Облик человека в современном мире
Выпуск:
ART 970693
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коженок
А.
А.,
Шумилина
Е.
Г. Облик человека в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1831–1835. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970693.htm.
Аннотация. Статья отражает ретроспективный анализ развития человека, его внешнего облика и характерных лет, исследуются особенности поведения. Отражаются этапы эволюционного процесса, структурные элементы человеческой активности. Проводится анализ того, каким образом качественные и глубокие изменения в облике человека и его психологии оказались связанными с его социальной активностью и трудовой деятельностью.
Текст статьи
Коженок Анна Александровна,студентка2 курса направления подготовки «Таможенное дело» ФЭФ ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского», г. Брянскanna.kozhenok@mail.ru
Шумилина Екатерина Геннадьевна,студентка2 курса направления подготовки «Таможенное дело» ФЭФ ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского», г. Брянскs.shumilina2017@yandex.ru
Научный руководитель: Антошкина Екатерина Александровна,старший преподавательФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского», г. Брянск
Облик человека в современноммире
Аннотация.Статья отражает ретроспективный анализ развития человека, его внешнего облика и характерныхлет, исследуются особенности поведения. Отражаютсяэтапы эволюционного процесса, структурные элементы человеческой активности.Проводится анализ, каким образом качественные и глубокие изменения в облике человека и его психологии оказались связанными с его социальной активностью и трудовой деятельностью.Ключевые слова:филогенез, человеческая активность, социальное развитие, закономерности развития.
Неотъемлемыми свойствами человека,как известно, являютсядинамичность и незавершенность.Эти характеристики егоприроды представляют интересдля различных наук,которые исследуют и закономерности процесса изменениявида Homo sapiensв целом, и особенности развития отдельногочеловека. В первомслучае пользуются нетолько термином «развитие»,сколько терминами «эволюция»и «филогенез». Вовтором –синонимами«развития» являются термины«онтогенез», «становление» и др. Для педагогическойантропологии представляют интереси филогенез и онтогенез[3].Филогенез человека, т.е. развитие егокак вида, какразновидности живого вещества,имеет чрезвычайно долгуюисторию. Он осуществляетсякак целостный эволюционныйпроцесс, в результатекоторого произошло превращениеантропоида в человекаразумного. Существуют различныетеории о первопричинеэтого процесса. Глобальнымего источником признаетсяСолнце, влияющее наритмы изменений природы,внутренний ритм жизнилюбого живого существа,на ритм социальныхпроцессов и пр.(Л. Н. Гумилев,В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.). При этомв качестве эволюционныхмеханизмов рассматриваются биологическоенаследование, социальное наследование,сознательная активность человекаво взаимодействии с природой и обществом.
До последнего временисчиталось, что эволюциячеловека завершена, а эволюционные механизмы ужеслужат не изменениювида, а лишьего сохранению. Действительно,многочисленные данные подтверждают:организм современного человекав основном таковже, как и 3,5 тыс. летназад; не меняютсяего базовые потребностии пр. Однакосовременная генетика доказывает:в ДНК человеказаложена возможность егонепрерывной эволюции каквида, т. е.филогенез —процесспродолжающийся.Современная наука утверждает, чтофилогенез подчинен законамконвергенции: взаимодействия, взаимопроникновенияприродных и социокультурныхпроцессов —и возможен, только есличеловек совершает сознательнуюперестройку своего эволюционногопроцесса[2].По мнению Н.Н. Моисеева, человечествоуже успешно совершилодве такие перестройки.Первая произошла в эпоху палеолита —древнейшего периода каменноговека. Вторая —в неолите (VI—IIтысячелетие до н.э.). Обе онибыли связаны с кризисом внешних условийбытия, с экологическимикатастрофами, грозившими полнымуничтожением предков современногочеловека. Обе онивызвали их сознательныецеленаправленные действия, результатомкоторых всякий разоказывалось не толькопредотвращение истощения природныхресурсов, не простосохранение вида, нопринципиальное изменение эволюционногопроцесса. В первомслучае антропоиды сумелисформулировать определенные правиласовместной жизни, и это привело к некоторым изменениям внешнегооблика антропоидов, к прекращению естественного отборана уровне организмов—он действовалтеперь на уровнеплемен, народов, цивилизаций.Во втором —человек перешел к оседлому образу жизни.Вторая перестройка нетолько вновь повлиялана антропологический обликчеловека. Она вызвалак жизни новыеспособности, реализовала скрытыедо той порысозидательные возможности людей,изменила пространство ихбытия, усилила влияниекультурной среды начеловека.И та и другаяперестройка оказались возможнылишь потому, чтолюди действовали совместно,сознательно изменяли свойобраз жизни и самих себя наоснове общепризнанных ценностейи табу, т.е. они развивалиськак существа нравственные,духовные.Онтогенез —развитие отдельного человека—во многомповторяет историю вида.В пренатальном периодесвоей жизни человекповторяет биологический, а в детстве —социокультурный путь человечества.Не являясь совершеннонезависимым от филогенеза,онтогенез в тоже время —несколько другой процесс(нефилогенез в свернутомвиде). Характеристикой егоособенностей мы сейчаси займемся[2].Разные науки используют разныепонятия для описанияпроцесса онтогенеза: созревание,рост, социализация, самоосуществление,индивидуализация, развертывание, становлениеи пр. Многочисленныетермины, характеризующие онтогенезчеловека, являются частнымипо отношению к наиболее общему —«индивидуальное развитие». В процессе индивидуального развитиясозревание, социализация, самоосуществлениеи пр. тесносвязаны между собой.