Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Выпуск:
ART 970607
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рындина
Ю.
С. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1401–1405. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970607.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам успешного развития бизнеса в условиях конкуренции на рынке. Рассмотрено, от чего зависит конкурентоспособность предприятия, и дана классификация конкурентных преимуществ. Описан стратегический подход предприятия в управлении конкурентоспособностью. Приведена оценка деятельности фирм-конкурентов. Даны рекомендации по достижению конкурентоспособности. Сделан вывод о том, что поддержание конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров являются обобщающим показателем жизнестойкости предприятия.
Ключевые слова:
конкурентные преимущества, конкурентоспособность предприятия, обеспечение конкурентоспособности, конкурентоспособный товар
Текст статьи
Рындина Юлия Сергеевна,студентка 3 курса, Национально Исследовательский Томский политехнический университетг. Томск.yulya.ryndina.96@mail.ru
Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Аннотация.Статья посвящена вопросам успешного развития бизнесав условиях конкуренции на рынке. Рассмотренывопросы:от чего зависит конкурентоспособность предприятияи классификация конкурентных преимуществ. Описан стратегический подход предприятия в управлении конкурентоспособности.Приведенаоценка деятельности фирмконкурентов. Даны рекомендации по достижению конкурентоспособности.Сделан вывод о том, что поддержание конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров является обобщающим показателем жизнестойкости предприятия.Ключевые слова:конкурентоспособность предприятия, конкурентные преимущества, обеспечение конкурентоспособности, конкурентоспособный товар.
В условиях современного рынка критериями успешного развития бизнеса являются: планирование развитиябизнеса, аккумулирование информации о собственных возможностяхпредприятия, перспективах и состоянии целевых рынков, а также конкурентоспособности данного предприятия и конкурентоспособности конкурентов. Конкурентоспособностьюназывают способность предприятий выдерживать конкуренциюв сравнении с аналогичными предприятиями на рынке.Высокая конкурентоспособность выражается в желание потребителей повторно приобрести продукт той или иной фирмы, в отсутствии претензий к фирме со стороны общественности, партнёров и акционеров, а также высоким уровнем престижа работы на данном предприятии.От чего же зависит конкурентоспособность предприятия? Важнейшими параметрами, влияющими на конкурентоспособность являются качественные и ценовые параметры, но также немаловажными факторами являются: уровень менеджмента, система управления финансовыми потоками, а также инвестиционная и инновационная составляющие предприятия. Также на конкурентоспособностьоказывает влияние: конъектура, складывающаясяна рынке, степень конкуренции, которую испытывает предприятие со стороны других участников рынка, квалификация и мотивация сотрудников предприятия, финансовая устойчивость и техническая оснащенность.Остановимся подробнее на маркетинговой составляющей конкурентоспособности.Маркетинг играет важную роль, онвыявляет наиболее значимые потребности клиентов, ведет учет изменения предпочтений потребителей и оцениваетихпотребности, ведет оценку перспективности сегментов рынка, разрабатывает стратегии по увеличению конкурентоспособности.Необходимое условие по определению конкурентоспособности –это наличие конкуренции. Конкуренция проявляется на рынке –месте, где происходит купляпродажа конкретных видов товаров, где заключаются определенные торговые сделки в сложившихся условиях конкуренции с соблюдением правовых и этических норм.Товар конкурентоспособен тогда, когда он отвечает требованиям конкурентного рынка, запросу покупателя, в сравнении с другими аналогичными товарами, которые находятся на рынке.Конкурентоспособность товара определяется его качеством, техническим уровнем и потребительскими свойствами, а также ценами, установленными на данный товар. Что же еще влияет на конкурентоспособность товара? На конкурентоспособность влияет мода, продажный сервис, удачная рекламная концепция и репутация производителя, а также ситуация на рынке и колебание спроса.Исходя из вышеперечисленного,можно сделать вывод, что конкурентоспособность –это рыночная характеристика, которая отображает преимущества товара в условиях рынка, способствующий его успешной продажи вусловиях конкуренции рынка. Понятиеконкурентоспособности определяетсясистемойэкономических, потребительских и технических показателей: высотой техническогоуровня продукции, его функциональными, социальными, эстетическими,полезными свойствами, ценой на покупку и затратами на потребление. Для объективной оценки конкурентоспособности товара все эти показатели сравниваются с показателями конкурентного товара, но основании этого сравнения делаются выводы. Современные авторы на вопрос какой аспект является наиболее значимым для конкурентоспособности отвечают поразному: у некоторых лидируют цена и качество товара и их соотношение, у других: полезность, привлекательность, способность к реализации и выдерживать конкуренцию. На мой взгляд конкурентоспособностью правильно называть комплексный показатель товаров, результаты работы всех элементов маркетинга, которые позволяют обеспечить успешноеконкурирование на рынке.Более сложным процессом является определение конкурентоспособности предприятия, под ним подразумевается процесс осуществления фирмой своей деятельности в условиях конкурентного рынка и получение при этом прибыли, который будет достаточно для технического совершенствования производства, финансового стимулирования рабочих и поддержания высокого качества выпускаемой продукции.Основой формирования конкурентоспособности предприятия является система конкурентных преимуществ.Конкурентные преимущества классифицируют следующим образом:Отношение к системеСодержание фактора преимуществаСфера возникновения преимуществаМесто реализации преимуществаВремя реализации преимуществаВид получаемого конечного результатаКлассификация перечисленных конкурентных преимуществ с последующим их кодированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. [1].Факторы конкурентного преимущества предприятия подразделяют на внешние и внутренние. Внешние факторы практически не зависят от предприятия, внутренние же,наоборот,во многом от него зависят.
