Государственный долг России и способы его регулирования
Выпуск:
ART 970622
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Минаев
Р.
М. Государственный долг России и способы его регулирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1476–1480. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970622.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена современному состоянию государственного долга Российской Федерации. В статье рассмотрены современные способы управления государственным долгом.
Ключевые слова:
реструктуризация, рефинансирование, федеральный бюджет, государственный долг, государственный кредит
Текст статьи
Минаев Родион Максимович,студент 3 курса Учетнофинансового факультета, «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольr.minaev96@mail.ru
Государственный долг России и способы его регулирования
Аннотация.Данная статья посвящена современному состоянию государственного долга Российской Федерации. В статье рассмотрены современные способыуправления государственным долгом.Ключевые слова:государственный долг, государственный кредит, реструктуризация, рефинансирование, федеральный бюджет.
В современном мире государственный долг характерен для всех стран без исключения. Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранить противоречие между неуклонно возрастающими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, формирующих государственный бюджет. Поэтому государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права.Сегодня государственный долг не рассматривают как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к полному его погашению. Несмотря на широкое использование государственного кредита у него имеется множество недостатков. Негативным последствием государственного долга можно считать выплату процентов, осуществляемых за счет средств, привлекаемых из бюджета страны, поскольку на обслуживание долга отвлекаются средства из производственного сектора экономики, что снижает эффективность экономики страны и тормозит экономический рост. Кроме того, государственный долг в большинстве случаев сокращает уровень национальных сбережений. Однако эта нежелательная сторона государственных заимствований может быть нивелирована, если государство будет вкладывать привлеченные денежные средства в объекты, приносящие доходы, за счет которых будут выплачиваться проценты и основная сумма долга.Российская Федерация также прибегает к использованию государственного кредита, который является основой института государственного долга. Согласно статье 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственный долг Российской Федерации включает «долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает деление государственного долга на внутренний и внешний по признаку валюты обязательств. В этом состоит особенность российской практики, в других странах государственный долг рассчитывается с учетом заимствований перед резидентами и нерезидентами.Рассмотрим внутренний государственный долг Российской Федерации. Современному внутреннему долгу предшествовало становление рынка государственных ценных бумаг в 1993 г., который был необходим для стабилизации экономической обстановки в стране. Прямое финансирование дефицита бюджета было запрещено Правительством Российской Федерации, взамен стали выпускать краткосрочные купонные облигации –ГКООФЗ. Темпы роста внутреннего долга увеличивались в геометрической прогрессии, и его обслуживание в 1998 г. стало обременительным для государства. К середине 1998 г. государственный внутренний долг в ГКООФЗ составил 425 млрд. рублей. Вследствие этого в России был объявлен дефолт. В 1999 г. по сравнение с 1998 г. расходы по обслуживанию и погашению государственного долга существенно сократились и составили всего 0,82 от предыдущего уровня. Обратимся к динамике внутреннего государственного долга с 2005 г. по настоящее время:Таблица 1Объем государственного внутреннего долга России[2]
По состоянию наОбъем государственного внутреннего долга РФ, млрд.рубВсегоВ т.ч. государственные гарантии РФ в валюте РФ01.01.2005778,4712,9301.01.2006875,4318,8601.01.20071064,8831,2301.01.20081301,1546,6801.01.20091499,8272,4901.01.20102094,73251,3601.01.20112940,39472,2501.01.20124190,55637,3301.01.20134977,90906,601.01.20145722,241289,8501.01.20157241,171765,4601.01.20167307,611734,52
В Федеральном законе о бюджете на
2016 г. верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.2017 г. предусмотрен в сумме 8817 млрд. рублей. Если внутренние займы Российской Федерации основываются на кредитах, получаемых государством в результате выпуска и размещения ценных бумаг, то внешние государственные займы привлекаются у иностранных юридических лиц, государств, субъектов международного права и международных организаций. Внешний долг затрагивает интересы Российской Федерации на международной арене.История современного внешнего долга Российской Федерации начинается с 1991 г. Тогда в Минске был подписан «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга Союза ССР». По данному соглашению доля России, как в зарубежных активах, так и во внешних обязательствах СССР составляла 61,34%. Сумма внешних государственных финансовых обязательств в России на 1992 г. составляла 107 млрд. долл. США, из них долг бывшего СССР –100,4 млрд., новый российский долг –6,3 млрд.
