Проявление архетипов личности в сновидениях человека
Выпуск:
ART 970588
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Александрова
Е.
В.,
Капустина
Т.
В. Проявление архетипов личности в сновидениях человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1306–1310. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970588.htm.
Аннотация. В статье исследуются архетипы и архетипические образы в сновидениях человека. Для изучения архетипов и их появления в сновидениях была составлена авторская методика. Было выявлено, что разница проявлений архетипов у девушек и юношей отсутствует. Выявлена связь в проявлении архетипов в деятельности человека и его сновидениях.
Ключевые слова:
архетип, архетип личности, сновидения, исследование сновидений, архетипы в сновидениях
Текст статьи
Капустина Татьяна Викторовна,преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток12_archetypesplus@mail.ru
Александрова Елизавета Викторовна,ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивостокie_alexandrova@mail.ru
Проявление архетипа личности в сновидениях человека
Аннотация. В статье исследуются архетипы и архетипические образы в сновидениях человека. Для изучения архетипов и их появления в сновидениях была составлена авторская методика. Было выявлено, что разница проявлений архетипов у девушек и юношей отсутствует. Выявлена связь в проявлении архетипов в деятельности человека и его сновидениях. Ключевые слова: архетип,архетип личности, сновидения,исследование сновидений, архетипы в сновидениях.
Причина и смысл поведениячеловека волновали ученых разных эпох. Не исключениемявляется и нашасовременная эпоха, течение которойзаставляет человека оглянуться на всю предыдущую историю с позиции накопленных знаний. Архетип личности, как психическая структура,играющая роль фактора, определяющего развитие психической жизни человекаи способная направлять его поведение, может стать ключом, направляющим к пониманию данного вопроса.Представителианалитической психологиисчитают архетипличности фактором, наполняющимпсихическую реальность личности разнообразными психическими содержаниями[2, 8, 11, 12]. Согласно исследователям, архетипы являютсяуниверсальными для всех людей, регулярно встречающимися, типичными в своем проявлении, а также повторяемымина протяжении многих вековчеловеческого существования. Сновидения являются субъективно переживаемыми представлениями, связанными с деятельностью коры головного мозга. В сновиденияхотражается личная реальность человека, выраженная в форме образов, представлений[9]. Сновиденияявляются посланиями от бессознательного, а также от «коллективного бессознательного», согласно теории К.Г. Юнга [16]. Сновиденияявляютсяисключительно индивидуальным, субъективнымотражениемжеланий личности,еёпотребностей, ожиданий, страхов, стремлений, ценностных ориентаций, интересов, культурных и возрастных особенностей. Помимо индивидуальногоопыта в сновидениях может проявляться то, что никогда не было связано с конкретным человеком, в них могут проявляться архетипы. В связи с этим,анализ сновидений может являтьсявспомогательным способомизученияличности. С помощью выявленияведущего архетипа возможно исследовать жизненные стратегии человека,егоцели, желания, стили поведения, основныестрахи и многое другое.Понятие «архетип личности» в психологию ввёл швейцарский психиатр К.Г.Юнг[13, 14]. Втечение многих летонизучалдушевную жизнь разных людей, культурные особенности разных народов, что позволило ему прийтик выводу о том, что существует некое общее основание,свойственноецелым народам и эпохам, которое он впоследствии назвал «коллективнымбессознательным». По мнению К.Г. Юнга,психический опыт, переживаемый человечеством,фиксируется в структурах мозга отдельного человека и впоследствииможет проявляться инстинктивнов виде психических содержаний, события которых не имеют своего источника в отдельном индивиде.Данные содержания различаются в зависимости от того, к какому типу они относятся. К.Г. Юнг назвал эти типы архетипами, в целом понимая под ними образования древнего, архаического происхождения, включающего мифологический мотив.Самим К.Г. Юнгом было описано множество архетипов, среди которых можно выделить следующие: Самость, Персона, Тень, Анима, Анимус, Мать, Мудрец, Герой, Бог и другие. Архетипы формируют бессознательное человека, из них образуются образы, доминирующие как в мышлении отдельных людей, так и в культуре целых народов[13, 14 ,15]. В современной аналитической психологии Э. Самуэлс, Дж. Хиллман, Э. Эдингер выделяют несколько аспектов архетипов[8, 11, 12].Прежде всего, архетипы проявляются в сознаниив качестве архетипических образов и наполняютсодержание религиозных представлений, мифов,сказанийи легенд; архетипы обладают свойством постоянного изменения;архетипы можно узнатьв поведении человека; проявленияархетиповнесут в себе высокий эмоциональный накал. Перечисленные характеристики позволяют сделать вывод о влиянии архетипов на всю сознательную деятельность человека, начиная от психических явлений и заканчивая поведенческими реакциями.Таким образом, архетип –психическая структура, возникающаяблагодаря своей динамичности, спонтанным образом повсеместнои у всех людей, вне зависимости от места жительства, уровня образования, профессии, увлечений. Субъективные переживания личности связаныс архетипамии осуществляются через архетипические образы. Архетипические образыжепроявляются в психикечеловека в символическом виде, присутствуют в сновидениях, в ряде экстатических переживаний, а также при некоторых психических расстройствах. Встреча с архетипическим образом всегда сопровождается сильным эмоциональнымволнением.Основываясь на работах К.Г. Юнга, К. Пирсон создала свою систему двенадцати архетипов[6]. Двенадцать архетипов К. Пирсон группируются двумя различными способами: первый способделает акцент на пути развития индивидуальностейи состоит из трех стадий: Подготовка, Путь и Возвращение; вторая —фокусируется на достижении баланса внутри фундаментальных мотивационных категорий (стабильность, принадлежность, достижение и самореализация). Архетипы подготовки –это архетипы семьи. Архетип Простодушного включает в себя такие характеристики, как спонтанность, доверчивость.Архетип Сироты, по мнению К. Пирсон, несет глубокую структуру, подвергшуюся влиянию раненого,осиротевшего ребенка, который очень мало ждет от жизни. Архетип Воина (Героя) твёрдый и храбрый, он учит ставить цели и достигать их, преодолевать преграды, выдерживаятяжелые времена.Архетип Служителя движим состраданием, нежностью и самоотверженностью и направлен на то, чтобы помогать другим.