Продвижение идеи инклюзивного образования в высшей школе на основе социального маркетинга
Выпуск:
ART 970533
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванченко
О.
В.,
Кузнецова
А.
А. Продвижение идеи инклюзивного образования в высшей школе на основе социального маркетинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1031–1035. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970533.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения инклюзивного образования в высшее учебное заведение на основе использования инструментария социального маркетинга. Представлены плюсы и минусы инклюзивного образования, социальные барьеры развития инклюзивного образования. Предложены маркетинговые мероприятия по продвижению идеи инклюзивного образования в РГЭУ (РИНХ).
Ключевые слова:
инклюзивное образование, высшее учебное заведение, продвижение, социальный маркетинг
Текст статьи
Иванченко Олеся Валерьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга и реклама, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуiovkmr@mail.ru
Кузнецова Анастасия Андреевна,студентка гр.ТОР232, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуiovkmr@mail.ru
Продвижение идеи инклюзивного образования в высшей школе на основе социального маркетинга
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения инклюзивного образования в высшее учебное заведениена основе использования инструментария социального маркетинга. Представлены плюсы и минусы инклюзивного образования, социальные барьеры развития инклюзивного образования.Предложены маркетинговые мероприятия по продвижению идеи инклюзивного образования в РГЭУ (РИНХ).Ключевые слова:инклюзивное образование, высшее учебное заведение, социальный маркетинг, продвижение.
В настоящеевремя вопросы внедрения инклюзивногообразования в средней и высшей школе имеют актуальное значение, поскольку включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс–это новый подход для российского образования. «Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения людей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников»[6].В отечественной литературе активно обсуждается данная проблема, по мнению ряда авторов плюсы инклюзивного образования очевидны:•«новый социальный подход к инвалидности;•приветствует разнообразие;•рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;•личностное развитие и социальные навыки;•развитие самостоятельности и самоопределения развивает равные права и возможности вместо дискриминации»[3,4].Основнымдостоинствоминклюзивных школ является то, что при соответствующем поощрениии помощи дети с ОВЗ могут быть успешными. При этом выделяют и минусы инклюзивного образования:•«отсутствие гибких образовательных стандартов;•несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;•отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;•отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;•недостаточное материальнотехническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);•отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагогипсихологи, тифлопедагоги) и медицинских работников» [4].Критикаидеиинклюзивного образования сводится к тому, что инклюзия в средней и высшей школе требует значительной трансформации окружающей среды и учебного процесса, а так же к тому, что российская (а ранее советстская) коррекционная педагогика имеет значительные достижения.Считаем, что обучающиеся с
особенностямиразвития должны иметь
равные возможностисдругими
лицами, и внедрение инклюзивного образования в высшей и средней школе может происходить одновременно с развитием и коррекционного педагогики.В настоящее время существует ряд проблем физического и социального характера при внедрении инклюзивного образования в образовательную среду. Однако, на примере некоторыхшкол можно убедиться, что практическая реализация инклюзивного образования в средней школе вполне возможна[3]. В связи с этим возникает вопрос, о том насколько сейчас высшие учебные заведения готовы к внедрению инклюзивного образования.Данная проблема была рассмотрена на примере Ростовскогогосударственного экономического университета (РГЭУ «РИНХ»).В настоящее время в РГЭУ «РИНХ»обучаются люди с ограниченными возможностями, это студенты, как очной формы обучения, так и заочной. Для удобства передвижения таким студентам есть два лифта и установлены перила на лестничных проемах.Однако, универсальная безбарьерная среда недостаточно развита. Для того чтобы изменить физическую среду необходимо: установить пандусы при входе в ВУЗ, расширить дверные проемы, оборудовать санитарногигиенические помещения, переоборудовать спортивные залы, аудитории, создать информационные уголки с учетом особых потребностей обучающихсяинвалидов, а так же оборудовать комнату психологической и эмоциональной разгрузки.Для определениясоциальных барьеров внедрения инклюзивного образования авторами был проведено исследованиесреди преподавателей и студентов РГЭУ (РИНХ) с целю определить отношение к идеи инклюзивного образования в ВУЗе. В ходе опроса был задан вопрос «Как вы относитесь к перспективам введения инклюзивного образования?» Варианты ответа:1.Положительно, меня вполне устраивает, что наряду со здоровыми студентами обучаются и лица с особыми потребностями 2. Отрицательно, есть сложности в обучении лиц с особыми потребностями вместе со здоровыми обучающимися.3. Затрудняюсь ответитьОпрос среди преподавателей показал следующие результаты:50% относятся к данной идеи отрицательно, 40% полижительно и 10% затруднились ответить (рис.1).Также был проведен опрос среди студентов, вкотором на тот же самый вопрос 74 человека ответили отрицательно, 71положительно и 35 человек затруднились ответить. В процентном соотношении диаграмма представлена на рис.2.Считаем, что развитие инклюзивного образования в профессиональной подготовке, которую осуществляет РГЭУ позволит талантливым ребятам с ОВЗ, с одной стороны, внести посильный весомый вклад в экономическое и социальное развитие страны, в развитие толерантности, соблюдение этических норм по отношению к ним у студентов с нормой развития, а с другой стороны, обеспечит возможность самореализации, адаптации и востребованности на рынке труда студентов с ОВЗ.