Конкурентные преимущества бывают: рыночные, технические, управленческие, эффективности,ресурсные и структурные.В качестве индикаторов конкурентоспособности Т. Данько предлагает использовать также размер относительной доли рынка, величину издержек, отличительные свойства товаров, степень освоения передовых технологий, метод продаж, известность фирмы, ее имидж. [2].
Существует большое множество трактовок определения конкурентоспособности предприятия, среди них хотелось бы выделить следующие характерные признаки.Многие авторы часто не рассматривают понятие «конкурентоспособности предприятий» с позиции занимаемой ими доли рынка и конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.Конкурентоспособностью предприятий обуславливается величиной и эффективностью использования всех его ресурсов.Развитие конкурентоспособности предприятий происходит во времени, изменения зависят он внутренних и внешних факторов.Конкурентоспособность является относительным показателем, который сравнивается с показателями фирмконкурентов, либо показателями эталонных предприятий.Конкурентоспособность продукции и предприятия есть понятия взаимосвязанные.Конкурентоспособность характеризуется удовлетворением им потребности потребителя в сравнении с аналогическими конкурентными объектами, которые предоставлены на рынке.Конкурентоспособность –способность выдерживать конкуренцию по отношению к аналогичным товарам рынка.Конкурентоспособность показывает уровень развития данного предприятия в сравнении с конкурентными предприятиями.Конкурентоспособность фирмы является показателем привлекательности для инвестора.Конкурентоспособность фирм зависит от экологической и социально среды.Конкурентоспособность продукции должна быть управляемой, так как онаиграет неотъемлемо важную роль в развитии конкурентоспособности предприятия.На стадии проектирования товара проводят моделирование показателей конкурентоспособности. Специалисты по маркетингу находят параметры качества сервиса, цены, послепродажного обслуживания, которые приведут к успеху изделия, программируя его популярность на рынке.Основой обеспечения конкурентоспособности продукта является соотношение цены, качества и сервиса. Хотя не исключено, что важны и другие факторы такие как (реклама ипрестиж марки). Обеспечивать конкурентоспособность очень непросто, нужно постоянно совершенствовать разработку, процесс изготовления, процесс продажи и технического обслуживания продукции, то есть постоянно поддерживать требуемый конкурентоспособный уровень продукциина всех этапах ее жизненного цикла.В основном целью современных фирм является:Повышение качества продукцииСнижение издержек производстваПовышение экономичности и оперативности послепродажного обслуживанияСтимулирование маркетинговых усилийСтратегический подход предприятия в управлении конкурентоспособности играет немаловажную роль. Можно выделить три основные стратегии:ВиолентнаяПатиентнаяКоммутатнаяЭксплерентная[3].Виолентную (силовую) стратегию успешно используют фирмы, действующие в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальным источником сил является массовое производство продукции среднего качества по относительно низким ценам. Такая позиция фирмы обеспечивает ей большой запас конкурентоспособности.Девизвиолентныхфирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»).Патиентную (нишевую) стратегию используютфирмы, вставшиена путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Такие фирмы выпускают дорогую и высококачественную продукцию и продают её тем, кого не удовлетворяетобычная продукция.Девизпатиентных фирм: «Дорого, зато хорошо».Коммутантная (соединяющая) стратегияявляется преобладающий в обычном бизнесе в локальныхмасштабах. Сила местного неспециализированного предприятия заключается в его лучшей приспособленности к удовлетворению малых по объему нужд конкретных клиентов. Это путь повышает потребительскую ценностьне за счет высокого качества,а за счет индивидуализациипредлагаемых услуг. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы» —лозунг коммутантов.Эксплерентная (пионерская) стратегия создает новые или радикально преобразовывает старые сегментырынка, этофирмыпервопроходцы в поискахи реализации революционных решений.Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятий можно рекомендовать систему обеспечения конкурентоспособности. В теории проблема обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров рассматривается в виде структурыипроцесса. Рассматривая обеспечение конкурентоспособности в виде структуры, говорят, чтоэто система, которая состоят из внешнего окружения организации (в нее входят вход и выход, общение с внешней средой и обратная связь) и внутренней её подструктуры нацеленной на обеспечение конкурентоспособности товара. Если рассматривать систему обеспечения конкурентоспособности, как процесс, то можно сказать, что это реализация научных подходовпринципов и методов разрабатываемых по всем функциям управления жизненного цикла управляемых объектов и нацеленных на получение конкурентоспособности товара.Теория конкурентных преимуществМ. Портера рассматривает два основных преимущества –это маркетинг и издержки. Преимуществами в маркетингепринято называть конкурентные преимущества в товарах и услугах, которые удовлетворяют клиента больше, чем товары и услуги конкурентов.Преимуществом в издержках называют конкурентное преимущество, которое возникает в связи с низкими производственными и маркетинговыми затратами, чем затраты у конкурентов. Это дает свои результаты: производитель может снизить цену или же поощрять экономию на рекламе и распределении. Фирмы, которые добиваются успехов в маркетинге,больше всего ориентируются на потребителя, чем фирмы, которые стремятся получить преимущества за счет издержек. Вторые конечно тожене могут игнорировать потребителей, иначе их преимущество окажется непрочным. Маркетинговое преимущество на рынке в целом означает, что некоторые свойства товара или услуги данной компании предпочтительнее, чем у компанииконкурента. Обычно оно основано на уникальности продукта.[4].Вести оценку деятельности фирмконкурентов можно опираясь на следующие критерии, которыегруппируют по элементам комплекса маркетинга.Первым элементов выделим продукт и обозначимего главные оценочные подкритерии такие как: марка, разнообразие номенклатуры, ассортимент продуктов, интегральный показатель,уровень качества продуктов, предпродажный и после продажный уровень обслуживания, скорость изменения объемов продаж и рыночная доля.Второй элемент цена, ценовымикритериями являются: уровень цен, назначение цен на новый товар, гибкость ценовой политики.Далее отметим элемент распределение продуктов, здесь имеют значимость: объемы реализаций по каналам сбыта, количество сотрудников сбытовых служб, торговых агентств и их квалификационный уровень, эффективность работы каналов сбыта (заключается в соотношении объёмов реализации с затратами по функционированию каналов сбыта). Очень важным элементов является продвижение продукта, его оценивают по следующим показателям: бюджетом рекламной деятельности, видами реклам, характеристикой направлений рекламных компаний, уровнем и методами стимулирования сбыта, использованием персональной продажи, использованием инструментов связи с общественностью.Чтобы достичь конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятию следует:1.Сделать выпускаемую продукцию конкурентоспособной на целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью продукции подразумеваются те свойства, которые позволят превосходить данным товарам по качественным и ценовым параметрам конкурентную продукцию без ущерба для производителя.2.Поднимать потенциал конкурентоспособности предприятия и его подразделений до уровней мирового производства. Этот показатель гарантирует успешную работу предприятия на будущее. Для того, чтобы предприятие было конкурентоспособное, оно должно обладать набором внутренних конкурентных преимуществ: конкурентоспособностью изделий, удовлетворительным финансовым состоянием, должна вестись эффективная маркетинговая деятельность и эффективный менеджмент, должен поддерживаться высокий имидж предприятия и рентабельность продаж.Таким образом, можно подвести итоги и сказать. Что конкурентоспособность –это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание конкурентоспособности у предприятия обеспечивается всеми у него имеющимися компонентами маркетинговых средств. Умение производитьи эффективно реализовывать конкурентоспособные товары является обобщающим показателем жизнеспособности предприятия, его умения эффективно использовать свои научные, технические, производственные, трудовые и финансовые потенциалы.