Архетипы пути направлены на поиск новых ценностей и вариантови избавление от того, что не является нужным. Эти архетипы наиболее часто проявляются тогда, когда человеку хочется добиться свободы и полноты жизни. Архетип Искателя (Странника) помогает открыть уникальность личности, её перспективы и внутренние стремления. Архетип Бунтаря (Разрушителя) несет в себеагрессию в отношении структур, которые больше не служат жизни даже в тех случаях, когда эти структуры поддерживаются обществом или сознательным выбором. Архетип Влюблённого правит всеми типами любви: родительской, дружеской,духовной. Архетип Творца поощряет все воображаемые устремления —от высокого искусства до мельчайших нововведенийв жизненном укладе или работе. Архетипы возвращения –это архетипы Королевского двора. Пробуждение архетипов возвращенияспособствует осознанию личности о том, кем она является на самом деле. Эти архетипы, как правило,проявляются у зрелых личностей, которые могут не только принимать выгоды от жизни, но и вовлекатьсяв разнообразную социальную активность. Архетип Правителя вдохновляетчеловекана принятие ответственности за собственную жизнь в области стремлений, в обществе в целом. Архетип Мага подробноизучает фундаментальные законы науки и метафизики, чтобы понять, как преобразовывать ситуации, влиять на людей и превращать воображаемое в реальное. Архетип Мудреца ищет истины, которые делают людей свободными, помогаетстать мудрым, объективно увидеть себя и окружающий мир. Архетип Шута побуждает к получению удовольствий, радостейот жизни. Таким образом, архетип личности можно представитькак некую коллективную бессознательную структуру, которая влияет на психическое развитие человека (когнитивную и эмоциональноволевую сферы), его поведение, мотивацию, систему ценностей. В результате этого как «вторичное влияние», архетип личности воздействует на отношение к окружающим людям, общение и взаимодействие с ними. Помимо этого, он может наталкивать на принятие жизненно важных решений, особенно в кризисных ситуациях.Сновидения являются значимой составляющей психической жизни человека. Сновидения наполняют различные образы, в то время как слово «архетип» можно перевести как изначальный образ, исток. Следовательно, сновидения могут быть наполнены архетипами, более того, можно предполагать, что все образы в сновидениях являются архетипическими, если принимать попытку исследовать их истоки. К.Г. Юнг утверждал, что многие сновидения представляют собой «архетипические символические образы»[13, 15]. Эти символы содержатся в мифах, в легендах, в сказках, в фольклоре. К ним также относятся и образы божества, символы материнского начала, смерти и рождения, образы моря, огня, «дерева жизни». Именно это «коллективное бессознательное» проявляется в сновидениях в виде архетипических символов, характерный признак которых заключается в противоречивости их смысла и значения. Так, например, архетипический символ «крест» олицетворяет одновременно смерть и воскресение, позорную гибель и духовную победу. Такие сновидения, по мнению К.Г. Юнга, являются человеку в трудные и критические моменты его жизни, например, в пубертатном периоде, при переходе к старости, перед близкой смертью. Словарьпо аналитической психологии В.В. Зеленскогогласито том, что архетипические сновидения имеют сверхличностную природу, в отличие от обычных сновидений, которые отражают лишь личный опыт человека и являются компенсирующими[2]. Эти компенсирующие сновидения могут быть истолкованы самим сновидцем, а в случае с архетипическими сновидениями это не представляется возможным. Архетипические сновидения, в свою очередь, не поддаются личной интерпретации, воспринимаются как нечто чуждое. По мнениюР. Джонсона, архетип, появляющийся в сновидении, является универсальным, ровно как универсальными являютсяи образы, которые он создает[1]. Соответственно, каждый архетип обладает набором свойственных ему образов и символов.Таким образом, проявление архетипических символов в сновидениях можно распознать практически в любом сновидении. Совокупность этих символов может свидетельствовать о преобладании какоголибо архетипа, как в бессознательной сфере, так и в сознательной деятельности человека. Определить его мотивацию, цели, поведение и жизненные стратегии. Но существует вероятность того, что в сознательной деятельности человек может казаться не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким его хотят видеть окружающие. Поэтому для уточнения и подтверждения данной информации было проведено эмпирическое исследование.Сам архетип личности очень редко проявляется в сновидениях, поэтому судить о его появлении во сне можно только через определенную символику. В психологии не существует методов диагностики архетипов в сновидениях, чтобы показать в какой мере тот или иной архетип личности проявляется в сновидениях. Однако существуют различные методы, техники и способы выявления архетипов в сновидениях в психотерапии и психологическом консультировании.Исследование архетипов в сновидениях представляет собой сложный творческий процесс. К.Г. Юнг, например, большую роль уделял беседе и непосредственному взаимодействию с клиентом, в ходе которого проходило толкование серии сновидений, в которых ему представлялось возможным исследовать личные и архетипические символы во всем их многообразии и развитии[11, 15]. В. Лебедькопри исследовании сновидений использует свой ряд методов, среди которых самым простым является метод «перепроживания сновидений». Клиент должен рассказать своё сновидение. Главная задача психолога при работе с этим методом –задавать вопросы, способствующие раскрытию смысла образов сновидений[5]. В. Лебедько, А. Исьемин, Е. Найдёнов для исследования сновидений и архетипических образов в них используют несколько методов. Например, используется метод свободных ассоциаций. Образы, возникающие в сновидениях человека, связаны с его воспоминаниями, чувствами и смыслами, доступными только этому человеку, а значит, исследуя их, можно узнать и их истоки. С помощью метода свободных ассоциаций возможно исследовать и архетипы.В описании снавыделяютсяосновные образы,которые ассоциативно связываются с опытом человека, а психологу открывается дорога для исследования как личных, так и архетипических образов[5].Данные методы позволяют выявить архетип личности, который проявляется в сновидении, но требуют при этом длительного времени. Поэтому есть необходимость создания методики для исследования архетипов в сновидениях, которая будет менее затратной по времени, но не менее продуктивной.Цель исследования. Выявление архетипов и архетипических образов в сновидениях.Задачи исследования. Сформировать выборку; подобрать методы работы; провести исследование; проанализировать и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты.Выборка исследованияпредставила 30 человек женского пола, обучающихся в высших учебных заведениях города Владивостока в возрасте от 18 до 21 года, одного социального уровня, составляющих основнуюгруппу. Также была определена группа сравнения в размере 30 человек мужского пола в возрасте от 18 до 21 года, одного социального уровня, также обучающихся в высших учебных заведениях города Владивостока. Используемые методики.