Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира
Выпуск:
ART 970550
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Татарникова
О.
Н.,
Новолодская
Е.
Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1116–1120. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970550.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются требования ФГОС к овладению обучающимися универсальными учебными действиями. Представлен комплекс заданий, охарактеризованы этапы и результаты опытной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Ключевые слова:
проблемная ситуация, саморегуляция, самооценка, целеполагание, планирование изучения темы, регулятивные учебные действия
Похожие статьи
Текст статьи
Татарникова Ольга Николаевна,студентка 4 курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск olja201096@mail.ru
НоволодскаяЕлена Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск novolEG2508@yandex.ru
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира
Аннотация.В статье рассматриваются требования ФГОС ковладению обучающимися универсальными учебными действиями. Представлен комплекс заданий, охарактеризованыэтапы и результаты опытной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Ключевые слова:планированиеизучения темы,проблемная ситуация,регулятивные учебные действия, самооценка, саморегуляция, целеполагание.
В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом одной из задач современной системы образования является освоение обучающимися не только конкретныхпредметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но, в первую очередь, формирование совокупности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебновоспитательного процесса.
Овладение универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.А.Г. Асмолов отмечает, что термин «универсальные учебные действия» имеет два значения:
универсальные учебные действия (в широком значении) умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
универсальные учебные действия (в более узком значении) это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].Выделяют следующие виды универсальных учебных действий, которые соответствуют основным целям общего образования: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательновоспитательного процесса в начальной школе.В рамках нашего исследования представляет интерес организация процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира. В эти учебные действия входят:
целеполагание ребенок должен уметь ставить цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
планирование учащийся должен определять последовательность промежуточных целей для достижения результата, составлять плана последовательности действий;
прогнозирование предположение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция внесение необходимых дополнений, корректив в план и способ действия, если эталона отличается от реального действия и его результата;
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [2].По мнению В.А. Корниенко, для эффективного формирования регулятивных универсальных учебных действий необходимо соблюдать следующие условия: 1. Нужно приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи: для того чтобы…(достичь цели) надо…(выполнить действие).
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности. 3. С обучающимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать. 5. Использование цветных и графических форм представления оценок. 6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.7. Использование в образовательном процессе организацию взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия[3].Проходя производственную педагогическую практику в МКОУ «ОктябрьскаяСОШ»Зонального района Алтайского краямы организовали опытную работу по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках изучения программы«Окружающий мир» А.А. Плешакова. Опытная работа проводилась в 3 «А» (опытная группа) и 3 «Б» (контрольная группа) классах в условиях естественного педагогического процесса.Учитывая представленные выше условия формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников, мы сделали акцент на следующих:
создание проблемных ситуацийна уроках;
использование приема целеполагания;
использование заданий на саморегуляцию;
организация самоанализа учащимися своих достижений.Задачиопытной работы: 1. Провести отбор диагностическихметодик для выявления уровня сформированности регулятивных универсальных действийу младших школьников (учитывая возрастные особенности).2. Выявить уровень сформированности регулятивных УУД у младших школьников.3. Разработать и реализовать комплекс заданий, направленный наформирование регулятивных универсальных учебных действий у детей на уроках окружающего мира.На констатирующем этапебыло проведено выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 3 «А» (20 человек) и 3 «Б» (20 человек) классов. Использовалась методика «Проверь работу»[4].Методика «Проверь работу»Игорь и Василийвыполняли задание по русскому языку. Им нужно было подобрать две пары однокоренных слов. Записать сначала слово с ударным гласным звуком в корне, потом однокоренное слово с безударным гласным в корне. Выделить корень. Подчеркнуть безударную гласную в корне слова. Проверь работу учеников по следующим критериям. Критерии оценки выполнения задания: 1.Подбор однокоренных слов. 2.Подбор слов с ударным и безударным гласным в корне. 3.Последовательность записи. 4.Орфографическая правильность. 5.Выделение корня слова. Напиши имя ученика, который выполнил задание правильно: __________. Определи, какие ошибки допустил один из учеников. Рядом обозначь цифрой, к какому из критериев оценки относится эта ошибка. Запиши рядом правильный вариант.Работа Игоря: двордворник, леслисица. Работа Василия: горный гора, водный водичка. Цель заданиявыявить сформированность регулятивных универсальных учебных действийу младших школьников: оценка в соответствии с выдвинутыми критериями, корректировка.
