Сущность и содержание понятия «добровольчество»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова А. Ю., Утёмов В. В. Сущность и содержание понятия «добровольчество» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1881–1885. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970703.htm.
Аннотация. В статье раскрыты трактовки понятия «добровольчество». Выделяются сходства и отличия в трактовках понятия «добровольчество» как в отечественных, так и зарубежных исследованиях. Описаны подходы к изучению добровольческой деятельности. Приводится анализ понятий «добровольчество» и «волонтерство». Выделяются схожие характеристики данных понятий. Авторами делается вывод о необходимости выделения в российском законодательстве единого подхода к определению терминов «доброволец» и «волонтер».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Утёмов Вячеслав Викторович,кандидатпедагогических наук, и.о. декана факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Кировvv_utemov@vyatsu.ru

Попова Алёна Юрьевна,магистрант группы ПОМ27015820 по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: управление проектами и программами в образовании, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»,г.Кировalyenapopova@bk.ru

Сущность и содержание понятия «добровольчество»

Аннотация.В статье раскрыты трактовки понятия«добровольчество». Выделяются сходства и отличия втрактовках понятия«добровольчество»как вотечественных,так и зарубежных исследованиях. Описаны подходы к изучениюдобровольческой деятельности. Приводится анализ понятий добровольчество и волонтерство.Выделяются схожие характеристики данных понятий. Авторами делается вывод о необходимости выделения в российском законодательстве единого подхода к определению терминов «доброволец» и «волонтер».Ключевые слова:добровольчество, волонтерство, добровольческая деятельность, волонтерская деятельность.

На современном этапе развития гражданского общества добровольчество как вид деятельностипостепенно развивается и институционализируется в волонтерское движение[7].На международном уровне и в России все больше сознается тот факт, что развитие добровольчества является инструментом практического решения многих задач, способствующих созданию эффективных моделей развития, реализации государственной социальной и молодежной политики, формированию кадрового резерва, использованию созидательного потенциала молодежи в развитии страны [1]. Добровольчество как социальное явление существовало практически на протяжении всего исторического развития человечества и имело свои разные формы исходя из политических, социальноэкономических и культурных условий.В историческом контексте российское понятие «добровольчество» и западное «волонтерство» ограничивались одним видом деятельности –военной службой. Добровольцами в России называли людей, которые в военные годы, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну, как это было в Первую мировую войну и Великую Отечественную. Л.Е. Казакевич отмечает, что в советский период термин «добровольчество» в основном трактовался, как «способ комплектования вооруженных сил путем зачисления на службу добровольцев» [2].После Первой мировой войны 1920г. во Франции, под Страсбургом, был осуществленпервый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках,которого волонтеры восстанавливали разрушенные войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор добровольчество приобрело всемирный масштаб. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды деятельности.Аналогичный милитаристский подход к определению понятия добровольчества демонстрировали авторы Краткого Оксфордского словаря: «Волонтер –это лицо, добровольно поступающее на военную службу в противоположность тем, кто делает это по обязанности или входит в состав регулярной армии или вооруженных сил»[2]. На сегодняшний день популяризация добровольческой деятельности в разных странах активизировала научный интерес к данной проблематике со стороны специалистов разных направлений.Стали существовать различие подходы к определению понятий «добровольчество» в России и за рубежом. Далее рассмотрим подходыза рубежных исследователей к определению понятий «добровольчество» и «волонтерство»: 1.Мнение американских исследователей2.Мнение ученыхАвстралии и Великобритании 3.Мнение канадскогосоциолога4.Мнение европейских исследователейДалее опишем подходыотечественных ученых к определению понятий «добровольчество» и «волонтерство»: 1.Определение в словаре С.И. Ожегова2.Мнение российского социологаЕ.И. Холостовой3.Мнение советского ученого К.В. Кузьмина4.Мнение И.В. Мерсияновойи Л.И. Якобсона

