Формирование исследовательской компетентности старшеклассников посредством проектной деятельности
Выпуск:
ART 970690
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лунгуль
А.
А. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников посредством проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1816–1820. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970690.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы вовлечения старшеклассников в исследовательскую деятельность (создание проекта) по лингвистике. Предлагается образец проекта по изучению языковой игры в интернет-пространстве.
Текст статьи
Лунгуль Ангелина Александровна,студентка 4 курса филологическогофакультета, Лесосибирского педагогического института –филиалаСФУ.г. Лесосибирск angel2008i@yandex.ru
Формирование исследовательской компетентности старшеклассников посредством проектной деятельности
Аннотация.В данной статье рассматриваются вопросы вовлечения старшеклассников в исследовательскую деятельность(создание проекта)по лингвистике.Предлагается образец проекта по изучению языковой игры в интернетпространстве. Ключевые слова:проект,исследовательская компетентность, языковая игра, интернетпространство.
Включение учащихся в исследовательскую проектную деятельность, является одним из эффективных мотивационных средств в учебной деятельности в школе.В исследовательских и проектных работах необходимылюбые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает обучающегосякак к индивидуальному, так и коллективномувыполнении проектов, которая направлена на профессиональную ориентации старшеклассника. Педагог при организации проектной и исследовательской деятельности должен стремиться развить в обучающемсяиндивидуальные интересыи способности, учить выявлять связи между предметами, сопоставлять исследовательский материал, способности добывать информацию, а такжеумениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию, побуждая ученика к реализации проекта.
Проект является наиболее подходящим инструментов в изучении интересующего ученика направлении. «Проект –работа, направленная на решение конкретной проблемы, надостижение оптимальным способом заранее запланированного результата» [5].С помощью исследовательской деятельности старшеклассники смогут подходить к исследованию любого вопроса осмысленно и рационально. Даннаядеятельность сможет развить не только интеллектуальные способностистаршеклассников, но иорганизаторские, познавательные,творческие.Проектная деятельность обучающихся –совместная учебнопознавательнаядеятельность обучающихся, которая имеет общую цель. Главнымусловием проектнойдеятельности является наличие заранее выработанных представлений оплане и конечном продукте деятельности.Во время исследовательской деятельности у старшеклассников ярко проявляется самостоятельная постановка целей, формулируются пути достижения, изобретая новые способы и средства, обучающийся прогнозирует применение получившихся результатов в своем исследовании. Развитие исследовательской компетентности особенно актуально в старшем школьном возрасте, который соответствует периоду ранней юности. Данный возрастной период отличается сформированностью теоретического мышления, формального интеллекта, а также внутренней рефлексии, что играет существенную роль в развитии исследовательской компетентности старшеклассников [1].. Именно в это время у обучающихся появляется интерес к изучение поставленных проблем, подтверждение или опровержение предполагаемой гипотезы в исследовании, а также анализ своих исследовательских способностей в рамках своего проекта. Все эти умения способствуют открытию новых возможностей, которые необходимы не только в исследовательской деятельности, но иво времявсего обучения.
Цель исследовательского проекта –доказательство или опровержение какойлибо гипотезы.Проектный продукт –результат исследования, оформленный установленным способом.Тип деятельности учащегося –деятельность, связанная с экспериментированием, логическими операциями.Формируемая компетентность –мыслительная.
План написания исследовательского проекта:1. Наименование проекта;2. Цели и задачи проекта;3. Этапы работы;4. Результат проекта и его развитие.
Примером исследовательского проекта, может стать лингвистический анализ«Языковой игры в интернетпрострастве» [5].
Цель:выявить приемы языковой игры в интернетпространстве.
Задачи:
изучение научной литературы;
сбор фактического языкового материала;
анализ примеров из собственного материала;
выявление классификации;
попытка выявлений особенностей языковой игры;
подготовка доклада выступления;
представление устно доклада.