Критерии оценкивыполнения задания:
адекватность оценки работ ученика по каждому критерию;
правильность исправления ошибок, допущенных в работе. Результаты выполнения задания оценивались по уровням:1. Повышенный уровень. Задание выполнено правильно: определена правильно выполненная работа (работа Василия), найдены 4 критерия оценки, которые не соблюдались в работе второго ученика (Игоря), даны два варианта подбора слов при нарушении первого критерия. Оценивается в 4 балла. 2. Высокий уровень. Выделено не менее трех критериев оценки, которые не соблюдены в работе Игоря, дан один из правильных вариантов при нарушении первого критерия оценки 3 балла. Определена правильно выполненная работа (работа Василия).
3. Средний уровень. Выделено не менее двух критериев оценки, которые не соблюдены в работе Игоря, исправлены ошибки в одной из пар слов или допущены ошибки при обозначении корня и безударной гласной 2 балла. Не определена правильно выполненная работа (работа Василия). 4. Низкий уровень. Выделено менее двух критериев оценки, которые не соблюдены в работе Игоря, не исправлены ошибки или правильное выполнение определено как ошибочное 1 балл. Полученные результаты диагностики представленыв сводной таблице 1. Таблица 1Результаты диагностики сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьниковна констатирующем этапе
УровнисформированностиПоказатели в %опытная группаконтрольная группаповышенный 10%10%высокий 10%10%средний 35%30%низкий 45%50%
Анализируя результаты диагностики младших школьников, можно сделать вывод о преобладании низкого и среднего уровней сформированности регулятивных универсальных учебных действий в контрольной и опытной группах. Необходимо разработать и реализовать комплекс специальных заданий, направленныйна повышение уровня сформированностирегулятивных универсальных учебных действий у учащихся,и реализовать его на уроках окружающего мира в опытной группе.На формирующем этапемы разработали и апробировали комплекс заданийпо формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьниковна уроках окружающего мира при изучении раздела «Эта удивительная природа».
Определение цели урока.Например, на уроке «Что такое почва?» дети сформулировали цель: познакомиться с понятием почва, выявить опытным путем ее состав и свойства.При выполнении данного задания формируется регулятивноеуниверсальное учебное действие: целеполагание.Составление плана изучения темы.После определения цели урока ученики должны составить план изучения данной темы (или составить план своей деятельности на определенном этапе урока). На уроке «Что такое почва?» учащимися был составлен следующий план изучения данной темы:1. Что такое почва.2. Из чего она состоит.3. Как образовалась почва.4. Основное свойство почвы.При выполнении данного задания формируется регулятивноеуниверсальное учебное действие: планирование. Перед работой по плану выполняется прогнозирование результата. В конце урока осуществляются другие виды регулятивныхдействий: контроль, коррекция и оценка.Создание проблемной ситуации.На уроке «Солнце, растения и мы с вами» младшим школьникам было предложено задание найтиошибки в тексте: Наука о растениях называется зоологией. Водоросли, одни из представителей, растут во влажных местах. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Мхи жители воды. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней и цветков. У следующих представителей царства растений папоротников, листовые пластинкиэто красивые хвоинки. У таких растений имеются корни и стебли, но нет цветков, плодов и семян. Хвойные растения легко узнать по красивым листьям, похожим на перья. Размножаются данные растения спорами. Самые малочисленные это цветковые растения. Они имеют плоды в идее шишек, в которых находятся семена. В данном тексте ученики нашли следующие ошибки:
наука о растениях называется ботаникой;
водоросли растения водной среды;