Более того, многочисленныесоставляющие онтогенеза взаимозависимы,взаимно регулируют другдруга. Социализацияначинаетсяуже в пренатальномпериоде, рост стимулируетопределенные формы самоосуществления,индивидуализация в определенноймере зависит отсозревания и т.д.Поскольку человек —существо целостное и противоречивое, тои онтогенез его —процесс целостный и противоречивый, диалектический. В процессе индивидуального развитиячеловек все времяменяется и одновременноостается тождественным самомусебе. Не толькоколичественные изменения, происходящиев его организме,вызывают определенные качественныеизменения его в целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) провоцируетколичественный рост организма.Динамика одной составляющейчеловека (организма, например)отражается на ходеразвития практически всехостальных. Темпы измененияразных структур человекане одинаковы: достижениечеловеком организменной зрелостине всегда совпадаетс сформированностью эмоциональной,волевой, интеллектуальной сфер,с социальной зрелостью.(То, что онтогенезпроисходит не фронтально,особенно наглядно демонстрируютподростки.) Но этане фронтальность процессаонтогенеза не разрушаетего целостности, традиционнопризнаваемой всеми науками.Сегодняшнее состояние антропологическогознания, интеграции имнегуманитарной информации усиливаетнетрадиционные подходы к проблеме онтогенеза. Например,меняются представления о результате развития ребенкаи человека. Одноиз таких представленийсвязывает развитие с разрушением организма, потерейразличных способностей и возможностей, возвращением к беспомощности и т.д.Результат так понимаемогоонтогенеза —регресс,начинающийся чуть лине с моментарождения и продолжающийсяв течение всейжизни. Противоположная позицияболее распространена и состоит в том,что развитие ребенка—накопление прогрессивныхизменений, совершенствование, расцветвсех сторон человека.Он происходит главнымобразом в детствеи юности и приводит к тому,что ребенок начинаетвсе больше походитьна взрослого и анатомически, и физиологически,и психологически, и по уровню знаний,и по социальномуположению.Современная женаука все большесклоняется к тому,что, вопервых, развитие—это диалектическоеединство регрессивных и прогрессивных преобразований. Вовторых,человек в процессесвоего индивидуального развития(впрочем, как и в процессе филогенеза)не становится нихуже, слабее и пр., ни лучше,совершеннее и пр.,—он делаетсяпринципиально другим.Втретьих,результатом онтогенеза являетсявсе возрастающая индивидуализациякаждого человека. И наконец, развитие происходитв течение всейжизни человека, с пренатального периода и до последнего дня.Закономерен и интерессовременной науки к такой особенности онтогенеза,как неравномерность, неравновесность.Действительно, период новорожденногоравен всего десятидням, грудного детства—почти году(от десяти дней догода), раннего детства—двум годам(от года дотрех лет), первогодетства —четырем(от трех досеми лет) и т. д. (А.Г. Асмолов). В онтогенезе наблюдаются и зоны бифуркации, и спокойные периоды. И если в спокойныйпериод развитие подчиняетсяопределенным законам и его результаты и особенности можно предсказать,то в зонебифуркации развитие зависитпрежде всего отслучайностей и оказываетсянепредсказуемым. Существенной особенностьюонтогенеза является, такимобразом, «рядоположенность», «равнозначность»закономерностей и случайностейв индивидуальной историикаждого человека[3].Сегодня становитсявсе более признаваемойи следующая нетрадиционнаяточка зрения: онтогенезчеловека не линейныйи не спиралевидныйпроцесс с элементамиповторяемости, цикличности. Онскорее —волнообразныйи колебательный процесс,имеющий отклонения то«в минус», то«в плюс». Этосвязано стем,что колебательный характеримеет природа активностиСолнца, определяющего развитиевсего живого. Вотпочему обменные процессы,происходящие в мозгуи организме человека,как и другиеявления, сопровождающие егоиндивидуальное развитие, характеризуютсяпротиворечивыми тенденциями: трата—восстановление,дифференциация—интеграция, хаос—гармония, потериприобретения.Действительно, возникновение новыхсвойств и возможностей,совершенствование имевшихся ранеефункций, переход способностейи умений в новое качество, изменениеантропометрических показателей, упорядочениеорганических процессов, т.е. любая «новизна»,как правило, сопровождаетсяболее или менеенаглядным свертыванием, превращениемв рудимент, уходомв «буфер» некоторыхпрежних возможностей, функций,умений и прочихособенностей, ставших в новом периоде жизниуже не актуальными.Известен целый ряднаглядных примеров этого.В связи с созреванием мозга ребенокнаучается читать, егосвязи с информацией,культурой переходят наболее высокий уровень—и у него угасают потрясающиелингвистические способности, возникаетпроблемы с памятью.Расширяется жизненный опытребенка, возрастает его«умудренность» —и снижается способность удивляться,восхищаться, гаснет любопытство.По мере развитияпроизвольности психических процессовна смену детскойнепосредственности приходит тактичность;яркое, но легковесноедетское воображение превращаетсяв целенаправленную творческуюдеятельность и т.д.И хотя продуктивность,осмысленность, целенаправленность деятельностивзрослого, как правило,гораздо выше, чему ребенка, очевидно:то, что теряетсяпо мере развития,не было бесполезным,недостойным человека. Ведьне зря жехудожники и поэтыищут способы развитияу себя непосредственностивосприятия мира, яркостивоображения. Ученые разрабатываютспособы быстрого и легкого (как в детстве) овладения информацией.Бизнесмены учатся игратьи т. д.В этом жеубеждает анализ особенностейвыдающихся личностей, талантливыхлюдей, вундеркиндов. В том случае, когдасвертывания особенностей прошлыхвозрастных этапов непроисходит, и онисохраняются в болеевзрослой жизни, обычнои наблюдается феномен«одаренности» (Н. С.Лейтес и др.).
