Социологический анализ соотношения духовного и материального в ценностных ориентациях современной российской молодёжи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Макушенко С. А. Социологический анализ соотношения духовного и материального в ценностных ориентациях современной российской молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1356–1360. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970598.htm.
Аннотация. В статье изложены исторические предпосылки интереса социальной работы к ценностной иерархии молодых людей, рассмотрены теоретические детерминанты изучения и практические процедуры конкретного социологического исследования ценностных ориентаций современной российской молодёжи. В качестве цели представленного исследования выступают выявление и последующий анализ ценностей современных молодых россиян. Подведение итогов исследования раскрывает актуальность для современной российской молодёжи гуманистической направленности ценностных ориентаций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Макушенко Софья Андреевна,студент заочной формы бакалавриата, ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты Ростовской области zszcc@mail.ru

Социологический анализ соотношениядуховного и материального

в ценностных ориентациях современной российской молодёжи

Аннотация. В статье изложены исторические предпосылкиинтереса социальной работы к ценностной иерархии молодых людей, рассмотренытеоретические детерминанты изучения и практические процедуры конкретного социологического исследования ценностных ориентаций современной российской молодёжи. В качестве цели представленного исследования выступают выявление и последующий анализ ценностей современных молодых россиян. Подведение итогов исследования раскрывает актуальность для современной российской молодёжи гуманистической направленностиценностных ориентаций.Ключевые слова:культура, молодёжь, социальная работа, социология,ценности, ценностная иерархия,ценностные ориентации.