В 1993 г. Российская Федерация подписала двусторонние соглашения и взяла на себя активы и долги всех остальных республик бывшего СССР, а в структуре российского внешнего долга появилась графа –«долг бывшего СССР». На 1 января 2000 г. объем унаследованных от СССР обязательств составлял 89 млрд. долл. Помимо этого, Россия, будучи в условиях глубокого экономического кризиса, произвела собственные заимствования на сумму 77,1 млрд. долл.
Начиная с 2000 г., внешний государственный долг Российской Федерации неуклонно рос. Так в период с 2004 –по 2008 гг. государственная задолженность возросла более чем в два раза –с 213,4 до 479,8 млрд. долл. В 2009, 2010 гг. задолженностьнаходилась примерно на одном уровне, и с 2011 г. снова стала возрастать. Проанализируем динамику внешнего долгас 2011по 2015 гг.Таблица 2Внешний долг Российской Федерации[3]
01.01.201201.01.201301.01.201401.01.201501.01.2016Внешний долг РФ538884636421728864599901515848Внешний долг государственного сектора в расширенном определении221595298930375905304892268073Внешний долг частного сектора317290337490352959295009247774Прочие секторы227758251296271603231652204436
На01.01.2017 г. верхний предел государственного внешнего долга Федеральным законом о бюджете на 2016 г.
предусмотрен в объеме 55,1 млрд. долл. США. Следует отметить, что в связи с глобальным финансовым кризисом 2008 г. внешний корпоративный долг РоссийскойФедерации превысил объем золотовалютных резервов. Государственные корпорации получили кредиты рефинансирования, однако проблема корпоративного долга остается актуальной и сегодня.«Существенное влияние на основные параметры федерального бюджета оказывает принятие обязательств по государственным гарантиям, объем которых формирует условные обязательства государства и включается в совокупный объем государственного долга страны. По этой причине увеличение объема гарантийных
обязательств непосредственно влияетна рост госдолга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита» Актуальной задачей для России является эффективное управление долговым
портфелем. «Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в лицеего уполномоченных органов по определению условий размещения и погашения государственных займов, а также по гармонизации интересов заемщика и кредитора».Перечислим методы управления государственным долгом, используемые в разных странах мира. Самым распространенным методом является рефинансирование государственного долга –размещение новых займов с целью погашения старых. Однако для использования данного метода у страны должна быть высокая финансовая репутация. Без условий значительного смягчения кредитования этот метод не всегда хорош, так как затягивает страну в еще большую задолженность.В условиях финансового кризиса страны пользуются методом реструктуризации –изменение графика выплаты долга, продление льготного периода, во время которого выплачиваютсятолько проценты, и изменение срока платежей. При этом долг не уменьшается, а даже увеличивается изза дополнительных процентов в новый период его погашения, но в то же время государстводолжник получает краткосрочное облегчение.Другими административными методами регулирования долга, помимо реструктуризации и рефинансирования, являются списание и аннулирование долга. Как правило, аннулирование долга связано с политическими причинами. Аннулирование долговых обязательств происходит либо в случае финансовой несостоятельности государства, либо в случае отказа от выплаты долга. Однако в таком случае подрывается доверие к странедолжнику, перспективы дальнейших заимствований становятся ограниченными, сокращается внешняя торговля с другими странами.Обратимся к некоторым экономическим методам регулирования государственного долга –конверсии и секьюритизации. Конверсия представляет собой изменение размера доходности займа. Чаще всего государство сокращает выплачиваемую процентную ставку. Под секьюритизацией понимаютвыпуск облигаций, обмениваемых на старый долг либо подлежащих продаже. Секьюритизация внешнего долга происходит в случае признания заемщиком и кредитором приоритета новых долговых обязательств.Таким образом, на данном этапеу Российской Федерации наблюдаются негативные тенденции роста государственного долга. В связи с этим планируется создание Российского финансового агентства –специализированного финансового органа, который будет заниматься реализацией государственной политики в сфере управления государственным долгом и суверенными фондами России на финансовых рынках.