Изучив научную литературу, учащиеся выявили, что по наблюдениям лингвистов, в современном интернетпространстве, становится популярна языковая игра. В своем исследовании Ю. О. Коновалова определяет языковую игру как «творческое, свободное отношение к форме речи, неканоническое употребление языка, позволяющее говорящемуреализовать способности к языковому творчеству и выделить себя как языковую личность из ряда других говорящих личностей». Используя языковую игру при построении высказывания, говорящий обращает внимание на саму форму речи с целью не просто сообщить чтолибо, а вызвать то или иное эстетическое чувство, что делает языковую игру неотъемлемым атрибутом межкультурной коммуникации.Ю. О. Коновалова классифицирует элементы языковой игры на: 1) рифмовку: приѐм рифмовки заключается в повторении созвучных слов или их частей, в присоединении к части высказываний похожих по звуковому облику элементов: А. Непонятно / чего она хочет // Б. И хочет / и хохочет / будто кто еѐщекочет. 2) фонетическую деформацию:видоизменение привычного для говорящих и слушающих облика слова; слова могут быть деформированы только в пределах сохранения своей узнаваемости(екология, океян, поетика; радиво).3) морфологическую деформацию:изменение грамматических признаков слов и образование ненормативных (окказиональных, диалектных и просторечных) словоформ (курей, глазей, уш, перчатков; красивше, глыбже; смотряем, покласть, покладенный. Поемший).4) непрямую номинацию вкачестве средства языковой игры говорящие используют слова и выражения, имеющие сдвиги в семантике –непрямые номинации –тропы (метафоры, метонимии, сравнения, перифразы). Употребление тропов в разговорной речи основано на создании контраста между означающим и означаемым.(У меня на столе / братская могила // Вчера пришла/ стала разгребать/ столько вещей нужных нашла.) 5) нарушение лексической сочетаемости слов. Один из распространенных приемов языковой игры в современной русской разговорной речи –нарушение законов лексической сочетаемости слов –представлен 3 способами. 1. Слово, имеющее узкую лексическую сочетаемость, соединяется с иными словами. Эффект игры создается за счет сдвигов в семантике: А. Наталья прибарахлилась // Б. Чем? А. Кем // Б. Что/ жениха нашла? А. Ага / только мы еще не знаем / кто он //.6) окказионализмы. В качестве игровых могут использоваться потенциально возможные и собственно окказиональные слова. Частотность окказионализмов в речи объясняется отсутствием нормативного литературного однословного обозначения явления или предмета (Даже если те основы греческие / они всѐравно должны были облатиниться. Пойду балдуленцию помою. А у нас противоежоворукавичная вакцина)7. каламбуры. Каламбур –«фигура речи, состоящая в юмористическом (пародийном) использовании разных значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов».( (о коллекции игрушек) У нас только крокодилов ещѐне хватает. (о провинившемся родственнике) Крокодилов у нас хватает).8. прецедентные высказывания. В качестве языковой шутки говорящий использует готовые цитаты из книг, песен, фильмов, анекдотов и т.д. говорящий может трансформировать цитату или только намекать на неѐ. Мы считаем, что в этом случае логично говорить об обыгрывании прецедентных феноменов –текстов, имѐн, ситуаций (Любовь зла/ полюбишь и курсанта, (о предстоящем экзамене. Перефразирую известную поговорку насчет дорог и Рима // Все мысли вертятся вокруг гэка).На следующем этапе выполнения проекта учащиеся проанализировали фактический языковой материал, включающий в себя приемы языковой игры в интернеткоммуникации, выявили наиболее частовстречающиеся видыязыковой игры.1. Прецедентные тексты, подвергшиеся трансформации:
Пить или не пить?;
Карта жира;
