Выявление основных умений будущих менеджеров посредством исследования профессионального и образовательного стандартов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бухов О. Н. Выявление основных умений будущих менеджеров посредством исследования профессионального и образовательного стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1261–1265. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970579.htm.
Аннотация. В статье анализируются требования к подготовке будущих менеджеров и положения профессионального стандарта; выявляются основные умения, связанные с рефлексивной деятельностью управленца. Раскрывается сущность анализа стандартов образования, позволяющего качественно изменить педагогический процесс.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бухов ОлегНиколаевич,аспирант, Алтайский Государственный Университет, г. Барнаулpchela0330@mail.ru

Выявление основных умений будущих менеджеров посредством исследования профессионального и образовательного стандартов

Аннотация.В статье анализируются требования к подготовке будущих менеджеров и положения профессионального стандарта; выявляются основные умения, связанные с рефлексивной деятельностью управленца. Раскрывается сущность анализа стандартов образования, позволяющего качественно изменить педагогический процесс.Ключевые слова:рефлексия, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, умения.

Разносторонний круг профессиональных дисциплин будущего менеджера является причиной большого количества обязательных знаний и умений присущих специалисту в данной области. Изучение проблемы формированияпрофессиональных умений будущих менеджеров требует изучения профессиональных и образовательных стандартовна предмет соответствия заявленных требований к специалисту в данной области и рекомендуемых знаний,и умений, которые будущий менеджер осваивает в процессе обучения. При изучении Казахстанских государственных образовательных стандартов специальности «Менеджмент (по отраслям и областям применения)» 0515000, заметна исключительная особенность, которая заключается в большом количестве обязательных компетенций. Такое разнообразие обусловлено спецификой профессиональной деятельности будущих менеджеров. Менеджер на предприятии сталкивается с высокими требованиями работодателя и обширным кругом обязанностей, которые затрагивают сферу экономики, корпоративной и групповой психологии, маркетинга, консалтинговой деятельности, статистики, сферу инвестиций и бухгалтерского учёта. В вышеперечисленных областях деятельности дипломированный менеджер должен не только ориентироваться и знать в теории, но и быть буквально специалистом, свободно владеющим всеми умениями работника данной сферы деятельности.Для расширенного понимания профессии «менеджмент (управление персоналом) целесообразным будет обратиться к профессиональному стандарту «Специалист по управлению персоналом» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан от «06» октября 2015 г. № 691н в котором говорится: «Основная цель вида профессиональной деятельности Обеспечение эффективного функционирования системы управления персоналом для достижения целей организацииГруппа занятий менеджера по персоналу: 1) Руководство подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями. 2) Специалисты по кадрам и профориентации. 3) Специалисты кадровых служб и учреждений занятости.» [1, с.2]Специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным особенностям профессии отражены в профессиональном стандарте в виде структуры профессиональных умений. Структура состоит из восьми частей, которые выделены условными обозначениями (в виде букв ABCDEFGH).

Таблица 1 Функции деятельности менеджера и профессиональные умения

Часть профстандартаФункцияУменияAДокументационное обеспечение работыс персоналомРазработка проектов документов,анализ документов, выявление ошибок в документах, соблюдение норм этики делового общения, владение технологиями и методами анализа и систематизации документовBДеятельность по обеспечению персоналомсбор, анализ и структурирование поступающей информации, формирование требований к вакантной должности, определение критериев подбора персонала, консультирование кандидатов,применение технологий, методик подбора и отбора кандидатов,организовывать и проводить конкурсы, оформлять и анализировать конкурсную документациюCДеятельность по оценке и аттестации персоналаОпределение параметров и критерий аттестации персонала, определение средств и методов аттестации, контроль расходов на аттестацию, анализ правил, процедур и порядка проведения оценки, и аттестации персоналаDДеятельность по развитию персоналаАнализ уровня развития и квалификации персонала, определение критерий формирования кадрового резерва, определение эффективности мероприятий по развитию персонала, анализ рынка услуг, организация обучающих мероприятий, оценка эффективности обучения, анализ и оценка результатов адаптации и стажировок персоналаEДеятельность по организации труда и оплаты персоналаРазработка планов мероприятий по повышению эффективности труда, анализ состояние нормирования труда, внедрение технологии мотивации, анализ системы оплаты трудаFДеятельность по организации корпоративной социальной политикиОпределение критериев и уровня удовлетворенности персонала, организация взаимодействия с государственными органами, анализ рынка услуг, анализ правил, процедур социальной политикиGОперационное управление персоналом и подразделением организацииАнализ корпоративных практик, организация работы персонала, определение задачи персоналаHСтратегическое управление персоналомРазработка стратегии управления, создание организационной структуры, анализ деятельности по управлению персоналом, контроль и корректировка задач