мхи произрастают во влажных местах;
на красивые перья похожи листовые пластинки папоротников;
хвойные растения имеют видоизмененные листья хвоинки;
цветковые растения самая большая группа растений;
шишки есть у хвойных растений, а не у цветковых.Данное упражнение направлено на развитие регулятивных универсальных учебных действий: контроля, коррекции и оценки.Для решения задач экологического воспитаниямы предлагали младшим школьникам решить ситуации для анализа и выбора способа поведения. Например, на уроке «В царстве грибов»была предложена ситуация «Во время прогулки по лесу ребята сшибали палками и пинали ядовитые грибы: мухоморы, поганки и др. Как бы вы поступили в данной ситуации?Нужно ли уничтожать ядовитые грибы в лесу?». На уроке «Разнообразие животных» дети обсуждали ситуацию «В лесу ребята наткнулись на гнездо с яйцами. Они взяли их в руки, повертели и положили обратно.Как бы вы поступили в данной ситуации?»Физкультурные минутки на саморегуляцию. Также на уроках мы проводили физкультурные минутки с использованием упражнения «Самые внимательные». 1. Учитель называет ряд слов. Когда дети услышат название растения, то необходимо захлопать. Слова: кот, картошка, кровать, колесо, редиска, пион, совок, георгин, бусы, мяч, незабудка, машинка, дом, журавль, собака, клей, малина, липа, линейка, ножницы, книга, огурец.2. Нужно будет узнать животных. Если дети услышат название животного, нужно будет затопать.Слова: слон, клумба, тополь, тетрадь, дорога, бегемот, жираф, карандаш, молоток, скамейка, лось, лампа, лошадь, ручей, воробей, шмель, тапок, пони, солнце, туча, орел, петух, береза, самовар, сирень.3. Задание усложняется: когда учитель называет растения, дети должны присесть, а если животное попрыгать.Слова: фиалка, пингвин, дорога, самолет, дуб, крыша, ворота, олень, бревно, страус, шмель, телефон, крокодил, альбом, рябина, собака, брюки, стакан, буйвол, грач, муравей, дверь, ромашка.Самооценка результатов деятельности.Учебнометодический комплект «Школа России» А.А. Плешакова предлагает детям оценивать свои результаты с помощью специальных знаков, которые вводятся с первого класса:
жёлтый смайлик: «На все вопросы ответил правильно. Молодец!»;
зелёный смайлик: «Ответил не на все вопросы, допустил ошибки. Надо ещё поработать»;
красный смайлик: «Не ответил на все вопросы. Придётся начать сначала». Такой вид деятельности младших школьников по самооценке своей деятельности мы проводили на уроках по темам «Общество», «Что такое экология?», «Природа в опасности».Также вконце урока мы предлагалиученикам оценить свою работу с помощью «Лесенки успеха»[5], рисунок котороймы раздаваликаждому ребенку(рисунок 1). Если у учениканичего не получилось на уроке, то он рисовалзвёздочку на нижней ступеньке лесенки. Если возникали какието затруднения, но в целом удалось справиться с заданиями на серединелестницы. А те ребята, у кого не возникло затруднений в выполнении заданий на уроке,рисовали звездочку на самой верхней ступеньке данной лестницы.Этот приём мы использовали на уроках «Тела. Вещества. Частицы», «Разнообразие веществ», «Воздух и его охрана».
Рис.1. «Лесенка успеха»для оценки младшими школьниками своей деятельности на уроке
Мы использовали для самостоятельной оценки своей деятельности младшими школьниками методику «Волшебные линеечки» [6](рисунок 2).Данный способ позволяет оценить действия детей при выполненииписьменных работ, при работе в парах или группах. «Волшебная линеечка» представляет собой отрезок, разделенный на уровни: высокий, средний, нижний. Верхняя точка является высшим уровнем (задание выполнено правильно или с незначительным количеством ошибок), нижняя точка обозначает плохой результат. Линеечка может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует данную линеечку и ставит на ней звёздочку там, на каком уровне, по его мнению, он находится. При проверке тетрадей учитель указывает свой вариант расположения звездочки.
