Подготовка подростков к толерантному межкультурному взаимодействию в общеобразовательной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова Л. В. Подготовка подростков к толерантному межкультурному взаимодействию в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1226–1230. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970572.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки подростков к межкультурному взаимодействию. Автор излагает теоретические подходы к исследованию толерантного взаимодействия в образовательной среде и дает обоснование эмпирического исследования толерантности подростков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ПавловаЛилия Владимировна,магистр, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева», г. Орелliliia.pavlova.1993@mail.ru

Подготовка подростковк толерантному межкультурному взаимодействию

в общеобразовательной школе

Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки подростков к межкультурному взаимодействию. Автор излагает теоретические подходы к исследованию толерантного взаимодействия в образовательной среде и дает обоснование эмпирического исследования толерантности подростков.Ключевые слова: толерантность, межкультурное взаимодействие.

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межкультурных взаимодействий. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности [1, с.4].Сегодня понятие «межкультурное взаимодействие» широко применяется в научной и публицистической литературе, а также в других информационных ресурсах.Несмотря на то, что смысловое значение понятия «межкультурного взаимодействия» как бы очевидно, ‬это общение людей, представляющих разные культуры, существуют различные точки зрения и подходы к его определению.В нашем исследовании мы будем придерживаться определения межкультурного взаимодействия, данного в учебном пособии А.В. Матецкой [2]: «межкультурное взаимодействие или межкультурная коммуникация‬отношения, образующиеся и существующие между культурными единицами» [2, с.89].И.А. Ильяева[3]и Е.В. Хованова [3] в своем исследовании отмечают, что «внастоящее время значительно возросла роль межкультурного взаимодействия в образовательном пространстве. В современных условиях образовательное пространство выступает в качестве условия и инструмента личностного развития, центральное место в котором должно занимать формирование способности субъектов к участию в межкультурной коммуникации, открытости, терпимости и готовности к общению» [3, с.48].Межкультурное пространство образовательной школы представляет собой четыре основные области: взаимодействие, отношения, деятельность и культурные связи, которые, интегрируя, дополняют и расширяют друг друга. Основанием для выделения этих четырех областей являются не только виды деятельности, осуществляемые в межкультурном пространстве (урочная, внеурочная деятельность), но и культурные ценности образования в целом (обеспечение связей и коммуникаций в сообществе, наследование и создание новых ценностей, включение ребенка в мир культур и другое).Школьник и педагог в межкультурном пространстве школы рассматриваются как самоценности, ориентированные на собственные смыслы, деятельность,культуру и, взаимодействуя друг с другом на разных уровнях (эгоцентрическом, группоцентрическом и гуманистическом), характеризуются многообразием отношений и культурных связей [4, с.3132].Проблема толерантности ‬одна из актуальных дляшколы, даи для обществав целом. Прекрасно понимая, что мы все люди разные, и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, важно быть терпимым по отношению друг к другу, однако сделать это не очень просто. Основу современного образовательного пространства должна составлять педагогика толерантности, которая предусматривает изменение системы человеческих отношений, построение ихна взаимном уважении [5, с.1516].Интерес к проблемам толерантности в образовательной среде является отражением усиления внимания к толерантности во всем мире, имеющим место в последние десятилетия [6, с.123].В педагогике разрабатываются различные теоретические направления, ведутся научные дебаты о наиболее эффективных методах формирования толерантной педагогической среды, путях построения толерантных отношений среди участников образовательного процесса [7, с.19].Таким образом, образовательному учреждению как важнейшему институту социализации личностипринадлежитзначительная роль в построении толерантного образовательного пространства.Проектирование толерантной образовательной средыстроиться на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости. Реализация данных принципов возможна в том случае, если педагогический коллектив проникся идеей толерантности и владеет элементами подобной культуры [8, с.123].Из всего многообразия толкований термина «толерантность» мы взяли следующее определение: «Толерантность ‬это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного мнения образ жизни, характер поведения и какието иные особенности других индивидов, это доминанта отказа от агрессии» [9, с.5].Среди всех разнообразных видов и форм толерантности для нас основанием общей толерантности человека являетсямежличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другим, как межличностный диалог (диалогический подход) [10, с.8].Внашем исследовании рассматривается лишьодин из аспектов содействия воспитанию толерантности ‬воспитание толерантности на индивидуальном уровне.Как указывает М.А. Янбухтина[11], «на уровне индивида важно воспитание толерантного сознания и поведения» [11, с.13].Толерантное сознание школьников формируется в процессе становления установки учащегося на культурный выбор, а это связано с возможностью исповедовать свою национальную, народную культуру, признавать право на существование и развитие культуры других народов и этносов [12, с.3].Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда Другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, азатем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми [13, с.12].Таким образом, становится очевидным, что толерантность, как одно из смыслообразующих качеств личности, должна быть воспитана. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у школьников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [14, с.16].По мнению Н.А. Санниковой[15]и Г.И. Марининой [15] «особое внимание стоит уделять воспитанию толерантности в подростковом возрасте, поскольку в этот период жизни процессы личностного формирования и адаптации в социуме протекают наиболее активно»[15].Значительную роль в воспитании толерантности у подростков играет педагог, который должен владеть культурой межнационального общения, придерживаться гуманистических норм межличностного взаимодействия, учитывать особенности и культурные традиции того региона, в котором протекает образовательный процесс [16, с.24].Основная задача педагога в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности учащихся, готовности к открытому диалогу, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения индивидуума, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим [17].Изучение и теоретический анализ научной литературы позволили сформулировать цель нашего исследования, которая заключается в изученииподготовленности учащихся основного звена общеобразовательной школы к толерантному межкультурному взаимодействию.В экспериментальном исследовании предполагается решитьследующие задачи:выяснить национальный состав подростковых классов, с целью выделения экспериментальной группы;провести экспертную оценку проявления толерантности в экспериментальной группе подростков;определить индекс этнической толерантности подростков и классных руководителей экспериментальной группы в ряду другихвидов толерантности;сравнить индексы этнической толерантности подростков и их классных руководителей;на основе диагностики этнического самосознания подростков определить степень их этнической толерантности.Для решения поставленных задачиспользуютсяследующие диагностические методики: экспрессопросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) адаптированный вариант для подросткового возраста; структурированная анкета «Диагностика толерантности» (Г.В. Кухтерина).Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику подготовленности подростков к толерантному межкультурному взаимодействию в воспитательном пространстве общеобразовательного учреждения.Диагностика подготовленности подростков к толерантному межкультурному взаимодействию в воспитательном пространстве общеобразовательного учреждения в настоящей работе предназначена для того, чтобы стать основой для определения основных направлений и педагогических условий подготовки подростков к толерантному межкультурному взаимодействию в условиях общеобразовательной школы.

