Пути совершенствования информационной политики пресс-службы УМВД России по Орловской области: проектные предложения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хмызова Е. А. Пути совершенствования информационной политики пресс-службы УМВД России по Орловской области: проектные предложения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1206–1210. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970568.htm.
Аннотация. Автором статьи актуализирована проблема оптимизации информационной политики пресс-службы УМВД России в регионах. На примере Орловской области выявлены и обобщены направления совершенствования функционирования официального сайта правоохранительного органа. Приводятся аргументированные доказательства, что чем выше уровень открытости полиции для граждан, тем выше уровень доверия населения органам правоохранительной власти. Автор предпринял попытку разработать проектные предложения по повышению эффективности открытого доступа граждан к информации о деятельности полиции в Орловской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хмызова Елена Андреевна,магистрант 1 курса, магистерская программа «Государственная политика и политическое управление», ФГБОУ ВО «Среднерусский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ», г.ОрелLena6621@yandex.ru

Пути совершенствования информационной политики прессслужбы УМВД России по Орловской области: проектные предложения

Аннотация. Автором статьи актуализирована проблема оптимизации информационной политики прессслужбы УМВД России в регионах. На примере Орловской области выявлены и обобщены направлениясовершенствования функционирования официального сайта правоохранительногооргана. Приводятся аргументированные доказательства, что чем выше уровень открытости полиции для граждан, тем выше уровень доверия населения органам правоохранительной власти.Автор предпринял попытку разработать проектные предложения по повышению эффективности открытого доступа граждан к информации о деятельности полиции в Орловской области.Ключевые слова:государственноеуправление, информационная политика, прессслужба, службы по связям с общественностью, органы УМВД, правоохранительные органы, информационная открытость.

Девиз министерства внутренних дел РФ звучит как «Служим России! Служим закону!». Необходимо отметить, что согласно Конституции нашего государства единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Несомненно, что деятельность органов внутренних дел России должна быть открыта для населениянашей страны. Сегодня обеспечение открытости полиции для граждан одна из основных задач прессслужбы органов внутренних дел, а доверие граждан важнейший критерий оценки деятельности российской полиции[2]. Очевидно, что данное положение является актуальным и для полиции Орловской области.

Обеспечение взаимодействия между органами правоохранительной власти региона и его гражданами осуществляется посредством отделения информации и общественных связей (прессслужбы УМВД России по Орловской области). Информационноаналитическое взаимодействие с гражданами и общественными организациями осуществляется путемиспользованияинформационных технологий, в частности официального сайта УМВД России по Орловской области.

