Национальная безопасность России как структура: правовое закрепление понятия и его компонентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Звягин А. А. Национальная безопасность России как структура: правовое закрепление понятия и его компонентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1346–1350. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970596.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению отдельных составляющих национальной безопасности с точки зрения права. Обеспечение одного из видов безопасности не может осуществляться без принятия мер по взаимодействию с другими составляющими безопасности, что указывает на необходимость комплексной защиты личности, общества и государства в нашей стране.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Звягин Алексей Анатольевич,аспирант ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, Республика Тываalexeypogran@yandex.ru

Национальная безопасность России как структура: правовое закрепление понятия и его компонентов

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению отдельных составляющих национальной безопасности с точки зрения права. Обеспечение одного из видовбезопасности не может осуществляться без принятия мер по взаимодействию с другими составляющимибезопасности, что указывает на необходимость комплексной защиты личности, общества и государства в нашей стране. Ключевые слова:национальная безопасность, стратегия, концепция, доктрина, обеспечение безопасности.

Российская Федерация –государствосоциальное, политическая направленность которого служит обеспечению достойной жизни и свободному развитию своих граждан[1].Любые политические мерыв нашей страненаправлены на обеспечение безопасности.Долгое время понятие «безопасность» в сознании людей ассоциировалось лишь с защитой Отечества. Остальные аспекты имели значение не столь важное, и население не придавало им должного внимания. Однако, смена ситуации на международной арене, перешедший в активную фазу процесс глобализации заставили органы власти принять ряд мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации.Цельнастоящей работы путем анализа действующего законодательства отразить национальную безопасность России как непростую структуру, состав которой не может бытьутверждензаконодателем без изменений и дополнений, а также показать взаимосвязь компонентов, ее составляющих.Сегодня основным документом,который определяет базовые принципы и сущность в обеспечении безопасности страны, является Федеральный закон «О безопасности»[2].В нем установлено, чтоосновная политическая деятельность, связанная с безопасностью страны, определяется первым лицом государства.Органы государственной власти и ее субъектов, а также местное самоуправление принимают меры по реализацииполитики, которая определена Президентом.

Стратегия национальной безопасности и иные документы концептуального и доктринального характера, в соответствии с Законом, являются основой для организации деятельностипо обеспечению национальной безопасности России.Нельзя не согласиться с утверждением Шуберта Т.Э. в том, что правовой акт имеет ряд недостатков. Ученым отмечено, что Закон не содержит ряда понятий, таких как: понятие и система национальной безопасности, ее субъекты, интересы личности общества и государства[3].Помимо органов власти, в обеспечении безопасности страны участвуют граждане и общественные объединения. Важная роль законодателем отведена Совету Безопасности России, который в соответствии с Конституцией возглавляется Президентом страны. На плечи Совета ложится ответственность по согласованиюдеятельности по обеспечению безопасности.В Положении о Совете национальная безопасность имеет ряд составляющих, где особый статус имеютбезопасность государства, общества и личности, отмечена экологическая безопасностьи иные виды безопасности[4].Кроме того, Президент РФ утвердил ряд Положений о межведомственных комиссиях, в том числе по военной, по информационной, общественной, экологической, экономической и социальной сфере.Основным документом, задающим политический курс по обеспечению безопасности является Стратегия национальной безопасности РФ[5]. В правовом акте под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от угрозвнутри и извне, при котором обеспечиваютсяряд важных приоритетов. Из них:реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, ицелостностьгосударства, устойчивоеразвитие страныв экономическом плане. Безопасность российской нации с точки рассмотрения системности в Стратегии отражена следующим образом. Отдельным видом выступает оборона страны. Далее перечислены все виды безопасности, предусмотренные Конституцией и законодательством страны. Классификацияпо субъектам представлена безопасностью государства, общества и личности. Классификация по сферам общественных отношений включает безопасность в сфере информации, экологии, экономики, транспорта и энергии.Исходя из определения национальной безопасности, полагаем, что любой вид, ее обеспечивающий, это прежде всего состояние защищенности субъекта праваот поступающих угроз, при которомобеспечивается нормальное функционирование той или иной области правоотношений. Таким образом, законодателем определены секторы работ в области национальной безопасности.

