Проблемы психологической адаптации студентов первого курса к учебно-воспитательному процессу техникума
Выпуск:
ART 970684
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агаева
А.
Э. Проблемы психологической адаптации студентов первого курса к учебно-воспитательному процессу техникума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1786–1790. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970684.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме психологической адаптации студентов первого курса к учебно-воспитательному процессу техникума. В статье рассказывается о трудностях, возникающих у первокурсников в процессе адаптации, о форме взаимодействия со студентами.
Текст статьи
Агаева Айтэкин Эльмановна, магистр 2 курса обучения, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.aytakin20@mail.ru
Проблемы психологической адаптации студентов первого курса
к учебновоспитательному процессу техникума
Аннотация.Статья посвящена проблеме психологической адаптации студентов первого курса к учебновоспитательному процессу техникума.В статье рассказывается о трудностях, возникающих у первокурсников в процессе адаптации, о форме взаимодействия со студентами.Ключевые слова: адаптация, процесс адаптации, взаимодействие, студентпервокурсник.
Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент егожизнедеятельности. Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта,чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья.
Для выявления особенностей адаптации студентовпервокурсников целесообразно прояснить понимание термина в психологопедагогической науке.Адаптация
это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основеприспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды.Сиомичев А.В. под адаптацией понимает преодоление трудностей вхождение в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения.[5].Относительно современного понимания феномена «адаптация» необходимо заметить, что он трактуется не только как процесс приспособления, но и как процесс гармонизации при взаимодействии субъекты и среды. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Исследователи различают три формы адаптации студентовпервокурсников:1) адаптация формальная, касающаяся познавательноинформационного приспособления студентов к новому окружению,2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентовпервокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.Отсюда следует, что адаптация процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у неговозникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям.
Адаптация для студентапервокурсника является продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности.
В психологопедагогической литературе определены внешние и внутренние факторы, способствующие успешной психологопедагогической адаптации студентовпервокурсников в образовательном процессе [3].
Проблема адаптации особенно актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил воспитанияи обучения в техникуме. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента –первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:1.Приспособление к новой системе обучения.2.Приспособление к изменению учебного режима.3.Вхождение в новый коллектив.Самопоступление в техникум, включение в новую систему отношений и специфичный процесс обучения обуславливают особую разновидность трудностей у первокурсников. Происходит резкая ломка многолетнего привычного школьного стереотипа, изменяется характер взаимодействия с педагогом, студент включается в новую социальную общность, пытается занять место в этой системе взаимоотношений и как результат на поверхности могут проявиться сравнительно низкая успеваемость, трудности в общении, снижение уровня учебной мотивации, рассогласование взглядов и убеждений личности, находящейся в стадии становления.
Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса техникумаи всего педагогического состава, вовлеченного в работу с первокурсниками.[2, 7].Изучение процесса адаптации и управление им в техникуме детерминируется следующими аспектами.
Прежде всего, это выявляет уровень психологической готовности молодых людей, включающихся в учебновоспитательный процесс, и позволяет прогнозировать дальнейшее развитие личности.Также скорейшее прохождение студентом адаптационного периода влияет на систему социальных взаимодействий и взаимоотношений, определяя тем самым эмоциональное состояние первокурсника, его стрессоустойчивость и личностное развитие в целом.Поступив в техникум, включившись в учебновоспитательнуюдеятельность и новую социальную систему межличностной коммуникации, студент невольно сравнивает их со школой. Новая ситуация требует от первокурсника перестройки всей его учебной деятельности. Здесь он сталкивается с новыми требованиями, с многоплановостью всей студенческой жизни, когда параллельно приходится посещать лекции, самостоятельно работать над литературой, осваивать дисциплины, и при этом активно участвовать в студенческой жизни.
В процессе адаптации студентовпервокурсников к учебновоспитательному процессу в техникумевыявляются следующие трудности:1.Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;2.Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;3.Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыковсамостоятельной работы; конспектирования, работыс первоисточниками, словарями, каталогами);4.Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;5.Страх публичных выступлений перед однокурсниками и авторитетными преподавателями;6.Социальноэкономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:
образовательном –адаптация к учебной деятельности;
воспитательном–воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием;
психологическом –развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;
межличностном –обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.
Специфика обучения на первом курсениу кого не вызывает сомнений–это первый из трех
четырехлет, переходный после школы, онсвязан с формированием нового коллектива. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется субличность «студент». Такие перемены происходят у первокурсников в течение года, впоследующие годы обучения не дают столь больших изменений.
Резкий перепад характера контроля учебновоспитательногопроцесса втехникуме приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постояннымпроверкамсо стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление.Таким образом, очевидно, что одним из возможных путей успешности адаптационного процесса является решение задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентовпервокурсников.Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям техникума.В связи с этим уместно говорить осовокупности факторов, обеспечивающих адаптационный процесс студентовпервокурсников:
качественная и четко продуманная организация учебновоспитательной деятельности первокурсников;
участие в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления;
наличие психологического сопровождения первокурсников в период адаптации (психологическая служба, научнопроблемная лаборатория психологопедагогических исследований);
вовлечение студентовпервокурсников во внеучебную деятельность (научная и спортивная работа, художественное творчество и т. д.)