Сайт УМВД России по Орловской области (https://57.mvd.ru) является визитной карточкой государственного органа и предназначен для информирования граждан о непосредственной деятельности. Также как и в других регионах Российской Федерации, сайт правоохранительных органов Орловской области создан по аналогиисайта МВД России. Эксперты проекта «Инфометр». («Инфометр» –уникальная платформа для экспертной оценки открытости сайтов государственной власти) проанализировали степень открытости официальных сайтов территориальных органов МВД по степени соответствия требованиям действующего законодательства о доступности информации для граждан об их деятельности. По данным их рейтинга, сайт УМВД России по Орловской области занял 71 место (39%) из 85[3].Сайты органов МВД оценивались в общей сложности по 76 параметрам, включающим 6 основных категорий информации, с помощью которых эксперты составили рейтинг открытости российской полиции: 1) контактная информация;2) сведения о телефоне доверия;3) информация о работе с обращениями граждан;4) противодействие коррупции;5) технологические свойства сайта;6) освещение деятельности общественных советов. Аудит проекта «Инфометр» показал, что сайт УМВД России по Орловской области недостаточно открыт для взаимодействия с населением,их деятельность непрозрачна.Таким образом, одним из перспективных направлений оптимизации информационной политикипрессслужбы является совершенствование функционирования официального сайта УМВД России по Орловской области.Выбор объекта совершенствования обусловлен повышенным вниманием представителей федеральной и региональной властей, а также гражданского общества к открытому доступу граждан к информации о деятельности органов государственного управления. А именно, развитие идеи «Электронного государства», а также в настоящий момент действующей государственной программы «Информационное общество» (20112020 годы). Целями и задачами, которой является получение гражданам и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием[1].Кроме того, существование такого проекта Комитета гражданских инициатив как «Открытая полиция»(руководитель проекта Бегтин И.В.) говорит нам о высокой потребности граждан в открытой и доступной информации о деятельности органов внутренних дел. Безусловно, это определяет повышенный объем обязанности и ответственности на сотрудников прессслужбы данных структур.Важнейшей становится задача предоставления информации на официальный сайт органа государственной власти[2].Именно официальные сайты в ближайшем будущем должны занять место основного источника полной и достоверной официальной информации о деятельности государственных органов. К такому выводу позволяют прийти следующие обстоятельства:–вопервых, государственные информационные ресурсы являются самыми востребованными в обществе;–вовторых, именно государство является владельцем самого большого объема социально значимой информации;–втретьих, Интернет является самым эффективным современным средством распространения информации среди неограниченного круга лиц;–наконец, наличие у государственных органов своих официальных сайтов возлагает на них не только юридическую, но и социальную ответственность за размещенную на этих сайтах информацию, и, как следствие, создает условия для подотчетности власти перед обществом.Таким образом, официальный сайт УМВД России по Орловской области может стать эффективной платформой для онлайн взаимодействия представителей исполнительной власти с гражданским обществом.Доступ граждан к информации о деятельности Орловской полиции составляет неотъемлемое право граждан демократического государства, вытекающее из природы власти в таком государстве и из её источника –воли граждан. Однако, помимо реализации этого правапредлагаемый намипроект позволяет достичь следующих целей:1. Обеспечить юридическую силу информации. Информация о деятельности УМВД должна быть пригодна для использования гражданами при защите своих прав и свобод –основной задаче, для содействия в решении которой государство наделяется правом собирать и хранить информацию. Традиционно одним из способов придания информации юридической силы было предъявление этой информациигражданам. Будучи предъявлена, информация выходит изпод контроля её источника, и не может быть далее произвольным образом изменена или отозвана. Поэтому, в частности, публикация сотрудниками прессслужбы какойлибо информации является одним из обязательных этапов придания юридической силы нормам любого регулирования.2. Обеспечить потребности управления. Предоставление гражданам доступа к информации через сайт является способом повлиять на поведение людей путём доведения управленческих решений, принятых УМВД России по Орловской области и управления в сферах их ведения, до сведения тех, кому они предназначены. В целом, нормативные или индивидуальные правовые акты приобретают юридическую силу только после того, как лицам, к которым применяются вводимые ими нормы, предоставлена возможность ознакомится с этими актами. При публикации на официальном сайте информации о мерах противодействии коррупции, плана мероприятий УМВД, граждане имеют возможность участвовать в управлении и осуществлять контроль над деятельностью сотрудников органов внутренних дел.3. Обеспечить информированность граждан. Предоставление прессслужбой в распоряжение граждан информации по вопросам профилактике правонарушений, деятельности территориального управления, проводимой государственной политике.4. Обеспечить прозрачностьуправлениягосударства.«Стоит особо подчеркнуть, что эффективность функционирования государственного аппарата во многом зависит от организации деятельности государственной службы» [5, с.9]. Предоставление гражданам возможности получить информацию о деятельности полиции региона необходимо для функционирования всех демократических механизмов государственной власти, а также для механизмов гражданского контроля деятельности УМВД.5. Формирование положительного имиджа сотрудников полиции, а также УМВД России по Орловской области в целом. Создание позитивного образа работников правоохранительных структур, пожалуй, одна из важнейших задач прессслужбы УМВД. Официальный сайт –это визитная карточка Управления. Если информация на сайте будет актуальной, оперативной, надежной и доступной, то гражданам не придется додумывать чтолибо о деятельности полиции. Кроме того, если сайт будет оснащен необходимыми функциями, с помощью которых люди смогут понять, что власть недалеко от них, а рядом и через онлайн сервисы они смогут быстро связаться с сотрудниками УМВД, оставить отзыв на них, отследить своё обращение, то непременно будет положительныйрезультатв имидже органов внутренних дел.Результатом внедрения нашего проекта планируется повышение эффективности деятельности прессслужбы УМВД России по Орловской области.Критериями оценки эффективности мы определили скорость подачи информации на сайт, прозрачность, подотчётность сотрудников УМВД и возможность онлайн контроля граждан за деятельностью полиции.На основании анализа 76 параметров по 6 основным категориям информации, с помощью которых эксперты проекта «Инфометр» определили открытость официальных сайтов российской полиции для граждан и специально разработанных нами параметров, мы предлагаем:1) По категории «информация о работе с обращениями граждан» создать онлайн приемную на сайте, где можно не только подать обращение в электронном виде, но и проверить статус обращения. Для этого необходимо предоставлять гражданам код проверки обращения при их подачи как лично, так и через сайт. Данный код обеспечит гражданам возможность получения информации о том, на каком этапе находится их обращение, ФИО и должность сотрудника, ответственного за него, телефон для справок, конечный срок рассмотрения обращения, а также его результат.В этом же блоке необходимо создать условия для оценки гражданами работы сотрудников полиции с обращениями. Граждане могут расставлять баллы и оставлять комментарии на вкладке сайта. В свою очередь работники прессслужбы должны будут оперативно предоставлять информацию руководству об оценках граждан (см. рисунок 1).