В исследовании использовался следующий перечень методик. 1. Анкета, выясняющая основные характеристики исследуемых(пол, возраст, семейное положение), а также перечень самых ярких позитивных и негативных событий жизни и личное отношение к сновидениям, разработанная только для данного исследования. 2. ТестК.Пирсон «12 архетипов» для выявления преобладающего архетипаличности[4].3. Метафорические ассоциативные карты«12 архетипов плюс» Р.В. Кадырова, Т.В. Капустиной(Скоробач), также направленная на диагностику ведущих архетипов исследуемых[3, 7].4. Рисуночная методика «Мой сон», позволяющаяопределитьнаиболее значимое сновидение для исследуемого, а также отношение респондента к нему.5. Авторская методика, направленная на выявление архетипов и архетипических образов в сновидениях.При статистической обработке полученных данных в исследовании использовались Uкритерий МаннаУитни для поиска различий проявления архетипов и архетипических образов в сновидениях в основной группеи группе сравнения, коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена для поиска взаимосвязи проявления архетипов и архетипических образов в сновидениях и сознательной деятельности.Результаты исследования.На первом этапеобработки результатов с помощью методики «12 архетипов плюс» Р.В. Кадырова, Т.В. Капустиной (Скоробач)были выявлены ведущие архетипы в исследуемыхгруппах. Так, в группе девушек доминирующими архетипами являются: Влюбленный (8), Искатель (7), Служитель (5), Воин (5), Мудрец (5). Среди юношейбыли выявлены такие доминирующие архетипы, как Мудрец(9), Воин (7), Влюбленный (5), Искатель(5).В результате статистической обработки теста «12 архетипов» Uкритерием МаннаУитни для двух групп было установлено, что уровень выраженности архетипов в основнойгруппе и группе сравнениязначимо не различается. Таким образом, сопоставив две методики,можно сделать вывод о том, что проявление архетипов при субъективной оценке себя не имеет гендерных различий. Как и у девушек, так и у юношей ведущие архетипы личности могут быть различными. Тем не менее, врезультате статистической обработки Uкритерием МаннаУитни авторской методики, определяющейстепень выраженности архетиповв сновидениях,показатели в основной группе намного выше, чем в группе сравнения(Таблица1).Таблица 1Результаты статистической обработки Uкритерием МаннаУитни авторской методики в обеих исследуемых группах
АрхетипRunk SumMENRunk SumWOMENZУровень достоверностиНевинный717,0001113,0002,930,003Сирота686,0001144,0003,390,0007Служитель764,5001065,5002,230,03Влюблённый763,0001067,0002,250,02Искатель720,0001110,0002,70,004Шут781,5001048,5002,00,04Правитель801,5001038,5001,70,04Примечание: 0,05
Это может быть связано с тем, что девушки (как показала разработанная специально для данного исследования анкета, о которой говорилось выше) больше уделяют внимания своим сновидениям, придают им значения и чаще запоминают (в 26 случаях из 30), нежели юноши, для которых в большей степени сновидения ничего не значат (в 19случаях из 30).Рисуночнаяметодика«Мой сон» чаще подтверждает преобладающий архетип личности при субъективной оценке себя (в 22 из 30 случаев в основнойгруппе и в 15случаях из 30 в группе сравнения). Это преобладание архетипа можно проследить как по рисунку, то есть по его элементам, символам, так и по пояснению к немув виде описания эмоционального состояния на момент сна, а также чувствпри пробуждении. Обратимся к примеру:Ксения Т., 20 лет:Я стою на мосту из веток, который с обеих сторон упирается в высокиевысокие ветвистые деревья. На этой большой высоте мне и страшно, и интересно, у меня возникает желание спуститься на землю, и я руками хватаю этот мост и переворачиваю его таким образом, что он летит вниз, а я стою на нём. У меня появляется ноющая боль в области живота от страха. Но, оказавшись на земле целой и невредимой, страх полностью исчезает, и на его место встаёт гордость и невероятная удовлетворенность, чувство собственной силы. Проснувшись, я ещё ощущаю себя смелой и сильной. В этом примере ярко выраженное проявление архетипа Воина. Об этом свидетельствуют испытания, которые представлены в это сне в виде моста из веток, а также стремление чтото делать, чтобы предотвратитьэту ситуация. Ощущения смелости и силы –являются заключительным доказательством того, какой архетип преобладает в этом сновидении[3, 4]. По результатам методик «12 архетипов»и «12 архетипов плюс»у этой исследуемой архетип Воина является одним из доминирующих архетипов. И это не единичный случай, когда наблюдалось совпадение преобладающего архетипа по всем методикам.По предложенной анкете также можно определить ведущий архетип, но не в сновидении, а тот, которым человек руководствуется в жизни. Рассмотрим конкретный пример:Кристина Д., 19лет. 5 ярких позитивных событий:1) Когда Дима был в армии, и я к нему ездила каждое воскресенье. Это были самые чудесные моменты моей жизни; 2) Когда я к Диме приехала на Новый год, это был самый незабываемый Новый год и великолепных несколько дней; 3) Свадьба братика, когда в ресторане я была «Звездой»! И как поймала на этой свадьбе букет! Сколько радости и счастья было!!! 4) Когда мы в 2009 году с друзьями ходили на Хэллоуин, и мы в конкурсе костюмов взяли приз! 5) Когда приходили Димкины письма, и когда он звонил. А ещё когда он сказал дату увольнения с армии. Я прыгала и кричала от радости! 5 ярких негативных событий:1) Когда Дима дембельнулся, и не пришёл ко мне. Не отвечал на звонки, ничего! Просто исчез! Я, наверное, никогда так не рыдала, как в тот вечер; 2) Любовь к Диме, которую я никак не могу отпустить; 3) Тот день, когда Дима уходил в армию. А перед этим днём мы ещё и поругались; 4) Когда Димка ушёл в армию, им меня все подружки оставили наедине с собой и глумились над тем, что я его жду. Вымещали свои обиды, когда мне и так было плохо и одиноко; 5) Когда узнала о смерти своего хорошего знакомого, и он потом ещё долго приходил ко мне во снах.В данномпримере очень явно прослеживается архетип Влюблённого. Об этом говорит большое желание любить и быть любимой, боязнь потерять близкого любимого человека, тяжёлые последствия после предательства любимого, боязнь остаться одной, а также желание «почувствовать себя звездой», то есть привлечение к себе внимания, что также свойственно этому архетипуличности[4].Далее, с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена была предпринята попытка выяснить,существует ли связь между проявлением архетипов в сознательной деятельности и проявлением архетипов в сновидениях. Восновнойгруппе была выявлена положительная корреляция ушести из двенадцати архетипов (Таблица 2), которая свидетельствует о том, что если данные архетипыярко проявляются в сознательной деятельности, то они также ярко проявляются и в сновидениях.