Рис. 2. «Волшебные линеечки»для оценки младшими школьникамисвоей деятельности на уроке
На контрольном этапеопытной работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий.Полученные данные представлены в сводной таблице 2и на рисунке 3.
Таблица 2 Результаты диагностики сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьниковна контрольном этапе
УровнисформированностиПоказатели в %опытная группаконтрольная группаповышенный 20%10%высокий 30%10%средний 30%35%низкий 20%45%
Рис.3. Результаты сформированностирегулятивных универсальных учебных действий у обучающихся опытной и контрольной групп
Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия направлены на умение учащихся организовывать свою учебную деятельность. Важно начинать формирование данных действий с младшего школьного возраста. Полученные результаты опытной работы свидетельствуют об эффективности реализованного нами комплекса упражнений по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Ссылки на источники1.Асмолов, А.Г.Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение, 2008. С. 70103.2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010. 29 с.3.Корниенко, В.А.Формирование регулятивных универсальных учебных действий / В.А. Корниенко // Молодой ученый. 2015. № 2.1. С. 1415.[Электронныйресурс]: Режим доступа / http://www.moluch.ru/archive/82/14986/[Дата обращения 02.09.2016].1.4. Воюшина,М.П.Методика оценки сформированности универсальных учебных действий (12 классы): методическое пособие / М.П. Воюшина, О.Д. Желнова и др.СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2015.123 с.4.Приемы оценивания деятельности на уроках в начальной школе. Лесенка успеха. Режим доступа: https://infourok.ru/priemiocenivaniyanaurokahvnachalnoyshkole1058860.html [Дата обращения 02.09.2016].5.Цукерман, Г.А. Оценка без отметки [Текст] / Г.А. Цукерман, С.И. Шияновская, В.А. Миндракова // Оценка без отметки. Москва Рига: «Эксперимент», 1999. С. 98101.
01020304050Опытная группаКонтрольная группаПовышенныйВысокийСреднийНизкий
НоволодскаяЕлена Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск novolEG2508@yandex.ru
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира
Аннотация.В статье рассматриваются требования ФГОС ковладению обучающимися универсальными учебными действиями. Представлен комплекс заданий, охарактеризованыэтапы и результаты опытной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Ключевые слова:планированиеизучения темы,проблемная ситуация,регулятивные учебные действия, самооценка, саморегуляция, целеполагание.
В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом одной из задач современной системы образования является освоение обучающимися не только конкретныхпредметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но, в первую очередь, формирование совокупности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебновоспитательного процесса.
Овладение универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.А.Г. Асмолов отмечает, что термин «универсальные учебные действия» имеет два значения:
универсальные учебные действия (в широком значении) умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
универсальные учебные действия (в более узком значении) это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].Выделяют следующие виды универсальных учебных действий, которые соответствуют основным целям общего образования: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательновоспитательного процесса в начальной школе.В рамках нашего исследования представляет интерес организация процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира. В эти учебные действия входят:
целеполагание ребенок должен уметь ставить цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
планирование учащийся должен определять последовательность промежуточных целей для достижения результата, составлять плана последовательности действий;
прогнозирование предположение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция внесение необходимых дополнений, корректив в план и способ действия, если эталона отличается от реального действия и его результата;
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [2].По мнению В.А. Корниенко, для эффективного формирования регулятивных универсальных учебных действий необходимо соблюдать следующие условия: 1. Нужно приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи: для того чтобы…(достичь цели) надо…(выполнить действие).