В ходе анализа структуры профессиональных умений была выявлена закономерность, которая заключается в повторении следующих умений, хаотично распределенных между частями общей структуры: умения анализа, контроля, выявление целей и задач, организация деятельности, планирование, оценивание результатов.Необходимовыявить, насколько профессиональный стандарт коррелируются с требованиями государственного образовательного стандарта.Ответить на этот вопрос можно через сравнениетребований профессионального стандарта со знаниями и умениями, заложенными в образовательном стандарте специальности. Информация, касаемаяформирования профессиональных умений будущих менеджеров, в образовательном стандарте специальности структурирована в виде следующего перечня: «выпускник специальности «Менеджмент (по областям и отраслям управления)» должен уметь:выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать,рецензировать тексты;использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;самостоятельно овладеватьновыми знаниями, используя современные образовательные технологии;уметьна научной основе организовать свой труд;уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;анализировать и перспективно обосновывать тенденцииизменения национального рынка и разработки программ экономического роста;владеть методологиейанализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способамиоценки производственноэкономического потенциала предприятия и методами достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;уметь выражать и обосновывать свою позицию;обладать умениями практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.Итак, изучение и сравнение профессионального и образовательного стандартов позволяет сделать вывод, чтоони взаимосвязаны, преследуют близкие по содержанию цели. Обязательные умения менеджера в профессиональном стандарте гораздо более структурированы и четко распределены. Следует обратить внимание на то, что большинство функций менеджера касаются работы с персоналом.Наиболее часто повторяющиеся профессиональные умения в обоих стандартахявляются основными умениями, которые будущие менеджеры должны освоить в процессе своего обучения: анализ, оценивание, организация, обоснование своей позиции. Таким образом, основополагающие профессиональные умения менеджеров базируются на рефлексивных умениях.Продолжая мысль о формировании обязательных умений,присущих универсальному и востребованномуспециалистуна рынке труда, стоит уделить особую роль основным умениям будущего менеджера. Если основные умения рассматривать в совокупности (как опорный блок) их можно интерпретировать как рефлексивные умения. Ведь анализ, оценивание, организация, обоснование своей позиции, такили иначе, связаны с рефлексивной деятельностью менеджера. По мнению И.Канта «Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильноопределено» [2, с. 314].В философии термин «рефлексия» трактуется как принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственной позиции, «элемент философского мышления», ориентированный на обоснование своих предпосылок, требующий обращенности сознания насебя[3]. Согласно психологической точки зрения, рефлексия –это, с одной стороны, диалектическое размышление на основе противоречий, с другой –анализ собственного психического состояния, процедура взаимопонимания. Для В.В. Давыдова смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении своих знаний, в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализи обобщение [4]. У В.А. Сластенина можно найти следующее определение: «Рефлексия включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживания, припоминания и решения проблем. Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий,обсуждения или оценки»[5]. По мнению Ю.В.