Рис. 1. Совершенствование сайта по категории «Информация о работе с обращениями граждан»

2) По блоку «противодействие коррупции» необходимо разместить на сайте актуальную информацию о применяемых мерах в данной области. Вкладка сайта «противодействие коррупции» должна содержать в себе:–план мероприятий по противодействия коррупции в Орловской области в УМВД на текущий год;–сведения о доходах руководителей и сотрудников, а также членах их семей УМВД России по Орловской области за предыдущий и текущий годы;–наличие подраздела «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» ФИО членов комиссии, занимаемые должности, положения о комиссии, описания решений, принятых на заседании комиссии;–обратную связь для сообщений о фактах коррупции;Граждане должны иметь возможность обратиться с сообщением о факте коррупции. Целесообразно это сделать в 2 вариантах: лично (должно быть указаны наименование подразделения, адрес, телефон) либо в электронном виде через онлайн приемную. При этом стоит отметить, что у граждан должна быть возможность оставить свое сообщение публично или анонимно. По факту сообщения о коррупции сотрудники полиции должны провести служебную проверку и отчитаться в результатах.На сайте необходимо размещать информацию о том, сколько сообщений было подано, какого характера и результаты работы с сообщениями о фактах коррупции в Орловской области (см. рисунок 2). Рис.2.Совершенствование сайта по категории «противодействие коррупции»