Актуальность изучения вопроса ценностных ориентаций современной российской молодёжи обусловлена тем, что молодёжь является одним из объектов социальной работы, социальной группой, имеющей свои потребности и проблематику. Следовательно, то, какими способностями к решению своих социальных проблем и какими жизненными ориентирами обладает современная молодёжь, представляет научный интерес для социальной работы. В российском обществе произошёл переход к рыночной системе отношений, который затронул все сферы общественной жизни, и теперь осуществляется переход индустриального общества в информационное. Трудовой, культурный и инновационный потенциал социума концентрирует в себе именно молодёжь. Как социальная группа, молодёжь сталкивается с рядом проблем социальноэкономического, социальнобытового и социальнопсихологического характера, в преодолении которых социальная работа призвана оказывать молодёжи посильную помощь, а также обучать молодых людей навыкам самопомощи. Поэтому результат социальной работы как деятельности во многом опирается на социальный потенциал и устремления молодых людей, на их ценностные ориентации. Современные исследователи отмечают, что понятие ценности подразумевает эмоциональное отношение человека к действительности[1, с. 81]. В условиях наблюдаемых в социуме тенденций к усилению индивидуализма и коммерциализации общества, важен своевременный анализ ценностных ориентаций молодёжи, поскольку гуманистические ценности молодёжимогут вытесняться ценностями индивидуалистическими, что приведёт кусилению дифференциации в обществе и росту проблем социальной сферы. В целях мониторинга общественных отношений, социальная работа широко использует социологические методы исследования, среди которых наиболее актуальным и информативным является метод опроса. Методом социологического опроса и анализа полученных данных, проблему ценностных ориентаций российской молодёжи изучалисоциологи В.И.Чупров и Ю.А.Зубок. Ряд ихисследований относится к периодупереходароссийского общества к рыночной системе отношений, так называемого «общества риска», которое существует в условиях социальноэкономической, социальноправовой, социальнополитической, а следовательно, исоциокультурной неопределённости. Оперируя данными всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодёжи», исследователи наблюдают динамику трансформации ценностей российской молодёжи, отмечая разрушительную направленность проведённых реформ и преобладание у молодых россиян среднестатистическогонабора ценностей: профессионализм, семья, деньги, общая культура [2, с. 5869].Е.К.КазаринаВолшебная, прослеживая динамику изменения ценностных ориентаций российской молодёжи с 1966года по 2007год, констатирует рост престижа семьи как ценности при снижении ценности коллектива, работы по интересам и общественной деятельности, и подытоживает свой анализ выводами о вытеснении гуманистической парадигмы ценностных ориентаций молодёжи технократической парадигмой [3, с. 124–126].Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Институт социологии Российской Академии наук (ИСРАН), Фонд «Общественное Мнение» (ФОМ) и другие организации проводят регулярные социологические опросы для исследования общественного мнения, в том числе изучая динамику ценностных ориентаций молодых людей.К примеру, о патриотизме современной российской молодёжи говорят данные опроса ВЦИОМ 2016 года: на вопрос «Представим, что за границей умер Ваш дальний богатый родственник и оставил Вам дом и небольшое состояние; в такой ситуации Вы хотели бы уехать на постоянное место жительство за границу или нет?» 32% молодых респондентов ответили положительно, 58% ответили отрицательно, 10% затруднились ответить [4].ФОМ в 2016 году провёл опрос на тему «Ориентиры и ценности молодых россиян». В ходе него, 1500 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет выбирали по три позиции из списка в качестве ответа на вопрос «Что из перечисленного на сегодняшний день для Вас наиболее важно?». Так, 75%опрошенных представителей молодёжи выбрали пункт «взаимопонимание в семье», 62% –«материальное благополучие», 30%–«хорошее самочувствие», 26% –«интересная работа», 23% –«общение с друзьями», 20% –«самореализация и саморазвитие», 17% –«любовь», 15% –«карьера, продвижение по службе», 14% –«свобода и независимость», 5% –«творчество», 1% –«общественное признание, популярность», 1% –«другое». Пункты «ничего не важно» и «затрудняюсь ответить» выбирали менее 1% респондентов [5].В 2017 году авторами статьи было проведенособственное исследование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, с использованиемметодовсоциологического опроса (анкетирования) и традиционного анализа документов(результатов исследований ФОМ). По аналогии с вышеупомянутыми исследованиями, былирассмотрены такие ценности молодёжи как патриотизм, семья, саморазвитие, труд, творчество (ценностидуховной направленности), а также материальный достаток, обогащение, власть, личный успех, и престиж (ценностиматериальной направленности).При определении проблемыисследования,было отмечено, что на фоне современной направленности общества к индивидуализации и коммерциализации социума, гуманистические ценностные ориентации молодых людей могут вытесняться индивидуалистическими ориентациями, что способно привестиобщество к росту деконсолидирующих тенденций и углублению социальных проблем. Теоретическую значимостьавторскогоисследования составляет возможность применения представленных материалов в учебном процессе при подготовке кадров социальных работников.Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные выводы могут быть использованы в методических разработках социальных учреждений по эффективному взаимодействию с молодёжью.Научная новизна представленного исследования заключается в применении в ходеисследования современных технических средств и onlineтехнологий в сети Internetдлясбора и обработки социологической информации.

В данном социологическом исследовании по выявлению ценностных ориентаций современной российской молодёжи, проведённом путём анонимного заочного анкетирования с использованием onlineтехнологий в сети Internet, приняли участие 20респондентовРостовской области в возрасте от 14 до 30 лет. В ходе проверки правильности заполнения анкет респондентами, установлено, что все анкеты пригодны для дальнейшего анализа.

