Проблемы сетевого взаимодействия для организации самообразования и повышения квалификации учителей технологии Кировской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Леухина С. А. Проблемы сетевого взаимодействия для организации самообразования и повышения квалификации учителей технологии Кировской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1086–1090. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970544.htm.
Аннотация. Широкий спектр возможностей для профессионального взаимодействия и коммуникации предоставляют педагогам сетевые сообщества. В связи с этим данная форма организации самообразования и повышения квалификации набирает популярность. В статье рассмотрены проблемы и направления развития сетевого профессионального взаимодействия учителей технологии Кировской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЛеухинаСветлана Александровнамагистрант Института точных наук и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университетимениПитирима Сорокина», г. Кировleuhinasa@mail.ru

Проблемысетевого взаимодействия для организации самообразования и повышения квалификации учителей технологии Кировской области

Аннотация. Широкий спектр возможностей для профессионального взаимодействия и коммуникациипредоставляют педагогамсетевые сообщества. В связи с этим данная форма организации самообразования и повышения квалификации набираетпопулярность.В статье рассмотрены проблемы и направления развития сетевого профессионального взаимодействия учителей технологии Кировской области.Ключевые слова: сетевое сообщество, педагогическое сообщество, учитель технологии, повышение квалификации, самообразование, профессиональное взаимодействие, коммуникация.

На современном этапе развития общества проблема подготовки высокопрофессиональных научных и научнопедагогических кадров, соответствующих требованиям современного инновационного социально ориентированного развития страны,является одной из особо острых для системы образования России.На федеральном уровне создаются механизмы поступательных позитивных системных изменений, направленных на повышение конкурентоспособности педагогических кадров, обеспечение доступности качественного образования, соответствующего стремительной информатизации образования.