Но сохранившиеся «детские»возможности могут нетолько украсить жизньвзрослого. Они, несоответствуя многим требованиямвзрослой жизни, частои осложняют ее.Можно, видимо, говоритьо том, чтои приобретения, и потери в процессеонтогенеза не толькоестественны, но и необходимы.Традиционно онтогенезрассматривается как процесснепрерывный и последовательнодетерминированный. Современная женаука утверждает: развитиечеловека —процессдискретный, прерывистый и в определенной мереобратимый. Каждый периоджизни человека —ценность, каждый этапжизни важен. В то же время,как писал С.Л. Рубинштейн, онне предопределяет фатальнони судьбу этапа,следующего за ним,ни результатов развитияв целом. Болеетого, известно: переосмысляясвое прошлое, меняясвои представления о смысле и целисвоей жизни, человекможет изменить результатыи ход собственногоразвития[3].В настоящее времяподчеркивается и то,что онтогенез —процесс, не толькодетерминированный внешними обстоятельствамии условиями жизни,но и самодетерминирующийся,самоорганизующийся по меревзросления человека. Этообусловлено спецификой человеческойактивности. Человеческая активностьимеет содержательную и энергетическую стороны. Первая:идеалы, цели, ценности,мотивы, вера —чаще всего относитсяк будущему времени.Вторая: действия, поступки,общение, отношения, чувства,воля —к настоящему. Они неразрывны.«Человек в процессесвоей жизни занимаетопределенную жизненную позицию,осознает ее, несетза нее ответственность,утверждает ее своимипоступками, своей жизнью»,—писала Б.В. Зейгарник.Устремленность человекав будущее, сопровождающаясяреальной активностью егов настоящем, —движущая сила онтогенеза.Она позволяет емуовладевать физическими и социальными условиями своейжизни, психически перерабатыватьсобытия, происходящие вокругнего, реализовывать собственныецели, утверждать собственныеценности —и изменяться.Активность человека (и содержательно,и энергетически) распространяетсяим не толькона себя —на свое самосовершенствование,но и наизменение, совершенствование окружающегомира. Человек всегда(осознанно или бессознательно)стремится переделывать всевокруг себя «посебе», стремится ассимилироватьсреду —и это в своюочередь способствует егособственному изменению, индивидуальномуразвитию. В своевремя знаменитый писательантичности Овидий сказал:“Тем, что мыбыли и чтомы сегодня, завтране будем уже”.Стремительное развитие техническогопрогресса, которое произошлоблагодаря склонности человекаизлагать, воплощать своимысли в реальнойжизни, –прямоетому доказательство. Времяидет, мир меняется,а вместе с ним человеческое познаниеокружающей среды, собственныхресурсов становится глубже.Основные этапы развитиячеловеческой личности определяютсянаукой, психологами, теоретикамимировых религий. Чемтоони отличаются, многимсовпадают, но человек–это отдельнаяструктура, которая неможет подстроиться подуставленные стандарты, ведьего цель –беспрерывное познание, усовершенствование.
Человек –нетолько биологическое, нои социальное существо,что выделяет егосреди других представителейживотного мира и определяет особое положениев природе. Развитиечеловека на всемпротяжении эволюции былоподчинено не толькозакономерностям наследственности и изменчивости видов, нои социальным законам.Человек изменялся в своем развитии какфизически, так и умственно.В настоящее времяпередовые представители наукине подвергают сомнениютот факт, чтомиллионы лет назадчеловек постепенно выделилсяиз животного мира.Ученыематериалисты глубоко исследовалипроцесс превращения древнихобезьян в современногочеловека. Качественные и глубокие изменения в облике человека и его психологии оказалисьсвязанными с егосоциальной активностью и трудовой деятельностью[4].С помощью даже самыхпримитивных орудий трудачеловек получил возможностьобеспечивать себя и сородичей самым необходимымдля жизни. Эторезко уменьшило зависимостьчеловека от влиянияприродных факторов и снизило значимость естественногоотбора, играющего важнуюроль в развитиибиологических видов. В процессеколлективной трудовой деятельностилюди объединялись в социальные группы. Этопривело к возникновениюи развитию речикак способа обменасообщениями. Одновременно развивалсяголосовой аппарат и те зоны мозга,которые отвечают замышление и речь.А вот органычувств, столь важныедля животных, утратилисвою значимость, притупилисьзрение, обоняние и слух.Есть все основания предполагать,что предками современныхчеловекообразных обезьян и человека были узконосыеприматы, стада которыхобитали в древнихтропических лесах. Этимво многом определяетсясходство человека и приматов по внешнимпризнакам и поведению.Но есть и существенные отличия. Спустившисьс деревьев и перейдя к наземномуобитанию, предки человекаобрели прямохождение. Освободившиесяпри этом передниеконечности могли использоватьсядля выполнения простейшихтрудовых операций. Выпрямлениетела привело к переносу центра тяжести,что стало причинойперестройки костной системыи опорнодвигательного аппарата.Позвоночник стал болеегибким[1].Движения развивающегося человекастали более свободными.Шагом вперед в эволюции стало противопоставлениебольших пальцев рук,что дало возможностьчеловеку совершать болеесложные и точныекистевые движения. Обособленныйбольшой палец позволилнадежно удерживать в руке оружие и орудия труда. С появлением орудий труда,охотничьего оружия и огня изменился и рациончеловека. Пища,приготовленная на огне,уменьшила нагрузку нажевательный аппарат и органы пищеварения. Кишечникпостепенно становился короче,изменилось строение лицевыхмышц. В ходемедленных мутационных измененийпостепенно преобразовывался ротовойаппарат и гортань.В результате человекполучил развитые органыречи. Описанные измененияпроисходили не сразу,а растянулись намногие сотни поколений.Современный облик человекприобрел примерно 4050тысяч лет назад.С тех порпроизошли кардинальные измененияв образе жизнилюдей, появились невиданныеранее технологические возможности,но облик человекасущественно не изменился.
За последниестолет человекстал выше. Обэтом говорят исследования,проводимые в Россиии во всехевропейских странах. Среднийпоказатель динамики ростапо Европе 11 см, в Испании и вовсе12 см. Насегодняшний день самойвысокой нацией являютсяголландцы. Средний ростмужчин в этойстране составляет 1,85м. Интересно, чтов годы Второймировой войны пальмупервенства держали американцы(1,77 м.), нопосле середины ХХвека в СШАдинамика роста населенияприостановилась. По даннымВОЗ средний роств России в 60е годы XXвека был 1,68,сегодня 1,78.Динамику роста ученыесвязывают, прежде всего,с улучшением питания,ростом доходов населения,развитием медицины. Профессор экономики британскогоЭссекского университета ТимотиХаттон утверждает,что рост первичный показатель улучшенияздоровья населения. Чтож, растем[4].Последнее исследование показало, чтов развитых странахлюди стали выше,а самый высокийсредний рост в мире 1,85см наблюдается в Нидерландах. Хотя американцыбыли самыми высокимилюдьми в мирев период ВторойМировой войны (1,77см), к концу20го века показателироста приостановились.И хотя во многихстранах средний ростувеличился, он небыл равномерным. В некоторых странах, пораженныхболезнями, войнами и другими проблемами, среднийрост время отвремени снижался.Исследователи считают, чтоэто говорит о том, что негативныефакторы, такие какголод или эпидемииоказывают влияние наследующие поколения, и требуется около 5типоколений, чтобы преодолетьэти факторы.Согласно последним исследованиям былавыявлена взаимосвязь междуростом и качествомжизни, а высокиелюди воспринимаются, какболее умные и влиятельные.С 1970хгодов исследователи изучалидинамику роста детеймайя и ихсемей, проживающих в Гватемале, Мексике и США. Когда майяпереезжали в США,они становились на11,4 см выше,чем их сверстникив Гватемале и Мексике. Однако ихвес тоже увеличивался,и они чащестрадали от ожирения.