Таблица2Результаты положительной корреляции по Ч. Спирмену в основнойгруппе по авторской методике
АрхетипSpearman, RУровень достоверностиВоин0,410,013Служитель0,290,05Влюблённый0,470,004Маг0,480,004Шут0,610,000Правитель0,480,003Примечание: 0,05
Положительная корреляция также установлена среди следующих архетипов: Воин, Служитель, Маг, Шут, и Правитель. Проявление этих архетипов в жизни является желаемым для общества, в котором живёт человек. Архетип Служителя сосредотачивает в себе характеристики, которые позволяют ему помогать окружающим людям, Служитель добрый, альтруистичный. Воин настроен на преодоление преград, стремится к активному достижению поставленных целей.Это Правитель, который вдохновляет на принятие ответственности, Маг, который способен преобразовывать ситуации, влиять на людей и Шут, он побуждает к получению удовольствий от жизни, склоняет к легкомысленности и лености, а эта легкомысленность, простота и беспечность характерна для возраста исследуемых, поэтому это вполне объяснимо. Данные архетипы социально желаемы и социально приемлемы,вероятно,поэтому они ярко проявляются как в жизни, так и в сновидениях.Архетипы, являющиеся социально не желаемыми характеризуются такими качествами и стилями поведения, которые человек пытается скрыть от общества и которые не принимаются социумом. Прежде всего, это Сирота
раненый, слабый и осиротевший ребёнок, который очень мало ждёт от жизни, поэтому даже если человек и является таковым, он, вероятно, не захочет показывать эти качества своим окружающим. Разрушитель, стратегия которого разрушать, ломать, шокировать. Соответственно, действия такихархетиповне особо желаемы для общества. Степень выраженности этих архетипов в основнойгруппе в жизни является низкой (об этом свидетельствует данные, полученные по методике «12 архетипов»). Однако степень их выраженности в сновидениях высокая (в 20 из 30 случаев). Это может говорить о том, что при подавлении какихлибо личностных свойств, поведенческих реакций в сознательной деятельности, эти реакции и свойства могут проявляться в бессознательной сфере (а именно, в сновидениях). В сновидениях человек такой, какой он есть на самом деле. То есть сновидения напрямую отражают психическую реальность человека, а не ту реальность, которую видят в нём и навязывают ему его окружающие. Таким образом, можно говорить о различии проявления архетипов и архетипических образов в сновидениях и при субъективной оценке себя. В группе сравнения установление корреляционных связей не проводилось, ввиду низкого уровня выраженности архетипов в их сновидениях и гендерных особенностей.Проведенное эмпирическое исследование архетипов и архетипических образов в сновидениях позволило сделать следующие выводы:1. Проявление архетипов при субъективной оценке себя не имеет гендерных различий. 2. Частота проявления архетипов и архетипических образов в сновидениях у девушек намного выше, чем у юношей. Это связано с тем, что девушки больше уделяют внимания своим сновидениям, чаще запоминают их. Здесь не следует говорить о том, что архетип личности в виде архетипических образов и символов не проявляется в сновидениях у юношей, вероятнее всего, полученные данные обусловлены гендерными особенностями.3. Существуют различия в проявлении социально желаемых и социально не желаемых архетипов. Воин, Служитель, Маг, Шут, и Правитель по своим характеристикам являются желаемыми и одобряемымив обществе, они проявляются как при субъективной оценке себя, так и в сновидениях. Социально не желаемыеархетипы–Сирота, Разрушитель –при субъективной оценке подавляются и скрываются, однако в сновидениях они проявляются в той же мере, как и социально одобряемые. Это можетбыть свидетельством того, что подавленныев сознательной деятельности свойства личности и поведенческие реакции проявляютсяв бессознательном человека, в данном случае –в сновидениях.
Ссылки на источники1.Джонсон Р. Сновидения и фантазии. Анализ и использование. —Киев: REFLbook, Ваклер, 1996. —422 с.2.Зеленский В.В. Толковый словарь аналитической психологии. —М.: КогитоЦентр, 2008. —336 с.3.Кадыров Р.В., Скоробач Т.В. Использование метафорических ассоциативных карт "12 архетипов плюс" в психологическом сопровождении специалистов экстремальных профессий // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей научнопрактической конференции с международным участием. –Владивосток, 2013. –С. 260266.4.Капустина Т.В. Психодиагностика личностных характеристик с помощью методики К. Пирсон и Х. Марр "12 архетипов" // Вестник Кемеровского государственного университета. –2016. –№ 2. –С. 93101.5.Лебедько В. А., Найдёнов Е.В., Исьемин А.Г. Архетипическое исследование сновидений. —СПб.: Питер, 2007. —346 с.6.Марк М.,Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. —СПб.: Питер, 2000. —336 с. 7.Пат. 2539016 Способ оценки личности / Кадыров Р.В., Скоробач Т.В. № 2013142548/14; заявл. 17.09.13; опубл. 10.01.15, Бюл. № 1.8.Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. —М.: Черо, 1997. —484 с.