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности. 3. С обучающимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать. 5. Использование цветных и графических форм представления оценок. 6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.7. Использование в образовательном процессе организацию взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия[3].Проходя производственную педагогическую практику в МКОУ «ОктябрьскаяСОШ»Зонального района Алтайского краямы организовали опытную работу по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках изучения программы«Окружающий мир» А.А. Плешакова. Опытная работа проводилась в 3 «А» (опытная группа) и 3 «Б» (контрольная группа) классах в условиях естественного педагогического процесса.Учитывая представленные выше условия формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников, мы сделали акцент на следующих:
создание проблемных ситуацийна уроках;
использование приема целеполагания;
использование заданий на саморегуляцию;
организация самоанализа учащимися своих достижений.Задачиопытной работы: 1. Провести отбор диагностическихметодик для выявления уровня сформированности регулятивных универсальных действийу младших школьников (учитывая возрастные особенности).2. Выявить уровень сформированности регулятивных УУД у младших школьников.3. Разработать и реализовать комплекс заданий, направленный наформирование регулятивных универсальных учебных действий у детей на уроках окружающего мира.На констатирующем этапебыло проведено выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 3 «А» (20 человек) и 3 «Б» (20 человек) классов. Использовалась методика «Проверь работу»[4].Методика «Проверь работу»Игорь и Василийвыполняли задание по русскому языку. Им нужно было подобрать две пары однокоренных слов. Записать сначала слово с ударным гласным звуком в корне, потом однокоренное слово с безударным гласным в корне. Выделить корень. Подчеркнуть безударную гласную в корне слова. Проверь работу учеников по следующим критериям. Критерии оценки выполнения задания: 1.Подбор однокоренных слов. 2.Подбор слов с ударным и безударным гласным в корне. 3.Последовательность записи. 4.Орфографическая правильность. 5.Выделение корня слова. Напиши имя ученика, который выполнил задание правильно: __________. Определи, какие ошибки допустил один из учеников. Рядом обозначь цифрой, к какому из критериев оценки относится эта ошибка. Запиши рядом правильный вариант.Работа Игоря: двордворник, леслисица. Работа Василия: горный гора, водный водичка. Цель заданиявыявить сформированность регулятивных универсальных учебных действийу младших школьников: оценка в соответствии с выдвинутыми критериями, корректировка.
Критерии оценкивыполнения задания:
адекватность оценки работ ученика по каждому критерию;
правильность исправления ошибок, допущенных в работе. Результаты выполнения задания оценивались по уровням:1. Повышенный уровень. Задание выполнено правильно: определена правильно выполненная работа (работа Василия), найдены 4 критерия оценки, которые не соблюдались в работе второго ученика (Игоря), даны два варианта подбора слов при нарушении первого критерия. Оценивается в 4 балла. 2. Высокий уровень. Выделено не менее трех критериев оценки, которые не соблюдены в работе Игоря, дан один из правильных вариантов при нарушении первого критерия оценки 3 балла. Определена правильно выполненная работа (работа Василия).
3. Средний уровень. Выделено не менее двух критериев оценки, которые не соблюдены в работе Игоря, исправлены ошибки в одной из пар слов или допущены ошибки при обозначении корня и безударной гласной 2 балла. Не определена правильно выполненная работа (работа Василия). 4. Низкий уровень. Выделено менее двух критериев оценки, которые не соблюдены в работе Игоря, не исправлены ошибки или правильное выполнение определено как ошибочное 1 балл. Полученные результаты диагностики представленыв сводной таблице 1. Таблица 1Результаты диагностики сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьниковна констатирующем этапе
УровнисформированностиПоказатели в %опытная группаконтрольная группаповышенный 10%10%высокий 10%10%средний 35%30%низкий 45%50%
Анализируя результаты диагностики младших школьников, можно сделать вывод о преобладании низкого и среднего уровней сформированности регулятивных универсальных учебных действий в контрольной и опытной группах. Необходимо разработать и реализовать комплекс специальных заданий, направленныйна повышение уровня сформированностирегулятивных универсальных учебных действий у учащихся,и реализовать его на уроках окружающего мира в опытной группе.На формирующем этапемы разработали и апробировали комплекс заданийпо формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьниковна уроках окружающего мира при изучении раздела «Эта удивительная природа».
