Проблемы страховой защиты в сфере сервиса и туризма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хан Е. А., Подколзина И. М. Проблемы страховой защиты в сфере сервиса и туризма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1486–1490. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970624.htm.
Аннотация. В работе рассматриваются виды страхования рисков туристских предприятий и туристов, применяемые в настоящее время, основные проблемы страхования в сфере туризма, рекомендованы возможные альтернативы решения данных проблем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хан Елена Александровна,студентка, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г.Ставропольhelenkhan95@mail.ru

Подколзина Ирина Михайловна,кандидат экономических наук, доцентФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставропольprivetia2003@mail.ru

Проблемыстраховой защиты в сфере сервиса и туризма

Аннотация.Вработе рассматриваются виды страхования рисков туристских предприятий и туристов, применяемые в настоящее время, основные проблемы страхования в сфере туризма, и рекомендованы возможные альтернативы решения данных проблем.Ключевые слова:страхование, туризм.

Вместе с развитием разных секторов техники, экономики и науки увеличивается необходимость создавать определенные защитные инструменты и механизмы для использования в разных жизненных ситуациях. Иногда такими механизмами могут быть физические и конкретные предметы, но они не всегда могут выдержать нагрузку, к тому же не могут компенсировать потери в связи со своим несовершенством. Именно для этого и было придумано страхование, основной задачей которого является обеспечение защиты от разных рисковюридических лиц и физических, при возникновении непредвиденных ситуаций.В последнее время развитие туризма набирает обороты. Статистика показывает, что на 2013 г. к РФ проявляли интерес такие страны как Германия 40 %, Китай 20 %, США 14 % и Великобритания 16 %,интерес прочих стран составил еще 10 %. В связи с этим люди, участвующие в туристском процессе стали довольно часто обращаться к вопросам страхования. Конечно, изначально страхование применялось только в тех случаях, когда была угроза жизни и здоровью человека, выезжающего в особо опасные зоны, или при занятиях экстремальными видами туризма. Теперь же специалисты туриндустрии в большинстве случаев обращаются за помощью к страховым компаниям.[1]В данный момент сфера туризма включает несколько типов страхования, применяемых наиболее часто. Принимая во внимание объект страхования, их можно разделить на следующие:

страхование рисков туристских организаций;

страхование рисков туристов (граждан);Указанные типы страхования осуществляются в обязательной и добровольной формах, также компенсационной (оплата путешественником всех расходов, возмещение только в случае возвращения на родину) и сервисной (при наличии договора со страховой компанией нужно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб и предоставить: номер полиса, фамилию).При заключении договора страхования финансового риска необходимо предусмотреть обязанность страхователя сообщать страховщику обо всех известных ему изменениях в степени страхового риска и не допускать увеличивающих его действий. Представляется целесообразным исключать из страхования посредническую деятельность сторонних лиц, вложения в азартные игры, тотализаторы и т.п. Не могут возмещаться убытки или неполучение прибыли, возникшие вследствие действий страхователя, направленных на умышленный срыв договорных обязательств, нарушение законодательства, изменение профиля коммерческого предприятия, неквалифицированного управления им. В свою очередь, страховая организация вправе ограничивать или расширять принимаемые на свою ответственность риски.

Ставки страховых взносов (тарифы) по страхованию финансовых рисков зависят от многих факторов: вида деятельности, срока страхования, степени стабильности рыночных отношений, курса валюты, экономической политики правительства и др. [3]Для каждой туристской организации риск индивидуален, следовательно, надо по возможности индивидуализировать и ставки страховых взносов. С учетом опыта действующего страхования финансовых рисков его целесообразно проводить с установлением франшизы и предоставлением страхователю права увеличивать ее размер.