Ссылки на источники
1.ФатхутдиновР. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2000. С. 2232.Данько Т. П. Управление маркетингом. М., 2004. С. 2063.Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Основы управления конкурентоспособностью. Саратов, 2005. С. 2324.4.Портер М. Конкуренция. М., 2000.
Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Аннотация.Статья посвящена вопросам успешного развития бизнесав условиях конкуренции на рынке. Рассмотренывопросы:от чего зависит конкурентоспособность предприятияи классификация конкурентных преимуществ. Описан стратегический подход предприятия в управлении конкурентоспособности.Приведенаоценка деятельности фирмконкурентов. Даны рекомендации по достижению конкурентоспособности.Сделан вывод о том, что поддержание конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров является обобщающим показателем жизнестойкости предприятия.Ключевые слова:конкурентоспособность предприятия, конкурентные преимущества, обеспечение конкурентоспособности, конкурентоспособный товар.
В условиях современного рынка критериями успешного развития бизнеса являются: планирование развитиябизнеса, аккумулирование информации о собственных возможностяхпредприятия, перспективах и состоянии целевых рынков, а также конкурентоспособности данного предприятия и конкурентоспособности конкурентов. Конкурентоспособностьюназывают способность предприятий выдерживать конкуренциюв сравнении с аналогичными предприятиями на рынке.Высокая конкурентоспособность выражается в желание потребителей повторно приобрести продукт той или иной фирмы, в отсутствии претензий к фирме со стороны общественности, партнёров и акционеров, а также высоким уровнем престижа работы на данном предприятии.От чего же зависит конкурентоспособность предприятия? Важнейшими параметрами, влияющими на конкурентоспособность являются качественные и ценовые параметры, но также немаловажными факторами являются: уровень менеджмента, система управления финансовыми потоками, а также инвестиционная и инновационная составляющие предприятия. Также на конкурентоспособностьоказывает влияние: конъектура, складывающаясяна рынке, степень конкуренции, которую испытывает предприятие со стороны других участников рынка, квалификация и мотивация сотрудников предприятия, финансовая устойчивость и техническая оснащенность.Остановимся подробнее на маркетинговой составляющей конкурентоспособности.Маркетинг играет важную роль, онвыявляет наиболее значимые потребности клиентов, ведет учет изменения предпочтений потребителей и оцениваетихпотребности, ведет оценку перспективности сегментов рынка, разрабатывает стратегии по увеличению конкурентоспособности.Необходимое условие по определению конкурентоспособности –это наличие конкуренции. Конкуренция проявляется на рынке –месте, где происходит купляпродажа конкретных видов товаров, где заключаются определенные торговые сделки в сложившихся условиях конкуренции с соблюдением правовых и этических норм.Товар конкурентоспособен тогда, когда он отвечает требованиям конкурентного рынка, запросу покупателя, в сравнении с другими аналогичными товарами, которые находятся на рынке.Конкурентоспособность товара определяется его качеством, техническим уровнем и потребительскими свойствами, а также ценами, установленными на данный товар. Что же еще влияет на конкурентоспособность товара? На конкурентоспособность влияет мода, продажный сервис, удачная рекламная концепция и репутация производителя, а также ситуация на рынке и колебание спроса.Исходя из вышеперечисленного,можно сделать вывод, что конкурентоспособность –это рыночная характеристика, которая отображает преимущества товара в условиях рынка, способствующий его успешной продажи вусловиях конкуренции рынка. Понятиеконкурентоспособности определяетсясистемойэкономических, потребительских и технических показателей: высотой техническогоуровня продукции, его функциональными, социальными, эстетическими,полезными свойствами, ценой на покупку и затратами на потребление. Для объективной оценки конкурентоспособности товара все эти показатели сравниваются с показателями конкурентного товара, но основании этого сравнения делаются выводы. Современные авторы на вопрос какой аспект является наиболее значимым для конкурентоспособности отвечают поразному: у некоторых лидируют цена и качество товара и их соотношение, у других: полезность, привлекательность, способность к реализации и выдерживать конкуренцию. На мой взгляд конкурентоспособностью правильно называть комплексный показатель товаров, результаты работы всех элементов маркетинга, которые позволяют обеспечить успешноеконкурирование на рынке.Более сложным процессом является определение конкурентоспособности предприятия, под ним подразумевается процесс осуществления фирмой своей деятельности в условиях конкурентного рынка и получение при этом прибыли, который будет достаточно для технического совершенствования производства, финансового стимулирования рабочих и поддержания высокого качества выпускаемой продукции.Основой формирования конкурентоспособности предприятия является система конкурентных преимуществ.Конкурентные преимущества классифицируют следующим образом:Отношение к системеСодержание фактора преимуществаСфера возникновения преимуществаМесто реализации преимуществаВремя реализации преимуществаВид получаемого конечного результатаКлассификация перечисленных конкурентных преимуществ с последующим их кодированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. [1].Факторы конкурентного преимущества предприятия подразделяют на внешние и внутренние. Внешние факторы практически не зависят от предприятия, внутренние же,наоборот,во многом от него зависят.