Конституция Российской Федерации наделяет Правительство страны полномочиями по обеспечению обороны страны игосударственной безопасности.Также в круге влияния органа власти отнесена реализации внешней политики страны.

Правовой основой государственной безопасности, помимо Конституции РФ и Федерального закона «О безопасности» выступают,в первую очередь,Закон «О государственной границе Российской Федерации» и Основы пограничной политикиРоссийской Федерации.Основы пограничной политикиявляются важным правовым актом, направленнымна обеспечение суверенитета, целостности и неприкосновенности территории страны в пограничном пространстве[6].Государственная безопасность всегда являлась предметомобсуждения в ученой сфере.ВардомскийЛ.Б.отмечает,чтогосударство обеспечивает национальную безопасностьчерез барьерность своих границ[7].Минаев А.В. и Кудинов В.В. указывают, чтов сфере защиты государственной границы головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти выступаетФедеральная служба безопасности Российской Федерации[8].Таким образом,ключевойсоставляющей в обеспечении безопасности государства, по мнению автора,является защита и охрана его границ, то есть пограничная безопасность.Поддержание безопасности в обществев России обеспечивается Концепцией общественной безопасности Российской Федерации.

Под общественной безопасностьюв документепонимается состояние защиты граждан страны, ценностей общества (как материальных, так и духовных) от различного вида посягательств, конфликтов и ситуацийприродного и техногенного характера[9].Безопасность общества может быть обеспечена путем взаимодействия с другими видами защищенности. Концепция отмечает следующие аспекты такого взаимодействия: борьба с незаконной миграцией иностранцев и лиц без гражданства и повреждение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры. Согласно положениям статьи 72 Конституции РФ,законность и правопорядок в обществе –задача, относящаяся к совместному ведению страны и ее субъектов.Кроме того, статья 132 Основного Закона закрепляет, что охрана общественного порядка относится к ведению местного самоуправления. Нельзя не упомянуть о масштабности мероприятий, проводимых органами местного самоуправления и гражданами страны. Так, Сухаренко А.Н. отмечает, что на территории России действует более 45 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности общей численностью свыше 454 тыс. человек[10]. Помимо Концепции, правовую основу составляютряд других правовых актов:Стратегия государственной национальной политики, Основные положения региональной политики в РФ, Основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года.В условиях глобализации, распространения интернета, новых технологий и средств связи в стране активно принимаются меры по обеспечению информационной безопасности.Базовые положения, обеспечивающие безопасность в сфере информации, отражены в Доктрине информационной безопасностиРоссии[11].Доктрина предусматривает, что под безопасностью в сфере информации следует понимать состояние защищенности информационной сферы от информационных угроз, при которой обеспечиваются стратегические национальные приоритеты.Информационная сфера

довольно обширное понятие, в котором заложены объекты информации, различные сайты, технологии, информационные системы и сети связи.Взаимодействие информационной безопасности с другими видами обеспечивается путем защиты от ряда информационных угроз: недопущения разложения традиционных нравственных ценностей у молодежи(общественный аспект), пресечение преступлений в кредитнофинансовой сфере, недостаточным уровнем развития отечественных информационных технологий(экономика), использованием технологий в военнополитических целях(оборона страны), борьбой с компьютерными атаками на объекты информационной инфраструктуры(элемент, обеспечивающий безопасность государства).Транспортная безопасностьв России регламентируется положениями ФЗ «О транспортной безопасности».Законодатель установил, что под транспортнойбезопасностьюследует пониматьсостояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (вокзалы, метрополитены, тоннели, мосты, порты, аэропорты, участки дорог) и транспортных средствот актов незаконного вмешательства[12].В правовом акте отмечено, что транспортная безопасностькак вид включает в себя подвид авиационную безопасность.Взаимодействиес экономической безопасностью осуществляется путем поддержания в исправном состоянииобъектов транспортной инфраструктуры.