Ссылки на источники1.Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. 2007. № 24. С. 814.2.Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. 2008. № 2. С. 366368.3.Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентовпервокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. 2009. № 32. С. 99103.4.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: ДиректМедиа, 2008. 134 с.5.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2003. 363 с.6.Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 5256.7.Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. 2007. № 3. С. 173177.
Проблемы психологической адаптации студентов первого курса
к учебновоспитательному процессу техникума
Аннотация.Статья посвящена проблеме психологической адаптации студентов первого курса к учебновоспитательному процессу техникума.В статье рассказывается о трудностях, возникающих у первокурсников в процессе адаптации, о форме взаимодействия со студентами.Ключевые слова: адаптация, процесс адаптации, взаимодействие, студентпервокурсник.
Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент егожизнедеятельности. Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта,чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья.
Для выявления особенностей адаптации студентовпервокурсников целесообразно прояснить понимание термина в психологопедагогической науке.Адаптация
это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основеприспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды.Сиомичев А.В. под адаптацией понимает преодоление трудностей вхождение в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения.[5].Относительно современного понимания феномена «адаптация» необходимо заметить, что он трактуется не только как процесс приспособления, но и как процесс гармонизации при взаимодействии субъекты и среды. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Исследователи различают три формы адаптации студентовпервокурсников:1) адаптация формальная, касающаяся познавательноинформационного приспособления студентов к новому окружению,2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентовпервокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.Отсюда следует, что адаптация процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у неговозникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям.
Адаптация для студентапервокурсника является продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности.
В психологопедагогической литературе определены внешние и внутренние факторы, способствующие успешной психологопедагогической адаптации студентовпервокурсников в образовательном процессе [3].
Проблема адаптации особенно актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил воспитанияи обучения в техникуме. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента –первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:1.Приспособление к новой системе обучения.2.Приспособление к изменению учебного режима.3.Вхождение в новый коллектив.Самопоступление в техникум, включение в новую систему отношений и специфичный процесс обучения обуславливают особую разновидность трудностей у первокурсников. Происходит резкая ломка многолетнего привычного школьного стереотипа, изменяется характер взаимодействия с педагогом, студент включается в новую социальную общность, пытается занять место в этой системе взаимоотношений и как результат на поверхности могут проявиться сравнительно низкая успеваемость, трудности в общении, снижение уровня учебной мотивации, рассогласование взглядов и убеждений личности, находящейся в стадии становления.
Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса техникумаи всего педагогического состава, вовлеченного в работу с первокурсниками.[2, 7].Изучение процесса адаптации и управление им в техникуме детерминируется следующими аспектами.
Прежде всего, это выявляет уровень психологической готовности молодых людей, включающихся в учебновоспитательный процесс, и позволяет прогнозировать дальнейшее развитие личности.Также скорейшее прохождение студентом адаптационного периода влияет на систему социальных взаимодействий и взаимоотношений, определяя тем самым эмоциональное состояние первокурсника, его стрессоустойчивость и личностное развитие в целом.Поступив в техникум, включившись в учебновоспитательнуюдеятельность и новую социальную систему межличностной коммуникации, студент невольно сравнивает их со школой. Новая ситуация требует от первокурсника перестройки всей его учебной деятельности. Здесь он сталкивается с новыми требованиями, с многоплановостью всей студенческой жизни, когда параллельно приходится посещать лекции, самостоятельно работать над литературой, осваивать дисциплины, и при этом активно участвовать в студенческой жизни.
В процессе адаптации студентовпервокурсников к учебновоспитательному процессу в техникумевыявляются следующие трудности:1.Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;2.Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;3.Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыковсамостоятельной работы; конспектирования, работыс первоисточниками, словарями, каталогами);4.Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;5.Страх публичных выступлений перед однокурсниками и авторитетными преподавателями;6.Социальноэкономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:
образовательном –адаптация к учебной деятельности;
воспитательном–воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием;
психологическом –развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;
межличностном –обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.
Специфика обучения на первом курсениу кого не вызывает сомнений–это первый из трех
четырехлет, переходный после школы, онсвязан с формированием нового коллектива. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется субличность «студент». Такие перемены происходят у первокурсников в течение года, впоследующие годы обучения не дают столь больших изменений.
Резкий перепад характера контроля учебновоспитательногопроцесса втехникуме приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постояннымпроверкамсо стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление.Таким образом, очевидно, что одним из возможных путей успешности адаптационного процесса является решение задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентовпервокурсников.Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям техникума.В связи с этим уместно говорить осовокупности факторов, обеспечивающих адаптационный процесс студентовпервокурсников:
качественная и четко продуманная организация учебновоспитательной деятельности первокурсников;
участие в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления;
наличие психологического сопровождения первокурсников в период адаптации (психологическая служба, научнопроблемная лаборатория психологопедагогических исследований);
вовлечение студентовпервокурсников во внеучебную деятельность (научная и спортивная работа, художественное творчество и т. д.)
Ссылки на источники1.Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. 2007. № 24. С. 814.2.Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. 2008. № 2. С. 366368.3.Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентовпервокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. 2009. № 32. С. 99103.4.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: ДиректМедиа, 2008. 134 с.5.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2003. 363 с.6.Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 5256.7.Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. 2007. № 3. С. 173177.