Конкурентные преимущества бывают: рыночные, технические, управленческие, эффективности,ресурсные и структурные.В качестве индикаторов конкурентоспособности Т. Данько предлагает использовать также размер относительной доли рынка, величину издержек, отличительные свойства товаров, степень освоения передовых технологий, метод продаж, известность фирмы, ее имидж. [2].
Существует большое множество трактовок определения конкурентоспособности предприятия, среди них хотелось бы выделить следующие характерные признаки.Многие авторы часто не рассматривают понятие «конкурентоспособности предприятий» с позиции занимаемой ими доли рынка и конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.Конкурентоспособностью предприятий обуславливается величиной и эффективностью использования всех его ресурсов.Развитие конкурентоспособности предприятий происходит во времени, изменения зависят он внутренних и внешних факторов.Конкурентоспособность является относительным показателем, который сравнивается с показателями фирмконкурентов, либо показателями эталонных предприятий.Конкурентоспособность продукции и предприятия есть понятия взаимосвязанные.Конкурентоспособность характеризуется удовлетворением им потребности потребителя в сравнении с аналогическими конкурентными объектами, которые предоставлены на рынке.Конкурентоспособность –способность выдерживать конкуренцию по отношению к аналогичным товарам рынка.Конкурентоспособность показывает уровень развития данного предприятия в сравнении с конкурентными предприятиями.Конкурентоспособность фирмы является показателем привлекательности для инвестора.Конкурентоспособность фирм зависит от экологической и социально среды.Конкурентоспособность продукции должна быть управляемой, так как онаиграет неотъемлемо важную роль в развитии конкурентоспособности предприятия.На стадии проектирования товара проводят моделирование показателей конкурентоспособности. Специалисты по маркетингу находят параметры качества сервиса, цены, послепродажного обслуживания, которые приведут к успеху изделия, программируя его популярность на рынке.Основой обеспечения конкурентоспособности продукта является соотношение цены, качества и сервиса. Хотя не исключено, что важны и другие факторы такие как (реклама ипрестиж марки). Обеспечивать конкурентоспособность очень непросто, нужно постоянно совершенствовать разработку, процесс изготовления, процесс продажи и технического обслуживания продукции, то есть постоянно поддерживать требуемый конкурентоспособный уровень продукциина всех этапах ее жизненного цикла.В основном целью современных фирм является:Повышение качества продукцииСнижение издержек производстваПовышение экономичности и оперативности послепродажного обслуживанияСтимулирование маркетинговых усилийСтратегический подход предприятия в управлении конкурентоспособности играет немаловажную роль. Можно выделить три основные стратегии:ВиолентнаяПатиентнаяКоммутатнаяЭксплерентная[3].Виолентную (силовую) стратегию успешно используют фирмы, действующие в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальным источником сил является массовое производство продукции среднего качества по относительно низким ценам. Такая позиция фирмы обеспечивает ей большой запас конкурентоспособности.Девизвиолентныхфирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»).Патиентную (нишевую) стратегию используютфирмы, вставшиена путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Такие фирмы выпускают дорогую и высококачественную продукцию и продают её тем, кого не удовлетворяетобычная продукция.Девизпатиентных фирм: «Дорого, зато хорошо».Коммутантная (соединяющая) стратегияявляется преобладающий в обычном бизнесе в локальныхмасштабах. Сила местного неспециализированного предприятия заключается в его лучшей приспособленности к удовлетворению малых по объему нужд конкретных клиентов. Это путь повышает потребительскую ценностьне за счет высокого качества,а за счет индивидуализациипредлагаемых услуг. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы» —лозунг коммутантов.Эксплерентная (пионерская) стратегия создает новые или радикально преобразовывает старые сегментырынка, этофирмыпервопроходцы в поискахи реализации революционных решений.Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятий можно рекомендовать систему обеспечения конкурентоспособности. В теории проблема обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров рассматривается в виде структурыипроцесса. Рассматривая обеспечение конкурентоспособности в виде структуры, говорят, чтоэто система, которая состоят из внешнего окружения организации (в нее входят вход и выход, общение с внешней средой и обратная связь) и внутренней её подструктуры нацеленной на обеспечение конкурентоспособности товара. Если рассматривать систему обеспечения конкурентоспособности, как процесс, то можно сказать, что это реализация научных подходовпринципов и методов разрабатываемых по всем функциям управления жизненного цикла управляемых объектов и нацеленных на получение конкурентоспособности товара.Теория конкурентных преимуществМ. Портера рассматривает два основных преимущества –это маркетинг и издержки. Преимуществами в маркетингепринято называть конкурентные преимущества в товарах и услугах, которые удовлетворяют клиента больше, чем товары и услуги конкурентов.Преимуществом в издержках называют конкурентное преимущество, которое возникает в связи с низкими производственными и маркетинговыми затратами, чем затраты у конкурентов. Это дает свои результаты: производитель может снизить цену или же поощрять экономию на рекламе и распределении. Фирмы, которые добиваются успехов в маркетинге,больше всего ориентируются на потребителя, чем фирмы, которые стремятся получить преимущества за счет издержек. Вторые конечно тожене могут игнорировать потребителей, иначе их преимущество окажется непрочным. Маркетинговое преимущество на рынке в целом означает, что некоторые свойства товара или услуги данной компании предпочтительнее, чем у компанииконкурента. Обычно оно основано на уникальности продукта.[4].Вести оценку деятельности фирмконкурентов можно опираясь на следующие критерии, которыегруппируют по элементам комплекса маркетинга.Первым элементов выделим продукт и обозначимего главные оценочные подкритерии такие как: марка, разнообразие номенклатуры, ассортимент продуктов, интегральный показатель,уровень качества продуктов, предпродажный и после продажный уровень обслуживания, скорость изменения объемов продаж и рыночная доля.Второй элемент цена, ценовымикритериями являются: уровень цен, назначение цен на новый товар, гибкость ценовой политики.Далее отметим элемент распределение продуктов, здесь имеют значимость: объемы реализаций по каналам сбыта, количество сотрудников сбытовых служб, торговых агентств и их квалификационный уровень, эффективность работы каналов сбыта (заключается в соотношении объёмов реализации с затратами по функционированию каналов сбыта). Очень важным элементов является продвижение продукта, его оценивают по следующим показателям: бюджетом рекламной деятельности, видами реклам, характеристикой направлений рекламных компаний, уровнем и методами стимулирования сбыта, использованием персональной продажи, использованием инструментов связи с общественностью.Чтобы достичь конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятию следует:1.Сделать выпускаемую продукцию конкурентоспособной на целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью продукции подразумеваются те свойства, которые позволят превосходить данным товарам по качественным и ценовым параметрам конкурентную продукцию без ущерба для производителя.2.Поднимать потенциал конкурентоспособности предприятия и его подразделений до уровней мирового производства. Этот показатель гарантирует успешную работу предприятия на будущее. Для того, чтобы предприятие было конкурентоспособное, оно должно обладать набором внутренних конкурентных преимуществ: конкурентоспособностью изделий, удовлетворительным финансовым состоянием, должна вестись эффективная маркетинговая деятельность и эффективный менеджмент, должен поддерживаться высокий имидж предприятия и рентабельность продаж.Таким образом, можно подвести итоги и сказать. Что конкурентоспособность –это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание конкурентоспособности у предприятия обеспечивается всеми у него имеющимися компонентами маркетинговых средств. Умение производитьи эффективно реализовывать конкурентоспособные товары является обобщающим показателем жизнеспособности предприятия, его умения эффективно использовать свои научные, технические, производственные, трудовые и финансовые потенциалы.
Ссылки на источники
1.ФатхутдиновР. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2000. С. 2232.Данько Т. П. Управление маркетингом. М., 2004. С. 2063.Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Основы управления конкурентоспособностью. Саратов, 2005. С. 2324.4.Портер М. Конкуренция. М., 2000.