Сбезопасностьюгосударства сферу транспорта «роднит»местонахождение объектовинфраструктуры.Наглядный пример –международные аэропорты. Кроме того, в ведении Российской Федерации находятся территориальноеморе, исключительная экономическая зона и континентальный шельф, которые также являются прерогативой государственной безопасности[13].Защита в экологической сферепредусмотрена Экологической доктриной Российской Федерации.В Доктрине отмечено, что национальная безопасность может быть обеспечена только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды[14].Полагаем уместным привести определение экологической безопасности, сформированное Быковским В.К. По мнению ученого, под экологической безопасностью возможно понимать деятельность по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, а также по защите экологических прав и законных интересовсубъектов права физических и юридических лиц[15].Необходимо отметить, что Основной Закон страны предусматривает для своих граждан определенные обязанности, среди которых долг каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствамгосударства[1. ст. 58].

Взаимодействие экологической безопасности с другими видами безопасности переплетаетсяв процессе выполнениязадач по предотвращению терроризма, предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций.Конвенция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года подтверждает мнение ученых, что область обеспечения экологической безопасности шире, чем рамки одной страны, поскольку природа границ не имеет[16]. Лидеры «Группы восьми» в г. СанктПетербурге по итогам саммита 16 июля 2006 года приняли документ, регулирующий обеспечение глобальной энергетической безопасности.Правовой акт предусматривает, что для обеспеченияадекватного энергоснабжения в миренеобходимо внестиво все звенья энергетической цепи не один триллион долларов США [17]. Глобальная энергетическая безопасность достигается выполнениемряда задач. Впервую очередь, отмеченысмягчение изменений климата, поддержаниеядерной безопасности и развитиевозобновляемых источников энергии.Таким образом, энергетическая безопасность имеет условные территории и также, как и экологическая, не может быть достигнута усилиями одной страны без определенных усилий и интереса других государств.Экономическая безопасность–материальная основа защищенности государства. Она является важнейшим показателем качества жизни граждан России и коэффициентом экономического роста, что согласно Стратегии национальной безопасности представляется национальным приоритетом в сфере экономики. Сегодня вопросуобеспечения экономической безопасности уделяется особое внимание как законодателем, так и учеными страны.Президент России в ежегодном ПосланииФедеральному Собранию 3 декабря 2015 отметил, что гражданам России нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях[18].Главным по мнению Быковского П.В.является то, что обеспечение экономической безопасности неразрывно связано с обеспечением экономических прав граждан.Кроме того, экономическая безопасность как подсистемаимеет достаточно емкое содержание, которое включает и безопасность продовольствия и технологий,и другие виды безопасности[19].Нестеренко Е.А. рассматривает экономическую безопасность в финансовокредитной сфере как сложнуюкатегорию, к которой относится бюджетная, налоговая, банковская безопасность, безопасность денежной системыифондового рынка страны[20].Козак Е.Б. считает, что безопасностьв сфере экономикиявляется частью сложного целого и в то же время выступает основойформирования другихсоставляющих, в чемто производным от нее. К таким составляющим ученый относит военную, технологическую, продовольственную и экологическую безопасность[21].Следует принять во внимание труды Вардомского Л.Б., который отмечает, что состояние экономики России и ее экономическая политика сегодня тесно связаны срядом внешних факторов. К таким факторам относятсядинамика цен в мире на товары российского экспорта, колебания курсов мировых валют,состояние мировых финансовых и фондовых рынков[7. С. 86].Согласно Военной доктрине России,военная безопасность –это прежде всего защита субъектов права, их жизненно важных интересов от ряда угроз внутреннего и внешнего характера, связанных с применением военной силы или угрозой ее обеспечения, которое квалифицируетсяотсутствием военной угрозы илиспособностью ей противостоять[22].Полагаем возможным согласиться с ЛетуновскимП.В.в том,что Россия не сможет укрепить свои международные позиции, динамично развивать экономику, институты гражданского общества, если не будет в состоянии защитить свою независимость и территориальную целостность[23].Гражданам России принадлежит стержневаяроль в обеспечении военной безопасности страны. Защита Отечества, также как и сохранение природы, является одной из немногочисленных обязанностей, предусмотренных правовым актом, обладающим высшей юридической силой[1. ст. 59].Безопасность личностив России гарантируется Конституцией страны и материализуетсяпутемпроведения мероприятий по обеспечению безопасности всех вышеуказанных видов защиты государства.Следовательно, если будет гарантироваться защита других видов безопасности, это обязательно скажется на безопасности личности. С учетом проанализированных выше особенностей, следует отметить:

законодательствов области обеспечения отдельных видов безопасностинесовершенно;

отсутствуетчеткая регламентациянациональной безопасностикак системы на виды и подвиды;

имеются различия как в круге субъектов, обеспечивающих безопасность, так и в территориальных границах, которые могут выходить за рамки страны.Завершая, можно констатировать, что национальная безопасность России –сложнейшая система, включающая ряд подсистем со своими элементами, правовое обеспечение которой осуществляется различными по силе и содержанию правовыми актами.

Ссылки на источники1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ) –«Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.2.О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390ФЗ (ред. от 05.10.2015) / «Российская газета», № 295, 29.12.2010, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2.3.Шуберт Т.Э. Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации и вопросы совершенствования законодательства / Т.Э. Шуберт –Москва: Право и безопасность. 2013. № 34 (45). С. 1318.4.Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации / Собрание законодательства Российской Федерации от 2011 г. , № 19 , ст. 2721.5.О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683–«Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.6.Основы пограничной политики Российской Федерации: утв. Президентом РФ 05.10.1996 / «Российская газета», № 213, 06.11.1996.7.Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации: монография / Л. Б. Вардомский. –Москва: Российская акад. наук, Инт экономики, 2009. –212 с.8.Минаев А.В., Кудинов В.В. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы (на примере государствучастников Содружества Независимых Государств): монография / А.В. Минаев, В.В. Кудинов. –Кызыл: Издво ТувГУ, 2016. –188 с.9.Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр2685 / Документ опубл. небыл.10.Сухаренко А.Н. Законодательное обеспечение общественной безопасности в России / А.Н. Сухаренко –Москва: Право и безопасность. 2013. № 34 (45). С. 121125.11.Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 / Собрание законодательства Российской Федерации от 2016 г. , № 50 , ст. 7074.12.О транспортной безопасности: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16ФЗ / «Собрание законодательства РФ», 12.02.2007, № 7, ст. 837, «Российская газета», № 31, 14.02.2007.13.Кудинов В.В., Минаев А.В. Государственная граница как объект конституционноправового регулирования (на примере государствучастников Евразийского экономического союза): монография / В.В. Кудинов, А.В. Минаев. –Кызыл: Издво ТувГУ, 2016. –180 с.14.Об экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225р / «Собрание законодательства РФ», 09.09.2002, № 36, ст. 3510.15.Быковский В.К. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации / В.К. Быковский –Москва: Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 2 (7). С. 9099.16.«Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата» (Заключена в г. НьюЙорке 09.05.1992) / Собрание законодательства РФ. 11 ноября 1996 г. N 46. Ст. 5204.17.Глобальная энергетическая безопасность (принято лидерами «Группы восьми» в СанктПетербурге по итогам саммита 16 июля 2006 г.) [Электронный ресурс] http://mointerelectro.ru/energosberezhenieienergoeffektivnost/globalnayaenergeticheskayabezopasnost.html(дата обращения 11.03.2017).18.Послание Президента Федеральному Собранию 03.12.2015 [электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864(дата обращения 01.03.2017).19.Быковский В.К. Понятие экономической безопасности государства: правовой аспект // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. Москва. 2016. № 1 (6). С. 98105.20.Нестеренко Е.А. Экономическая безопасность России: финансовокредитные аспекты / Е.А. Нестеренко –Саратов: Информационная безопасность регионов. 2016. № 2 (23). С. 3236.21.Козак Е.Б. Понятие экономической безопасности как одного из аспектов национальной безопасности государства / Е.Б. Козак –Тольятти: Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 5357.22.Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр2976) / «Российская газета», № 298, 30.12.2014.23.Летуновский П.В. Защита Отечества в контексте национальной безопасности / П.В. Летуновский –Москва: Право и безопасность. Москва. 2012. № 2. С. 1418.