Информатизация является одним из приоритетных направлений модернизации российского образования. Вследствие стремительного совершенствования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), появления и внедрения новых форм и методов обученияданный процесс является закономерным и неизбежным этапомобщественного развития.Информатизацияпредполагаетоснащение сферы образования «методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационнокоммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психологопедагогических целей обучения, воспитания в условиях безопасного их применения» [1].Внаучной литературе и федеральных документах,принятых Правительством РФ, подчеркнутыследующие тенденции развития данного процесса.1) Формирование гибкой системы непрерывногообразования. Данное направление модернизации системы российского образования является одним из приоритетных, поскольку способствует развитию человеческого потенциала в течение всей жизни, а также обеспечивает текущие и перспективные потребности социальноэкономического развития России.2) Создание единого информационного образовательного пространства, которое для образовательных организаций является универсальной коммуникативной средой для циркуляцииразличныхинформационныхпотоковмежду всеми участниками образовательного процесса. Создание такого единого пространства обеспечивает переход на качественно новый уровень в подходах к использованию ИКТтехнологий во всех областях деятельности образовательных организаций.3) Активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий.4) Синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования.5) Создание системы опережающего образования. В сфере образования закладываются общекультурные, психологические, социальные и профессиональные предпосылки развития информационного общества. Этот факт определяет необходимость обеспечения опережающего характера информатизации системы образования на фоне других сфер общественной деятельности [2].Врамках «Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы»дляобеспечениядоступности качественного образованиязапланированы комплексы мер, среди которых можно выделить:1. Комплексный проект «Развитие инфраструктуры непрерывного образования (включая систему дополнительного профессионального образования и дополнительного образования взрослых)», призванный оказать научнометодическую, организационную и институциональную поддержку системы непрерывного образования в России.2. Повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования за счет реализациикомплекснойпрограммыповышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, профессиональногостандарта педагога, совершенствования и проведения профессиональныхконкурсовдля педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций и др.3.Реализацияобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условияхвцелях формирования новой технологической среды в сфере общего образования.4. Обновление содержания и технологий за счет реализации модели сетевого взаимодействия образовательных организаций дляразвитиянаучнообразовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитиясистемы дополнительного образования детей[3].Среди указанных выше мероприятий одним из ключевых является внедрение профессионального стандарта педагога, который выступает в качествеинструментареализации стратегии образования в стремительно меняющемся мире, а также содействует повышению качества отечественного образования, выводя его на международный уровень.Стандарт расширяет границы свободы современного педагога и устанавливает более высокие требования к его квалификации, определяя главным профессиональным качеством педагога умение учиться, обуславливая необходимость на постоянное повышение квалификации [4].Таким образом, системные изменения в образовании нацеленына формирование принципиально новой культуры педагогического труда; подготовку высококвалифицированных педагогов, готовых и способных применять информационнокоммуникационные технологии в процессе обучения и управления образованием, самостоятельно совершенствовать профессиональнозначимые знания и умения [5].В целях обеспечения маневренности, эффективностии соответствиянепрерывного образования граждан в течение всей жизни современным тенденциям развития науки и техники необходимоизменениеформата и возможностей процесса обучения. Поэтому роль сетевых профессиональных сообществ неизменно возрастает, в связи с тем, что они предоставляютширокий спектр возможностей для самообразования, формирования инновационного поведения и культуры, осуществления профессионального взаимодействия и коммуникации на более высоком уровне.На основе общих целей, ценностей и интересов сетевое сообщество позволяет объединить в сети Интернет профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной области, независимо от их территориального местонахождения. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения [6].Специфика сетевого взаимодействия педагогов обеспечивает высокую интенсивность протекания совместной деятельности, способствующей оформлению правил, норм и контекста общения. Таким образом, возможно интерпретировать сетевое сообщество как «коллективный субъект социальноинформационной деятельности в сети Интернет».Сетевое взаимодействие в сообществах может быть организовано в таких формах как конференции, семинары, курсы повышения квалификации, конкурсы, мастерклассы, форум и т. п.Функционированиесетевых педагогических сообществ способствует решению следующих задач:–создание информационнометодического пространства для преподавателей в области проектирования информационнокоммуникационной среды,–предоставление возможности для самореализации и самоутверждения педагогов через совместную сетевую практическую деятельность,–обмен опытом в области проектирования информационнокоммуникационной среды,–организация методической поддержки по внедрению электронных образовательных ресурсов и инструментов в педагогическую практику,–повышение мотивации учителей к образовательной сетевой деятельности,–поддержка новых образовательных инициатив в области образования,–создание возможности для разработки базы данных электронных образовательных ресурсов [7].Для изучения потенциала сетевых сообществ учителей технологии Кирова и Кировской области проведена диагностикиобразовательных потребностей учителей. На основании полученных данных определено, что сетевая форма организации профессионального взаимодействия и коммуникации востребована практикой, поскольку позволяет педагогам предметного обучения решать вышеперечисленные задачи.Диагностика образовательных потребностей была проведена в ходе информирования целевой аудитории о разработке и предстоящем запуске сетевого педагогического сообщества с предложением пройти анкетирование. Педагоги, заинтересованныев активном профессиональном взаимодействии, дают положительную оценку сетевым формам коммуникации. Однако еще достаточно велика численность учителей с низким уровнем компьютерной грамотности. Этот факт осложняет общение с данной категорией преподавателей посредством различных сервисов сети Интернет. Еще одним не простым моментом является плохое качество доступа в сеть Интернет в районах Кировской области, что в свою очередь снижает эффективность взаимодействия с проживающими в них учителями технологии.Указанные трудности возможно минимизировать, опираясь на опыт взаимодействия участников сетевого профессионального сообщества учителей технологии Республики Коми и сетевого сообщества учителей технологии кафедры технологии и методики преподавания технологии Пермского государственного педагогического университета. Данные, полученные в ходе анализа перечисленных сетевых сообществ, а также при проведении анкетирования учителей, позволили выявить целесообразность создания подобного ресурса для профессионального взаимодействия учителей города Кирова и Кировской области, в связи с тем, что потенциал сетевых сообществ в указанном регионе используется не в полной мере.Тема сетевого взаимодействия педагогов предметного обучения не является новой. В ходе проведения исследований в данной области выявлена положительная динамикавлияния сетевого взаимодействия на формирование профессиональной компетенции учителей. Потребностьрегиона в качественной организации и функционировании сетевого взаимодействия учителей предметного обучения и ее недостаточнаятеоретическая и технологическая разработанностьв условиях модернизации системы российского образования определяют актуальность дальнейшего изучения возможностей сетевого взаимодействия педагогов предметного обучения в рамках самообразования и повышения квалификации.Внедрение электронного образовательного сервиса для организации информационнообразовательной среды предметного обучения обеспечит учителям технологии возможность организовывать процесс самообразования, осуществлять профессиональное взаимодействие и повышение квалификации в рамках сетевого педагогического сообщества.Можно выделить следующие направления развития сетевого профессионального взаимодействия учителей технологии города Кирова и Кировской области.1. На основе обзора существующих сетевых педагогических сообществ определить функции сетевого сообщества, формы и методы эффективного функционирования в условиях информационнообразовательной среды.2. Определить структуру, содержание и компоненты сетевого педагогического сообщества учителей технологии, определить его цели, задачи и функции, спроектировать экранный дизайн сообщества.3. Разработать техническую и организационные стороны профессионального сетевого сообщества учителей технологии, разработать алгоритм взаимодействия участников сообщества.4. Провести количественный и качественный анализ результатов реализации сетевого педагогического сообщества учителей технологии Кировской области.Теоретической основой развития сетевого профессионального взаимодействия педагоговявляются научные труды Н. Н. Новиковой, Г.Н. Некрасовой, Е. Н. Шигаревой и др. Авторами проанализированы и изучены проблемы и специфика взаимодействия учителей технологии в профессиональных сетевых сообществах регионального значения. В научных работах экспертов (Г. Н. Некрасовой, Е. Н. Шигаревой) подробно раскрыты вопросы разработки сетевых педагогических сообществ, обоснованные формы взаимодействия и способы их реализации в сетевом взаимодействии учителей, описаны методы и средства организации сетевого взаимодействия, предложены критерии оценки эффективности профессиональных сообществ учителей. Указанные исследования основаны на всестороннем анализе опыта взаимодействия участников сетевого профессионального сообщества учителей технологии Республики Коми и сетевого сообщества учителей технологии кафедры технологии и методики преподавания технологии Пермского государственного педагогического университета[7].В заключение следует отметить, что внедрение электронного образовательного сервиса для организации информационнообразовательной среды предметного обучения имеет практическую значимость. Такой ресурс позволит учителям технологии организовывать процесс самообразования, осуществлять профессиональное взаимодействие и повышение квалификации. Сетевые сообщества учителей технологии выступают инновационной формой профессионального взаимодействия и коммуникации, позволяют оперативно обсуждать и решать профессиональные проблемы на уровне, соответствующем современным тенденциям развития науки и техники. Качество и системность поэтапного проектирования во многом определяет эффективность функционирования сетевых педагогическихсообществ.