В миретакже наблюдается тенденцияк увеличению веса.Так в 2013году 29 процентовмирового населения страдалоот лишнего весаили ожирения[1].Проблема ожирения насегодняшний день являетсявсе более актуальной.Прошлогоднее исследование Всемирнойорганизации здравоохранения показало,что 29% взрослогонаселения нашей планетыстрадает от избыточноговеса. На первыйвзгляд, причины ясны:малоподвижный образ жизни,фастфуд всеэто не можетне сказаться навесе. Однако не все такоднозначно, поскольку ожирение можетвызываться и эпигенетическимипричинами. Если предкипереживали тяжелые голодныевремена (а такиебыли почти у каждого из нынеживущих), то избытокнакопившейся энергии может"отложиться" у потомков.
Вопрос, почему люди становятсятолще, является предметомнаучных споров. Некоторыеисследователи считают, чтовсему виной перееданиеи отсутствие физическойактивности. Но существуеттакже теория, чтоздесь играет рольгенетика, а такжевирусы, которых связываютс ожирением. Вопрекираспространенному мнению, многиеисследования нашли связьмежду лишним весоми бедностью.Некоторые исследователи предполагают,что такая тенденциясвязана с эпигенетикойили наследуемыми изменениями,которые влияют нато, как телосохраняет избыток энергиииз еды.Например, если ваша матьи бабушка перенеслитяжелые времена, этопередается следующим поколениям,и когда наступаютхорошие времена, телопытается сохранить дополнительнуюэнергию в видежира.По данным исследований, приведенныхантропологами Московского государственногоуниверситета, нынешние подросткизначительно слабее своихсверстников из 30хгодов прошлого века.Замеры, проводимые напростом силометре показали,что средний московскийшкольник в прошломвеке выжимал 55килограмм, сегодня среднийпоказатель снизился до36. Конечно, нельзяпо этому показателюутверждать, что мыслабеем, но в качестве тревожного звонкаэто нужно учитывать.Как нам видится,возвращение норм ГТОв стране можетисправить ситуацию.Согласно исследованию, опубликованномув мае прошлогогода в журналеIntelligence, коэффициент интеллектулюдей ещё столет назад былна 14 пунктоввыше, чем у наших современников, однакоэто ещё неявляется признаком того,что за векчеловек поглупел, посколькутест на IQне может считатьсяобъективным показателем. Обэтом ещё в 80е годы ХХвека говорил новозеландскийполитолог Джеймс Флинн.Он установил, чтос поправкой навремя норма поэтому тесту постояннорастет, примерно на35 пунктов каждые10 лет. Такимобразом, IQ помогаетустановить интеллект человекапо сравнению с его современниками, в диахроническом же отношенииэта величина коррелируется.Гораздо объективнее обуровне развития интеллектаможет рассказать скоростьреакции. Благодаря еёзамерам, можно установитьспособность человека к концентрации и оперативномурешению поставленной задачи.Исследователи из Амстердамскогоуниверситета проанализировали тестына реакцию, проведенныесреди 9000 людейв период с 1884 по 2004годы. Результаты былинеутешительными: средний показательскорости реакции снизилсянастолько, что этосопоставимо с 14пунктами по системеIQ. Однозначного выводао том, чточеловек стал глупеена этом основаниисделать нельзя, ното, что мы стали менееконцентрированными, к сожалению,факт[1].Интенсивная индустриализация, научнотехническийпрогресс и прочийапгрейд привели к тому, что человексегодня спит в среднем на 23часа меньше нормы.Если век назадна сон уходило89 часов в сутки, то сегодня
56 часов.Казалось бы, ничегострашного, но оказывается,это может кардинальносказаться на развитиечеловечества. Исследования, проведенныесингапурскими учеными измедицинской школы DukeNUSпод руководством МайклаЧи доказали, чтоизза дефицита снамозг человека быстреестареет. В перспективенедостаток сна можетсказаться на здоровьецелых поколений.Половое взросление сегодняпроисходит раньше, чем100 лет назад.Половое развитие мальчикови девочек в развитых странах заканчиваетсяна 1,5—2 годараньше, чем в начале XX века,а за каждые10 лет наступлениеменструации у девочекускоряется на 4—6месяцев. Акселерация делаетлюдей более активнымиво всех отношениях.Так, имеются сведенияи об удлинениидетородного периода: запоследние 60 летон увеличился навосемь лет. У женщин в ЦентральнойЕвропе за последние100 лет менопаузасдвинулась с 45до 48 лет,в нашей странеэто время приходитсяв среднем на50 лет, а в начале векаприходилось на 43,7года. Развиваемся раньше,но живем мыпри этом дольше.Это не являетсяоднозначной добродетелью, посколькучеловек вынужден учитьсябороться с новымиболезнями, которых в начале ХХ векамедицина просто незнала.Люди сейчасживут дольше, чемкогдалибо. Согласно ВОЗ,средняя продолжительность жизниво всем миревыросла с 30лет в 20мвеке до 70лет в 2012году. Специалисты предсказывают,что мировая средняяпродолжительность жизни женщин,рожденных в 2030году, вырастет до85 лет.Увеличение продолжительностижизни связывают с достижениями в медицине,улучшениями санитарных условийи доступу к чистой воде.Однако хотяэти факторы и снизили уровень смертностиот инфекционных болезней,уровень смертности отдегенеративных заболеваний, такихкак болезнь Альцгеймера,заболеваний сердца и рака, выросла.Другими словами, людистали жить дольше,но умирают отдругих болезней, нежелив прошлом.Рост аутоиммунных заболеваний,таких как рассеянныйсклероз и сахарныйдиабет 1го типа,некоторые ученые связываютс улучшением гигиены.То есть, когдатело подвергается воздействиюслишком малого количествамикробов, иммунная системаслишком остро реагируетдаже на самыхбезобидных микробов.