Рис.1 Результата опроса ППС РГЭУ (РИНХ)
Рис.2 Результата опроса студентов РГЭУ (РИНХ)
Для продвижения идеи инклюзивного образования в РГЭУ РИНХ необходимо проводить различные мероприятия с использованием инструментария социального маркетинга.«Социальным маркетингом можно называть применение технологий коммерческого маркетинга для анализа, планирования, реализации и оценки программ, направленных на изменение поведения целевой аудитории, с целью улучшения благополучия, как отдельного человека, так и всего сообщества»[5].Используя инструментарий социального маркетингаможно влиять на целевую аудиторию, используя четыре подхода к изменению поведения:1. Принятие нового поведения.2. Не принятие потенциально нежелательного поведения.3. Изменение поведения, практикуемого в настоящее время.4. Отказ от имеющегося нежелательного поведения[1].Социальный маркетинг способствует принятию или не принятию, изменению, укреплению или отказу от определенного поведения целевой аудиторией.Многофункциональность маркетинговых методов и технологий (таких как маркетинговые исследования, паблик рилейшнз (PR), продвижение идей, и др.) может быть вполне применима и к человеку и к социуму [2].Социальная маркетинговая программа по продвижению идеи инклюзивного образования в РГЭУ (РИНХ) должна проводиться для изменения поведения целевой аудитории и иметь конкретные измеримые задачи по изменению поведения.Для принятия целевой аудиторией данной идеи в высшей школеможнопроводить различные событийные мероприятия с широким освещением по всем коммуникационным каналам РГЭУ (РИНХ).Например, дать возможность творческим людям с ограниченными возможностями поделиться своими способностями в песнях, танцах и чтении стихотворений и тд.
Такиеконкурсы необходимо проводить в целях социальной адаптации инвалидов через приобщение к культурным ценностям и занятиям творческой деятельностью, а также развитию творческих способностей студентов с ограниченными возможностями в РГЭУ РИНХЭто будет способствовать стимулированию творческой активности инвалидов; поиск новых творческих дарований; воспитание у пользователей толерантности и интереса к творчеству людей с ограниченными возможностями; открытие новых имён среди литературных талантов инвалидов в РГЭУ РИНХ.Так же необходимо проводить различные мероприятия спортивного характерасреди людей с ограниченными возможностями здоровья. Это будет способствовать развитию параолимпийских видов спорта в РГЭУ РИНХ, выявлению талантливых спортсменовинвалидов, и способствовать их продвижению в спорте высших достижений, воспитанию в обществе толерантности к инвалидам. Пропаганда принципов общества равных возможностей и пропаганда здорового образа жизни необходима для создания инфраструктуры, обеспечивающей свободный доступ спортсменовинвалидов ко всем видам спорта.В РГЭУ (РИНХ) есть волонтерский центр, где неравнодушные студенты принимают участие в общественной деятельности. Так, например, 30 ноября в физкультурнооздоровительном комплексе прошла спартакиада «ВМЕСТЕ МЫ СИЛА», в которой приняли участия 180 детейинвалидов. 