Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл
Выпуск:
ART 970670
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Андреева
Е.
А. Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1716–1720. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970670.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития инновационной деятельности в Республике Марий Эл. Рассмотрено текущее состояние инновационной активности в республике, а также его основные показатели. Представлены проблемы, препятствующие развитию инновационной деятельности, и рассмотрена республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2013–2020 годы», в которой представлены цели, этапы и средства финансирования данной программы.
Ключевые слова:
экономика, технологические инновации, инновационная деятельность, инновационная активность, инновационная политика, экономическое развитие, передовые производственные технологии
Текст статьи
Андреева Елена Алексеевна,магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г.ЙошкарОлаlena.hel77@yandex.ru
Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития инновационной деятельности в Республике Марий Эл. Рассмотренотекущее состояние инновационной активности в республике, а также его основные показатели. Представлены проблемы, препятствующих развитию инновационной деятельности, и рассмотрена Республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2013 2020 годы», в которой представленыцели, этапы и средства финансирования данной программы.Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, экономика, передовые производственные технологии, технологические инновации, экономическое развитие, инновационная активность.
Инновационная деятельность процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научнотехнических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Рассматривая данное определение инновационной деятельности следует указать на отсутствие в нем понятия разработки инновации. Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта.Инновационная деятельность осуществляется в Республике Марий Эл в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими производственную деятельность, и иными действующими организациями, а также их объединениями.Основные задачи инновационной политики в республике это создание и освоение самых современных технологий, модернизация имеющихся производств на основе ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, повышение качества и конкурентоспособности продукции.В последние годы предприятия осуществляют обновление основных фондов, внедрение новых технологий в производство, выпуск новых видов продукции. Важную роль при этом играет рост эффективности исследований и внедрение результатов научных разработок во все сферыреального сектора экономики.Наибольший объем инновационной продукции приходится на производство прочих неметаллических минеральных продуктов (строительные материалы), химическое производство (производство моющих и дезинфицирующих средств, производство лаков и красок), производство готовых металлических изделий (продукция, произведенная методом порошковой металлургии, прессформы различной сложности, стальные двери и др.), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (электронные цифровые табло, хромографы, вакуумные выключатели, керамические изделия для микроэлектроники). В условиях становления и развития инновационной системы республики все более явной и востребованной становится инновационная функция высшего образования и повышение роли образовательных учреждений высшего профессионального образования в инновационном процессе. Образовательные учреждения высшего профессионального образования определяют кадровый потенциал инновационного развития республики и способствуют продвижению инновационных идей и доведению их до конкретных производителей[2, c. 25].В конце 2012 года был опубликован Рейтинг инновационного развития субъектов РФ, представленный в таблице1. Исследование было выполнено специалистами Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по заказу Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.Таблица 1Основные показатели инновационной деятельности в Республике Марий Эл
ПоказательГод2015г. к 2013г. в ±201320142015Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, %8,87,18,30,5Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, %7,06,27,50,5Объем инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства и сферы услуг (без НДС, акцизов и пр.) –всего, млн. руб.1551,69925,610323,28771,6Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %2,210,49,27Затраты на технологические инновации –всего, млн. руб.858,5990,9744,0114,5
Таким образом, согласно исследованию инновационного развития субъектов РФ, в республике наблюдается уменьшение инновационной активности предприятий и организаций. Этот показатель в 2015 году составляет всего лишь 8,3%.Уровень инновационной активности характеризует степень участия организаций в осуществлении инновационной деятельности. Важно отметить, что удельный вес предприятий, внедряющих современное, новое оборудование, повышающих качество производимой продукции, создающих новые технологии и методы работы по данным 2015 года составляет7,5%.Однако в настоящее время в республике существует ряд проблем, препятствующих развитию инновационной деятельности и вызывающих противоречия между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования:1. Низкая восприимчивость бизнеса и экономики к инновациям.2. Отсутствие мер, направленных на стимулирование предприятий к переходу от простого использования дешевого сырья и энергии к созданию технически более сложного продукта, основанного на современных разработках и открытиях.3. Отсутствие системы непрерывного мониторинга результатов инновационной деятельности.4. Недостаточное развитие спроса организаций реального сектора экономики на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты интеллектуальной деятельности.Из рисунка 1видно, что Марий Эл занимает последнее местопо использованию передовых производственных технологийпо Приволжскому федеральному округу[3, c. 33].
