Военная реформа Александра II: нормативно-правовая основа и значение преобразований
Выпуск:
ART 970600
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Купавых
А.
Н.,
Пыльцина
М.
В. Военная реформа Александра II: нормативно-правовая основа и значение преобразований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1366–1370. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970600.htm.
Аннотация. В статье рассматривается ход военной реформы Александра II и её историческое значение. Автор анализирует нормативно-правовые документы, составившие основу реформы, рассматривает ключевые изменения в порядке военной службы и военного управления. Анализируя проведенные преобразования, автор приходит к выводу, что итогом военной реформы стали качественные улучшения в армии и на флоте.
Текст статьи
Купавых Алексей Николаевич,студент 1 курса гуманитарноправового факультета ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронежkup.alexei2011@yandex.ru
Пыльцина Марина Викторовна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронежpmvistoria@mail.ru
Военная реформа Александра II: нормативноправовая основа и значение преобразований
Аннотация. В статье рассматривается ходвоенной реформы Александра IIи её историческое значение. Автор указывает нормативноправовые документы, составившие основу реформы, рассматривает ключевые изменения в порядке военной службы и военного управления. Анализируя проведенные преобразования, автор приходит к выводу, что итогом военной реформы сталикачественные улучшения в армии и на флоте.Ключевые слова: реформа, устав, служба, повинность, округ, армия, император.
В настоящее время в Российской Федерации проходит масштабная реформа вооруженных сил, целью которой является оптимизация военного управления, численности военнослужащих, повышение качества военного образования и престижа службы в армии.Проектсовременной реформы во многом схожспроектом военной реформыАлександра II, которая является одним из наиболее значимых преобразований XIXвека.Реформа Александра IIзатронула как организационнотактические, так и технические стороны армии.Необходимость перемен назреваладавно, но поражение России в Крымской войненагляднопоказало недостатки русской армии. С реформой нельзя было медлить. Разработка проекта реформы была поручена вновь назначенному военному министру графу Д.А. Милютину. В докладе военного министерства от 15 января 1862г. поставленызадачи рационализации системы военного управления. Предполагались изменения организации пехотных, кавалерийских и артиллерийских частей, сокращение численности войски перевооружение армии.
В мае 1862г. Милютиным представлены «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В документе предлагалось делить всю территорию Россиина военные округа во главе с Командующим военным округом, на которого будут возложены полномочия по надзору и командованию войсками округа, а также руководствоместными военными учреждениями.Были учреждены Виленский, Киевский, Варшавский и Одесский военные округа.
В 1864г. было принято Положение о военноокружных управлениях[1, с.976]. Согласно этому документуКомандующий войсками округа становился не инспектором, как планировалось ранее, а главой всех воинских подразделений военного округа. В приграничных округах Командующий получал всю полноту военной и гражданской власти, выполняя функции генералгубернатора. Командующие не становились единоличными начальниками округов, т.к. подчинялись непосредственно царю, в руках которого было сосредоточено верховное руководствовооруженными силами.
14 мая 1867г. император Александр IIутвердил «Военносудебный устав»[2, с. 822.], определивший структуру и компетенцию военных судов. Был создан Главный военный суд, создавались полковые и военноокружные суды. Полковые и военноокружные суды рассматривали дело по существу о виновности или невиновности подсудимого. Главный военный судвёл надзор за единообразным исполнением законов судами низших инстанций и не рассматривал дела по существу (являлся неким аналогом Конституционного суда). В военное время действовали военнополевые суды, рассматривавшие дела военных и гражданских лиц на территории, объявленной на военном положении. Устанавливались должности военного следователя и военного прокурора. Формальносистема военных судов основывалась на принципах гласности, бессословности и независимости судей от административных органов. Параллельно с организационными проходили и технические преобразованияв армии инафлоте. Вводились новые стандарты обмундирования и снаряжения. Так, в 1856г.была разработана 6линейная капсюльная винтовка, которой впоследствии было вооружено более 250 тысяч человек. Совершенствовались и существующие образцы вооружения. В 1866 г.были утверждены стандарты вооружения артиллерии. Все батареипешей и конной артиллерии вооружались 4фунтовыми и9фунтовыми нарезными пушками. Ранее на вооружении состояли орудия с различными калибрами, что существенно осложняло снабжение войск боеприпасами и делало артиллерийские батареи менее эффективными.Также стоит отметить, что по военной реформе русский флот, значительно устаревший и существующий по стандартам петровского времени, впервые получил броненосцы.Основной частью реформы сталиМанифест о введении всеобщей воинской повинности[3, с. 1]и Устав о воинской повинности[4,с. 2], которыебылиподписаныимператором 1 января 1874г. .