78 волонтеров РГЭУ (РИНХ) откликнулись помочь в организации спортивного праздника. Прошли соревнования по пяти направлениям: дартс, минифутбол, баскетбол, шашки и боулинг. Для самых маленьких эстафеты с родителями. Студенты организовали мастерклассы по рисованию, лепке из пластилина, оригами, а также разрисовали лица детей и превратили их в чудесных зверей и любимых героев.Для развития социальной среды при внедрении инклюзивного образования мы считаем, что такие мероприятия должны проводиться на регулярной основе с привлечением не тольно студентов, но и преподавателей РГЭУ (РИНХ). Совместные мероприятия социального характера с участием професорскопедагогического состава, студентов, и лиц с ограниченными возможностями приведут к изменению социальной политики ВУЗа в области инклюзивного образования, сформируют толерантную внутреннюю среду и снимут барьеры на пути внедрения инкюзивного образования в РГЭУ (РИНХ),Социальный маркетинг наглядно демонстрирует свои возможности для усиления эффективности припродвижении идеи внедрения инклюзивного образования. По нашему мнению, социальный маркетинг способствует тому, что больше удаляется внимания со стороны государства и социума на проблему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети должны иметь равные права со здоровыми обучающимися, поскольку талантливые, одаренные, способные дети с ОВЗ часто не могут включиться в общественносоциальную среду самостоятельно.За счет проведения различных совместных мероприятий спортивного и творческого характера, социальный маркетинг воспитывает в обществе толерантность к людям с ограниченными возможностями и дает возможность инвалидам адаптироваться к социальной среде.
Ссылки на источники1.5P социального маркетинга [Электронный ресурс]//URL: http://www.marketing.spb.ru/libmm/tactics/5p_social.htm (дата обращения: 12.01.2017)2.Иванченко О.В.Маркетинг личности в современном социуме // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016.№18. С. 1215.3.Инклюзия: принципы и право [Электронный ресурс]//URL: http://perspektivainva.ru/inclusiveedu/law/vw371/ (дата обращения: 12.01.2017)4.Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы [Электронный ресурс]//URL: http://www.otoskop.ru/rus/2009/12/integraciyainklyuziyaplyusyiminusy/ (дата обращения: 12.01.2017)5.Невский А.С. Социальный маркетинг [Электронный ресурс]//URL:http://www.eegyn.com/pdf/SocMarketing.pdf (дата обращения: 12.01.2017)6.Что такое инклюзия в образовании [Электронный ресурс]//URL: http://perspektivainva.ru/inclusiveedu/law/vw372/ (дата обращения: 12.01.2017)
Кузнецова Анастасия Андреевна,студентка гр.ТОР232, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.РостовнаДонуiovkmr@mail.ru
Продвижение идеи инклюзивного образования в высшей школе на основе социального маркетинга
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения инклюзивного образования в высшее учебное заведениена основе использования инструментария социального маркетинга. Представлены плюсы и минусы инклюзивного образования, социальные барьеры развития инклюзивного образования.Предложены маркетинговые мероприятия по продвижению идеи инклюзивного образования в РГЭУ (РИНХ).Ключевые слова:инклюзивное образование, высшее учебное заведение, социальный маркетинг, продвижение.