Имеет смысл ограничить максимальную сумму возмещения. Важными видами страхования туристских организаций являются такие, как страхование рисков непогашения кредитов и ответственности заемщика за непогашение кредита. Объектом первого выступает несвоевременное полное погашение кредита и процентов за пользование кредитом в течение установленного договором кредитования срока. Субъекты страхования: страховая компания —страховщик и банк (кредитное учреждение) —страхователь. При страховании риска непогашения кредита обязательным условием становится проверка кредитоспособности заемщика кредита (туристской организации). Порядок проверки кредитоспособности заемщика кредита изложен в учебнометодической литературе.[2]

Виды страхования рисков граждан:1.Страхование туриста (в первую очередь мед.страхование). Страховыевыплаты действуют на покупку необходимых лекарств, осуществление транспортировки больного, оказание экстренной помощи (мед.) и возвращение тела, в случае смерти. Стоимость полиса зависит от страны, в которой пребывает турист, суммы страховки и продолжительности поездки.

Средняя сумма страховки будет составлять 12 доллара в сутки, будет выплачиваться непосредственно туристом.2.Страхование имущества (страхование багажа в случае кражи,повреждения или утраты). Оплата производится также туристом, а договор добровольный и действует на протяжении всегопутешествия. Стоимость данного полиса будет зависеть от длительности поездки и страховой суммы, выбираемой туристом, но не будет превышать стоимость багажа.

Отдельные компании по страхованию ограничивают размер страховых выплат (максимум несколько тысяч долларов). 3.Страхование туристской ответственности –предназначено для тех, ктовыезжает за пределы страны на автомобиле (зеленая карта). Полис предназначен для защиты гражданской ответственности за рубежом. Эта возможность позволяет не приобретать дополнительное страхование ответственности во время переездаиз других стран. Одна карта –соответственно одно транспортное средство.4.Страхование от невыезда –популярный в последнее время типстрахования, позволяющий компенсировать затраты на отмену поездки за границу (смерть застрахованного или его родственников, болезнь, травмы, участие застрахованного в судебном разбирательстве, получение повестки из военкомата, отсутствие въездной визы при своевременной подаче документов и др.).5.Страхование туристов от несчастных случаев (схож со страхованиемтуриста). Страховое событие –непредвиденное обстоятельство, которое произошло с туристом во время поездки за границу (ухудшение здоровья, травма). Страховые суммы в данном случае могут покрыть затраты на:

покупку лекарств; лечение; транспортирование больного; возвращение тела;[4]

Несчастные случаи, которые произошли по виде страхователя не компенсируются. Стоимость полиса будет зависеть от продолжительности путешествия и величины страховой суммы. Что касается экстремальных туристов –для них существуют специальные (повышенные) тарифы.[5]Касательно России, в настоящее время используется в основном добровольное страхование. Участились непредвиденные моменты (теракты, халатность должностных лиц и др.), которые создают определенные трудности. Так как в РФ отсутствует четко отлаженный механизм защиты туристов за рубежом, то целесообразно выделить несколько задач:

создание в разных странах специализированных служб по урегулированию проблем (либо создание такой службы в РФ с возможностью быстрого выезда);

сбалансировать систему страхования (пересмотр тарифов на страхование , а именно уменьшение);

переложить ответственность на страховые компании и туроператоров.[6]Таким образом, для того, чтобы реализовать данное направление потребуется много времени и усилий, причем как со стороны предпринимателей, так и со стороны государства. Одно из направлений реализации предложенных мер –создание саморегулируемых организаций в сфере сервиса и туризма.

Ссылки на источники1.ФЗ №365 от 27.12.2009 г. «Об основах туристской деятельности».2.Григорян Ц.А., Рябцев А.А. Международный опыт обеспечения безопасности в туризме // Европейский исследователь. 2012. № 1.3.Гладилин В.А., Гладилин А.В. Регрессионное моделирование и прогнозирование в туристскорекреационном комплексе региона // Инновационная наука. 2016. № 41. С. 117120. 4.Гладилин А.В., Гладилин В.А., Таранова И.В. Основные риски, сдерживающие факторы и конкретные преимущества субъектов СевероКавказского экономического района (на примере Республики Крым и г.Ставрополя) // В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД сборник статей Международной научнопрактической конференции: в 4х частях. 2016. С. 7880.5.Камышанова Е.А. Безопасность туризма в РФ: основные проблемы и пути их разрешения // Вестник национальной академии туризма 2014. № 3(7).6.Толкачева О.П., ДжобинашвилиК.А. Особенности страхования в отрасли туризма // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. 2013. № 3.