Сcылки на источники1.Как изменился человек за 100 лет. Официальный сайт интернет журнала «Русская семерка». Режим доступа: http://russian7.ru/post/kakizmenilsyachelovek/
2.Никонова А.Н., Олехнович М.О. Внешний облик человека как системный феномен. Режим доступа: http://psihologia.biz/psihologiyapsihologiyaobschaya_693/nikonovaolehnovichvneshniyoblikcheloveka16341.html. 3.РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/9/rubin01/txt08.html
4.Эволюция продолжается. Как человек изменился за последние 100 тысяч лет. Режим доступа: http://paleonews.ru/index.php/new/806homofuturis
Шумилина Екатерина Геннадьевна,студентка2 курса направления подготовки «Таможенное дело» ФЭФ ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского», г. Брянскs.shumilina2017@yandex.ru
Научный руководитель: Антошкина Екатерина Александровна,старший преподавательФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского», г. Брянск
Облик человека в современноммире
Аннотация.Статья отражает ретроспективный анализ развития человека, его внешнего облика и характерныхлет, исследуются особенности поведения. Отражаютсяэтапы эволюционного процесса, структурные элементы человеческой активности.Проводится анализ, каким образом качественные и глубокие изменения в облике человека и его психологии оказались связанными с его социальной активностью и трудовой деятельностью.Ключевые слова:филогенез, человеческая активность, социальное развитие, закономерности развития.
Неотъемлемыми свойствами человека,как известно, являютсядинамичность и незавершенность.Эти характеристики егоприроды представляют интересдля различных наук,которые исследуют и закономерности процесса изменениявида Homo sapiensв целом, и особенности развития отдельногочеловека. В первомслучае пользуются нетолько термином «развитие»,сколько терминами «эволюция»и «филогенез». Вовтором –синонимами«развития» являются термины«онтогенез», «становление» и др. Для педагогическойантропологии представляют интереси филогенез и онтогенез[3].Филогенез человека, т.е. развитие егокак вида, какразновидности живого вещества,имеет чрезвычайно долгуюисторию. Он осуществляетсякак целостный эволюционныйпроцесс, в результатекоторого произошло превращениеантропоида в человекаразумного. Существуют различныетеории о первопричинеэтого процесса. Глобальнымего источником признаетсяСолнце, влияющее наритмы изменений природы,внутренний ритм жизнилюбого живого существа,на ритм социальныхпроцессов и пр.(Л. Н. Гумилев,В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.). При этомв качестве эволюционныхмеханизмов рассматриваются биологическоенаследование, социальное наследование,сознательная активность человекаво взаимодействии с природой и обществом.
До последнего временисчиталось, что эволюциячеловека завершена, а эволюционные механизмы ужеслужат не изменениювида, а лишьего сохранению. Действительно,многочисленные данные подтверждают:организм современного человекав основном таковже, как и 3,5 тыс. летназад; не меняютсяего базовые потребностии пр. Однакосовременная генетика доказывает:в ДНК человеказаложена возможность егонепрерывной эволюции каквида, т. е.филогенез —процесспродолжающийся.Современная наука утверждает, чтофилогенез подчинен законамконвергенции: взаимодействия, взаимопроникновенияприродных и социокультурныхпроцессов —и возможен, только есличеловек совершает сознательнуюперестройку своего эволюционногопроцесса[2].По мнению Н.Н. Моисеева, человечествоуже успешно совершилодве такие перестройки.Первая произошла в эпоху палеолита —древнейшего периода каменноговека. Вторая —в неолите (VI—IIтысячелетие до н.э.). Обе онибыли связаны с кризисом внешних условийбытия, с экологическимикатастрофами, грозившими полнымуничтожением предков современногочеловека. Обе онивызвали их сознательныецеленаправленные действия, результатомкоторых всякий разоказывалось не толькопредотвращение истощения природныхресурсов, не простосохранение вида, нопринципиальное изменение эволюционногопроцесса. В первомслучае антропоиды сумелисформулировать определенные правиласовместной жизни, и это привело к некоторым изменениям внешнегооблика антропоидов, к прекращению естественного отборана уровне организмов—он действовалтеперь на уровнеплемен, народов, цивилизаций.Во втором —человек перешел к оседлому образу жизни.Вторая перестройка нетолько вновь повлиялана антропологический обликчеловека. Она вызвалак жизни новыеспособности, реализовала скрытыедо той порысозидательные возможности людей,изменила пространство ихбытия, усилила влияниекультурной среды начеловека.И та и другаяперестройка оказались возможнылишь потому, чтолюди действовали совместно,сознательно изменяли свойобраз жизни и самих себя наоснове общепризнанных ценностейи табу, т.е. они развивалиськак существа нравственные,духовные.Онтогенез —развитие отдельного человека—во многомповторяет историю вида.В пренатальном периодесвоей жизни человекповторяет биологический, а в детстве —социокультурный путь человечества.Не являясь совершеннонезависимым от филогенеза,онтогенез в тоже время —несколько другой процесс(нефилогенез в свернутомвиде). Характеристикой егоособенностей мы сейчаси займемся[2].Разные науки используют разныепонятия для описанияпроцесса онтогенеза: созревание,рост, социализация, самоосуществление,индивидуализация, развертывание, становлениеи пр. Многочисленныетермины, характеризующие онтогенезчеловека, являются частнымипо отношению к наиболее общему —«индивидуальное развитие». В процессе индивидуального развитиясозревание, социализация, самоосуществлениеи пр. тесносвязаны между собой.Более того, многочисленныесоставляющие онтогенеза взаимозависимы,взаимно регулируют другдруга. Социализацияначинаетсяуже в пренатальномпериоде, рост стимулируетопределенные формы самоосуществления,индивидуализация в определенноймере зависит отсозревания и т.д.Поскольку человек —существо целостное и противоречивое, тои онтогенез его —процесс целостный и противоречивый, диалектический. В процессе индивидуального развитиячеловек все времяменяется и одновременноостается тождественным самомусебе. Не толькоколичественные изменения, происходящиев его организме,вызывают определенные качественныеизменения его в целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) провоцируетколичественный рост организма.Динамика одной составляющейчеловека (организма, например)отражается на ходеразвития практически всехостальных. Темпы измененияразных структур человекане одинаковы: достижениечеловеком организменной зрелостине всегда совпадаетс сформированностью эмоциональной,волевой, интеллектуальной сфер,с социальной зрелостью.(То, что онтогенезпроисходит не фронтально,особенно наглядно демонстрируютподростки.) Но этане фронтальность процессаонтогенеза не разрушаетего целостности, традиционнопризнаваемой всеми науками.Сегодняшнее состояние антропологическогознания, интеграции имнегуманитарной информации усиливаетнетрадиционные подходы к проблеме онтогенеза. Например,меняются представления о результате развития ребенкаи человека. Одноиз таких представленийсвязывает развитие с разрушением организма, потерейразличных способностей и возможностей, возвращением к беспомощности и т.