В настоящеевремя вопросы внедрения инклюзивногообразования в средней и высшей школе имеют актуальное значение, поскольку включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс–это новый подход для российского образования. «Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения людей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников»[6].В отечественной литературе активно обсуждается данная проблема, по мнению ряда авторов плюсы инклюзивного образования очевидны:•«новый социальный подход к инвалидности;•приветствует разнообразие;•рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;•личностное развитие и социальные навыки;•развитие самостоятельности и самоопределения развивает равные права и возможности вместо дискриминации»[3,4].Основнымдостоинствоминклюзивных школ является то, что при соответствующем поощрениии помощи дети с ОВЗ могут быть успешными. При этом выделяют и минусы инклюзивного образования:•«отсутствие гибких образовательных стандартов;•несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;•отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;•отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;•недостаточное материальнотехническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);•отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагогипсихологи, тифлопедагоги) и медицинских работников» [4].Критикаидеиинклюзивного образования сводится к тому, что инклюзия в средней и высшей школе требует значительной трансформации окружающей среды и учебного процесса, а так же к тому, что российская (а ранее советстская) коррекционная педагогика имеет значительные достижения.Считаем, что обучающиеся с
особенностямиразвития должны иметь
равные возможностисдругими
лицами, и внедрение инклюзивного образования в высшей и средней школе может происходить одновременно с развитием и коррекционного педагогики.В настоящее время существует ряд проблем физического и социального характера при внедрении инклюзивного образования в образовательную среду. Однако, на примере некоторыхшкол можно убедиться, что практическая реализация инклюзивного образования в средней школе вполне возможна[3]. В связи с этим возникает вопрос, о том насколько сейчас высшие учебные заведения готовы к внедрению инклюзивного образования.Данная проблема была рассмотрена на примере Ростовскогогосударственного экономического университета (РГЭУ «РИНХ»).В настоящее время в РГЭУ «РИНХ»обучаются люди с ограниченными возможностями, это студенты, как очной формы обучения, так и заочной. Для удобства передвижения таким студентам есть два лифта и установлены перила на лестничных проемах.Однако, универсальная безбарьерная среда недостаточно развита. Для того чтобы изменить физическую среду необходимо: установить пандусы при входе в ВУЗ, расширить дверные проемы, оборудовать санитарногигиенические помещения, переоборудовать спортивные залы, аудитории, создать информационные уголки с учетом особых потребностей обучающихсяинвалидов, а так же оборудовать комнату психологической и эмоциональной разгрузки.Для определениясоциальных барьеров внедрения инклюзивного образования авторами был проведено исследованиесреди преподавателей и студентов РГЭУ (РИНХ) с целю определить отношение к идеи инклюзивного образования в ВУЗе. В ходе опроса был задан вопрос «Как вы относитесь к перспективам введения инклюзивного образования?» Варианты ответа:1.Положительно, меня вполне устраивает, что наряду со здоровыми студентами обучаются и лица с особыми потребностями 2. Отрицательно, есть сложности в обучении лиц с особыми потребностями вместе со здоровыми обучающимися.3. Затрудняюсь ответитьОпрос среди преподавателей показал следующие результаты:50% относятся к данной идеи отрицательно, 40% полижительно и 10% затруднились ответить (рис.1).Также был проведен опрос среди студентов, вкотором на тот же самый вопрос 74 человека ответили отрицательно, 71положительно и 35 человек затруднились ответить. В процентном соотношении диаграмма представлена на рис.2.Считаем, что развитие инклюзивного образования в профессиональной подготовке, которую осуществляет РГЭУ позволит талантливым ребятам с ОВЗ, с одной стороны, внести посильный весомый вклад в экономическое и социальное развитие страны, в развитие толерантности, соблюдение этических норм по отношению к ним у студентов с нормой развития, а с другой стороны, обеспечит возможность самореализации, адаптации и востребованности на рынке труда студентов с ОВЗ.
Рис.1 Результата опроса ППС РГЭУ (РИНХ)
Рис.2 Результата опроса студентов РГЭУ (РИНХ)
Для продвижения идеи инклюзивного образования в РГЭУ РИНХ необходимо проводить различные мероприятия с использованием инструментария социального маркетинга.«Социальным маркетингом можно называть применение технологий коммерческого маркетинга для анализа, планирования, реализации и оценки программ, направленных на изменение поведения целевой аудитории, с целью улучшения благополучия, как отдельного человека, так и всего сообщества»[5].Используя инструментарий социального маркетингаможно влиять на целевую аудиторию, используя четыре подхода к изменению поведения:1. Принятие нового поведения.2. Не принятие потенциально нежелательного поведения.3. Изменение поведения, практикуемого в настоящее время.4. Отказ от имеющегося нежелательного поведения[1].Социальный маркетинг способствует принятию или не принятию, изменению, укреплению или отказу от определенного поведения целевой аудиторией.Многофункциональность маркетинговых методов и технологий (таких как маркетинговые исследования, паблик рилейшнз (PR), продвижение идей, и др.) может быть вполне применима и к человеку и к социуму [2].Социальная маркетинговая программа по продвижению идеи инклюзивного образования в РГЭУ (РИНХ) должна проводиться для изменения поведения целевой аудитории и иметь конкретные измеримые задачи по изменению поведения.Для принятия целевой аудиторией данной идеи в высшей школеможнопроводить различные событийные мероприятия с широким освещением по всем коммуникационным каналам РГЭУ (РИНХ).Например, дать возможность творческим людям с ограниченными возможностями поделиться своими способностями в песнях, танцах и чтении стихотворений и тд.