На вводный вопрос «Как Вы думаете, современная молодёжь стремится к духовному или, скорее, к материальному?» подавляющее большинство респондентов выбрали вариант «к материальному» (75%), затруднились ответить на вопрос 25% респондентов, а вариант «к духовному» не выбрал ни один респондент, что может указывать на некоторую стереотипность суждений нынешней молодёжи о своих ровесниках.При выборе ответа на вопрос «С каким из утверждений Вы вероятнее всего согласитесь?», большая часть (55%) респондентов отдали предпочтение варианту «Чтобы добиться успеха в современном мире, иногда необходимо переступать через моральные принципы». Этот факт позволяет судить о неустойчивости соблюдения молодыми людьми нравственных норм, что, впрочем, может быть детерминировано некими внешними обстоятельствами. Однако, более трети респондентов (35%) сделали выбор в пользу варианта «Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы», что может свидетельствовать о непоколебимости моральных установок этой части молодёжи. Затруднились ответить на вопрос 10% респондентов, что может указывать на несформированность социального самоопределения этих молодых людей. Примечательно, что каждый вариант ответа на данный вопрос представлен различными возрастными категориями опрошенных, то есть зависимость устойчивости моральных установок личности от возраста в данном случае не прослеживается.В начале основной части опросника, респондентам было предложено представить ситуацию: «За границей умер Ваш дальний родственник и оставил Вам дом и немалое состояние, владеть которым Вы сможете лишь покинув Россию». На вопрос «В такой ситуации Вы хотели бы уехать за границу на постоянное место жительства или нет?» положительно ответили большинство (60%) респондентов, 30%респондентов ответили отрицательно, и 10% опрошенных затруднились ответить. Такой результат может указывать на то, что патриотизм как ценность современной российской молодёжи является менее приоритетным относительно богатства как ценности современной российской молодёжи. Касательно таких ценностей как общественное благо и материальный достаток, которые представлены вопросом «Какое место работы для Вас более привлекательно: то, где Вы будете приносить очевидную пользу обществу или то, где Вы будете получать высокую зарплату?», мнения респондентов разделились. Большая часть опрошенных (40%) выбрали вариант высокой заработной платы, при том, что 30%респондентов отметили вариант о пользе обществу и столько же респондентов затруднились ответить. Такая неоднозначность может быть объяснима тем, что в опросе участвовали как ученики школ, техникумов и вузов, не имеющие пока практического представления о трудовой деятельности, так и работающие выпускники образовательных учреждений,для которых трудовая деятельность уже началась. Все участники опроса в возрасте от 18лет до 21 года выбрали вариант о высокой заработной плате, представители возрастной группы от 14до 17лет склонились к варианту о пользе обществу, мнения респондентов других возрастных групп коснулись всех вариантов ответа.Однозначной является позиция ценности таланта относительно ценности власти в иерархии ценностной системы молодёжи. На вопрос «Кто из этих людей достоин большего уважения: человек, который имеет талант, или человек, который имеет власть?», 90% опрошенных сделали свой выбор в пользу таланта и лишь 10% опрошенных отметили вариант «власть». Это свидетельствует о признании творчества как одной из важнейших ценностей современности абсолютным большинством молодых людей. Малый процент ответов в пользу варианта «власть» может также указывать на отрицательное отношение современной молодёжи к представителям властных структур.Для того чтобы проанализировать устремление молодых людей к карьерному росту и устремление к саморазвитию, рассмотрим ответы респондентов на следующий вопрос: «Представьте, что на работе Вы долго не могли освоить выполнение некой сложной операции, и вот, наконецто, Вам это удалось. Что в этой ситуации Вас обрадует больше: то, что Вы теперьможете лучше работать, или то, что Вы теперь можете рассчитывать на повышение?». Абсолютное большинство (80%) опрошенных сообщили, что их обрадует сам факт обретения нового навыка, что может свидетельствовать о высоком приоритете саморазвития в ценностной системе молодых людей. Вариант о повышении выбрали 5% опрошенных, что говорит о том, что карьера как ценность для современных молодых людей не столь часто выходит на первый план. Затруднились ответить на вопрос 15% респондентов.Для исследования отношения современной российской молодёжи к ценности семьи и к ценности престижа, респондентам был задан вопрос: «Представьте, что Вы встретили своего идеального человека и хотите создать с этим человеком семью. Однако, абсолютно все Ваши знакомые, друзья и коллеги –холосты, и грозятся отвернуться от Вас, если Вы станете семейным человеком. В этой ситуации Вы предпочтёте создание семьи, или признание в кругу своих знакомых?». Анализируя ответы, мы можем заключить, что ценность семьи для современных молодых людейявляется одной из важнейших, поскольку 85% респондентов сообщили, что в описанной ситуации они предпочтут семью. Ценность престижа не является столь значительной, это мы можем заключить из того, что вариант об общественном признании выбрали лишь 5% опрошенных. Затруднились ответить 10% респондентов.На основании рассмотренных ответов респондентов, авторами было проведено ранжирование упомянутых ценностей по признаку убывания доли респондентов, выбравших соответствующие ценностям варианты ответа. Результаты ранжирования представлены в таблице 1.Таблица 1 Ранжирование ценностей современной молодёжи