Сенько,«рефлексия способствует организациисобственной учебной деятельности» [6]. Рефлективность выступает одним из принципов стиля нового педагогического мышления, следование которому предполагает анализ не только собственной деятельности и ее результатов, но и другой деятельности. «Стремление учащихся понять поведение не только физических, химических, технологически и иных объектов, но и собственные действия по отношению к ним (как действия субъектов учебнопознавательной деятельности) возникает в тех случаях, когда на пути познания появляются барьеры и тупики, обнаруживается сомнительность полученного результата, возникает необходимость выбора. В негативной формулировке такая особенность мышления зафиксирована в тезисе: "Чем эффективнее выполняемые действия, тем меньше мы их осознаем". Иными словами, чем больше реальный результат соответствует цели как мысленной модели этого результата, тем меньше осознаются познавательные и практические действия, оставаясь, разумеется, сознательно контролируемыми». Рефлексия –это один из способов профессиональной деятельности, который позволяет выпускнику найти линию саморазвития, вносить исправления в собственное поведение, отношения и деятельность в результате профессионального взаимодействия, это важнейший механизм осмысления личностных и профессиональныхуспехов, достижений и неудач [7, с. 159162]. При возникновении трудностей выполненияпрофессиональных функций именно рефлексия позволяет человеку перестраивать свои действия и предвидеть возможные их изменения,переосмысливать личный опыт [8, с. 43]. О. Раздорская акцентирует внимание на том, что профессиональная рефлексия, а также рефлексивная культура –это важные составляющие саморазвития и самовоспитания, профессионального роста обучающихся. Отсюда, рефлексивную культуру можно считать интегральным свойством, которое представлено единством теоретической и практической готовности личности к созиданию внутренних ценностей, которые определяются постижением смысла жизни и профессии. [9]По мнению В. Василева,«анализ и синтез взглядов десятков авторов, внесших существенный вклад в раскрытие сущности феномена рефлексии и в создание целостной концепции о нем, позволил конструировать полную формулировку: Рефлексия —это социокультурно обусловленная, инструментальная интеллектуальная процедура (процесс, набор осознанных и контролированных умственных действий), направленная (и осмысленная) на самопознание. Рефлексия также —мысленный диалог с другим, в котором воспроизводится логика и содержание мышления партнера. Рефлексией является и мысленное прослеживание и контроль над реализацией знаний и качеств субъекта в его практической деятельности». [10].По мнению многих авторов,рефлексия есть объединение многих умений: анализ, самооценка и оценка, самоорганизация либо организация учебной деятельности, осмысление и обоснование своей позиции. Это подтверждает возможность интерпретации группы основных умений будущих менеджеров как рефлексивных умений, которые являются основой профессиональной подготовки. Наличие рефлексивных умений, вопервых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с само регуляцией мышления). Вовторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; втретьих, сформированные рефлексивные умения не только улучшают результаты решения задач, но и позволяют обнаруживать и решать задачи, которые, казалось бы,не поддаются решению.М.Н.Демидко к рефлексивным умениям относит группу умений, которые обеспечивают рефлексивноаксиологический компонент креативной деятельности специалистов. Автор описывает рефлексивные умения в соответствии со структурой деятельности, представленной в виде следующих элементов: цель –способ –результат. Каждый структурный элемент деятельности обеспечивается соответствующими рефлексивными умениями.Таблица 2Рефлексивные умения в соответствии со структурой деятельности

