Возможности компьютерных программ в обучении иноязычной лексике младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горбачевская П. И., Дубаков А. В. Возможности компьютерных программ в обучении иноязычной лексике младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1666–1670. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970660.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу компьютерных программ в обучении иноязычной лексике младших школьников. Автор рассматривает компьютерные обучающие программы как полифункциональное средство, позволяющее учителю разнообразить урок, заинтересовать и мотивировать обучающихся к изучению иностранного языка, осуществлять семантизацию лексических единиц, их непосредственное закрепление, контроль сформированности лексических навыков младших школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горбачевская Полина Игоревна,студентка 4 курса, кафедра английского языкаи методики его преподаванияФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г.Шадринск.polina_gorba4evskaya@rambler.ru

Научный руководитель:Дубаков Артём Викторович,доцент, к.п.н., доцент кафедры английского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г.Шадринск.rain.22@rambler.ru

Возможности компьютерных программ в обучении иноязычной лексике младших школьников

Аннотация. Статья посвящена анализу компьютерных программ в обучении иноязычной лексике младших школьников. Автор рассматривает компьютерные обучающие программы как полифункциональное средство, позволяющее учителю разнообразить урок, заинтересовать и мотивировать обучающихся в изучении иностранного языка, осуществлять семантизацию лексических единиц, их непосредственное закрепление, контроль сформированности лексических навыков младших школьников.Ключевые слова:иностранный язык, лексика, информационнокоммуникационные технологии, компьютерные обучающие программы, младший школьный возраст.

Современный контекст образовательных процессов и тенденций в современном обществе диктует коренной пересмотр ценностных характеристик получаемых знаний. Сейчас в процессе интеграции и глобализации человек рассматривается не как носитель объективного знания, а как активная деятельная личность, владеющая стратегиями освоения системы образовательной деятельности и готовая к межкультурной коммуникации во всех её сферах. Таким образом, полноценное владение иностранным языком как средством, обеспечивающим потребности социальнокультурной деятельности, предполагает умение (способность) «через всю жизнь» развивать свою коммуникативную и информационную культуру [5].В современном мире глобальная информатизация общества и, следовательно, информатизация образования характеризуются модернизацией и широким распространением информационнокоммуникационных (компьютерных) технологий. Они массово применяются и в обучении иностранному языку, чтобы передавать иноязычную информацию, обеспечивать взаимодействие между учителем и обучающимися, создавать условия для более эффективного закрепления навыков и умений. Таким образом, учитель иностранного языка должен иметь знания в области информационнокоммуникационных технологий, уметь применять их различные виды в процессе обучения, т.е. обладать информационнокоммуникационной компетенцией.

Основными принципами использования информационнокоммуникационных технологий являются индивидуальный подход к каждому ученику, повышение мотивации к обучению и стимулирование учебного процесса, элементарность создания и использования, а также ориентация наинтеграцию учебных предметов.На сегодняшний день выделяют различные направления использования информационнокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку. Педагоги говорят о методической значимости компьютера во время самостоятельной работы школьников, изучения нового материала и новых тем, а также для самопроверки полученных знаний.Компьютер может воспроизводить любые задания огромное множество раз, добиваться верного ответа, и даже довести до автоматизма приобретенный навык [4].В обобщенном плане информационнокоммуникационные технологиив обучении иностранным языкам выполняют мотивационную, дидактикопрактическую, контрольнооценочную, развивающую и воспитательную функции.Мотивационная функция.Для того, чтобы создать мотивационную среду обученияиностранным языкамвозможно использование информационнокоммуникационныхтехнологий. Инновационность информационнокоммуникационных технологийи их возможности помогают спроектировать разнообразное по содержанию занятие и сделать его увлекательным и незабываемым. Так, компьютерные программы позволяют сделать акцент на определенной теме изучения или на конкретном языковом аспекте, активизировать познавательную деятельность обучающихся. Дидактикопрактическая функциядает возможность применения информационнокоммуникационных технологийв обучении иностранным языкам для демонстрации и трансляцииматериаловурока, в качестве специальных дидактических программ, которые подходят именно дляконкретногоурокаи могут использоваться в процессе самостоятельной подготовки, то есть для самоконтроля. Информационнокоммуникационные технологии оказываютвлияние на формирование различных структурных компонентов коммуникативной компетенции обучающихся.Контрольнооценочная функция.Информационнокоммуникационные технологиимогут быть средством организацииконтроляв обучении иностранным языкам. В данном случае используются компьютерные тесты, презентации, контрольные работы. Информационнокоммуникационные технологииявляются испособом самоконтроля обучающихся. Здесь могут использоватьсяобучающие программытренажеры.Развивающая функция.В контексте данной функции осуществляетсяне только развитие навыков и умений иноязычной коммуникативной деятельности, но и психических процессов –логики, внимания, мышления и прочее. В этом случае всё зависит от информационнокоммуникационного дидактического продукта и способов его применения. Воспитательная функция.Информационнокоммуникационные технологии оказывают положительное влияние в достижениивоспитательного потенциала такого учебного предмета как «Иностранный язык». При изучении какойлибо конкретной темы информационнокоммуникационные технологии позволяют наглядно представить различныетематическиеаспектыизучаемой темы, обратить на них особое внимание, а значит воздействовать на формирование личностных качеств каждого школьника и студента [2].Информационнокоммуникационные технологиитакже обладают следующими дидактическими возможностями:организация разнообразных коллективных исследовательских работ студентов и учеников (проектный метод, работа в малых группах и пр.);организация быстрых консультаций обучающихся из центров дистанционного обучения;формирование у школьников коммуникативных навыков и умений и знаний культуры общения (то есть умение кратко, точно и четко формулировать свои мысли и излагать свое мнение, а также терпимо относится к мнению других, спокойно, но аргументированно отстаивать свою точку зрения, а главное –уметь слушать и слышать своего собеседника);формирование умения получать разного рода информацию из разных источников, обрабатывать ее и изменять при помощи компьютерных программ.На сегодняшний день выделяют различные направления использования информационнокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку:электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;электронные энциклопедии и справочники;тренажеры и программы тестирования;образовательные ресурсы Интернета;DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;видео и аудиотехника;научноисследовательские работы и проекты;интерактивная доска[6].Практика показывает, что наиболее часто используемыми в обучении иностранному языку видами информационнокоммуникационных технологий являются мультимедийные презентации, Интернетресурсы, компьютерные программы. В рамках данной статьи мы рассматриваем возможности компьютерных программ в обучении иноязычной лексике младших школьников. Младший школьный возраст сегодня является отправной точкой в изучении иностранного языка. И именно от эффективной организации обучения на данном возрастном этапе во многом зависит успех или неуспешность изучения языка в дальнейшем. Учитель иностранного языка должен стремиться к усовершенствованию уроков, используя различные лингводидактические средства, к которым относятся и компьютерные программы.