д.Результат так понимаемогоонтогенеза —регресс,начинающийся чуть лине с моментарождения и продолжающийсяв течение всейжизни. Противоположная позицияболее распространена и состоит в том,что развитие ребенка—накопление прогрессивныхизменений, совершенствование, расцветвсех сторон человека.Он происходит главнымобразом в детствеи юности и приводит к тому,что ребенок начинаетвсе больше походитьна взрослого и анатомически, и физиологически,и психологически, и по уровню знаний,и по социальномуположению.Современная женаука все большесклоняется к тому,что, вопервых, развитие—это диалектическоеединство регрессивных и прогрессивных преобразований. Вовторых,человек в процессесвоего индивидуального развития(впрочем, как и в процессе филогенеза)не становится нихуже, слабее и пр., ни лучше,совершеннее и пр.,—он делаетсяпринципиально другим.Втретьих,результатом онтогенеза являетсявсе возрастающая индивидуализациякаждого человека. И наконец, развитие происходитв течение всейжизни человека, с пренатального периода и до последнего дня.Закономерен и интерессовременной науки к такой особенности онтогенеза,как неравномерность, неравновесность.Действительно, период новорожденногоравен всего десятидням, грудного детства—почти году(от десяти дней догода), раннего детства—двум годам(от года дотрех лет), первогодетства —четырем(от трех досеми лет) и т. д. (А.Г. Асмолов). В онтогенезе наблюдаются и зоны бифуркации, и спокойные периоды. И если в спокойныйпериод развитие подчиняетсяопределенным законам и его результаты и особенности можно предсказать,то в зонебифуркации развитие зависитпрежде всего отслучайностей и оказываетсянепредсказуемым. Существенной особенностьюонтогенеза является, такимобразом, «рядоположенность», «равнозначность»закономерностей и случайностейв индивидуальной историикаждого человека[3].Сегодня становитсявсе более признаваемойи следующая нетрадиционнаяточка зрения: онтогенезчеловека не линейныйи не спиралевидныйпроцесс с элементамиповторяемости, цикличности. Онскорее —волнообразныйи колебательный процесс,имеющий отклонения то«в минус», то«в плюс». Этосвязано стем,что колебательный характеримеет природа активностиСолнца, определяющего развитиевсего живого. Вотпочему обменные процессы,происходящие в мозгуи организме человека,как и другиеявления, сопровождающие егоиндивидуальное развитие, характеризуютсяпротиворечивыми тенденциями: трата—восстановление,дифференциация—интеграция, хаос—гармония, потериприобретения.Действительно, возникновение новыхсвойств и возможностей,совершенствование имевшихся ранеефункций, переход способностейи умений в новое качество, изменениеантропометрических показателей, упорядочениеорганических процессов, т.е. любая «новизна»,как правило, сопровождаетсяболее или менеенаглядным свертыванием, превращениемв рудимент, уходомв «буфер» некоторыхпрежних возможностей, функций,умений и прочихособенностей, ставших в новом периоде жизниуже не актуальными.Известен целый ряднаглядных примеров этого.В связи с созреванием мозга ребенокнаучается читать, егосвязи с информацией,культурой переходят наболее высокий уровень—и у него угасают потрясающиелингвистические способности, возникаетпроблемы с памятью.Расширяется жизненный опытребенка, возрастает его«умудренность» —и снижается способность удивляться,восхищаться, гаснет любопытство.По мере развитияпроизвольности психических процессовна смену детскойнепосредственности приходит тактичность;яркое, но легковесноедетское воображение превращаетсяв целенаправленную творческуюдеятельность и т.д.И хотя продуктивность,осмысленность, целенаправленность деятельностивзрослого, как правило,гораздо выше, чему ребенка, очевидно:то, что теряетсяпо мере развития,не было бесполезным,недостойным человека. Ведьне зря жехудожники и поэтыищут способы развитияу себя непосредственностивосприятия мира, яркостивоображения. Ученые разрабатываютспособы быстрого и легкого (как в детстве) овладения информацией.Бизнесмены учатся игратьи т. д.В этом жеубеждает анализ особенностейвыдающихся личностей, талантливыхлюдей, вундеркиндов. В том случае, когдасвертывания особенностей прошлыхвозрастных этапов непроисходит, и онисохраняются в болеевзрослой жизни, обычнои наблюдается феномен«одаренности» (Н. С.Лейтес и др.).
Но сохранившиеся «детские»возможности могут нетолько украсить жизньвзрослого. Они, несоответствуя многим требованиямвзрослой жизни, частои осложняют ее.Можно, видимо, говоритьо том, чтои приобретения, и потери в процессеонтогенеза не толькоестественны, но и необходимы.Традиционно онтогенезрассматривается как процесснепрерывный и последовательнодетерминированный. Современная женаука утверждает: развитиечеловека —процессдискретный, прерывистый и в определенной мереобратимый. Каждый периоджизни человека —ценность, каждый этапжизни важен. В то же время,как писал С.Л. Рубинштейн, онне предопределяет фатальнони судьбу этапа,следующего за ним,ни результатов развитияв целом. Болеетого, известно: переосмысляясвое прошлое, меняясвои представления о смысле и целисвоей жизни, человекможет изменить результатыи ход собственногоразвития[3].В настоящее времяподчеркивается и то,что онтогенез —процесс, не толькодетерминированный внешними обстоятельствамии условиями жизни,но и самодетерминирующийся,самоорганизующийся по меревзросления человека. Этообусловлено спецификой человеческойактивности. Человеческая активностьимеет содержательную и энергетическую стороны. Первая:идеалы, цели, ценности,мотивы, вера —чаще всего относитсяк будущему времени.Вторая: действия, поступки,общение, отношения, чувства,воля —к настоящему. Они неразрывны.«Человек в процессесвоей жизни занимаетопределенную жизненную позицию,осознает ее, несетза нее ответственность,утверждает ее своимипоступками, своей жизнью»,—писала Б.В. Зейгарник.Устремленность человекав будущее, сопровождающаясяреальной активностью егов настоящем, —движущая сила онтогенеза.Она позволяет емуовладевать физическими и социальными условиями своейжизни, психически перерабатыватьсобытия, происходящие вокругнего, реализовывать собственныецели, утверждать собственныеценности —и изменяться.Активность человека (и содержательно,и энергетически) распространяетсяим не толькона себя —на свое самосовершенствование,но и наизменение, совершенствование окружающегомира. Человек всегда(осознанно или бессознательно)стремится переделывать всевокруг себя «посебе», стремится ассимилироватьсреду —и это в своюочередь способствует егособственному изменению, индивидуальномуразвитию. В своевремя знаменитый писательантичности Овидий сказал:“Тем, что мыбыли и чтомы сегодня, завтране будем уже”.Стремительное развитие техническогопрогресса, которое произошлоблагодаря склонности человекаизлагать, воплощать своимысли в реальнойжизни, –прямоетому доказательство. Времяидет, мир меняется,а вместе с ним человеческое познаниеокружающей среды, собственныхресурсов становится глубже.Основные этапы развитиячеловеческой личности определяютсянаукой, психологами, теоретикамимировых религий. Чемтоони отличаются, многимсовпадают, но человек–это отдельнаяструктура, которая неможет подстроиться подуставленные стандарты, ведьего цель –беспрерывное познание, усовершенствование.