Современный исследователь Н. А. Маслов отмечает, что воинская повинность впитала в себя весь положительный и прогрессивный опыт повинности рекрутскойи была лишена таких её отрицательныхчерт,как сословность и рекрутская очередь, что стало принципиально важным элементом системы формирования армии[5, с. 126].В соответствии с Уставомрекрутские наборы отменялись,апризыву подлежало все мужское население, достигшее возраста 21 года. Согласно статьям 6771 главы VII Устава о воинской повинностидля отправления воинской повинности учреждались призывные участки, по одному на уезд. Города с населением свыше 40000 мужчин разделялись на несколько участков. Согласно статье14 главы 1 Устава о воинской повинностипризыв проходил ежегодно с 1 ноября по 15 декабря (в Сибири с 15 октября по 31 декабря), а назначение на службу происходило по жребию. Лица, проходившие военную службу, сохраняли за собой все личные и имущественные права. Стоит отметить, что представители податных сословий на время несения службы освобождались от взымаемых подушно государственных, земских и общественных сборов. В статьях 1719 главы IIУстав определялсрок военной службы в пехоте 15 лет, из которых действительнаявоенная служба–6 лет, в запасе–9 лет. Срок службы на флоте составлял 10 лет, из них действительная служба –7 лет, в запасе –3 года. Данные сроки устанавливались для мирного времени. В период военных действий Устав обязывал оставаться на службе до тех пор, «пока того будет требовать государственная надобность». Устав предусматривал освобождение и отсрочки от службы для различных категорий граждан. Выделялись освобождения и отсрочки от службы по телесным недостаткам(ст. 4244 гл.VI), устанавливались отсрочки на срок не более 2 лет по имущественному положению для лиц, лично управлявшихсобственным недвижимым имуществом или торговыми, фабричными и промышленными предприятиями (ст.52 гл.VI), предусматривались отсрочки и льготы по образованию. Освобождению от службыподлежали единственные кормильцы в семье при малолетних детях, преподаватели и доктора. Представители духовенства также освобождались от несения воинской повинности (ст. 6264 гл. VI). Глава XIVрегламентировалавзыскания за нарушения законов о воинской повинности. Важной чертой документа являласьотмена телесных наказаний для военнослужащих. В Уставе были предусмотрены такие виды наказаний,как штрафы и арест, максимальный срок которого могсоставлять 1 год и 4 месяца. Трудноне согласиться с мнением В. И. Баяндина, который считает, что военная реформа, проводимая императором Александром II, внесла значительный вклад в реорганизацию и совершенствование военного устройства Российской империи. Он отмечает, что с принятием Устава возрастной состав армии становился более однородным, и абсолютное большинство новобранцев поступалона службу в возрасте 2021 года, что, несомненно, положительно отразилось на физическом состоянии армии[6, с. 18].
С. Н. Рудник обращает внимание на то, что создание Устава о воинской повинности проходило не в тиши чиновничьих кабинетов, а при участии самых широких кругов общественности, в обстановке бурныхпрений, в борьбе Военного министерства с приверженцами прежних порядков[7, с.16].За время реформы 1862–1874гг. численность солдат сократилась на 40%, рекрутский набор был отменен, а его место заняла всеобщая воинская повинность. Была усовершенствована система военного управления, перевооружены пехота и флот, увеличено количество военных училищ, стало вышекачество подготовки офицерского состава.
Главным итогом военной реформы явилось создание стройной системы военного управления на местах и устранение излишней централизации Военного министерства. Благодаря созданию военных округов обеспечивалось наиболее оперативное развертывание армий в случае военный действий, упростилось общее руководство вооруженными силами.Эффективность проведенной реформы наглядно продемонстрировала Русскотурецкая война 1877–1878гг., по результатам которой Российской империи удалось вернуть часть территорий, утерянных в ходе Крымской войны.
Ссылки на источники1.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2е.Т.XXXIX. –СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1867. –976 с. 2.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2е Т. XLII. –СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1871. –822 с.3.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2е. Т. XLIX.–СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1876. –1 с.4.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2е. Т. XLIX. –СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1876. –2 с.5.Маслов, Н. А. Субъект воинской обязанности в России в XIX–XXвв.: историкоправовое исследование / Н. А. Маслов // Журнал российского права. –2012. –№ 11. –С. 126133.6.Баяндин, В. И. Всеобщая воинская повинность как часть военных реформ императора Александра II / В. И. Баяндин // Гуманитарные науки в Сибири. –2011. –№ 2. –С. 1821.7.Рудник, С. Н. Особенности реформ 1860 –1870х гг. (на примере подготовки Устава о воинской повинности) / С. Н. Рудник // Модернизация в России: история, политика, образование: мат. Всерос. науч. конф. с межд. участием. –СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. –С. 1624.8.Милютин, Д. А. Воспоминания.1863 –1864 / Д. А. Милютин. –М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. –489 с.
