К вопросу о проблемах гендерного неравенства в законодательстве Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Линдт А. А. К вопросу о проблемах гендерного неравенства в законодательстве Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1741–1745. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970675.htm.
Аннотация. В статье рассматривается актуальная на данный момент тема: гендерное неравенство в современных реалиях. Отмечается, что данная проблема является одной из основных на сегодняшний день в силу того, что принцип юридического равенства мужчины и женщины имеет законодательное закрепление в нормативно-правовых актах в Российской Федерации, но в действительности не находит такого применения. На основании анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, содержащих признаки гендерного неравенства, делается вывод о том, что в Российской Федерации не в полной мере соблюдено равенство полов перед законом, в связи с чем предложены варианты совершенствования данных законодательных актов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Линдт Алина Алексеевна,курсант 204 учебной группы факультета подготовки специалистов ГИБДД, рядовой полиции,ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова», г.Орелlinaalina@bk.ru

К вопросу о проблемах гендерного неравенства в законодательстве Российской Федерации

Аннотация.В статье рассматривается актуальная на данный момент тема: гендерного неравенства в современных реалиях. Отмечается, что данная проблема является одной из основных на сегодняшний день, в силу того, что принцип юридического равенства мужчины и женщины имеет законодательное закрепление в нормативно –правовых актов в Российской Федерации, но в действительности не находит такого применения применения. На основании анализа нормативно –правовых актов Российской Федерации, содержащих признаки гендерного неравенства, делается вывод о том, что в Российской Федерации не в полной мере соблюдено равенство полов перед законом, в связи с чем предложены варианты совершенствования данных законодательных актов. Ключевые слова: Гендерное неравенство, юридичексое равенствополов перед законом, принцип гендерного равенства, дискриминация человека по половому признаку, равные правовые возможности личности.