Рис.1.Используемые передовые производственные технологии по субъектам Российской Федерации
Сложившееся положение в сфере инновационной деятельности не обеспечивает технологического прорыва и, соответственно, кардинального ускорения экономического развития Республики Марий Эл.В целях создания условий для устойчивого развития инновационной деятельности Постановлением Правительства Республики Марий Элот 6 июля 2012г. №246 подписана «Республиканская целевая программа«Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2013 2020 годы».Прорыв в инновационной сфере может быть обеспечен целевым вложением средств в инновационный сектор Республики Марий Эл, возможностями Правительства Республики Марий Эл принимать активное участие в инновационном процессе, как путем реализации отдельных инновационных проектов, так и становлением новой системы экономического взаимодействия.Основными целями Программы являются:создание благоприятных условий для динамичного развитияинновационнойдеятельности в Республике Марий Эл;содействие развитию производства и наполнению рынка конкурентоспособными, наукоемкими товарами.Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2013
2020годы.Этапы реализации Программы:первый этап: 2013
2015годы разработка эффективной государственной политики стимулирования инновационных процессов, повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям;второй этап: 2016
2020годы создание условий для роста инновационного производства; повышение эффективности использования научнотехнического потенциала, содействие выводу на рынок наукоемкой продукции.В результате реализации Программы будут достигнуты следующие положительные результаты:создание благоприятных условий для динамичного развития инновационной деятельности в Республике Марий Эл;содействие развитию производства и наполнению рынка конкурентоспособными, наукоемкими товарами;89866752978233711632292593002000400060008000100001200014000единицувеличение удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность, с 8,6 до 21 процента;увеличение доли инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами организаций промышленного производства и сферы услуг в общем объеме отгруженных товаровс 4,9 до 8 процента;ежегодное увеличение внутренних затрат на исследования и разработкина 7 10 процентов;увеличение количества обучаемых специалистов по тематике «Инновационный менеджмент» с 407 до 470 человек.Финансовые средства для реализации мероприятий Программы формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования.Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств:федерального бюджета (при условии их выделения из федерального бюджета на соответствующий финансовый год), предоставляемых Республике Марий Эл на реализацию мероприятий Программы;республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий Программы;внебюджетных источников, привлекаемых для финансирования Программы (средств организаций, заинтересованных в реализации Программы).Всего на реализацию Программы объем финансирования в 2013
2020годах составит 721048 тыс. рублей[1].Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл с учетом выделенных на реализацию Программы средств ежегодно уточняет затраты на программные мероприятия. При необходимости руководитель Программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или о продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Ссылки на источники1.Постановление Правительства Республики Марий Элот 6 июля 2012г. №246 «Республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2013 2020 годы»2.Ахинов, Г. Государственное регулирование инновационной деятельности в социальной сфере [Текст] / Г. Ахинов, Д. Камилов // Проблемы теории и практики управления. –2013. –№ 9. –С. 2228.3.Дубинина, А.В. Особенности развития инновационной экономики в регионах России [Текст] / А.В. Дубинина // Региональная экономика: теория и практика. –2013. –№ 15. –С. 31–38.
Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития инновационной деятельности в Республике Марий Эл. Рассмотренотекущее состояние инновационной активности в республике, а также его основные показатели. Представлены проблемы, препятствующих развитию инновационной деятельности, и рассмотрена Республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2013 2020 годы», в которой представленыцели, этапы и средства финансирования данной программы.Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, экономика, передовые производственные технологии, технологические инновации, экономическое развитие, инновационная активность.
Инновационная деятельность процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научнотехнических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Рассматривая данное определение инновационной деятельности следует указать на отсутствие в нем понятия разработки инновации. Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта.Инновационная деятельность осуществляется в Республике Марий Эл в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими производственную деятельность, и иными действующими организациями, а также их объединениями.Основные задачи инновационной политики в республике это создание и освоение самых современных технологий, модернизация имеющихся производств на основе ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, повышение качества и конкурентоспособности продукции.В последние годы предприятия осуществляют обновление основных фондов, внедрение новых технологий в производство, выпуск новых видов продукции. Важную роль при этом играет рост эффективности исследований и внедрение результатов научных разработок во все сферыреального сектора экономики.Наибольший объем инновационной продукции приходится на производство прочих неметаллических минеральных продуктов (строительные материалы), химическое производство (производство моющих и дезинфицирующих средств, производство лаков и красок), производство готовых металлических изделий (продукция, произведенная методом порошковой металлургии, прессформы различной сложности, стальные двери и др.), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (электронные цифровые табло, хромографы, вакуумные выключатели, керамические изделия для микроэлектроники). В условиях становления и развития инновационной системы республики все более явной и востребованной становится инновационная функция высшего образования и повышение роли образовательных учреждений высшего профессионального образования в инновационном процессе. Образовательные учреждения высшего профессионального образования определяют кадровый потенциал инновационного развития республики и способствуют продвижению инновационных идей и доведению их до конкретных производителей[2, c. 25].В конце 2012 года был опубликован Рейтинг инновационного развития субъектов РФ, представленный в таблице1. Исследование было выполнено специалистами Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по заказу Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.Таблица 1Основные показатели инновационной деятельности в Республике Марий Эл