9.Смирнов Т.Н. Психология сновидений. —М.: АСТ, 2003. —192 с.10.Фрейд З. Психология бессознательного: сборникпроизведений. —М.: Просвещение, 1990. —386 с.11.Хилман Дж. Архетипическая психология. —М.: КогитоЦентр, 2006. —352 с.12.Эдингер Э. Эго и архетип. — М.: Пентаграфик, 2000. —260 с.13.Юнг К.Г. Архетип и символ. —М.: Ренессанс, 1991. —–376 с. 14.Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. —М.: АСТ, 2004. —384 с.15.Юнг К.Г. Психология бессознательного. —М.: Канон, 1994. —320 с.
Александрова Елизавета Викторовна,ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивостокie_alexandrova@mail.ru
Проявление архетипа личности в сновидениях человека
Аннотация. В статье исследуются архетипы и архетипические образы в сновидениях человека. Для изучения архетипов и их появления в сновидениях была составлена авторская методика. Было выявлено, что разница проявлений архетипов у девушек и юношей отсутствует. Выявлена связь в проявлении архетипов в деятельности человека и его сновидениях. Ключевые слова: архетип,архетип личности, сновидения,исследование сновидений, архетипы в сновидениях.
Причина и смысл поведениячеловека волновали ученых разных эпох. Не исключениемявляется и нашасовременная эпоха, течение которойзаставляет человека оглянуться на всю предыдущую историю с позиции накопленных знаний. Архетип личности, как психическая структура,играющая роль фактора, определяющего развитие психической жизни человекаи способная направлять его поведение, может стать ключом, направляющим к пониманию данного вопроса.Представителианалитической психологиисчитают архетипличности фактором, наполняющимпсихическую реальность личности разнообразными психическими содержаниями[2, 8, 11, 12]. Согласно исследователям, архетипы являютсяуниверсальными для всех людей, регулярно встречающимися, типичными в своем проявлении, а также повторяемымина протяжении многих вековчеловеческого существования. Сновидения являются субъективно переживаемыми представлениями, связанными с деятельностью коры головного мозга. В сновиденияхотражается личная реальность человека, выраженная в форме образов, представлений[9]. Сновиденияявляются посланиями от бессознательного, а также от «коллективного бессознательного», согласно теории К.Г. Юнга [16]. Сновиденияявляютсяисключительно индивидуальным, субъективнымотражениемжеланий личности,еёпотребностей, ожиданий, страхов, стремлений, ценностных ориентаций, интересов, культурных и возрастных особенностей. Помимо индивидуальногоопыта в сновидениях может проявляться то, что никогда не было связано с конкретным человеком, в них могут проявляться архетипы. В связи с этим,анализ сновидений может являтьсявспомогательным способомизученияличности. С помощью выявленияведущего архетипа возможно исследовать жизненные стратегии человека,егоцели, желания, стили поведения, основныестрахи и многое другое.Понятие «архетип личности» в психологию ввёл швейцарский психиатр К.Г.Юнг[13, 14]. Втечение многих летонизучалдушевную жизнь разных людей, культурные особенности разных народов, что позволило ему прийтик выводу о том, что существует некое общее основание,свойственноецелым народам и эпохам, которое он впоследствии назвал «коллективнымбессознательным». По мнению К.Г. Юнга,психический опыт, переживаемый человечеством,фиксируется в структурах мозга отдельного человека и впоследствииможет проявляться инстинктивнов виде психических содержаний, события которых не имеют своего источника в отдельном индивиде.Данные содержания различаются в зависимости от того, к какому типу они относятся. К.Г. Юнг назвал эти типы архетипами, в целом понимая под ними образования древнего, архаического происхождения, включающего мифологический мотив.Самим К.Г. Юнгом было описано множество архетипов, среди которых можно выделить следующие: Самость, Персона, Тень, Анима, Анимус, Мать, Мудрец, Герой, Бог и другие. Архетипы формируют бессознательное человека, из них образуются образы, доминирующие как в мышлении отдельных людей, так и в культуре целых народов[13, 14 ,15]. В современной аналитической психологии Э. Самуэлс, Дж. Хиллман, Э. Эдингер выделяют несколько аспектов архетипов[8, 11, 12].Прежде всего, архетипы проявляются в сознаниив качестве архетипических образов и наполняютсодержание религиозных представлений, мифов,сказанийи легенд; архетипы обладают свойством постоянного изменения;архетипы можно узнатьв поведении человека; проявленияархетиповнесут в себе высокий эмоциональный накал. Перечисленные характеристики позволяют сделать вывод о влиянии архетипов на всю сознательную деятельность человека, начиная от психических явлений и заканчивая поведенческими реакциями.Таким образом, архетип –психическая структура, возникающаяблагодаря своей динамичности, спонтанным образом повсеместнои у всех людей, вне зависимости от места жительства, уровня образования, профессии, увлечений. Субъективные переживания личности связаныс архетипамии осуществляются через архетипические образы. Архетипические образыжепроявляются в психикечеловека в символическом виде, присутствуют в сновидениях, в ряде экстатических переживаний, а также при некоторых психических расстройствах. Встреча с архетипическим образом всегда сопровождается сильным эмоциональнымволнением.Основываясь на работах К.Г. Юнга, К. Пирсон создала свою систему двенадцати архетипов[6]. Двенадцать архетипов К. Пирсон группируются двумя различными способами: первый способделает акцент на пути развития индивидуальностейи состоит из трех стадий: Подготовка, Путь и Возвращение; вторая —фокусируется на достижении баланса внутри фундаментальных мотивационных категорий (стабильность, принадлежность, достижение и самореализация). Архетипы подготовки –это архетипы семьи. Архетип Простодушного включает в себя такие характеристики, как спонтанность, доверчивость.Архетип Сироты, по мнению К. Пирсон, несет глубокую структуру, подвергшуюся влиянию раненого,осиротевшего ребенка, который очень мало ждет от жизни. Архетип Воина (Героя) твёрдый и храбрый, он учит ставить цели и достигать их, преодолевать преграды, выдерживаятяжелые времена.Архетип Служителя движим состраданием, нежностью и самоотверженностью и направлен на то, чтобы помогать другим.