового рынка (таблица 3) [4].Таблица 3 Прогноз объемов рынка лизинга при реализации различных сценариев развития

ПериодПессимистический сценарийУмеренныйсценарийОптимистический сценарийТемпы прироста в год, %Объем рынка, млрд руб.Темпы прироста в год, %Объем рынка, млрд.руб.Темп прироста в год, %Объем рынка, млрд.руб.2010151513201866252268201218205425273030368620142029572544363064692016153741186281201009120181549482088942515136202020712525138963025581Доля лизинга в ВВП в 2020 г., %

4,6%

9%

16,6%

Исходя из выше изложенного, к основным объективным проблемам лизинговой деятельности на современном этапе можно отнести [5]:

недостаточное количество лизинговых компаний, функционирующих на российском рынке и их неравномерное распределение по регионам;

высокий процент ставок по кредиту;

непонимание сущности лизинга как потенциальными лизингополучателями, так и лизингодателями;

неблагоприятные условия таможенного, валютного и налогового законодательства, не дающее возможность в короткие сроки вернуть предмет лизинга обратно при расторжении договора;

недостаточность финансовых вложений государства в лизинговый рынок; недостаточное развитие инфраструктуры лизингового рынка.Изучив мнение различных ученыхэкономистов, мы пришли к выводу, что для решения обозначенныхна государственном уровне должны быть решены следующие ключевые задачи.1 Предоставление налоговых льгот создаваемым и функционирующим лизинговым компаниям, работающим в первуюочередь на рынке лизинга высокотехнологического производственного оборудования.2Создание эффективной информационной среды, способствующей популяризации и распространению сведений о юридических и финансовых основах различных видов лизинга, включающей единую информационную базу данных об отечественных и зарубежных лизингодателях.3Использование указанной информационной системы органами государственного таможенного контроля для повышения прозрачности и оперативности операций, осуществляемых при расторжении договора лизинга.4Формирование государственночастных партнерств, учредителями которых могут выступать производители оборудования и транспортных средств, крупные лизингополучатели и их ассоциации.Безусловно указанные предложения могут быть реализованы только при государственной поддержки, которая позволила бы в значительной степени активизировать процессы обновления основных фондов промышленности и транспорта. Говоря в целом, на сегодняшний день в России началось формирование некоторых позитивных условий для развития лизинга в области законодательной, правовой и методической базы. Таким образом, российский лизинговый бизнес постепенно развивается, накапливает опыт, крепчает и готовится внести свой вклад в активизацию инвестиционной деятельности.

Ссылки на источники1Мезенцева Е.В. Методика сравнительной социальноэкономической оценки предпринимательства на субфедеральном уровне // Научнометодический электронный журнал "Концепт". –2012. –№9. –С. 4953.2Газман В.Д. Левериджлизинг: финансирование крупных инвестиционных проектов// Экономический журнал Высшей школы экономики. –2013. –№ 1. –том 17. 3Мезенцева Е.В. О региональной государственной поддержке малого бизнеса АПК Кубани // Международный техникоэкономический журнал. –2012. – №1. –С. 9.4Рейтинговое агенство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: //http:/. http://raexpert.ru 5Жужгина И.А. Дли С.М. Проблемы развития лизинга в России и пути их решения // Тенденцииразвития экономики и менеджмента: Сборник научных трудов по итогам международной научнопрактической конференции. Казань –2014. –161 с.