Ссылки на источники1.Бюджетный кодекс Российской Федерации [электронный ресурс].Режимдоступа:http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=197022.Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации / Минфин России// Министерство финансов Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=209653.Внешний долг, рассчитанный в соответствии с методологией шестого издания «Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6) / ЦБ России// Центральный банк РоссийскойФедерации: [офиц. сайт]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs4.Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов[электронный ресурс]. –Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=647135.Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 20132015 гг. / Минфин [электронный ресурс].Режимдоступа:http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/12/dolgovaya_politika_rossiyskoy_federatsii_na_20131015.pdf
Государственный долг России и способы его регулирования
Аннотация.Данная статья посвящена современному состоянию государственного долга Российской Федерации. В статье рассмотрены современные способыуправления государственным долгом.Ключевые слова:государственный долг, государственный кредит, реструктуризация, рефинансирование, федеральный бюджет.
В современном мире государственный долг характерен для всех стран без исключения. Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранить противоречие между неуклонно возрастающими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, формирующих государственный бюджет. Поэтому государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права.Сегодня государственный долг не рассматривают как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к полному его погашению. Несмотря на широкое использование государственного кредита у него имеется множество недостатков. Негативным последствием государственного долга можно считать выплату процентов, осуществляемых за счет средств, привлекаемых из бюджета страны, поскольку на обслуживание долга отвлекаются средства из производственного сектора экономики, что снижает эффективность экономики страны и тормозит экономический рост. Кроме того, государственный долг в большинстве случаев сокращает уровень национальных сбережений. Однако эта нежелательная сторона государственных заимствований может быть нивелирована, если государство будет вкладывать привлеченные денежные средства в объекты, приносящие доходы, за счет которых будут выплачиваться проценты и основная сумма долга.Российская Федерация также прибегает к использованию государственного кредита, который является основой института государственного долга. Согласно статье 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственный долг Российской Федерации включает «долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает деление государственного долга на внутренний и внешний по признаку валюты обязательств. В этом состоит особенность российской практики, в других странах государственный долг рассчитывается с учетом заимствований перед резидентами и нерезидентами.Рассмотрим внутренний государственный долг Российской Федерации. Современному внутреннему долгу предшествовало становление рынка государственных ценных бумаг в 1993 г., который был необходим для стабилизации экономической обстановки в стране. Прямое финансирование дефицита бюджета было запрещено Правительством Российской Федерации, взамен стали выпускать краткосрочные купонные облигации –ГКООФЗ. Темпы роста внутреннего долга увеличивались в геометрической прогрессии, и его обслуживание в 1998 г. стало обременительным для государства. К середине 1998 г. государственный внутренний долг в ГКООФЗ составил 425 млрд. рублей. Вследствие этого в России был объявлен дефолт. В 1999 г. по сравнение с 1998 г. расходы по обслуживанию и погашению государственного долга существенно сократились и составили всего 0,82 от предыдущего уровня. Обратимся к динамике внутреннего государственного долга с 2005 г. по настоящее время:Таблица 1Объем государственного внутреннего долга России[2]
По состоянию наОбъем государственного внутреннего долга РФ, млрд.рубВсегоВ т.ч. государственные гарантии РФ в валюте РФ01.01.2005778,4712,9301.01.2006875,4318,8601.01.20071064,8831,2301.01.20081301,1546,6801.01.20091499,8272,4901.01.20102094,73251,3601.01.20112940,39472,2501.01.20124190,55637,3301.01.20134977,90906,601.01.20145722,241289,8501.01.20157241,171765,4601.01.20167307,611734,52
В Федеральном законе о бюджете на
2016 г. верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.2017 г. предусмотрен в сумме 8817 млрд. рублей. Если внутренние займы Российской Федерации основываются на кредитах, получаемых государством в результате выпуска и размещения ценных бумаг, то внешние государственные займы привлекаются у иностранных юридических лиц, государств, субъектов международного права и международных организаций. Внешний долг затрагивает интересы Российской Федерации на международной арене.История современного внешнего долга Российской Федерации начинается с 1991 г. Тогда в Минске был подписан «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга Союза ССР». По данному соглашению доля России, как в зарубежных активах, так и во внешних обязательствах СССР составляла 61,34%. Сумма внешних государственных финансовых обязательств в России на 1992 г. составляла 107 млрд. долл. США, из них долг бывшего СССР –100,4 млрд., новый российский долг –6,3 млрд.
В 1993 г. Российская Федерация подписала двусторонние соглашения и взяла на себя активы и долги всех остальных республик бывшего СССР, а в структуре российского внешнего долга появилась графа –«долг бывшего СССР». На 1 января 2000 г. объем унаследованных от СССР обязательств составлял 89 млрд. долл. Помимо этого, Россия, будучи в условиях глубокого экономического кризиса, произвела собственные заимствования на сумму 77,1 млрд. долл.