Человек –нетолько биологическое, нои социальное существо,что выделяет егосреди других представителейживотного мира и определяет особое положениев природе. Развитиечеловека на всемпротяжении эволюции былоподчинено не толькозакономерностям наследственности и изменчивости видов, нои социальным законам.Человек изменялся в своем развитии какфизически, так и умственно.В настоящее времяпередовые представители наукине подвергают сомнениютот факт, чтомиллионы лет назадчеловек постепенно выделилсяиз животного мира.Ученыематериалисты глубоко исследовалипроцесс превращения древнихобезьян в современногочеловека. Качественные и глубокие изменения в облике человека и его психологии оказалисьсвязанными с егосоциальной активностью и трудовой деятельностью[4].С помощью даже самыхпримитивных орудий трудачеловек получил возможностьобеспечивать себя и сородичей самым необходимымдля жизни. Эторезко уменьшило зависимостьчеловека от влиянияприродных факторов и снизило значимость естественногоотбора, играющего важнуюроль в развитиибиологических видов. В процессеколлективной трудовой деятельностилюди объединялись в социальные группы. Этопривело к возникновениюи развитию речикак способа обменасообщениями. Одновременно развивалсяголосовой аппарат и те зоны мозга,которые отвечают замышление и речь.А вот органычувств, столь важныедля животных, утратилисвою значимость, притупилисьзрение, обоняние и слух.Есть все основания предполагать,что предками современныхчеловекообразных обезьян и человека были узконосыеприматы, стада которыхобитали в древнихтропических лесах. Этимво многом определяетсясходство человека и приматов по внешнимпризнакам и поведению.Но есть и существенные отличия. Спустившисьс деревьев и перейдя к наземномуобитанию, предки человекаобрели прямохождение. Освободившиесяпри этом передниеконечности могли использоватьсядля выполнения простейшихтрудовых операций. Выпрямлениетела привело к переносу центра тяжести,что стало причинойперестройки костной системыи опорнодвигательного аппарата.Позвоночник стал болеегибким[1].Движения развивающегося человекастали более свободными.Шагом вперед в эволюции стало противопоставлениебольших пальцев рук,что дало возможностьчеловеку совершать болеесложные и точныекистевые движения. Обособленныйбольшой палец позволилнадежно удерживать в руке оружие и орудия труда. С появлением орудий труда,охотничьего оружия и огня изменился и рациончеловека. Пища,приготовленная на огне,уменьшила нагрузку нажевательный аппарат и органы пищеварения. Кишечникпостепенно становился короче,изменилось строение лицевыхмышц. В ходемедленных мутационных измененийпостепенно преобразовывался ротовойаппарат и гортань.В результате человекполучил развитые органыречи. Описанные измененияпроисходили не сразу,а растянулись намногие сотни поколений.Современный облик человекприобрел примерно 4050тысяч лет назад.С тех порпроизошли кардинальные измененияв образе жизнилюдей, появились невиданныеранее технологические возможности,но облик человекасущественно не изменился.
За последниестолет человекстал выше. Обэтом говорят исследования,проводимые в Россиии во всехевропейских странах. Среднийпоказатель динамики ростапо Европе 11 см, в Испании и вовсе12 см. Насегодняшний день самойвысокой нацией являютсяголландцы. Средний ростмужчин в этойстране составляет 1,85м. Интересно, чтов годы Второймировой войны пальмупервенства держали американцы(1,77 м.), нопосле середины ХХвека в СШАдинамика роста населенияприостановилась. По даннымВОЗ средний роств России в 60е годы XXвека был 1,68,сегодня 1,78.Динамику роста ученыесвязывают, прежде всего,с улучшением питания,ростом доходов населения,развитием медицины. Профессор экономики британскогоЭссекского университета ТимотиХаттон утверждает,что рост первичный показатель улучшенияздоровья населения. Чтож, растем[4].Последнее исследование показало, чтов развитых странахлюди стали выше,а самый высокийсредний рост в мире 1,85см наблюдается в Нидерландах. Хотя американцыбыли самыми высокимилюдьми в мирев период ВторойМировой войны (1,77см), к концу20го века показателироста приостановились.И хотя во многихстранах средний ростувеличился, он небыл равномерным. В некоторых странах, пораженныхболезнями, войнами и другими проблемами, среднийрост время отвремени снижался.Исследователи считают, чтоэто говорит о том, что негативныефакторы, такие какголод или эпидемииоказывают влияние наследующие поколения, и требуется около 5типоколений, чтобы преодолетьэти факторы.Согласно последним исследованиям былавыявлена взаимосвязь междуростом и качествомжизни, а высокиелюди воспринимаются, какболее умные и влиятельные.С 1970хгодов исследователи изучалидинамику роста детеймайя и ихсемей, проживающих в Гватемале, Мексике и США. Когда майяпереезжали в США,они становились на11,4 см выше,чем их сверстникив Гватемале и Мексике. Однако ихвес тоже увеличивался,и они чащестрадали от ожирения.