Пыльцина Марина Викторовна,кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронежpmvistoria@mail.ru
Военная реформа Александра II: нормативноправовая основа и значение преобразований
Аннотация. В статье рассматривается ходвоенной реформы Александра IIи её историческое значение. Автор указывает нормативноправовые документы, составившие основу реформы, рассматривает ключевые изменения в порядке военной службы и военного управления. Анализируя проведенные преобразования, автор приходит к выводу, что итогом военной реформы сталикачественные улучшения в армии и на флоте.Ключевые слова: реформа, устав, служба, повинность, округ, армия, император.
В настоящее время в Российской Федерации проходит масштабная реформа вооруженных сил, целью которой является оптимизация военного управления, численности военнослужащих, повышение качества военного образования и престижа службы в армии.Проектсовременной реформы во многом схожспроектом военной реформыАлександра II, которая является одним из наиболее значимых преобразований XIXвека.Реформа Александра IIзатронула как организационнотактические, так и технические стороны армии.Необходимость перемен назреваладавно, но поражение России в Крымской войненагляднопоказало недостатки русской армии. С реформой нельзя было медлить. Разработка проекта реформы была поручена вновь назначенному военному министру графу Д.А. Милютину. В докладе военного министерства от 15 января 1862г. поставленызадачи рационализации системы военного управления. Предполагались изменения организации пехотных, кавалерийских и артиллерийских частей, сокращение численности войски перевооружение армии.
В мае 1862г. Милютиным представлены «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В документе предлагалось делить всю территорию Россиина военные округа во главе с Командующим военным округом, на которого будут возложены полномочия по надзору и командованию войсками округа, а также руководствоместными военными учреждениями.Были учреждены Виленский, Киевский, Варшавский и Одесский военные округа.
В 1864г. было принято Положение о военноокружных управлениях[1, с.976]. Согласно этому документуКомандующий войсками округа становился не инспектором, как планировалось ранее, а главой всех воинских подразделений военного округа. В приграничных округах Командующий получал всю полноту военной и гражданской власти, выполняя функции генералгубернатора. Командующие не становились единоличными начальниками округов, т.к. подчинялись непосредственно царю, в руках которого было сосредоточено верховное руководствовооруженными силами.
14 мая 1867г. император Александр IIутвердил «Военносудебный устав»[2, с. 822.], определивший структуру и компетенцию военных судов. Был создан Главный военный суд, создавались полковые и военноокружные суды. Полковые и военноокружные суды рассматривали дело по существу о виновности или невиновности подсудимого. Главный военный судвёл надзор за единообразным исполнением законов судами низших инстанций и не рассматривал дела по существу (являлся неким аналогом Конституционного суда). В военное время действовали военнополевые суды, рассматривавшие дела военных и гражданских лиц на территории, объявленной на военном положении. Устанавливались должности военного следователя и военного прокурора. Формальносистема военных судов основывалась на принципах гласности, бессословности и независимости судей от административных органов. Параллельно с организационными проходили и технические преобразованияв армии инафлоте. Вводились новые стандарты обмундирования и снаряжения. Так, в 1856г.была разработана 6линейная капсюльная винтовка, которой впоследствии было вооружено более 250 тысяч человек. Совершенствовались и существующие образцы вооружения. В 1866 г.были утверждены стандарты вооружения артиллерии. Все батареипешей и конной артиллерии вооружались 4фунтовыми и9фунтовыми нарезными пушками. Ранее на вооружении состояли орудия с различными калибрами, что существенно осложняло снабжение войск боеприпасами и делало артиллерийские батареи менее эффективными.Также стоит отметить, что по военной реформе русский флот, значительно устаревший и существующий по стандартам петровского времени, впервые получил броненосцы.Основной частью реформы сталиМанифест о введении всеобщей воинской повинности[3, с. 1]и Устав о воинской повинности[4,с. 2], которыебылиподписаныимператором 1 января 1874г. .Современный исследователь Н. А. Маслов отмечает, что воинская повинность впитала в себя весь положительный и прогрессивный опыт повинности рекрутскойи была лишена таких её отрицательныхчерт,как сословность и рекрутская очередь, что стало принципиально важным элементом системы формирования армии[5, с. 126].