Такиеконкурсы необходимо проводить в целях социальной адаптации инвалидов через приобщение к культурным ценностям и занятиям творческой деятельностью, а также развитию творческих способностей студентов с ограниченными возможностями в РГЭУ РИНХЭто будет способствовать стимулированию творческой активности инвалидов; поиск новых творческих дарований; воспитание у пользователей толерантности и интереса к творчеству людей с ограниченными возможностями; открытие новых имён среди литературных талантов инвалидов в РГЭУ РИНХ.Так же необходимо проводить различные мероприятия спортивного характерасреди людей с ограниченными возможностями здоровья. Это будет способствовать развитию параолимпийских видов спорта в РГЭУ РИНХ, выявлению талантливых спортсменовинвалидов, и способствовать их продвижению в спорте высших достижений, воспитанию в обществе толерантности к инвалидам. Пропаганда принципов общества равных возможностей и пропаганда здорового образа жизни необходима для создания инфраструктуры, обеспечивающей свободный доступ спортсменовинвалидов ко всем видам спорта.В РГЭУ (РИНХ) есть волонтерский центр, где неравнодушные студенты принимают участие в общественной деятельности. Так, например, 30 ноября в физкультурнооздоровительном комплексе прошла спартакиада «ВМЕСТЕ МЫ СИЛА», в которой приняли участия 180 детейинвалидов. 78 волонтеров РГЭУ (РИНХ) откликнулись помочь в организации спортивного праздника. Прошли соревнования по пяти направлениям: дартс, минифутбол, баскетбол, шашки и боулинг. Для самых маленьких эстафеты с родителями. Студенты организовали мастерклассы по рисованию, лепке из пластилина, оригами, а также разрисовали лица детей и превратили их в чудесных зверей и любимых героев.Для развития социальной среды при внедрении инклюзивного образования мы считаем, что такие мероприятия должны проводиться на регулярной основе с привлечением не тольно студентов, но и преподавателей РГЭУ (РИНХ). Совместные мероприятия социального характера с участием професорскопедагогического состава, студентов, и лиц с ограниченными возможностями приведут к изменению социальной политики ВУЗа в области инклюзивного образования, сформируют толерантную внутреннюю среду и снимут барьеры на пути внедрения инкюзивного образования в РГЭУ (РИНХ),Социальный маркетинг наглядно демонстрирует свои возможности для усиления эффективности припродвижении идеи внедрения инклюзивного образования. По нашему мнению, социальный маркетинг способствует тому, что больше удаляется внимания со стороны государства и социума на проблему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети должны иметь равные права со здоровыми обучающимися, поскольку талантливые, одаренные, способные дети с ОВЗ часто не могут включиться в общественносоциальную среду самостоятельно.За счет проведения различных совместных мероприятий спортивного и творческого характера, социальный маркетинг воспитывает в обществе толерантность к людям с ограниченными возможностями и дает возможность инвалидам адаптироваться к социальной среде.
Ссылки на источники1.5P социального маркетинга [Электронный ресурс]//URL: http://www.marketing.spb.ru/libmm/tactics/5p_social.htm (дата обращения: 12.01.2017)2.Иванченко О.В.Маркетинг личности в современном социуме // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016.№18. С. 1215.3.Инклюзия: принципы и право [Электронный ресурс]//URL: http://perspektivainva.ru/inclusiveedu/law/vw371/ (дата обращения: 12.01.2017)4.Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы [Электронный ресурс]//URL: http://www.otoskop.ru/rus/2009/12/integraciyainklyuziyaplyusyiminusy/ (дата обращения: 12.01.2017)5.Невский А.С. Социальный маркетинг [Электронный ресурс]//URL:http://www.eegyn.com/pdf/SocMarketing.pdf (дата обращения: 12.01.2017)6.Что такое инклюзия в образовании [Электронный ресурс]//URL: http://perspektivainva.ru/inclusiveedu/law/vw372/ (дата обращения: 12.01.2017)