5.Мнение исследователя Л.Е. СикорскойРассмотрим эти подходы.Американские исследователи Х. Анхер и Л. Саламон пришли к выводу, что, несмотря на похожий перевод, американский и английский концепт "volunteering", итальянский "voluntariato", немецкий "ehrenamt", французский "voluntariat", шведский "frivilligverksamhet" имеют разное историческое возникновение, а также и разное культурное и политическое определение [5].J. Wilson интерпретирует волонтерство через помогающее поведение, которое влечет за собой некую ответственность, при этом автор говорит о том, что существует возможность получения волонтерами материального вознаграждения от своей деятельности [11]. D. Smithсчитает, что волонтеры, получающие какиелибо материальные выгоды от своей деятельности являются «квазидобровольцами» [9]. Основным принципом волонтерства V. Til считает отсутствие принуждения [10]. J. Ellis и K. Hoyes также подчеркивают важность свободной воли волонтеров и рассматривают их деятельность в качестве позитивных социальных действий [8].Исследователи американского университета имени Д. Хопкинса, изучающие более двадцати лет добровольческий труд по всему миру, определяют добровольчество «как комплекс мероприятий, как реализованный в свободное время вид работы без всякой денежной компенсации...».

В Австралии и Великобритании добровольчество, прежде всего, обозначено как институт гражданского общества, как общественный сектор, отделенный от бизнеса и государства. В других же странах, несмотря на имеющиеся различия, исследователи волонтерства в определениях уделяют особенный интерес сфере общественных услуг и общественной пользе от них. Х. Анхер и Л. Саламон считают, что значимость волонтерского труда это основа всех определений волонтерства. Эта значимость сочетает в себе ряд характеристик, такиекак аспект занятости по времени волонтера (полный/неполный рабочий день; социальный аспект (индивидульная или коллективная работа волонтера); экономический аспект (материальное вознаграждение волонтера или безвозмездная помощь). Канадский социолог Р. Стеббинс ввел термин «волонтерство как серьезный досуг». В рамках этой концепции волонтерство обладает следующими признаками: потребность продолжать эту деятельность носит эпизодический характер; возможность действий для реализации в карьере, ощущать значимыемоменты, принимать участия в жизни и в достижении целей. При этом добровольчество имеет ряд преимуществ: духовный рост, самореализация, самовыражение, понятие и принятие личности, повышение самооценки, участие в социальной жизни, идентификация себя с общностью, чувства познания и достижения, а так же уникальная атмосферацентральным компонентом,которой является групповой социальный мир, который может изменить свою форму по причине того, что любители, вовлеченные в какуюлибо область, в течение большого количества времени могут удовлетворить совместными усилиями наиболее значимые общие интересы. Европейские исследователи считают, что «добровольчество это сумма действий, которые граждане осуществляют друг для друга безвозмездно по своей доброй воле» [9].Отечественные ученые рассматривают добровольчество как форму общественной благотворительной деятельности, которая характеризуется отсутствием строгой регламентации и вовлечением широкого круга субъектов.Термин «добровольчество» стал использоваться с середины 80х гг. 20 в. В словаре С.И. Ожегова термин «доброволец» имеет два значения. Первое значение: доброволец человек, добровольно вступивший в действующую армию; второе тот, кто добровольно взял на себя какуюнибудь работу [3].Российский социолог Е.И. Холостова дает следующее определение этому понятию. Волонтер (лат. «voluntaries» воля, желание, англ. «volunteer» добровольный, доброволец, или добровольно) –это люди, делающие чтото по своей воле, по согласию, а не по принуждению, они могут действовать неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры в современном значении этого слова –это члены общественного объединения социальной направленности.К.В. Кузьмин добровольцами называет «людей всех возрастов и профессий из разных сфер и слоев общества, отдающих часть своих сил, времени, знаний на благо других людей и общества в целом».И.В. Мерсиянова и Л.И. Якобсон в своих работах характеризуют «добровольчество (волонтерство) как бескорыстную индивидуальную или коллективную деятельность на благо других людей или общества, как разновидность филантропических практик» [4]. Ключевая тема этого подхода заключается в оказании помощи нуждающимся. Исследователь Л.Е. Сикорская определяет добровольчество как форму социального служения, осуществляемого по свободному волеизъявлению граждан, направленного на бескорыстное оказание социальных услуг людям, их поддержку, защиту, личностное развитие [6]. Одна из основных рассматриваемых проблем волонтерства –соотношение "этноса служения", морального долга, выраженного в волонтерстве в сочетании с прагматическим целеполаганием может приносить человеку определенное удовлетворение [5]. И.В. Мерсиянова обозначает, что волонтерство представляет собой труд и не может рассматриваться как форма досуга [4]. Но существует и противоположная точка зрения, которая предполагает рассматривать добровольчество как вид профессиональной деятельности, так как ей присущи специфические знания, умения, навыки. Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества.Исторически понятия «волонтерство» и «добровольчество» схожи по своей трактовке.Проанализировав,ряд статеймы выявили, что термины "волонтерство" и "добровольчество" имеют следующие характеристики: 1) в основе понятия лежит деятельность, которой авторы (деятели) занимаются по доброй воле, своему желанию, собственному выбору;2) люди, реализующие такого рода деятельность (работу), не ожидают какоголибо материального вознаграждения за результаты своего труда; 3) данная деятельность обнаруживает признаки институционально закрепленной. Анализ существующих вариантов понимания добровольчества позволяет сделать вывод об отсутствии общепризнанного и единого определения добровольчества. Сложившаяся ситуация обусловлена разницей понимания добровольчества в исторической перспективе, методологическими подходами и акцентированием одного из социальных аспектов добровольчества.При сравнении российских и зарубежных трактовок определения «добровольчества» мы нашли существенные различия. Зарубежные авторы в большинстве своем не уточняют объект деятельности и не конкретизируют ее результаты. Повидимому, это связано с тем, что во многом определения отображают черты, свойственные самому явлению. Например, распространенность добровольчества, сложность его структуры характеризуют зарубежную добровольческую практику. Поэтому можно говорить о том, что волонтерская деятельность динамично распространяется во многих областях: спорт, культура, политика, а также в реальном и виртуальном пространствах. Второе отличие в определении понятия «добровольчества» отечественных и зарубежных исследователей заключается в егосмысловой сущности. Зарубежные авторы приоритетной ценность считают ценность для субъекта деятельности, в то время как российские исследователи на первое место ставят ценность деятельности для общества, социума. Зарубежный подход к определению добровольчества основывается на прагматизме, отечественный же подход более социален. А так же мы выявили отсутствие в российском законодательстве единого подхода к определению терминов «доброволец» и «волонтер», что приводит к путанице в определении общественного и юридического статуса этих тождественных понятий. Общественной палатой Российской Федерации предлагается внести изменения в Федеральные законы от 11.08.1995 г. №135, от 4.12.2007 г. № 329, от 12.01.1996 № 7 ФЗ, Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приравняв термины «доброволец» и «волонтер», «добровольчество» и «волонтерство», а также использовать двойную терминологию при внесении изменений в отраслевое законодательство в сферах: здравоохранение, социальное обслуживание, культура, образование, экология, ликвидация чрезвычайных ситуаций, правоохранительная деятельность. Таким образом, под понятием «добровольчество» и «волонтерство» понимается участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли.