Проблема юридического равенства полов, относится к числу наиболее актуальных проблем общества на сегодняшний день. Из нее вытекают другие немало важные проблемы, такие как дискриминация человека и гражданина, преодоление традиций и стереотипов, позволяющих принижать и ограничивать человеческие права и свободы, которые ставят своего рода штампы на социальные роли личности в обществе. Все эти пережитки прошлого необходимо преодолеть для развития государственности, построения демократии и как следствие, гражданского общества. Ведь демократия, непосредственно, является критерием проверки подлинной законности в государстве. Демократия –это, своего рода, граница, выходя за пределы которой, произойдет отказ от законности и нарушение прав человека.[1]Только в обществе, где не только юридически, но и фактически будет установлено правовое равенство мужчин и женщин –возможно говорить о реальной демократии.В свою очередь, законность и соблюдения прав человека и гражданина также на сегодняшний день взаимосвязаны между собой. Ведь государство, строго следующее принципу законности, всегда стремиться к абсолютному праву человека, равенствавсех перед законом, неотвратимости ответственности за нарушение законодательных норм.[2]Статья 1, 2 Всеобщей декларации прав человека гласит, что все люди от рождения обладают равными правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.[3]А согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно статье 14, пользование правами и свободами должно быть обеспечено без дискриминации, независимо от различий по признаку пола, расы, религии и иным любым признакам. Этим принципом Конвенция закрепляет запрет на дискриминацию человека и гражданина.[4]Несмотря на закрепление равенства полов в международном законодательстве, зачастую данный принцип фактически не осуществляется. Так, например, в Чили и Лесото, ярко выражено гендерное неравенство по отношению к женщинам, которое является доказательством того что равные права и свободы в этих странах нарушены. А в частности, женщины не имеют юридических прав на владение землей. Также женщины не имеют права претендовать на наследство в виде земельного участка. Очень часто при смерти мужей они остаются без места жительства. Данный факт свидетельствует о дискриминации женского пола. Правовое неравенство является идляРоссийской Федерации не менее важной проблемой, чем для всего мирового сообщества. Национальное законодательство в сфере защиты прав и свобод мужчин и женщин основывается на гарантиях равноправия по признаку пола. Так, в Конституции РФ закреплен принцип гендерного равенства. Сложившаяся в Российском государстве структура общедемократических ценностей, а также современная национальная правовая система провозглашают равенство полов на всей территории. Так, Конституция Российской Федерации гарантирует принцип юридического равенства, согласно ст.6 «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности». Часть 3 ст. 19 Конституции РФ обеспечивает равные права и возможности для их реализации как для мужчин, так и для женщин.[5]В свою очередь, законодательное закрепление данного принципа и гарантированность его воплощения, возлагает на наше государство обязанность исполнять этот принцип. Однако, на практике, равенство мужчин и женщин вовсе не подразумевает равные возможности и тех, и других во всех сферах общественной жизни.[6]В этой связи огромное значение имеет факт исторически сложившегося патриархального видения положения мужчины и женщины в семье, обществе и государстве.Равные права мужчин и женщин, закрепленные в Основополагающем законе страны, дублируются и по умолчанию признаются во всех отраслях российского законодательства (прочие конституционные нормы, семейное, трудовое, уголовное, уголовноисполнительное законодательство и т.д.) Так, в Уголовном кодексе содержится норма –ст.4 «Принцип равенства граждан перед законом».[7]В ст. 1.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, также закреплено, чтовсе лица совершившие правонарушение равны перед законом.[8]Следует обратить внимание на масштабность понимания проблемы обеспечения равных прав и возможностей, четкое понимание механизма обеспечения равноправия, системы ответственности за невыполнение закона, связей государства и общественности, что становится невыполнимым вне правового аспекта.Конституционное закрепление равных прав мужчин и женщин имеет ряд проблемных мест. Так, одно из базовых положений по данному вопросу –ч.3 ст.19 Конституции РФ, содержащая норму, согласно которой, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации, на практике не всегда соответствует действительности в части реализации этих прав, как уже говорилось ранее.[9]Так, Поленина утверждает, что в российском законодательстве отсутствуют нормы, обеспечивающие равные возможности мужчин и женщин для реализации своих прав и свобод. Так, Конституции РФ гарантирует принцип юридического равенства, но во многих сферах отсутствует законодательство (а, следовательно, и механизмы), которое позволило бы женщинам и мужчинам реализовать равные возможности. Таким образом, основополагающий принцип остается только на бумаге.[10]На законодательном уровне не установлено дискриминационных положений по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Несмотря на это, даже в тексте самого Основного закона Российской Федерации, в частности в отдельных его нормах имеются некоторые противоречия и недосказанность, касаемо института равенства полов в России.Так, проанализировав положения ч.2 ст.7 и ч.1 ст.38 Конституции можно обнаружить, что законодатель обязует государство «оказывать поддержку семье, материнству, отцовству и детству», однако, в ч.1 ст.38 констатирует, что лишь «материнство, детство и семья находятся под защитой государства».[11]Таким образом, Основной закон исключает институт отцовства из круга общественных отношений, находящихся под защитой государства, что, безусловно, противоречит принципам гендерного равенства.Впрочем, этот недостаток частично устранен в Семейном кодексе, согласно ст.1 которого «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». В подтверждении этому ч.2 ст.38 Семейного Кодекса гласит, что «забота о детях является равным правом и обязанностью родителей».[12]В настоящее время в интересах женщин, беременных, матерей существует ряд правовых норм, которые отсутствуют в отношении отцов, что создает, на наш взгляд, законодательную брешь. Приведем конкретный пример, так, гражданину А.В. Лукьянице было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский капитал, несмотря на то, что он является отцом двои детей (2000 и 2010 годов рождения). Отказ судов был обоснован тем, что его бывшая супруга и мать детей, ранее лишенная родительских прав, не является гражданкой России, а потому право на получение указанных дополнительных мер государственной поддержки у нее не возникало. По смыслу действующего законодательства, ч.3 ст.3Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[13]