Структура деятельностиРефлексивные уменияЦель деятельностиОценить требования к идеалу (норме) с аксиологических позиций ипоставленную цель на основе диагноза –анализа –прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельностиСпособы деятельностиОценить логические пути илогические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действийРезультат деятельностиОценить эффективность своей деятельности; прогнозировать ее конечный результат; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельностьПримечание: Демидко, М.Н. Реализация современных требований к учебному процессучерез содержание образования: Сб. науч. тр. / Белорус. гос. технолог. унт.;Подред. проф. И.М.Жарского. Сер.V. Политология, философия, история, филология. –Минск, 1999. –Вып.VП. –С. 103–107.

Рефлексивные умения –это осознанные действия, операции, самоотношение, воплощающееся в способности личности объективно анализировать внутренниймир, свои индивидуальные свойства, свою учебную деятельность [11, с. 244247]. Основанием для определения рефлексивных умений стал анализ проблем, с которыми встречаются обучающиеся в профессиональноориентированной учебной деятельности. Так, например, Т.Айсувакова к таким проблемам относит неспособность преодолевать трудности в обучении, неумение регулировать свою учебную деятельность в случае возникновения непредвиденных педагогических ситуаций, невозможность сохранять эмоциональную стабильность, неспособность всесторонне анализировать результаты своей деятельности. Поэтому рефлексивные умения определяются как группа педагогических умений, определяющих уровень рефлективности мышления обучающегося рассматривать себя в качестве субъекта деятельности. Разделяя позицию О. Демьянчук, рассматривающую рефлексивные умения как действия, входящие в структуру учебной деятельности, систематизируем ихследующим образом: постановка цели, актуализация, планирование, выбор оптимального соотношения задач и средств, использующихся для достижения цели. При выполнении этих действий возникают условия для формирования таких рефлексивных умений, как: оценка своих знаний, поступков, действий, черт своей личности, своего состояния, умение совместной деятельности по усвоению знаний, а также умение контроля и оценки своей деятельности, умение предугадывать последствия предпринятых действий, определение интересов и потенциальных возможностей, реализация своих прав и обязанностей как члена учебного коллектива, оценки деятельности с аксиологической точки зрения, выявление причин затруднений [12, с. 434437]. Итогом анализа и синтеза рассуждений, доводов, и мнений, десятков ученых является сформированное понятие рефлексивных умений. Рефлексивные умения есть синергия умений анализа, оценивания, самоорганизации, которые в совокупности призваны осуществлять процесс познания и осознания поступающей информации, при этом,чем больше информации обработал субъект,применяя рефлексивные умения,тем выше уровень развития рефлективности личности.анализ, оценивание, самоорганизация.Для развития рефлексивных умений важным представляется определение педагогических условий. Первым педагогическим условием развития рефлексивных умений является специально организованная рефлексивная деятельность. Для понимания рефлексивной деятельности огромное значение имеют труды Г.И.Щукиной по теории деятельности в педагогике. Они позволяют выявить возможности рефлексивной деятельности для формирования профессиональных качеств личности. Главным приоритетом педагогического процесса является организация деятельности обучающихся, тогда логичным будет осуществить анализ организации рефлексивной деятельности через ее структуру. Г.И.Щукина разработала педагогическую структуру деятельности, выделив ее компоненты: цель, мотивы, содержание, предметные действия, умения, результат. Таким образом, рефлексивная деятельность характеризуется следующим: ей присущи свойства деятельности (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и характерна общность в построении и способов, процесса деятельности и ее конечных результатов. Вторымпедагогическим условием развития педагогической рефлексивных умений является Наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда –это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социальнопсихологических и профессиональных ресурсов. Функция подобного родасреды способствовать возникновению у личности потребности в рефлексии.А.А.Бизяева ведет речь о "рефлексивноинновационной среде", в которой стимулируются сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как оличности и профессионале. Цель создания рефлексивной среды: снятие отчуждения студента от учебного процесса и развитие профессиональной рефлексивности как способа жизнедеятельности (осуществления профессиональной деятельности). Основными направлениями работы в рефлексивной среде выступают работа с экзистенциальными феноменами, смыслами, ценностями по индивидуальной деятельности; осуществление психологически безопасной (безоценочной) диагностики профессиональных качеств и использование полученных результатов для своего профессионального совершенствования; развитие творческой уникальности.

Третьимпедагогическим условием развития рефлексивных умений является Активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий. Именно в таких взаимопереходах субъектнообъектных отношений в субъектносубъектные отношения и заключены механизмы развития профессиональной рефлексии.Четвертымпедагогическим условием развития рефлексивных умений является актуализация рефлексивности педагога. Рефлексивность –есть отраженная в рефлексивной деятельности субъектность позиции ее участников. Актуализировать рефлексивность педагога –значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции. Подобная актуализация предполагает, что благодаря рефлексии педагог выходит из поглощения самой профессией, помогает посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней.

Найденный заново личностный смысл дает перспективу для внутренних изменений, ломки устаревших профессиональных стереотипов, открывает путь дальнейшего профессионального роста.