3) «Подотчетность перед гражданами»–новый раздел для сайта. Необходимо разработать новый раздел, который будет содержать следующую информацию:–отчетные сведения о результатах функционирования телефона доверия за текущий год;–отчеты должностных лиц;–информация о количестве поступивших обращений и принятых по ним мерах;4) По существующей вкладке «для граждан»,далее «прием обращений» необходимо дополнить информацию, а именно:–указание на должностное лицо, которому могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме заявлений и сообщений о преступлениях (ФИО и должность);–указание на то,что прием и регистрация заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях осуществляются круглосуточно;–указание на то, что в течение 24 часов заявителю направляется ответ о решении, принятом по заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении (вне правового акта);–указание на возможность обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения должностного лица, принятые по заявлению (сообщению) о преступлении (правонарушении), устно или письменно (по почте, по факсимильной связи либо в форме электронного документа) (вне правового акта);5) Создание раздела «Открытая статистика».Данный раздел необходим гражданам региона для того, чтобы они смогли проследить динамику сокращения либо роста преступности в Орловской области. Самостоятельно гражданам практически невозможно найти какиелибо статистические данные о деятельности Орловского Управления. Объективная статистическая информация, которая будет доступна каждому гражданину повысит деятельность службы по связям с общественностью в Орловской полиции.6. Создание окна «мы хотим стать лучше».Всё большую популярность приобретают такие интернетпорталы гражданского общества как: «Активный гражданин» (http://ag.mos.ru)–проект г. Москвы, «Сердитый гражданин» (http://www.angrycitizen.ru)–всероссийский проект. Целью данных порталов является решение проблем жителей России, улучшение качества их жизни и сокращение дистанции между гражданами и государством, клиентами и организациями. С помощью таких проектов активные граждане совершенствуют деятельность государственных имуниципальных органов власти.Прессслужбе УМВД России по Орловской области необходимо создать на сайте вкладку «мы хотим стать лучше» для того, чтобы у граждан региона была возможность улучшить работу Управления. С помощью данного раздела граждане смогут:–проходить опросы о деятельности УМВД;–рассказать о проблемах, связанных с работой Орловской полиции;–предлагать решения данных проблем;Совершенствование сайта УМВД России по Орловской области влечёт за собой определённое количество издержек и выгод граждан и сотрудников правоохранительных органов. Перечислим следующие выгоды для граждан:–рост осведомлённости граждан об их правах и обязанностях сотрудников полиции, облегчение их реализации;–повышение прозрачности деятельности УМВД;–рост вероятности выявления произвола и злоупотреблений работников УМВД;–возможность граждан региона оценить деятельность УМВД;К издержкам можно отнести:–расход материальных средств на оптимизацию сайта;–рост нагрузки на сотрудников прессслужбы УМВД в связи с новыми функциями сайта;На основании вышеизложенного можно утверждать, что баланс выгод и издержек при внедрении предлагаемого проекта совершенствования деятельности прессслужбы УМВД России по Орловской области смещён в пользу граждан, благодаря которым улучшится имидж Управления и его сотрудников. Вследствие чего УМВД достигнет своей стратегической цели –повышение доверия со стороны населения.При создании новых функций сайта сотрудникам прессслужбы необходимо также учитывать низкие навыки работы граждан с информацией, в особенности со специфической юридической и административной информацией. При раскрытии информации необходимо учитывать следующее:–Язык документов должен стать простым и понятным для граждан.–Интерфейс сайта должен быть удобным, чтобы не накладывать лишних требований к компьютерной грамотности граждан.

«Источником успеха работы государственного учреждения становится выполнение дополнительных функций и развитие нетрадиционных видов обслуживания, увеличивающих результат» [6, с.85].Препятствия для реализации проекта:–нежелания представителей власти предоставлять информацию;–недостаточности информации для предоставления.–сокрытие информации о нераскрытых преступлениях–искажение итоговой картины динамики преступностиОсновным механизмом контроля будет являться возможность граждан обратиться с претензией на нарушение его законных прав в получении информации о деятельности государственных органов и их должностных лиц к ответственному сотруднику прессслужбы УМВД;Подводя итог, следует отметить, что совершенствование сайта УМВД России по Орловской области является одним из приоритетных направлений оптимизации деятельности прессслужбы. Оснащение сайта такими новыми разделами как: онлайн приемная, «подотчетность перед гражданами», «открытая статистика», «гражданин и полиция», включение актуальной информации по блоку «противодействие коррупции» с конкретными мероприятиями, проводимые в области, а также дополнение имеющихся разделов необходимой для граждан информацией сделают деятельность УМВД России по Орловской области действительно открытой и прозрачной для граждан региона. Именно такая цель стоит перед службами по связям с общественностью в органах государственного управления.

Ссылки на источники1.О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (20112020 годы): Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815р// Консультант Плюс, 2017г.

2.Доклад открытость информации о деятельности органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Проект «Открытая полиция»: [сайт]. URL: http://openpolice.ru/media/cms/111/доклад.pdf

[Дата обращения: 20.02.2017].3.Информационная открытость сайтов органов МВД [Электронный ресурс] // http://infometer.org [сайт]. URL:http://infometer.org/analitika/otkrytostmvd2016

[Дата обращения19.02.2017].4.Проект «Открытая полиция» [сайт]. URL: http://www.openpolice.ru

[Дата обращения 19.02.2017].5.

Меркулов П.А., Малик Е.Н. Развитие государственного управления в России через систему подготовки кадров// Управленческое консультирование. 2016. № 4 (88). С. 813.6.Малик Е.Н. Деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»: проблемы и перспективы// Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 8589.