ПоказательГод2015г. к 2013г. в ±201320142015Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, %8,87,18,30,5Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, %7,06,27,50,5Объем инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства и сферы услуг (без НДС, акцизов и пр.) –всего, млн. руб.1551,69925,610323,28771,6Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %2,210,49,27Затраты на технологические инновации –всего, млн. руб.858,5990,9744,0114,5
Таким образом, согласно исследованию инновационного развития субъектов РФ, в республике наблюдается уменьшение инновационной активности предприятий и организаций. Этот показатель в 2015 году составляет всего лишь 8,3%.Уровень инновационной активности характеризует степень участия организаций в осуществлении инновационной деятельности. Важно отметить, что удельный вес предприятий, внедряющих современное, новое оборудование, повышающих качество производимой продукции, создающих новые технологии и методы работы по данным 2015 года составляет7,5%.Однако в настоящее время в республике существует ряд проблем, препятствующих развитию инновационной деятельности и вызывающих противоречия между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования:1. Низкая восприимчивость бизнеса и экономики к инновациям.2. Отсутствие мер, направленных на стимулирование предприятий к переходу от простого использования дешевого сырья и энергии к созданию технически более сложного продукта, основанного на современных разработках и открытиях.3. Отсутствие системы непрерывного мониторинга результатов инновационной деятельности.4. Недостаточное развитие спроса организаций реального сектора экономики на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты интеллектуальной деятельности.Из рисунка 1видно, что Марий Эл занимает последнее местопо использованию передовых производственных технологийпо Приволжскому федеральному округу[3, c. 33].
Рис.1.Используемые передовые производственные технологии по субъектам Российской Федерации
Сложившееся положение в сфере инновационной деятельности не обеспечивает технологического прорыва и, соответственно, кардинального ускорения экономического развития Республики Марий Эл.В целях создания условий для устойчивого развития инновационной деятельности Постановлением Правительства Республики Марий Элот 6 июля 2012г. №246 подписана «Республиканская целевая программа«Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2013 2020 годы».Прорыв в инновационной сфере может быть обеспечен целевым вложением средств в инновационный сектор Республики Марий Эл, возможностями Правительства Республики Марий Эл принимать активное участие в инновационном процессе, как путем реализации отдельных инновационных проектов, так и становлением новой системы экономического взаимодействия.Основными целями Программы являются:создание благоприятных условий для динамичного развитияинновационнойдеятельности в Республике Марий Эл;содействие развитию производства и наполнению рынка конкурентоспособными, наукоемкими товарами.Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2013
2020годы.Этапы реализации Программы:первый этап: 2013
2015годы разработка эффективной государственной политики стимулирования инновационных процессов, повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям;второй этап: 2016
2020годы создание условий для роста инновационного производства; повышение эффективности использования научнотехнического потенциала, содействие выводу на рынок наукоемкой продукции.В результате реализации Программы будут достигнуты следующие положительные результаты:создание благоприятных условий для динамичного развития инновационной деятельности в Республике Марий Эл;содействие развитию производства и наполнению рынка конкурентоспособными, наукоемкими товарами;89866752978233711632292593002000400060008000100001200014000единицувеличение удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность, с 8,6 до 21 процента;увеличение доли инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами организаций промышленного производства и сферы услуг в общем объеме отгруженных товаровс 4,9 до 8 процента;ежегодное увеличение внутренних затрат на исследования и разработкина 7 10 процентов;увеличение количества обучаемых специалистов по тематике «Инновационный менеджмент» с 407 до 470 человек.Финансовые средства для реализации мероприятий Программы формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования.Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств:федерального бюджета (при условии их выделения из федерального бюджета на соответствующий финансовый год), предоставляемых Республике Марий Эл на реализацию мероприятий Программы;республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий Программы;внебюджетных источников, привлекаемых для финансирования Программы (средств организаций, заинтересованных в реализации Программы).Всего на реализацию Программы объем финансирования в 2013
2020годах составит 721048 тыс. рублей[1].Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл с учетом выделенных на реализацию Программы средств ежегодно уточняет затраты на программные мероприятия. При необходимости руководитель Программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или о продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Ссылки на источники1.Постановление Правительства Республики Марий Элот 6 июля 2012г. №246 «Республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2013 2020 годы»2.Ахинов, Г. Государственное регулирование инновационной деятельности в социальной сфере [Текст] / Г. Ахинов, Д. Камилов // Проблемы теории и практики управления. –2013. –№ 9. –С. 2228.3.Дубинина, А.В. Особенности развития инновационной экономики в регионах России [Текст] / А.В. Дубинина // Региональная экономика: теория и практика. –2013. –№ 15. –С. 31–38.