В соответствии с Уставомрекрутские наборы отменялись,апризыву подлежало все мужское население, достигшее возраста 21 года. Согласно статьям 6771 главы VII Устава о воинской повинностидля отправления воинской повинности учреждались призывные участки, по одному на уезд. Города с населением свыше 40000 мужчин разделялись на несколько участков. Согласно статье14 главы 1 Устава о воинской повинностипризыв проходил ежегодно с 1 ноября по 15 декабря (в Сибири с 15 октября по 31 декабря), а назначение на службу происходило по жребию. Лица, проходившие военную службу, сохраняли за собой все личные и имущественные права. Стоит отметить, что представители податных сословий на время несения службы освобождались от взымаемых подушно государственных, земских и общественных сборов. В статьях 1719 главы IIУстав определялсрок военной службы в пехоте 15 лет, из которых действительнаявоенная служба–6 лет, в запасе–9 лет. Срок службы на флоте составлял 10 лет, из них действительная служба –7 лет, в запасе –3 года. Данные сроки устанавливались для мирного времени. В период военных действий Устав обязывал оставаться на службе до тех пор, «пока того будет требовать государственная надобность». Устав предусматривал освобождение и отсрочки от службы для различных категорий граждан. Выделялись освобождения и отсрочки от службы по телесным недостаткам(ст. 4244 гл.VI), устанавливались отсрочки на срок не более 2 лет по имущественному положению для лиц, лично управлявшихсобственным недвижимым имуществом или торговыми, фабричными и промышленными предприятиями (ст.52 гл.VI), предусматривались отсрочки и льготы по образованию. Освобождению от службыподлежали единственные кормильцы в семье при малолетних детях, преподаватели и доктора. Представители духовенства также освобождались от несения воинской повинности (ст. 6264 гл. VI). Глава XIVрегламентировалавзыскания за нарушения законов о воинской повинности. Важной чертой документа являласьотмена телесных наказаний для военнослужащих. В Уставе были предусмотрены такие виды наказаний,как штрафы и арест, максимальный срок которого могсоставлять 1 год и 4 месяца. Трудноне согласиться с мнением В. И. Баяндина, который считает, что военная реформа, проводимая императором Александром II, внесла значительный вклад в реорганизацию и совершенствование военного устройства Российской империи. Он отмечает, что с принятием Устава возрастной состав армии становился более однородным, и абсолютное большинство новобранцев поступалона службу в возрасте 2021 года, что, несомненно, положительно отразилось на физическом состоянии армии[6, с. 18].
С. Н. Рудник обращает внимание на то, что создание Устава о воинской повинности проходило не в тиши чиновничьих кабинетов, а при участии самых широких кругов общественности, в обстановке бурныхпрений, в борьбе Военного министерства с приверженцами прежних порядков[7, с.16].За время реформы 1862–1874гг. численность солдат сократилась на 40%, рекрутский набор был отменен, а его место заняла всеобщая воинская повинность. Была усовершенствована система военного управления, перевооружены пехота и флот, увеличено количество военных училищ, стало вышекачество подготовки офицерского состава.
Главным итогом военной реформы явилось создание стройной системы военного управления на местах и устранение излишней централизации Военного министерства. Благодаря созданию военных округов обеспечивалось наиболее оперативное развертывание армий в случае военный действий, упростилось общее руководство вооруженными силами.Эффективность проведенной реформы наглядно продемонстрировала Русскотурецкая война 1877–1878гг., по результатам которой Российской империи удалось вернуть часть территорий, утерянных в ходе Крымской войны.
Ссылки на источники1.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2е.Т.XXXIX. –СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1867. –976 с. 2.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2е Т. XLII. –СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1871. –822 с.3.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2е. Т. XLIX.–СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1876. –1 с.4.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2е. Т. XLIX. –СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1876. –2 с.5.Маслов, Н. А. Субъект воинской обязанности в России в XIX–XXвв.: историкоправовое исследование / Н. А. Маслов // Журнал российского права. –2012. –№ 11. –С. 126133.6.Баяндин, В. И. Всеобщая воинская повинность как часть военных реформ императора Александра II / В. И. Баяндин // Гуманитарные науки в Сибири. –2011. –№ 2. –С. 1821.7.Рудник, С. Н. Особенности реформ 1860 –1870х гг. (на примере подготовки Устава о воинской повинности) / С. Н. Рудник // Модернизация в России: история, политика, образование: мат. Всерос. науч. конф. с межд. участием. –СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. –С. 1624.8.Милютин, Д. А. Воспоминания.1863 –1864 / Д. А. Милютин. –М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. –489 с.