В миретакже наблюдается тенденцияк увеличению веса.Так в 2013году 29 процентовмирового населения страдалоот лишнего весаили ожирения[1].Проблема ожирения насегодняшний день являетсявсе более актуальной.Прошлогоднее исследование Всемирнойорганизации здравоохранения показало,что 29% взрослогонаселения нашей планетыстрадает от избыточноговеса. На первыйвзгляд, причины ясны:малоподвижный образ жизни,фастфуд всеэто не можетне сказаться навесе. Однако не все такоднозначно, поскольку ожирение можетвызываться и эпигенетическимипричинами. Если предкипереживали тяжелые голодныевремена (а такиебыли почти у каждого из нынеживущих), то избытокнакопившейся энергии может"отложиться" у потомков.
Вопрос, почему люди становятсятолще, является предметомнаучных споров. Некоторыеисследователи считают, чтовсему виной перееданиеи отсутствие физическойактивности. Но существуеттакже теория, чтоздесь играет рольгенетика, а такжевирусы, которых связываютс ожирением. Вопрекираспространенному мнению, многиеисследования нашли связьмежду лишним весоми бедностью.Некоторые исследователи предполагают,что такая тенденциясвязана с эпигенетикойили наследуемыми изменениями,которые влияют нато, как телосохраняет избыток энергиииз еды.Например, если ваша матьи бабушка перенеслитяжелые времена, этопередается следующим поколениям,и когда наступаютхорошие времена, телопытается сохранить дополнительнуюэнергию в видежира.По данным исследований, приведенныхантропологами Московского государственногоуниверситета, нынешние подросткизначительно слабее своихсверстников из 30хгодов прошлого века.Замеры, проводимые напростом силометре показали,что средний московскийшкольник в прошломвеке выжимал 55килограмм, сегодня среднийпоказатель снизился до36. Конечно, нельзяпо этому показателюутверждать, что мыслабеем, но в качестве тревожного звонкаэто нужно учитывать.Как нам видится,возвращение норм ГТОв стране можетисправить ситуацию.Согласно исследованию, опубликованномув мае прошлогогода в журналеIntelligence, коэффициент интеллектулюдей ещё столет назад былна 14 пунктоввыше, чем у наших современников, однакоэто ещё неявляется признаком того,что за векчеловек поглупел, посколькутест на IQне может считатьсяобъективным показателем. Обэтом ещё в 80е годы ХХвека говорил новозеландскийполитолог Джеймс Флинн.Он установил, чтос поправкой навремя норма поэтому тесту постояннорастет, примерно на35 пунктов каждые10 лет. Такимобразом, IQ помогаетустановить интеллект человекапо сравнению с его современниками, в диахроническом же отношенииэта величина коррелируется.Гораздо объективнее обуровне развития интеллектаможет рассказать скоростьреакции. Благодаря еёзамерам, можно установитьспособность человека к концентрации и оперативномурешению поставленной задачи.Исследователи из Амстердамскогоуниверситета проанализировали тестына реакцию, проведенныесреди 9000 людейв период с 1884 по 2004годы. Результаты былинеутешительными: средний показательскорости реакции снизилсянастолько, что этосопоставимо с 14пунктами по системеIQ. Однозначного выводао том, чточеловек стал глупеена этом основаниисделать нельзя, ното, что мы стали менееконцентрированными, к сожалению,факт[1].Интенсивная индустриализация, научнотехническийпрогресс и прочийапгрейд привели к тому, что человексегодня спит в среднем на 23часа меньше нормы.Если век назадна сон уходило89 часов в сутки, то сегодня
56 часов.Казалось бы, ничегострашного, но оказывается,это может кардинальносказаться на развитиечеловечества. Исследования, проведенныесингапурскими учеными измедицинской школы DukeNUSпод руководством МайклаЧи доказали, чтоизза дефицита снамозг человека быстреестареет. В перспективенедостаток сна можетсказаться на здоровьецелых поколений.Половое взросление сегодняпроисходит раньше, чем100 лет назад.Половое развитие мальчикови девочек в развитых странах заканчиваетсяна 1,5—2 годараньше, чем в начале XX века,а за каждые10 лет наступлениеменструации у девочекускоряется на 4—6месяцев. Акселерация делаетлюдей более активнымиво всех отношениях.Так, имеются сведенияи об удлинениидетородного периода: запоследние 60 летон увеличился навосемь лет. У женщин в ЦентральнойЕвропе за последние100 лет менопаузасдвинулась с 45до 48 лет,в нашей странеэто время приходитсяв среднем на50 лет, а в начале векаприходилось на 43,7года. Развиваемся раньше,но живем мыпри этом дольше.Это не являетсяоднозначной добродетелью, посколькучеловек вынужден учитьсябороться с новымиболезнями, которых в начале ХХ векамедицина просто незнала.Люди сейчасживут дольше, чемкогдалибо. Согласно ВОЗ,средняя продолжительность жизниво всем миревыросла с 30лет в 20мвеке до 70лет в 2012году. Специалисты предсказывают,что мировая средняяпродолжительность жизни женщин,рожденных в 2030году, вырастет до85 лет.Увеличение продолжительностижизни связывают с достижениями в медицине,улучшениями санитарных условийи доступу к чистой воде.Однако хотяэти факторы и снизили уровень смертностиот инфекционных болезней,уровень смертности отдегенеративных заболеваний, такихкак болезнь Альцгеймера,заболеваний сердца и рака, выросла.Другими словами, людистали жить дольше,но умирают отдругих болезней, нежелив прошлом.Рост аутоиммунных заболеваний,таких как рассеянныйсклероз и сахарныйдиабет 1го типа,некоторые ученые связываютс улучшением гигиены.То есть, когдатело подвергается воздействиюслишком малого количествамикробов, иммунная системаслишком остро реагируетдаже на самыхбезобидных микробов.
Сcылки на источники1.Как изменился человек за 100 лет. Официальный сайт интернет журнала «Русская семерка». Режим доступа: http://russian7.ru/post/kakizmenilsyachelovek/
2.Никонова А.Н., Олехнович М.О. Внешний облик человека как системный феномен. Режим доступа: http://psihologia.biz/psihologiyapsihologiyaobschaya_693/nikonovaolehnovichvneshniyoblikcheloveka16341.html. 3.РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/9/rubin01/txt08.html
4.Эволюция продолжается. Как человек изменился за последние 100 тысяч лет. Режим доступа: http://paleonews.ru/index.php/new/806homofuturis