право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случаях лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. В данном случае неопределенна разница мужчины, являющегося отцомодиночкой двоих детей, чья жена, лишенная родительских прав, является иностранной гражданкой и мужчиной, например, являющимся единственнымусыновителем второго, третьего и последующих детей, поскольку со стороны отца все необходимые условия для получения материнского капитала соблюдены в полном объеме, а гражданский статус его бывшей супруги не влияет на гражданство ни его, ни его детей, которым как гражданам Российской Федерации и по смыслу ч.3 ст.3 положен материнский капитал.[14]Помимо норм Конституции Российской Федерации, проблема половой дискриминации прослеживается и в уголовном праве России. Так, анализируя нормы Уголовного кодекса Российской Федерации –единственного источника уголовной ответственности в стране, можно выявить отдельные положения, ущемляющие права как мужчин, так и женщин.Согласно Уголовного Кодекса Российской Федерации, одним из видов уголовного наказания является «арест» (ст.54 УК), который не применяется в отношении беременных женщин и женщин, имеющим детей в возрасте до 14 лет.[15]Как видим, в рассматриваемой норме не учитываются и ущемляются права отцов, воспитывающих самостоятельно детей в возрасте до 3 лет.Законодатель, исходя из репродуктивных прав женщины и репродуктивной политики государства, а также из общепринятых принципов гуманизма освобождает беременную женщину от данного вида уголовного наказания. Это связано с тем, в первую очередь с тем, что пребывание в строгой изоляции от общества может пагубно сказаться на протекании беременности и, соответственно, ставит под угрозу жизнь и здоровье как матери, так и еще не родившегося ребенка. Данное положение не может вызывать сомнений относительно его правильности, исходя из принципов гендерного равенства.Однако, следующее положение, касается освобождения от ареста женщин, имеющих детей, не достигших 14летнего возраста. Нельзя не обратить внимание на то, что законодатель обходит стороной мужчин, находящихся в аналогичной ситуации, что, в отличие от предыдущей ситуации совершенно не имеет под собой никаких существенных оснований. Данная норма, также не учитывает возможность того, что ребенок может воспитываться в неполной семье, где отец является единственным родителем или единственным членом семьи, способным заботится о малолетнем ребенке.Также аналогичным образом, стоит отметить что ч.4 ст. 49 УК РФ освобождает женщин, имеющих детей в возрасте до лет от обязательных работ. Но в статье не говорится ни слова о том, что в случае наличия малолетнего ребенка, в возрасте до 3 лет, и мужчина имеет такое право.Нужно также обратить внимание на ст. 145 УК РФ, она предусматривает наказание за необоснованный отказ в приеме на работу лиц женского пола или необоснованным увольнением женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Аналогичным же образом данная статья, как и многие другие не предусматривает такой возможности для отцов. Особый интерес и массу дискуссий вызывает «иммунитет» женщин в отношении таких видов уголовногонаказания, как «пожизненное лишение свободы» и высшей меры наказания –«смертной казни». Аналогично, содержание ч. 2 ст. 57 УК РФ освобождает от пожизненного лишения свободы всех женщин и мужчин, достигших к моменту вынесения приговора судом возраста 65 лет. Также, на основании этой же нормы, от данного наказания освобождаются лица (соотв. мужчины), не достигшие к моменту совершения преступления возраста 18 лет. В связи с этим, логично предполагать со стороны законодателя дискриминацию мужчин в возрасте от 18 до 65 лет, ведь лишь они попадают под половозрастную категорию лиц, подлежащих пожизненному лишению свободы за установленные преступления.[16]Аналогично законодатель усмотрел и в отношении такого вида уголовного наказания, как «смертная казнь» (ст.59УК), указав идентичный перечень лиц, которым не может быть назначена высшая мера наказания.[17]

Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации также не является исключением в свете гендерного неравенства. Так, например, стоит обратиться к ст.78,90,97,99,177 УИК РФ.[18]В ч.4 пункте в ст.78 УИК закреплено, что женщины, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, не могут быть переведены в тюрьму. Для мужчин такого порядка не закреплено. Но стоит ли считать женщину менее общественноопасной, чем мужчина при таких обстоятельствах?Рассмотрим ст. 90 УИК РФ. Данная норма закрепляет возможность получение посылок, передач и бандеролей женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, без ограничения количества, для мужчин же порядок и количество посылок является ограниченным.Также ч.2 ст.97 УИК РФ разрешает краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток осужденным женщинам. Опять же права отцоводиночек в этом случае существенно ограничиваются.Помимо кодифицированных нормативноправовых актов, гендерная дискриминация прослеживается и в некоторых иных правовых источниках –законах, действующих на территории Российской Федерации.Так, Федеральный закон №3 от 7.02.2011 года «О полиции» запрещает сотрудникам применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин[19], в качестве меры пресечения правонарушений и преступлений. Таким образом, стоит отметить, что в целом, российское законодательство, соответствует общепринятым принципам и нормам международного права в части, касающейся равенства полов. Тем не менее, закрепление данного принципа в основном законе нашей страны, реально не предполагает его законодательное отражение во многих других нормативноправых акта, что в свою очередь порождает ряд пробелов и правовых коллизий в законодательстве как Российской Федерации, так и зарубежных странах, требующих внимания со стороны законотворческих органов. Необходимо стремится к приведению всех нормативноправовых актов в полное соответствие с Конституцией и международными актами для обеспечения наиболее эффективного соотношения формально закрепленных прав мужчин и женщин и их практического осуществления. В силу решения этих проблем важно уделить особое внимание органам исполнительной власти, которые должны усилить контроль за реализацией государственной гендерной политики, во всех государственных структурах, определить круг лиц, ответственныхза формирование и реализацию государственной гендерной политики, соблюдать гендерный баланс на уровне принятия решений, учитывать гендерные аспекты в процессе принятия решений и формирования государственной политики, обучать государственных служащих приемам работы по учету гендерных особенностей при разработке, реализации и оценке социальноэкономических программ развития, внедрить гендерные подходы в деятельность центральных и местных исполнительных органов, ввести норму об обязательной гендерной экспертизе всех действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов с целью снижения социальных рисков и возможного ущерба, связанного с пренебрежением гендерной спецификой. В этих целях рассмотреть возможность применения дополнительных гендерных индикаторов,в том числе при формировании республиканского и местных бюджетов, а также при оценке деятельности центральных и местных исполнительных органов по реализации настоящей стратегии и принять меры по совершенствованию гендерной статистики.Следует отметить, что законодательство Российской Федерации основывается на строгом соблюдении принципа равенства полов. Нормы, предусматривающие гендерную асимметрию в реализации прав, в целом немногочисленны и строятся, в первую очередь, на физиологических различиях между мужчиной и женщиной и связанных с этим социальных последствиях.Однако целый ряд данных положений являются явно дискриминационными, что подтверждает имеющаяся судебная практика.Мы полагаем, что для изменения сложившийся ситуации требуется внесение изменений и дополнений в действующие нормативноправовые акты.

