Психологические аспекты принятия экономических решений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Логунова Ю. А., Кочеткова Н. В. Психологические аспекты принятия экономических решений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1981–1985. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970723.htm.
Аннотация. В работе проведен анализ того, как особенности психики экономического агента влияют на процесс принятия экономических решений, также рассмотрены психологические факторы, влияющие на процесс принятия экономических решений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Логунова Юлия Александровна,студентка 2 курса ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет", г. Самараlogunova.yul@yandex.ru

Научный руководитель: Кочеткова Наталья Викторовна,кандидат педагогических наук, доцентФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет", г. СамараNVKochetkova@bk.ru

Психологические аспекты принятия экономических решений

Аннотация.В работепроведен анализ того, как особенности психики экономического агента влияют на процесс принятия экономических решений, также рассмотрены психологические факторы, влияющие на процесс принятия экономических решений.

Ключевые слова: экономические решения; лицо, принимающее решение; психологические факторы; ментальные ловушки.

Деятельность экономических агентов (например, принятие решений о диверсификации производства, слиянии или поглощении, размещении инвестиций, проведении новой маркетинговой кампании и т.д.) неразрывно связана с рисками. Риск в экономике —это вероятность возникновения неблагоприятной ситуации в производственнохозяйственной деятельности [5]. К неблагоприятным ситуациям относят: упущенную выгоду, убытки от деятельности, отсутствие результата (ни прибыли, ни убытка), недополучение дохода или прибыли. Решение – этовыбор из нескольких возможных вариантов. При принятии экономических решений хозяйствующие субъекты (домохозяйства, фирмы, государство) для максимизации своей полезности и минимизации рисков должны принимать во внимание множество факторов: монетарную и фискальную политики государства, уровень цен, соотношение реальной и номинальной ставок процента, степень монополизации отрасли, состояние экономики в регионе и стране в целом (подъём, пик, спад, рецессия) и также политические, правовые, социокультурные и природногеографические факторы. Все эти факторы относятся скорее к внешним объективным факторам, которые необходимо учитывать всем экономическим агентам, стремящимся оптимизировать свою деятельность. В то время как существуют и внутренние факторы, в частности, психологические аспекты деятельности, которые относительно субъективны, так как зависят от конкретного хозяйствующего субъекта. Долгое время (изза влияния мейнстримной неоклассической экономической теории) было принято рассматривать человека как агента, максимизирующего свою полезность. Однако такой подход не учитывает факта, что люди принимают решения в условиях неопределённости, недостатка информации и сложности окружающей среды. Кроме того, необходимо принимать во внимания различные когнитивные способности у различных индивидов. Абсолютно новый подход к анализу поведения человека был предложен Г. Саймоном, автором концепции ©ограниченной рациональностиª, которая наиболее точно описывает истинные особенности принятия решений экономическими агентами. Он писал о перечисленных выше ограничениях рационального поведения человека и предложил заменить принцип максимизации полезности принципом удовлетворённости, при котором человек только назначает некий уровень, достижение которого будет достаточным для него.В 1979 г. вышла статья ©Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях рискаª профессоров психологии Д. Канемана и А. Тверски. В ходе большого числа экспериментов, в которых индивидуумам предлагалось совершать выбор между различными альтернативами, авторы показали, что люди не способны принимать рациональные решения [1, 24]. Они выделили несколько эффектов, влияющих на решения людей: эффект постановки проблемы (в зависимости от того, сформулирована ли проблема в терминах выгод или издержек, будут приняты разные решения); эффект поиска внутренних причин для выбора и недальновидность при принятии решений (неспособность учитывать долгосрочные последствия принятых решений) [4, 202].Теория принятия оптимальных решений –система математических и логических методов получения наилучших вариантов из множества альтернатив, исключающая необходимость их полного перебора. Существуют следующие теоретические подходы принятия решения: дескриптивный (описательный, интуитивный); основанный на суждениях; рациональный.Дескриптивный подход подразумевает, что решение принимается на основе интуитивных ощущений, без анализа факторов в пользу и против этого решения. Следовательно, вероятность получения правильного выбора при таком подходе невысока. Подход, основанныйна суждениях, заключается в выборе, основанном на знаниях, опыте и здравом смысле –иначе говоря, рутинах. Экономический агент принимает решение, аналогичное решению, сделанному в прошлом, которое дало положительный результат. Однако при отсутствии аналогичной ситуации в прошлом этот подход становится недейственным. Рациональное решение не зависит от прошлого опыта ЛПР (лица, принимающего решение). Процесс принятия рационального решения проходит в несколько стадий: Определение проблемной ситуации (противоречие между действительным и должным);Разработка критериев оптимальности для принятия решения;Исследование проблемы и выработка альтернативных путей её решения;Выбор единственной альтернативы, максимально удовлетворяющей заранее установленным критериям;Реализация решения и контроль над его выполнением.