Сумма, покрытая мраком;
Верхом на ядре;
Под покровом бренда;
С широко открытыми счетами;
Разложил по нотам;
От перемены фонда сумма не меняется;
Пока промо не грянет;
Не ходите, дети, в акции играть;
На воре цифры горят;
Богатые тоже бедные;
Что немцу плохо, то Америке выборы.2. Неологизмы –номинативные единицы (слова, отдельные значения слова, словосочетания) в начальной период их существования, когда они выделяются своей новизной:
Вудиальный (театр);
Трампец;
Трампировать;
Трампономика;Кадастрофа (местного масштаба);
Трампизм.3. Мы считаем, что к проявлению языковой игры можно отнести палиндром –слово или высказывание, одинаково читающиеся от начала к концу и от конца к началу, звукобуквенный «перевертень»:
Аргентина манит негра;
Лидер бредил;
Город дорог;
Спел Лепс;
Лимузин изумил;
Я с уколов –еле волокуся;
Лёша на полке клопа нашел;
Тропа налево повела, на порт;
Ужас. Ангел лег на сажу;
Уж редко рукою окурок держу;
Меня истина манит сияньем;
Надо меч в кулак, а лук–в чемодан. Таким образом, учащиесяпришли к выводу, что языковая игра в современном интеренетпростраствеотражает коммуникативные потребности, в связи с изменениями окружающего мира, для более емкого отражения действительности[2].В ходе работы над проектом, старшеклассник может полностью реализовать свои компетенции, приобрести новые знания не только в научном изучении лингвистики, но иприменить их на практике. Обучение, в данном случае, дополняется знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем могут переносится обучающимся на все виды работы как учебной, так и внеучебной.
Ссылки на источники1.Верес Л. В., Матяш Н. В. Проектная деятельность как средство развития исследовательской компетентности старшеклассников // ВестникБрянского государственного университета. 2013. №1.2.Лунгуль А.А. Типичные приемы языковой игры в интернетпространстве// ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: сборник статей Международной научно –практической конференции (15 января 2017 г., г. Екатеринбург). В 3 ч. Ч.3/ Уфа: АЭТЕРНА, 2017. –241 с.3.Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 1–4. –М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. –64 с.
4.Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 5–8. –М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. –68 с.5.Черепанова Л.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШИХ КЛАССАХ// НОВАЯ НАУКА: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ. Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований"(Уфа). 2016.№ 81.
Формирование исследовательской компетентности старшеклассников посредством проектной деятельности
Аннотация.В данной статье рассматриваются вопросы вовлечения старшеклассников в исследовательскую деятельность(создание проекта)по лингвистике.Предлагается образец проекта по изучению языковой игры в интернетпространстве. Ключевые слова:проект,исследовательская компетентность, языковая игра, интернетпространство.
Включение учащихся в исследовательскую проектную деятельность, является одним из эффективных мотивационных средств в учебной деятельности в школе.В исследовательских и проектных работах необходимылюбые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает обучающегосякак к индивидуальному, так и коллективномувыполнении проектов, которая направлена на профессиональную ориентации старшеклассника. Педагог при организации проектной и исследовательской деятельности должен стремиться развить в обучающемсяиндивидуальные интересыи способности, учить выявлять связи между предметами, сопоставлять исследовательский материал, способности добывать информацию, а такжеумениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию, побуждая ученика к реализации проекта.