Определение цели урока.Например, на уроке «Что такое почва?» дети сформулировали цель: познакомиться с понятием почва, выявить опытным путем ее состав и свойства.При выполнении данного задания формируется регулятивноеуниверсальное учебное действие: целеполагание.Составление плана изучения темы.После определения цели урока ученики должны составить план изучения данной темы (или составить план своей деятельности на определенном этапе урока). На уроке «Что такое почва?» учащимися был составлен следующий план изучения данной темы:1. Что такое почва.2. Из чего она состоит.3. Как образовалась почва.4. Основное свойство почвы.При выполнении данного задания формируется регулятивноеуниверсальное учебное действие: планирование. Перед работой по плану выполняется прогнозирование результата. В конце урока осуществляются другие виды регулятивныхдействий: контроль, коррекция и оценка.Создание проблемной ситуации.На уроке «Солнце, растения и мы с вами» младшим школьникам было предложено задание найтиошибки в тексте: Наука о растениях называется зоологией. Водоросли, одни из представителей, растут во влажных местах. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Мхи жители воды. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней и цветков. У следующих представителей царства растений папоротников, листовые пластинкиэто красивые хвоинки. У таких растений имеются корни и стебли, но нет цветков, плодов и семян. Хвойные растения легко узнать по красивым листьям, похожим на перья. Размножаются данные растения спорами. Самые малочисленные это цветковые растения. Они имеют плоды в идее шишек, в которых находятся семена. В данном тексте ученики нашли следующие ошибки:
наука о растениях называется ботаникой;
водоросли растения водной среды;
мхи произрастают во влажных местах;
на красивые перья похожи листовые пластинки папоротников;
хвойные растения имеют видоизмененные листья хвоинки;
цветковые растения самая большая группа растений;
шишки есть у хвойных растений, а не у цветковых.Данное упражнение направлено на развитие регулятивных универсальных учебных действий: контроля, коррекции и оценки.Для решения задач экологического воспитаниямы предлагали младшим школьникам решить ситуации для анализа и выбора способа поведения. Например, на уроке «В царстве грибов»была предложена ситуация «Во время прогулки по лесу ребята сшибали палками и пинали ядовитые грибы: мухоморы, поганки и др. Как бы вы поступили в данной ситуации?Нужно ли уничтожать ядовитые грибы в лесу?». На уроке «Разнообразие животных» дети обсуждали ситуацию «В лесу ребята наткнулись на гнездо с яйцами. Они взяли их в руки, повертели и положили обратно.Как бы вы поступили в данной ситуации?»Физкультурные минутки на саморегуляцию. Также на уроках мы проводили физкультурные минутки с использованием упражнения «Самые внимательные». 1. Учитель называет ряд слов. Когда дети услышат название растения, то необходимо захлопать. Слова: кот, картошка, кровать, колесо, редиска, пион, совок, георгин, бусы, мяч, незабудка, машинка, дом, журавль, собака, клей, малина, липа, линейка, ножницы, книга, огурец.2. Нужно будет узнать животных. Если дети услышат название животного, нужно будет затопать.Слова: слон, клумба, тополь, тетрадь, дорога, бегемот, жираф, карандаш, молоток, скамейка, лось, лампа, лошадь, ручей, воробей, шмель, тапок, пони, солнце, туча, орел, петух, береза, самовар, сирень.3. Задание усложняется: когда учитель называет растения, дети должны присесть, а если животное попрыгать.Слова: фиалка, пингвин, дорога, самолет, дуб, крыша, ворота, олень, бревно, страус, шмель, телефон, крокодил, альбом, рябина, собака, брюки, стакан, буйвол, грач, муравей, дверь, ромашка.Самооценка результатов деятельности.Учебнометодический комплект «Школа России» А.А. Плешакова предлагает детям оценивать свои результаты с помощью специальных знаков, которые вводятся с первого класса:
жёлтый смайлик: «На все вопросы ответил правильно. Молодец!»;
зелёный смайлик: «Ответил не на все вопросы, допустил ошибки. Надо ещё поработать»;
красный смайлик: «Не ответил на все вопросы. Придётся начать сначала». Такой вид деятельности младших школьников по самооценке своей деятельности мы проводили на уроках по темам «Общество», «Что такое экология?», «Природа в опасности».Также вконце урока мы предлагалиученикам оценить свою работу с помощью «Лесенки успеха»[5], рисунок котороймы раздаваликаждому ребенку(рисунок 1). Если у учениканичего не получилось на уроке, то он рисовалзвёздочку на нижней ступеньке лесенки. Если возникали какието затруднения, но в целом удалось справиться с заданиями на серединелестницы. А те ребята, у кого не возникло затруднений в выполнении заданий на уроке,рисовали звездочку на самой верхней ступеньке данной лестницы.Этот приём мы использовали на уроках «Тела. Вещества. Частицы», «Разнообразие веществ», «Воздух и его охрана».