Пятымпедагогическим условием развития педагогической рефлексии является Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.Возвращаясь к проблеме многогранности, функций и обязанностей, с которыми сталкивается менеджер в процессе своей трудовой деятельности, возникает вопрос о недостатке осознания изученного материала и как следствие умение его применять на практике. Элемент профессионального осознания станет основным связующем звеном в блоке уже представленных профессиональных качеств специальности менеджмент.Блок компетенций будущих менеджеров будет более эффективен, если в него включить рефлексивные умения, как элемент осознания изучаемого материала, данное утверждение подтверждают результаты таблицы 3.Таблица 3Связь функций менеджмента и результатов формирования рефлексивных умений менеджера???

Функции менеджмента

Результаты формирования рефлексивных уменийменеджера.1. Планирование деятельности предприятия.

1. Способность контролировать все этапы деятельности.2. Мотивация сотрудников.

2. Развитие самостоятельной организации собственной и коллективной деятельности.3. Контроль своевременного выполнения планов предприятия.

3. Формирование активной позиции во взаимодействии и поддержке всех членов коллектива. Осознание собственных мотивов при решении поставленных задач 4. Анализ результатов деятельности предприятия.

4. Глубокое внутреннее осознание проблемы5. Принятие управленческих решения.

5. Соотношение результатов с целью деятельности.По результатам таблицы 3можно сделать вывод о присутствии неразрывной связи между основными функциями менеджмента и результатами развития рефлексивных умений. Умения и способности, сформированные в результате развития рефлексии будущих менеджеров,бесспорно,взаимосвязаны с функциями менеджмента

Из проведенного анализа совершенно ясно, что рефлексивные умения являются неотъемлемой частью профессиональных качеств будущих менеджеров. Для обеспечения компетентности выпускников специальности «Менеджмент (по отраслям и областям применения)», необходимо внести в государственный стандарт специальности пункт об обязательном формировании рефлексивных умений.По результатам анализа и сравнения профессиональных стандартов с образовательными стандартами специальности «Менеджмент (по отраслям и областям применения)» уместным будет предположение о структурировании рефлексивных умений, которые в обоих стандартах расположены в хаотичном порядке. Объединение рефлексивных умений в единый блок, позволит более четко определить условия их формирования.

Исследование теоретических данных позволило сделать обобщённые выводы:Актуальность формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров обусловлена потребностью общества в специалисте, обладающем рефлексивными умениями, отсутствием модели рефлексивной подготовки учащихся, необходимостьюкомплексного подхода, обобщающего и систематизирующего имеющийся практический материал.Отдельные умения будущих менеджеров,разрозненно расположенные в профессиональном и образовательном стандартах должны быть объединены в единый блок рефлексивных умений.

Основным результатом работы является гипотезаоб необходимости формирования рефлексивных умений будущих менеджеров, также поиск и отбор наиболее эффективных технологий методов и условий необходимых для решения поставленной задачи.

Ссылки на источники1.Приказ Минтруда РК от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом" (Зарегистрировано в Минюсте РК 19.10.2015 N 39362)2.Кант И. Критика на чистия разум. 2е изд. С.: БАН, 1992. 843.История философии. Энциклопедия. Сост. Грицанов А.А. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. —1376 с. (Мир энциклопедий)4.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.5.Сластенин, В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя М.: Прометей, 1997. 200 с.6.Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие [Текст] / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. –М. : Дрофа, 2007. –190 с.7.Семенова Ю.И. Тарасюк Н.А., Развитие рефлексивных умений как основа профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 2010. –№12. С. 159162. 8.Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагогавоспитателя в системе непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. –2012. –Т. 75. –№11. С. 43.9.Раздорская О.В. Лингвистическая подготовка студентов медицинского вуза с применением рефлексивнокреативного подхода: монография. ‒ М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. 10.В. Василева (культурноисторическая психология 2016. т. 1 № 3 CulturalHistoricalpsychology. 2016. Vol. 12, no. 3217«рефлексия как прикладная проблема психологи»11.Герасимова О.И. Уточнение содержания понятия «рефлексивные умения студента» на основе теоретического анализа // Актуальныепроблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №8. С. 244247. 12.Иванова З.И., Антошина Е.С., Романова О.В. Инновационные формы контроля и оценки учебных достижений в высшей школе / Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы. Материалы VIII Всероссийской научнопрактической конференции. Под редакцией И.Л. Воротникова, 2014. –С. 434437.