Проект является наиболее подходящим инструментов в изучении интересующего ученика направлении. «Проект –работа, направленная на решение конкретной проблемы, надостижение оптимальным способом заранее запланированного результата» [5].С помощью исследовательской деятельности старшеклассники смогут подходить к исследованию любого вопроса осмысленно и рационально. Даннаядеятельность сможет развить не только интеллектуальные способностистаршеклассников, но иорганизаторские, познавательные,творческие.Проектная деятельность обучающихся –совместная учебнопознавательнаядеятельность обучающихся, которая имеет общую цель. Главнымусловием проектнойдеятельности является наличие заранее выработанных представлений оплане и конечном продукте деятельности.Во время исследовательской деятельности у старшеклассников ярко проявляется самостоятельная постановка целей, формулируются пути достижения, изобретая новые способы и средства, обучающийся прогнозирует применение получившихся результатов в своем исследовании. Развитие исследовательской компетентности особенно актуально в старшем школьном возрасте, который соответствует периоду ранней юности. Данный возрастной период отличается сформированностью теоретического мышления, формального интеллекта, а также внутренней рефлексии, что играет существенную роль в развитии исследовательской компетентности старшеклассников [1].. Именно в это время у обучающихся появляется интерес к изучение поставленных проблем, подтверждение или опровержение предполагаемой гипотезы в исследовании, а также анализ своих исследовательских способностей в рамках своего проекта. Все эти умения способствуют открытию новых возможностей, которые необходимы не только в исследовательской деятельности, но иво времявсего обучения.
Цель исследовательского проекта –доказательство или опровержение какойлибо гипотезы.Проектный продукт –результат исследования, оформленный установленным способом.Тип деятельности учащегося –деятельность, связанная с экспериментированием, логическими операциями.Формируемая компетентность –мыслительная.
План написания исследовательского проекта:1. Наименование проекта;2. Цели и задачи проекта;3. Этапы работы;4. Результат проекта и его развитие.
Примером исследовательского проекта, может стать лингвистический анализ«Языковой игры в интернетпрострастве» [5].
Цель:выявить приемы языковой игры в интернетпространстве.
Задачи:
изучение научной литературы;
сбор фактического языкового материала;
анализ примеров из собственного материала;
выявление классификации;
попытка выявлений особенностей языковой игры;
подготовка доклада выступления;
представление устно доклада.
Изучив научную литературу, учащиеся выявили, что по наблюдениям лингвистов, в современном интернетпространстве, становится популярна языковая игра. В своем исследовании Ю. О. Коновалова определяет языковую игру как «творческое, свободное отношение к форме речи, неканоническое употребление языка, позволяющее говорящемуреализовать способности к языковому творчеству и выделить себя как языковую личность из ряда других говорящих личностей». Используя языковую игру при построении высказывания, говорящий обращает внимание на саму форму речи с целью не просто сообщить чтолибо, а вызвать то или иное эстетическое чувство, что делает языковую игру неотъемлемым атрибутом межкультурной коммуникации.Ю. О. Коновалова классифицирует элементы языковой игры на: 1) рифмовку: приѐм рифмовки заключается в повторении созвучных слов или их частей, в присоединении к части высказываний похожих по звуковому облику элементов: А. Непонятно / чего она хочет // Б. И хочет / и хохочет / будто кто еѐщекочет. 2) фонетическую деформацию:видоизменение привычного для говорящих и слушающих облика слова; слова могут быть деформированы только в пределах сохранения своей узнаваемости(екология, океян, поетика; радиво).3) морфологическую деформацию:изменение грамматических признаков слов и образование ненормативных (окказиональных, диалектных и просторечных) словоформ (курей, глазей, уш, перчатков; красивше, глыбже; смотряем, покласть, покладенный. Поемший).4) непрямую номинацию вкачестве средства языковой игры говорящие используют слова и выражения, имеющие сдвиги в семантике –непрямые номинации –тропы (метафоры, метонимии, сравнения, перифразы). Употребление тропов в разговорной речи основано на создании контраста между означающим и означаемым.(У меня на столе / братская могила // Вчера пришла/ стала разгребать/ столько вещей нужных нашла.) 