Архетипы пути направлены на поиск новых ценностей и вариантови избавление от того, что не является нужным. Эти архетипы наиболее часто проявляются тогда, когда человеку хочется добиться свободы и полноты жизни. Архетип Искателя (Странника) помогает открыть уникальность личности, её перспективы и внутренние стремления. Архетип Бунтаря (Разрушителя) несет в себеагрессию в отношении структур, которые больше не служат жизни даже в тех случаях, когда эти структуры поддерживаются обществом или сознательным выбором. Архетип Влюблённого правит всеми типами любви: родительской, дружеской,духовной. Архетип Творца поощряет все воображаемые устремления —от высокого искусства до мельчайших нововведенийв жизненном укладе или работе. Архетипы возвращения –это архетипы Королевского двора. Пробуждение архетипов возвращенияспособствует осознанию личности о том, кем она является на самом деле. Эти архетипы, как правило,проявляются у зрелых личностей, которые могут не только принимать выгоды от жизни, но и вовлекатьсяв разнообразную социальную активность. Архетип Правителя вдохновляетчеловекана принятие ответственности за собственную жизнь в области стремлений, в обществе в целом. Архетип Мага подробноизучает фундаментальные законы науки и метафизики, чтобы понять, как преобразовывать ситуации, влиять на людей и превращать воображаемое в реальное. Архетип Мудреца ищет истины, которые делают людей свободными, помогаетстать мудрым, объективно увидеть себя и окружающий мир. Архетип Шута побуждает к получению удовольствий, радостейот жизни. Таким образом, архетип личности можно представитькак некую коллективную бессознательную структуру, которая влияет на психическое развитие человека (когнитивную и эмоциональноволевую сферы), его поведение, мотивацию, систему ценностей. В результате этого как «вторичное влияние», архетип личности воздействует на отношение к окружающим людям, общение и взаимодействие с ними. Помимо этого, он может наталкивать на принятие жизненно важных решений, особенно в кризисных ситуациях.Сновидения являются значимой составляющей психической жизни человека. Сновидения наполняют различные образы, в то время как слово «архетип» можно перевести как изначальный образ, исток. Следовательно, сновидения могут быть наполнены архетипами, более того, можно предполагать, что все образы в сновидениях являются архетипическими, если принимать попытку исследовать их истоки. К.Г. Юнг утверждал, что многие сновидения представляют собой «архетипические символические образы»[13, 15]. Эти символы содержатся в мифах, в легендах, в сказках, в фольклоре. К ним также относятся и образы божества, символы материнского начала, смерти и рождения, образы моря, огня, «дерева жизни». Именно это «коллективное бессознательное» проявляется в сновидениях в виде архетипических символов, характерный признак которых заключается в противоречивости их смысла и значения. Так, например, архетипический символ «крест» олицетворяет одновременно смерть и воскресение, позорную гибель и духовную победу. Такие сновидения, по мнению К.Г. Юнга, являются человеку в трудные и критические моменты его жизни, например, в пубертатном периоде, при переходе к старости, перед близкой смертью. Словарьпо аналитической психологии В.В. Зеленскогогласито том, что архетипические сновидения имеют сверхличностную природу, в отличие от обычных сновидений, которые отражают лишь личный опыт человека и являются компенсирующими[2]. Эти компенсирующие сновидения могут быть истолкованы самим сновидцем, а в случае с архетипическими сновидениями это не представляется возможным. Архетипические сновидения, в свою очередь, не поддаются личной интерпретации, воспринимаются как нечто чуждое. По мнениюР. Джонсона, архетип, появляющийся в сновидении, является универсальным, ровно как универсальными являютсяи образы, которые он создает[1]. Соответственно, каждый архетип обладает набором свойственных ему образов и символов.Таким образом, проявление архетипических символов в сновидениях можно распознать практически в любом сновидении. Совокупность этих символов может свидетельствовать о преобладании какоголибо архетипа, как в бессознательной сфере, так и в сознательной деятельности человека. Определить его мотивацию, цели, поведение и жизненные стратегии. Но существует вероятность того, что в сознательной деятельности человек может казаться не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким его хотят видеть окружающие. Поэтому для уточнения и подтверждения данной информации было проведено эмпирическое исследование.Сам архетип личности очень редко проявляется в сновидениях, поэтому судить о его появлении во сне можно только через определенную символику. В психологии не существует методов диагностики архетипов в сновидениях, чтобы показать в какой мере тот или иной архетип личности проявляется в сновидениях. Однако существуют различные методы, техники и способы выявления архетипов в сновидениях в психотерапии и психологическом консультировании.Исследование архетипов в сновидениях представляет собой сложный творческий процесс. К.Г. Юнг, например, большую роль уделял беседе и непосредственному взаимодействию с клиентом, в ходе которого проходило толкование серии сновидений, в которых ему представлялось возможным исследовать личные и архетипические символы во всем их многообразии и развитии[11, 15]. В. Лебедькопри исследовании сновидений использует свой ряд методов, среди которых самым простым является метод «перепроживания сновидений». Клиент должен рассказать своё сновидение. Главная задача психолога при работе с этим методом –задавать вопросы, способствующие раскрытию смысла образов сновидений[5]. В. Лебедько, А. Исьемин, Е. Найдёнов для исследования сновидений и архетипических образов в них используют несколько методов. Например, используется метод свободных ассоциаций. Образы, возникающие в сновидениях человека, связаны с его воспоминаниями, чувствами и смыслами, доступными только этому человеку, а значит, исследуя их, можно узнать и их истоки. С помощью метода свободных ассоциаций возможно исследовать и архетипы.В описании снавыделяютсяосновные образы,которые ассоциативно связываются с опытом человека, а психологу открывается дорога для исследования как личных, так и архетипических образов[5].Данные методы позволяют выявить архетип личности, который проявляется в сновидении, но требуют при этом длительного времени. Поэтому есть необходимость создания методики для исследования архетипов в сновидениях, которая будет менее затратной по времени, но не менее продуктивной.Цель исследования. Выявление архетипов и архетипических образов в сновидениях.Задачи исследования. Сформировать выборку; подобрать методы работы; провести исследование; проанализировать и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты.Выборка исследованияпредставила 30 человек женского пола, обучающихся в высших учебных заведениях города Владивостока в возрасте от 18 до 21 года, одного социального уровня, составляющих основнуюгруппу. Также была определена группа сравнения в размере 30 человек мужского пола в возрасте от 18 до 21 года, одного социального уровня, также обучающихся в высших учебных заведениях города Владивостока. Используемые методики.В исследовании использовался следующий перечень методик. 