Под обучающей компьютерной программой понимается компьютерное средство, которое включает в себя комплекс взаимосвязанных мультимедийных упражнений и заданий, направленных на обучение видам иноязычной речевой деятельности и аспектам иноязычной речи [3].Применение компьютерных программ дает возможность разнообразить уроки лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями. Несмотря на все более возрастающую значимость Интернета в освоении иностранного языка, компьютерные и интерактивные программы являются популярными как вспомогательный источник информации и предлагают огромные возможности для самостоятельного изучения материала. Компьютерные программы в настоящее время интенсивно используются в обучении различным аспектам иноязычной речи на занятиях, во внеклассной работе и в процессе самостоятельной подготовки [1], [6].В начальной школе лингводидактические компьютерные программы могут быть органично интегрированы в процесс обучения и обеспечить его эффективность.В настоящее время ко многим УМК по английскому языкуразработаны серии компьютерных обучающих программ. Здесь следует отметить программы и интерактивные плакаты к УМК «Millie» С.А. Азаровой и др., «EnjoyEnglish» М.З. Биболетовой и др., «HappyEnglish.ru» К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман, «Spotlight. Английский вфокусе» Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс, Е.Ю. Ваулина, О.Е. Подоляко, О.В. Афанасьева, И.В. Михеева и др. Мультимедийные программы к данным курсам в основном разрабатывались для начальной школы, хотя в последнее время тенденция изменилась всторону среднего и старшего этапов. Программы органично дополняют УМК, обеспечивая их большую эффективность. Сюжетные линии, представленные в УМК, находят отражение в программах. Красочная анимация, высокий уровень звукового сопровождения, музыкальный фон, разнообразные типы тренировочных упражнений делают работу с программой интересной и незабываемойименно для младшего школьного возраста. Подобные программы могут использоваться на различных этапах урока и для самостоятельной подготовки. Кроме указанных мультимедийных программ, разработанных непосредственно в качестве приложений к УМК, следует отметить несколько самостоятельных разработок, которые также могут использоваться на различных этапах обучения английскому языку в образовательной школе («ProfessorHiggins», «IdiomsinSpeech», «EnglishDiscoveries», «EnglishGold» и др.)[3].Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков всегда находится в поле зрения учителя. Формирование лексических навыков младшихшкольников в процессе работы над обучающей компьютерной программой должно быть целенаправленным, запланированным и продуманным процессом, которому присуща определенная поэтапность. На наш взгляд работа с компьютерной программой должна включать в себя следующие этапы: 1) Этап знакомства учителя с обучающей программой. На данном этапе учительдолжен досконально изучить компьютерную программу. Для этого необходимо просмотреть ееструктуру и содержание, выявить плюсы и минусы, а также определитьстепеньэффективностипрограммы. Разные программы подходят для различных этаповобучения и усвоения материала, поэтому учитель должен понимать, подходит ли данная программа под уровень знаний младших школьниковв его классе, учебный план и актуальна ли она в конкретный период обучения. Данные действия не только помогут учителюлучше ознакомиться с программой, но и подготовить его кнепредвиденным ситуациям, которые могут возникнуть на уроке. 2) Этап целеполагания. Целеполагание это сознательный процессвыявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, поэтому после изучения программы учителю следует:

учесть соответствующие нормативные документы, такие как программы, стандарты, санитарногигиенические требования к уроку, научные данные, которые определяют целесообразно ли использование определенных информационнокоммуникационных средств на уроке;

установить на этой основе потребности, интересы и главные задачи обучения, подлежащие удовлетворению;

выяснить, имеются ли для данной программы ресурсы. Это означает, что некоторые программы могут содержать аудиои видеозаписи, а это значит, что преподавателю необходимо обеспечить учеников и студентов колонками или наушниками;

выбрать ту или иную программу, которая наиболее эффективна и технологична;

сформулировать цели –проведя общий анализ программы педагог понимает ее важность и действенность и поэтому способен поставить цели и задачи усвоения материала или проверки знаний с помощью этой программы. 3) Этап организации знакомства обучающихся с особенностями компьютерной программы.

Это один из самых сложных, а значит и важных этапов, так как для успешной образовательной деятельности ученики должны правильно понять принцип работы с программой, чтобы в дальнейшем не возникало непонимания и урок прошел спокойно и комфортно как для учителя, так и для обучающихся. Педагог должен грамотно, точно и подробно изложить суть программы, объяснить детям, как пользоваться ей. Нужно подготовить детей к работе с компьютерной программой, для того чтобы на уроке с использованием этой программы у учеников не возникало вопросов и затруднений. При успешной организации ознакомительной деятельности работа с программой пройдет легко и приятно, так как не будет создано стрессовых ситуаций. 4) Этап формирования лексических навыков в ходе работы над программой.

В основе работы над формированием лексических навыков лежат очень важные закономерности и принципы, которые нужно соблюдать для эффективности и действенности образовательного процесса. Благодаря компьютеру можно организовать самостоятельную работу обучающихся. Наиболее подходящий момент использования компьютера в обучении лексике это в процессе тренировки с языковым и речевым материалом. Именно поэтому можно выделить несколько типов заданий: * задания на заполнение пропусков; * задания для самоконтроля уровня владения лексическим материалом; * задания с использованием компьютерных игри др. 5) Аналитический этап. На данном этапе учитель проводит глубокий анализ эффективности выбранной программы на определенном этапе обучения. Он также организует наблюдение, в ходе которогоприходит к выводам насколько интересной и актуальной является программа для младших школьников,эффективно ли ее использованиев контексте обучения иноязычной лексике младшим школьникам. Учителю следует делать заметки при наблюдении за работой детей с программой, которые помогут ему в дальнейшем усовершенствовать учебную работу с ней. В качестве заключения отметим, что компьютерная программа является одним из наиболее действенных лингводидактических средств. Компьютерные программы являются полифункциональными, т.к. используются в обучении всем видам иноязычной речевой деятельности и речевым аспектам. Обучение различным аспектам иноязычной речи благодаря компьютерным программам становится увлекательнее и действеннее. Формирование лексических навыков младших школьников посредством использованиякомпьютерных программ будет более эффективным, если учитель следует технологическому алгоритму, на каждом этапе которого выполняются определенные действия, определяющие целостность процесса.

Ссылки на источники1.Азимов, Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании РКИ [Текст] / Э.Г. Азимов –М. 2000. –84 с.2.Дубаков, А. В. Информационнокоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]// apriorijournal.ru: [webсайт] / Учебные материалы. Режим доступа:http://apriorijournal.ru/journalgumanitarnienauki/id/41243.Дубаков, А.В. Лингводидактическая сущность мультимедийных программ [Текст] /А.В. Дубаков // Педагогика и современность. –2015. №2 (16). –С. 27 –304.Козыро, А. К. Компьютерные программы как средство обучения русскому языку как иностранному [Текст] / А.К. Козыро –Минск. –2014. –96 с.5.Солопова, Е. В. Компьютерные программы как современное средство интеллектуализации обучения иностранному языку [Электронный ресурс]//Pravmisl.ru: [webсайт] / Учебные материалы. Режим доступа:http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8046.Тетенева, Л. Мультимедийные компьютерные программы в формировании иноязычных фонетических навыков обучающихся средней общеобразовательной школы [Текст] / Л. Тетенева // Информационнокоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам : сб. науч. ст. / отв. ред. А.В. Дубаков ; Шадр. гос. пед. инт. –Шадринск : ШГПИ, 2012. –С.126 –129.