Духовные ценности молодёжиМатериальные ценности молодёжиРангЦенностиДоля ответов респондентовРангЦенностиДоля ответов респондентов1Творчество90 %4Богатство60 %2Семья85 %5Материальный достаток40 %3Саморазвитие80 %8Власть10 %6Общественное благо30 %9Карьера5 %7Патриотизм30 %10Престиж5 %

В таблице 1 высший ранг имеют ценности семьи, творчества и саморазвития. Однако, учитывая специфику косвенных альтернативных вопросов, былидополнительно проанализированыответы респондентов на прямой вопрос «Что из перечисленного на сегодняшний день для Вас наиболее важно?», где респонденты выбирали не более трёх вариантов ответа. Большинство респондентов отметили варианты «хорошие взаимоотношения в семье» (85%), «саморазвитие, познание» (65%) и «творчество» (55%), то есть духовные ценности. Менее востребованными оказались варианты «материальное благополучие» (45%), «общественное благо» (10%), «карьера» (5%) и «власть» (5%), которые, за исключением общественного блага, отнесены к материальным ценностям. Варианты «любовь к Родине», «богатство» и «престиж» не были отмечены респондентами как важные на сегодняшний день. Рассчитав среднее арифметическое данных показателей и показателей таблицы1, авторы провелиранжирование ценностей современной российской молодёжи по усреднённому показателю, в порядке убывания величины показателя. Данные представленыв таблице 2.Таблица 2 Ранжирование ценностей современной российской молодёжи по усреднённому показателю

РангЦенностьДоля ответов респондентов (в среднем)1Семья85 %2Творчество73 %3Саморазвитие73 %4Материальный достаток43 %5Богатство30 %6Общественное благо20 %7Патриотизм15 %8Власть8 %9Карьера5 %10Престиж3 %

Таким образом, в таблице 2 определено,каковы ценностные ориентации современной российской молодёжи. Анализируя соотношение материального и духовного компонентов ценностной системы современной российской молодёжи, авторы отмечают, что ведущими ценностями современной молодёжи являются семья, творчество и саморазвитие, которые отнесенык категории духовных.Наименее востребованы у молодёжи такие ценности как власть, карьера и престиж, которые включены вкатегориюматериальных ценностей.Далее авторы обратились к выявлениюсоотношенияматериального и духовного компонентов в системе ценностей российской молодёжи прошлых лет. Для этого были предварительно проанализированыданные исследования Фонда «Общественное мнение» о ценностных ориентациях российской молодёжи, проведённого в 2008 году [6]. В ходе этого исследования молодым людям была предложена карточка со списком ценностей, и был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, что из перечисленного на карточке является для вас наиболее важным?». Предложенная карточка включила тридцать пять позиций, однако в качестве ответа респонденты могли выбрать не более пяти. В рамках данной статьи указаны лишь те ценностные ориентации российской молодёжи, которые были заявленыв программеавторскогоисследования. То, как распределились взгляды молодых людей в 2008 году, отраженов таблице3.

Таблица 3 Ценностные ориентации молодёжи 2008 года

Духовные ценностиМатериальные ценностиЦенностиДоля ответов респондентовЦенностиДоля ответов респондентовПатриотизм7 %Престиж3 %Семья48 %Богатство8 %Общественное благо2 %Власть4 %Саморазвитие10 %Карьера27 %Творчество5 %Материальный достаток38 %

На основе данных таблицы 3, было выявленосоотношение материального и духовного компонентов в системе ценностей молодёжи 2008 года. По аналогии с таблицей 2, быласоставленатаблица4, в которой проведеноранжирование ценностей российской молодёжи в порядке убывания доли респондентов, отметивших ценность как наиболее важную.Таблица 4 Ранжирование ценностей российской молодёжи 2008года