Ссылки на источники1.Вакуленко О. В. Специфика организации волонтёрского движения молодежи на уровне субъекта административного управления // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2013. –№ S2. –С. 6–10. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13514.htm.2.Казакевич, Л. И. К вопросу об эволюции термина «волонтерство» / Под ред. Проф. Н. А. Грика // Социальная работа в России. –Томск: Томск. гос. унт. систем упр. Радиоэлектроники, 2009. –С. 6473 3.Казакевич, Л. И. К вопросу об эволюции термина «волонтерство» / Под ред. Проф. Н. А. Грика // Социальная работа в России. –Томск: Томск. гос. унт. систем упр. Радиоэлектроники, 2009. –С. 6473.4.Мерсиянова И. В. Проблемы эмпирических исследований добровольчества. Материал доклада. 2011. [Электронный ресурс] –режим доступа: http://grans.hse.ru/sem.5.Певная, М. В. Волонтерство как социологическая проблема / М. В. Певная // Социолог. исследования. –2013. № 2. –С. 111118.6.Сикорская Л. Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социол. исследования. 2007. –№9. –С. 1114. 7.Шаповалов А. В.Институциональное становление добровольческого движения в России: методологические подходы и эволюционные стадии // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2014. № 6(45) . С. 318–323.8.Ellis J. & Hoyes K. (1990). By the People: A History of Americans as Volunteers. San Francisco: JosseyBass. 2014. USA. P. 34.9.Smith D. Altruism, volunteers, and volunteerism. In Volunteerism in the Eighties, ed. J Harman, pp. 23–44. Washington, DC: Univ. Press Am. 10.Van Til, J. Mapping the Third Sector: Voluntarism in a Change Social Economy. U.S.A: The Foundation Center)11.Wilson J., Musick M. Toward an integrated theory of volunteer work // American Sociological Review. 1997. Vol. 62. –P. 694.