Ссылки на источники1.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебнометодическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. –М.: Дрофа, 2008. –312 с.2.Богатырева Ю. И., Косарев П. А. Информационные технологии в научной деятельности // курс для аспирантов, соискателей и молодых ученых –[электронный ресурс] –URL: http://tsput.ru/res/informat/aosit/Lection4.htm#_Toc117927740 (дата обращения: 20.01.2017).3.Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» (с изменениями и дополнениями). –URL: http://base.garant.ru/71044750/#ixzz4VN05m8mb (дата обращения: 28.12.2016).4.Профессиональный стандарт педагога. Концепция и содержание [Электронный ресурс] / Минобрнауки России [сайт]. [2016]. URL: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071 (дата обращения: 14.01.2017).5.Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационнокоммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации [Текст] /Автореферат. Гончарова Н. Ю. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat –[электронный ресурс] –URL: http://www.dissercat.com/content/setevoevzaimodeistviepedagogovkaksredstvoformirovaniyainformatsionnokommunikatsionnoi (дата обращения: 20.01.2017).6.Профессиональные сообщества учителей // Сетевое сообщество учителей СевероВосточного образовательного округа Самарской области –[сайт] –URL: http://sssvu.minobr63.ru/professionalnyesoobshhestvauchitelej2/ (дата обращения: 20.01.2017).7.Некрасова Г. Н., Новикова Н. Н. Этапы проектирования сетевого сообщества учителей технологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Киров, 2011. –№ 4(3). –С. 105–108.