РангЦенностьДоля ответовреспондентов1Семья48 %2Материальный достаток38 %3Карьера27 %4Саморазвитие10 %5Богатство8 %6Патриотизм7 %7Творчество5 %8Власть4 %9Престиж3 %10Общественное благо2 %

Изданныхтаблицы 4 следует, что для молодёжи 2008 года ведущими ценностями являлись семья –духовная ценность, а также материальный достаток и карьера –материальные ценности. В числонаименее востребованных ценностей вошливласть и престиж, которые отнесенык категории материальных, а также общественное благо, причисляемая к категории духовных.Далее авторы сравнилиполученные результаты ранжирования. Для этого была построенатаблица5, в которой были наглядно отображеныиерархияценностных ориентаций молодёжи 2008 года и иерархия ценностных ориентаций молодёжи 2017 года.

Таблица 5 Сравнение иерархии ценностных ориентаций российской молодёжи 2008 года и 2017 года

РангЦенности молодёжи 2008годаЦенности молодёжи 2017года1СемьяСемья2Материальный достатокТворчество3КарьераСаморазвитие4СаморазвитиеМатериальный достаток5БогатствоБогатство6ПатриотизмОбщественное благо7ТворчествоПатриотизм8ВластьВласть9ПрестижКарьера10Общественное благоПрестиж

Таким образом, по данным таблицы 5, авторысмогли констатироватьбезусловную актуальность духовной ценности семьи у молодёжи рассматриваемых поколений. Не подверглись изменениям и ориентации молодёжи на богатство и власть, которым, однако, не принадлежатпередовыепозициив ценностной иерархии молодых людей. Патриотические ориентации в иерархии современных молодёжных ценностей несколько снизились. Также наблюдается снижение значимости для современной российской молодёжи таких ценностей как престиж, карьера и материальный достаток, которые отнесенык категории преходящих, материальных. Касательно таких непреходящих ценностей как общественное благо, саморазвитие и творчество, были сделанывыводы о росте их актуальности для современных молодых людей. В качестве вывода можно отметить, что основная гипотеза авторского исследования «баланс ценностных ориентаций молодёжи относительно предыдущих лет меняется в сторону преобладания материальных ценностей над духовными» в результате исследования не была подтверждена и является ошибочной. Более того, подводя итоги вышеизложенного, можносделать вывод о том, что баланс ценностных ориентаций молодёжи относительно предыдущих лет меняется в сторону преобладания духовных ценностей над материальными. Это говорит о положительных тенденциях развития современного общества,высоком социальном потенциалероссийской молодёжи и широких перспективах её социального функционирования,которыепризвана воспитывать, поддерживатьи развивать социальная работа.

Ссылки на источники1.Котлярова, В.В. Ценностные основания сервиса в современной культуре: монография / В.В. Котлярова, В.И. Родионова. –Шахты: Издво ЮРГУЭС, 2006. –89 с.2.Чупров, В. И. Молодёжь в обществе риска / В. И.Чупров, Ю.А.Зубок, К.Уильямс. –Изд. 2е. –М. : Наука, 2003. –231 с.3.КазаринаВолшебная, Е. К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи / Е. К. КазаринаВолшебная, И.Г.Комиссарова, В. Н. Турченко // СОЦИС : Социологические исследования. –2012. –№6. –С. 121–126.4.Всероссийский центр исследования общественного мнения // [База результатов опросов россиян «Архивариус»] / ВЦИОМ : результаты опроса «Частью какой общности россияне ощущают себя в большей степени» от 16.09.2016 года. URL:http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115866 (дата обращения 12.01.2017).5.Фонд «Общественное мнение» // Результаты опроса «Ориентиры и ценности молодых россиян» от 03.11.2016 года. URL:http://fom.ru/TSennosti/13083(дата обращения 12.01.2017).6.«Новое поколение» –специальный проект Фонда «Общественное мнение» // Аналитический отчёт «Направление "Молодёжь". Этап1».URL:https://fomgeneration.files.wordpress.com/2008/11/d0bcd0bed0bbd0bed0b4d0b5d0b6d18c11.pdf(дата обращения 14.01.2017).