1. Анкета, выясняющая основные характеристики исследуемых(пол, возраст, семейное положение), а также перечень самых ярких позитивных и негативных событий жизни и личное отношение к сновидениям, разработанная только для данного исследования. 2. ТестК.Пирсон «12 архетипов» для выявления преобладающего архетипаличности[4].3. Метафорические ассоциативные карты«12 архетипов плюс» Р.В. Кадырова, Т.В. Капустиной(Скоробач), также направленная на диагностику ведущих архетипов исследуемых[3, 7].4. Рисуночная методика «Мой сон», позволяющаяопределитьнаиболее значимое сновидение для исследуемого, а также отношение респондента к нему.5. Авторская методика, направленная на выявление архетипов и архетипических образов в сновидениях.При статистической обработке полученных данных в исследовании использовались Uкритерий МаннаУитни для поиска различий проявления архетипов и архетипических образов в сновидениях в основной группеи группе сравнения, коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена для поиска взаимосвязи проявления архетипов и архетипических образов в сновидениях и сознательной деятельности.Результаты исследования.На первом этапеобработки результатов с помощью методики «12 архетипов плюс» Р.В. Кадырова, Т.В. Капустиной (Скоробач)были выявлены ведущие архетипы в исследуемыхгруппах. Так, в группе девушек доминирующими архетипами являются: Влюбленный (8), Искатель (7), Служитель (5), Воин (5), Мудрец (5). Среди юношейбыли выявлены такие доминирующие архетипы, как Мудрец(9), Воин (7), Влюбленный (5), Искатель(5).В результате статистической обработки теста «12 архетипов» Uкритерием МаннаУитни для двух групп было установлено, что уровень выраженности архетипов в основнойгруппе и группе сравнениязначимо не различается. Таким образом, сопоставив две методики,можно сделать вывод о том, что проявление архетипов при субъективной оценке себя не имеет гендерных различий. Как и у девушек, так и у юношей ведущие архетипы личности могут быть различными. Тем не менее, врезультате статистической обработки Uкритерием МаннаУитни авторской методики, определяющейстепень выраженности архетиповв сновидениях,показатели в основной группе намного выше, чем в группе сравнения(Таблица1).Таблица 1Результаты статистической обработки Uкритерием МаннаУитни авторской методики в обеих исследуемых группах
АрхетипRunk SumMENRunk SumWOMENZУровень достоверностиНевинный717,0001113,0002,930,003Сирота686,0001144,0003,390,0007Служитель764,5001065,5002,230,03Влюблённый763,0001067,0002,250,02Искатель720,0001110,0002,70,004Шут781,5001048,5002,00,04Правитель801,5001038,5001,70,04Примечание: 0,05
Это может быть связано с тем, что девушки (как показала разработанная специально для данного исследования анкета, о которой говорилось выше) больше уделяют внимания своим сновидениям, придают им значения и чаще запоминают (в 26 случаях из 30), нежели юноши, для которых в большей степени сновидения ничего не значат (в 19случаях из 30).Рисуночнаяметодика«Мой сон» чаще подтверждает преобладающий архетип личности при субъективной оценке себя (в 22 из 30 случаев в основнойгруппе и в 15случаях из 30 в группе сравнения). Это преобладание архетипа можно проследить как по рисунку, то есть по его элементам, символам, так и по пояснению к немув виде описания эмоционального состояния на момент сна, а также чувствпри пробуждении. Обратимся к примеру:Ксения Т., 20 лет:Я стою на мосту из веток, который с обеих сторон упирается в высокиевысокие ветвистые деревья. На этой большой высоте мне и страшно, и интересно, у меня возникает желание спуститься на землю, и я руками хватаю этот мост и переворачиваю его таким образом, что он летит вниз, а я стою на нём. У меня появляется ноющая боль в области живота от страха. Но, оказавшись на земле целой и невредимой, страх полностью исчезает, и на его место встаёт гордость и невероятная удовлетворенность, чувство собственной силы. Проснувшись, я ещё ощущаю себя смелой и сильной. В этом примере ярко выраженное проявление архетипа Воина. Об этом свидетельствуют испытания, которые представлены в это сне в виде моста из веток, а также стремление чтото делать, чтобы предотвратитьэту ситуация. Ощущения смелости и силы –являются заключительным доказательством того, какой архетип преобладает в этом сновидении[3, 4]. По результатам методик «12 архетипов»и «12 архетипов плюс»у этой исследуемой архетип Воина является одним из доминирующих архетипов. И это не единичный случай, когда наблюдалось совпадение преобладающего архетипа по всем методикам.По предложенной анкете также можно определить ведущий архетип, но не в сновидении, а тот, которым человек руководствуется в жизни. Рассмотрим конкретный пример:Кристина Д., 19лет. 5 ярких позитивных событий:1) Когда Дима был в армии, и я к нему ездила каждое воскресенье. Это были самые чудесные моменты моей жизни; 2) Когда я к Диме приехала на Новый год, это был самый незабываемый Новый год и великолепных несколько дней; 3) Свадьба братика, когда в ресторане я была «Звездой»! И как поймала на этой свадьбе букет! Сколько радости и счастья было!!! 4) Когда мы в 2009 году с друзьями ходили на Хэллоуин, и мы в конкурсе костюмов взяли приз! 5) Когда приходили Димкины письма, и когда он звонил. А ещё когда он сказал дату увольнения с армии. Я прыгала и кричала от радости! 5 ярких негативных событий:1) Когда Дима дембельнулся, и не пришёл ко мне. Не отвечал на звонки, ничего! Просто исчез! Я, наверное, никогда так не рыдала, как в тот вечер; 2) Любовь к Диме, которую я никак не могу отпустить; 3) Тот день, когда Дима уходил в армию. А перед этим днём мы ещё и поругались; 4) Когда Димка ушёл в армию, им меня все подружки оставили наедине с собой и глумились над тем, что я его жду. Вымещали свои обиды, когда мне и так было плохо и одиноко; 5) Когда узнала о смерти своего хорошего знакомого, и он потом ещё долго приходил ко мне во снах.В данномпримере очень явно прослеживается архетип Влюблённого. Об этом говорит большое желание любить и быть любимой, боязнь потерять близкого любимого человека, тяжёлые последствия после предательства любимого, боязнь остаться одной, а также желание «почувствовать себя звездой», то есть привлечение к себе внимания, что также свойственно этому архетипуличности[4].Далее, с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена была предпринята попытка выяснить,существует ли связь между проявлением архетипов в сознательной деятельности и проявлением архетипов в сновидениях. Восновнойгруппе была выявлена положительная корреляция ушести из двенадцати архетипов (Таблица 2), которая свидетельствует о том, что если данные архетипыярко проявляются в сознательной деятельности, то они также ярко проявляются и в сновидениях.