Рис.1. «Лесенка успеха»для оценки младшими школьниками своей деятельности на уроке
Мы использовали для самостоятельной оценки своей деятельности младшими школьниками методику «Волшебные линеечки» [6](рисунок 2).Данный способ позволяет оценить действия детей при выполненииписьменных работ, при работе в парах или группах. «Волшебная линеечка» представляет собой отрезок, разделенный на уровни: высокий, средний, нижний. Верхняя точка является высшим уровнем (задание выполнено правильно или с незначительным количеством ошибок), нижняя точка обозначает плохой результат. Линеечка может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует данную линеечку и ставит на ней звёздочку там, на каком уровне, по его мнению, он находится. При проверке тетрадей учитель указывает свой вариант расположения звездочки.
Рис. 2. «Волшебные линеечки»для оценки младшими школьникамисвоей деятельности на уроке
На контрольном этапеопытной работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий.Полученные данные представлены в сводной таблице 2и на рисунке 3.
Таблица 2 Результаты диагностики сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьниковна контрольном этапе
УровнисформированностиПоказатели в %опытная группаконтрольная группаповышенный 20%10%высокий 30%10%средний 30%35%низкий 20%45%
Рис.3. Результаты сформированностирегулятивных универсальных учебных действий у обучающихся опытной и контрольной групп
Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия направлены на умение учащихся организовывать свою учебную деятельность. Важно начинать формирование данных действий с младшего школьного возраста. Полученные результаты опытной работы свидетельствуют об эффективности реализованного нами комплекса упражнений по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Ссылки на источники1.Асмолов, А.Г.Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // Как проектировать универсальные учебные действия. М.: Просвещение, 2008. С. 70103.2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010. 29 с.3.Корниенко, В.А.Формирование регулятивных универсальных учебных действий / В.А. Корниенко // Молодой ученый. 2015. № 2.1. С. 1415.[Электронныйресурс]: Режим доступа / http://www.moluch.ru/archive/82/14986/[Дата обращения 02.09.2016].1.4. Воюшина,М.П.Методика оценки сформированности универсальных учебных действий (12 классы): методическое пособие / М.П. Воюшина, О.Д. Желнова и др.СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2015.123 с.4.Приемы оценивания деятельности на уроках в начальной школе. Лесенка успеха. Режим доступа: https://infourok.ru/priemiocenivaniyanaurokahvnachalnoyshkole1058860.html [Дата обращения 02.09.2016].5.Цукерман, Г.А. Оценка без отметки [Текст] / Г.А. Цукерман, С.И. Шияновская, В.А. Миндракова // Оценка без отметки. Москва Рига: «Эксперимент», 1999. С. 98101.
01020304050Опытная группаКонтрольная группаПовышенныйВысокийСреднийНизкий