Ссылки на источники1.Болотина, Т.В. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие / Т.В. Болотина, Т.Г.Новикова, Н.К. Смирнов. ‬М.: АПК и ПРО, 2007. ‬186с.2.Матецкая, А.В. Социология культуры. Учебное пособие. ‬РостовнаДону: Феникс, 2006. ‬260с.3.Ильяева, И.А. Теоретическая модель межкультурных коммуникаций в образовательном пространстве вуза / И.А. Ильяева, Е.В. Хованова // Вестник Томского государственного университета. ‬2008. №315. ‬С.4849.4.Никонов, Р.В. Формирование межкультурного пространства (из опыта работы МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением английского языка»): науч.метод. пособие / Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. ‬Чита, 2013. ‬110с.5.Хабибова, Н.Ш. Педагогические основы формирования толерантности школьников младших классов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Хабибова,Нодира Шахриеровна. ‬Душанбе, 2012. ‬23с.6.Дружинина, А.Е. Психологопедагогические особенности формирования толерантной среды в образовательном учреждении / А.Е. Дружинина // Мир науки, культуры, образования. ‬2009. № 7 (19). ‬С.123125.7.Рубцова,О.В. Теоретические предпосылки и практические формы формирования толерантности в муниципальной образовательной среде / О.В. Рубцова // Этническая толерантность: ищем, пробуем, решаем…: Материалы научнопрактической конференции и методические рекомендации.‬Копейск: ММЦ, 2007. ‬174с.8.Дружинина, А.Е. Психологопедагогические особенности формирования толерантной среды в образовательном учреждении / А.Е. Дружинина // Мир науки, культуры, образования. ‬2009. № 7 (19). ‬С.123125.9.О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. ‬2001. № 1, ‬С. 56.10.Образование в эпоху перемен: сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. ‬СПб.: ГНУИОВ РАО, 2006. ‬143с.11.Янбухтина, М.А. Формирование толерантности у младших подростков в физкультурноспортивной деятельности по месту жительства: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Янбухтина,Марина Александровна. ‬М., 2013. ‬26с.12.Шхахутова, З.З. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы // Концепт. ‬2014. ‬№ 10 (октябрь). ‬С. 111.13.Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: методические рекомендации / сост.: А.В.Кречетникова, А.А.Нарыгин, Е.В.Панюшкина. ‬ХантыМансийск: ПринтКласс, 2010. ‬106с.14.Хабибова, Н.Ш. Педагогические основы формирования толерантности школьников младших классов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Хабибова Нодира Шахриеровна. ‬Душанбе, 2012. ‬23с.15.Санникова, Н.А. Воспитание толерантности у подростков / Н.А. Санникова, Г.И. Маринина // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля ‬31 марта 2014 года (URL: http://www.scienceforum.ru/2014/532/735).16.Рожков, М.И., Воспитание толерантности у школьников: Учебнометодическое пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. ‬Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. ‬192 с.17.Санникова, Н.А. Воспитание толерантности у подростков / Н.А. Санникова, Г.И. Маринина // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля ‬31 марта 2014 года (URL: http://www.scienceforum.ru/2014/532/735).