5) нарушение лексической сочетаемости слов. Один из распространенных приемов языковой игры в современной русской разговорной речи –нарушение законов лексической сочетаемости слов –представлен 3 способами. 1. Слово, имеющее узкую лексическую сочетаемость, соединяется с иными словами. Эффект игры создается за счет сдвигов в семантике: А. Наталья прибарахлилась // Б. Чем? А. Кем // Б. Что/ жениха нашла? А. Ага / только мы еще не знаем / кто он //.6) окказионализмы. В качестве игровых могут использоваться потенциально возможные и собственно окказиональные слова. Частотность окказионализмов в речи объясняется отсутствием нормативного литературного однословного обозначения явления или предмета (Даже если те основы греческие / они всѐравно должны были облатиниться. Пойду балдуленцию помою. А у нас противоежоворукавичная вакцина)7. каламбуры. Каламбур –«фигура речи, состоящая в юмористическом (пародийном) использовании разных значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов».( (о коллекции игрушек) У нас только крокодилов ещѐне хватает. (о провинившемся родственнике) Крокодилов у нас хватает).8. прецедентные высказывания. В качестве языковой шутки говорящий использует готовые цитаты из книг, песен, фильмов, анекдотов и т.д. говорящий может трансформировать цитату или только намекать на неѐ. Мы считаем, что в этом случае логично говорить об обыгрывании прецедентных феноменов –текстов, имѐн, ситуаций (Любовь зла/ полюбишь и курсанта, (о предстоящем экзамене. Перефразирую известную поговорку насчет дорог и Рима // Все мысли вертятся вокруг гэка).На следующем этапе выполнения проекта учащиеся проанализировали фактический языковой материал, включающий в себя приемы языковой игры в интернеткоммуникации, выявили наиболее частовстречающиеся видыязыковой игры.1. Прецедентные тексты, подвергшиеся трансформации:
Пить или не пить?;
Карта жира;
Сумма, покрытая мраком;
Верхом на ядре;
Под покровом бренда;
С широко открытыми счетами;
Разложил по нотам;
От перемены фонда сумма не меняется;
Пока промо не грянет;
Не ходите, дети, в акции играть;
На воре цифры горят;
Богатые тоже бедные;
Что немцу плохо, то Америке выборы.2. Неологизмы –номинативные единицы (слова, отдельные значения слова, словосочетания) в начальной период их существования, когда они выделяются своей новизной:
Вудиальный (театр);
Трампец;
Трампировать;
Трампономика;Кадастрофа (местного масштаба);
Трампизм.3. Мы считаем, что к проявлению языковой игры можно отнести палиндром –слово или высказывание, одинаково читающиеся от начала к концу и от конца к началу, звукобуквенный «перевертень»:
Аргентина манит негра;
Лидер бредил;
Город дорог;
Спел Лепс;
Лимузин изумил;
Я с уколов –еле волокуся;
Лёша на полке клопа нашел;
Тропа налево повела, на порт;
Ужас. Ангел лег на сажу;
Уж редко рукою окурок держу;
Меня истина манит сияньем;
Надо меч в кулак, а лук–в чемодан. Таким образом, учащиесяпришли к выводу, что языковая игра в современном интеренетпростраствеотражает коммуникативные потребности, в связи с изменениями окружающего мира, для более емкого отражения действительности[2].В ходе работы над проектом, старшеклассник может полностью реализовать свои компетенции, приобрести новые знания не только в научном изучении лингвистики, но иприменить их на практике. Обучение, в данном случае, дополняется знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем могут переносится обучающимся на все виды работы как учебной, так и внеучебной.
Ссылки на источники1.Верес Л. В., Матяш Н. В. Проектная деятельность как средство развития исследовательской компетентности старшеклассников // ВестникБрянского государственного университета. 2013. №1.2.Лунгуль А.А. Типичные приемы языковой игры в интернетпространстве// ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: сборник статей Международной научно –практической конференции (15 января 2017 г., г. Екатеринбург). В 3 ч. Ч.3/ Уфа: АЭТЕРНА, 2017. –241 с.3.Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 1–4. –М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. –64 с.
4.Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 5–8. –М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. –68 с.5.Черепанова Л.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШИХ КЛАССАХ// НОВАЯ НАУКА: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ. Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований"(Уфа). 2016.№ 81.