Начиная с 2000 г., внешний государственный долг Российской Федерации неуклонно рос. Так в период с 2004 –по 2008 гг. государственная задолженность возросла более чем в два раза –с 213,4 до 479,8 млрд. долл. В 2009, 2010 гг. задолженностьнаходилась примерно на одном уровне, и с 2011 г. снова стала возрастать. Проанализируем динамику внешнего долгас 2011по 2015 гг.Таблица 2Внешний долг Российской Федерации[3]
01.01.201201.01.201301.01.201401.01.201501.01.2016Внешний долг РФ538884636421728864599901515848Внешний долг государственного сектора в расширенном определении221595298930375905304892268073Внешний долг частного сектора317290337490352959295009247774Прочие секторы227758251296271603231652204436
На01.01.2017 г. верхний предел государственного внешнего долга Федеральным законом о бюджете на 2016 г.
предусмотрен в объеме 55,1 млрд. долл. США. Следует отметить, что в связи с глобальным финансовым кризисом 2008 г. внешний корпоративный долг РоссийскойФедерации превысил объем золотовалютных резервов. Государственные корпорации получили кредиты рефинансирования, однако проблема корпоративного долга остается актуальной и сегодня.«Существенное влияние на основные параметры федерального бюджета оказывает принятие обязательств по государственным гарантиям, объем которых формирует условные обязательства государства и включается в совокупный объем государственного долга страны. По этой причине увеличение объема гарантийных
обязательств непосредственно влияетна рост госдолга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита» Актуальной задачей для России является эффективное управление долговым
портфелем. «Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в лицеего уполномоченных органов по определению условий размещения и погашения государственных займов, а также по гармонизации интересов заемщика и кредитора».Перечислим методы управления государственным долгом, используемые в разных странах мира. Самым распространенным методом является рефинансирование государственного долга –размещение новых займов с целью погашения старых. Однако для использования данного метода у страны должна быть высокая финансовая репутация. Без условий значительного смягчения кредитования этот метод не всегда хорош, так как затягивает страну в еще большую задолженность.В условиях финансового кризиса страны пользуются методом реструктуризации –изменение графика выплаты долга, продление льготного периода, во время которого выплачиваютсятолько проценты, и изменение срока платежей. При этом долг не уменьшается, а даже увеличивается изза дополнительных процентов в новый период его погашения, но в то же время государстводолжник получает краткосрочное облегчение.Другими административными методами регулирования долга, помимо реструктуризации и рефинансирования, являются списание и аннулирование долга. Как правило, аннулирование долга связано с политическими причинами. Аннулирование долговых обязательств происходит либо в случае финансовой несостоятельности государства, либо в случае отказа от выплаты долга. Однако в таком случае подрывается доверие к странедолжнику, перспективы дальнейших заимствований становятся ограниченными, сокращается внешняя торговля с другими странами.Обратимся к некоторым экономическим методам регулирования государственного долга –конверсии и секьюритизации. Конверсия представляет собой изменение размера доходности займа. Чаще всего государство сокращает выплачиваемую процентную ставку. Под секьюритизацией понимаютвыпуск облигаций, обмениваемых на старый долг либо подлежащих продаже. Секьюритизация внешнего долга происходит в случае признания заемщиком и кредитором приоритета новых долговых обязательств.Таким образом, на данном этапеу Российской Федерации наблюдаются негативные тенденции роста государственного долга. В связи с этим планируется создание Российского финансового агентства –специализированного финансового органа, который будет заниматься реализацией государственной политики в сфере управления государственным долгом и суверенными фондами России на финансовых рынках.
Ссылки на источники1.Бюджетный кодекс Российской Федерации [электронный ресурс].Режимдоступа:http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=197022.Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации / Минфин России// Министерство финансов Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=209653.Внешний долг, рассчитанный в соответствии с методологией шестого издания «Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6) / ЦБ России// Центральный банк РоссийскойФедерации: [офиц. сайт]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs4.Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов[электронный ресурс]. –Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=647135.Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 20132015 гг. / Минфин [электронный ресурс].Режимдоступа:http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/12/dolgovaya_politika_rossiyskoy_federatsii_na_20131015.pdf