Внести изменение в ст. 38 Конституции Российской Федерации. Включить институт отцовства в круг объектов, находящихся под защитой государства.

Изменить положения статей 259 и 261 Трудового кодекса Российской Федерации, указав в них мужчин, являющихся отцамиодиночками и воспитывающих ребенка в возрасте до 3 лет. Внести изменение в ст. 261 Трудового Кодекса относительно расторжения трудового договора с отцом, являющемся единственным кормильцем в семье, воспитывающим ребенка до трех лет, супруга которого находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и не имеет реального заработка, несмотря на существующий между ней и работодателем трудовой договор. Поскольку отсутствие данной нормы ставит под вопрос гарантию государства на достойное детство, исключает возможность реализации охраны семьи и ущемляет права ребенка.

Пересмотреть положения Уголовного кодекса Российской Федерации в части назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы и смертной казни (ст. 57, 59 Уголовного кодекса).

Внести поправку в ст. 54 Уголовного кодекса Российской Федерации, включить в круг лиц, которым не назначается наказание –мужчин, имеющих на иждивении детей в возрасте до 14 лет.Пересмотреть и внести дополнения и корректировки в Уголовно –испольнительный кодекс Российской Федерации.Ведь,если не уделять должного внимания политике гендерного равенства возможны угрозы, которые несмотря на формальное равенство мужчин и женщин, способствуют не демократизации и развитию общества, а сводят на нет всю политику государства в сфере гендерного равенства, охраны и защиты семьи и детства, обеспечения прав и свобод и равных возможностей для их реализации.

Ссылки на источники1.Юклова Т.Г. К вопросу о совершенствовании конституционноправового механизма гендерного равенства // Юридическая наука и правоохранительная практика. №3 (17). 2011. С.110111.2.Лазарев В.В. Законность и правопорядок // Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. 4е изд., перераб. и доп. М.: Юрфйт. 2011. С.12.3.Всеобщая Декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) http://base.consultant.ru4.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)http://base.consultant.ru/5."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправкахк Конституции РФ от 30.12.2008 N 6ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2ФКЗ, от 21.07.2014 N 11ФКЗ6.

Калабихина И.Е. Гендерные проблемы в России по национальным публикациям 20042012 гг. Монография. М.: Алекс, WorldBank, 2012. С.1214.7."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 19.12.2016)8."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017) –КонсультантПлюс9.Волков Н.А., Волкова Т.А. Возможности и механизмы гендерно чувствительной политики // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №192. С.216217. 10.Поленина С. Проблемы гендерного равенства: Доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации в 2004 году / Московская Хельсинская группа. М., 2005. С.56. 11.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 12.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223ФЗ (ред. от 30.12.2015).13.Федеральный закон от 29.12.2006 № 256ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».КонсультантПлюс14.Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 № 1518О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукьяницы Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав и конституционных прав его несовершеннолетних детей положениями статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».15. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 19.12.2016) –КонсультантПлюс.16."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 19.12.2016) ст. 57.17."Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63ФЗ (ред. от 19.12.2016) КонсультантПлюс, ст. 59.18."Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)19.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)