Таблица2Результаты положительной корреляции по Ч. Спирмену в основнойгруппе по авторской методике
АрхетипSpearman, RУровень достоверностиВоин0,410,013Служитель0,290,05Влюблённый0,470,004Маг0,480,004Шут0,610,000Правитель0,480,003Примечание: 0,05
Положительная корреляция также установлена среди следующих архетипов: Воин, Служитель, Маг, Шут, и Правитель. Проявление этих архетипов в жизни является желаемым для общества, в котором живёт человек. Архетип Служителя сосредотачивает в себе характеристики, которые позволяют ему помогать окружающим людям, Служитель добрый, альтруистичный. Воин настроен на преодоление преград, стремится к активному достижению поставленных целей.Это Правитель, который вдохновляет на принятие ответственности, Маг, который способен преобразовывать ситуации, влиять на людей и Шут, он побуждает к получению удовольствий от жизни, склоняет к легкомысленности и лености, а эта легкомысленность, простота и беспечность характерна для возраста исследуемых, поэтому это вполне объяснимо. Данные архетипы социально желаемы и социально приемлемы,вероятно,поэтому они ярко проявляются как в жизни, так и в сновидениях.Архетипы, являющиеся социально не желаемыми характеризуются такими качествами и стилями поведения, которые человек пытается скрыть от общества и которые не принимаются социумом. Прежде всего, это Сирота
раненый, слабый и осиротевший ребёнок, который очень мало ждёт от жизни, поэтому даже если человек и является таковым, он, вероятно, не захочет показывать эти качества своим окружающим. Разрушитель, стратегия которого разрушать, ломать, шокировать. Соответственно, действия такихархетиповне особо желаемы для общества. Степень выраженности этих архетипов в основнойгруппе в жизни является низкой (об этом свидетельствует данные, полученные по методике «12 архетипов»). Однако степень их выраженности в сновидениях высокая (в 20 из 30 случаев). Это может говорить о том, что при подавлении какихлибо личностных свойств, поведенческих реакций в сознательной деятельности, эти реакции и свойства могут проявляться в бессознательной сфере (а именно, в сновидениях). В сновидениях человек такой, какой он есть на самом деле. То есть сновидения напрямую отражают психическую реальность человека, а не ту реальность, которую видят в нём и навязывают ему его окружающие. Таким образом, можно говорить о различии проявления архетипов и архетипических образов в сновидениях и при субъективной оценке себя. В группе сравнения установление корреляционных связей не проводилось, ввиду низкого уровня выраженности архетипов в их сновидениях и гендерных особенностей.Проведенное эмпирическое исследование архетипов и архетипических образов в сновидениях позволило сделать следующие выводы:1. Проявление архетипов при субъективной оценке себя не имеет гендерных различий. 2. Частота проявления архетипов и архетипических образов в сновидениях у девушек намного выше, чем у юношей. Это связано с тем, что девушки больше уделяют внимания своим сновидениям, чаще запоминают их. Здесь не следует говорить о том, что архетип личности в виде архетипических образов и символов не проявляется в сновидениях у юношей, вероятнее всего, полученные данные обусловлены гендерными особенностями.3. Существуют различия в проявлении социально желаемых и социально не желаемых архетипов. Воин, Служитель, Маг, Шут, и Правитель по своим характеристикам являются желаемыми и одобряемымив обществе, они проявляются как при субъективной оценке себя, так и в сновидениях. Социально не желаемыеархетипы–Сирота, Разрушитель –при субъективной оценке подавляются и скрываются, однако в сновидениях они проявляются в той же мере, как и социально одобряемые. Это можетбыть свидетельством того, что подавленныев сознательной деятельности свойства личности и поведенческие реакции проявляютсяв бессознательном человека, в данном случае –в сновидениях.
Ссылки на источники1.Джонсон Р. Сновидения и фантазии. Анализ и использование. —Киев: REFLbook, Ваклер, 1996. —422 с.2.Зеленский В.В. Толковый словарь аналитической психологии. —М.: КогитоЦентр, 2008. —336 с.3.Кадыров Р.В., Скоробач Т.В. Использование метафорических ассоциативных карт "12 архетипов плюс" в психологическом сопровождении специалистов экстремальных профессий // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей научнопрактической конференции с международным участием. –Владивосток, 2013. –С. 260266.4.Капустина Т.В. Психодиагностика личностных характеристик с помощью методики К. Пирсон и Х. Марр "12 архетипов" // Вестник Кемеровского государственного университета. –2016. –№ 2. –С. 93101.5.Лебедько В. А., Найдёнов Е.В., Исьемин А.Г. Архетипическое исследование сновидений. —СПб.: Питер, 2007. —346 с.6.Марк М.,Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. —СПб.: Питер, 2000. —336 с. 7.Пат. 2539016 Способ оценки личности / Кадыров Р.В., Скоробач Т.В. № 2013142548/14; заявл. 17.09.13; опубл. 10.01.15, Бюл. № 1.8.Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. —М.: Черо, 1997. —484 с.
9.Смирнов Т.Н. Психология сновидений. —М.: АСТ, 2003. —192 с.10.Фрейд З. Психология бессознательного: сборникпроизведений. —М.: Просвещение, 1990. —386 с.11.Хилман Дж. Архетипическая психология. —М.: КогитоЦентр, 2006. —352 с.12.Эдингер Э. Эго и архетип. — М.: Пентаграфик, 2000. —260 с.13.Юнг К.Г. Архетип и символ. —М.: Ренессанс, 1991. —–376 с. 14.Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. —М.: АСТ, 2004. —384 с.15.Юнг К.Г. Психология бессознательного. —М.: Канон, 1994. —320 с.