Долгое время единственным критерием психологической оценки принимаемых решений была правильность (точность отражения реальности). Однако решение может быть неправильным, но оптимальным. Например, приобретение хлеба в магазине сопряжено с меньшими как явными (денежными), так и трансакционными (поиск информации, измерение, риск оппортунизма и пр.) издержками. Поэтому, на принятие решение у ЛПР должно уходить меньше времени, чем при приобретении недвижимости. Это будет свидетельствовать об оптимальности решения. Вследствие этого, помимо правильности, существуют и другие критерии оптимальности: экономия (минимизация) когнитивных усилий, улучшение эмоционального состояния и повышение эффективности последующего действия.Одни экономические агенты способны принимать рациональные решения быстро, в то время как другие могут испытывать трудности в сложных ситуациях. Это, с одной стороны, связано с уровнем образования и квалификацией, накопленным опытом, приобретёнными рутинами (знаниями и навыками) в определённой сфере, а с другой стороны, с личностными особенностями ЛПР.Различают следующие психологические факторы, которые способны воздействовать на принятие экономических решений:Деловые качества (ответственность, инициативность, самостоятельность, коммуникабельность, организаторские способности и пр.);Личностные особенности (креативность, стрессоустойчивость, уверенность в себе, степень тревожности и пр.);Мотивация (интенсивность внутреннего или внешнего побуждения к принятию решения);Особенности мышления (заторможенность, склонность к творчеству, логика и пр.);Ценности и установки;Этические принципы (справедливость, честность, внимание к людям и пр.).Процесс принятия экономических решений может терять производительность под влиянием таких психологических факторов, как:Психологические эффекты, возникающие при вынесении оценок;Психологические барьеры;Ментальные ловушки.Рассмотрим их подробнее.К психологическим эффектам, влияющим на степень оптимальности оценок, относят следующие [2, 57]:Нереалистический оптимизм (unrealistic optimism). Исследования, проведенные в различных странах (США, Россия, Израиль и др.), показывают наличие тенденции среди ментально здоровых взрослых людей переоценивать себя по различным личностным качествам. Это вызывает неправильность оценочного суждения. По мнению Вуда, бессознательная цель нереалистического оптимизма в действиях людей –улучшение своего эмоционального состояния.Иллюзия контроля. Если субъект верит,что он способен изменить ситуацию к лучшему, то это служит хорошей мотивацией и повышает вероятность оптимального решения. Преувеличение степени контролируемости ситуации является одновременно неоптимальным, с точки зрения точности отражения реальности, но и оптимальным, с точки зрения повышения успешности будущего действия.Оправдание трудного решения (justifying difficult decisions). Трудное решение –решение, альтернативы в котором лишь незначительно различаются по степени привлекательности. Поэтому человек, сделав трудное решение, часто испытывает неудовлетворённость. Для её избегания людям свойственно субъективно усиливать плюсы принятого решения и минусы отвергнутого.Контрфакты –представления человека о возможном альтернативном варианте исхода событий. Восходящие контрфакты строятся по модели ©если бы…, то… (было бы лучше)ª. Они приводят к тому, что настроение человека в данный момент ухудшается, зато повышается его мотивация на дальнейшее улучшение ситуации. Нисходящие контрфакты строятся по схеме ©если бы…, то… (было бы хуже)ª, то есть сейчас ситуация лучше, чем могла бы быть. Поэтому они повышают настроение в данный момент, однако ухудшают последующую деятельность субъекта. Эффект владения активно применяется в маркетинге. Его суть заключается в том, что люди готовы заплатить большую цену за то, чем они владеют, чем за то, что не относится к их собственности. Например, если дать пользователю право пользоваться бесплатно только определенной частью электронной книги, то он скорее приобретёт книгу полностью, чем при отсутствии такого доступа.©Эффект якоряª связан с тяготениями людей к первым впечатлениям, изза чего впоследствии им трудно скорректировать уже сложившееся мнение. В сфере продаж он используется, когда переоценённые, первоначально недорогие, товары ставят вместе с товарами, имеющими более высокую ценность.Эффект излишней самоуверенности связан с возложением на себя неосуществимых обязательств. Эффекта Стоунера заключается в позитивном сдвиге риска в групповых решениях по сравнению с индивидуальными. Эффект края. Люди склонны приуменьшать вероятность возникновения события, которое долгое время не возникало, и преувеличивать вероятность события, произошедшего недавно. Этот эффект наносит наибольший ущерб экономическим прогнозам.Помимо психологических эффектов, успешному принятию экономических решений противостоят различные психологические барьеры: избирательное восприятие;недостаточный объем информации; распыление внимания на частности в ущерб целому и ложные установки ЛПР (преждевременный пессимизм, неоправданные опасения и обобщения, установки долженствования).Избирательное восприятие заключается в том, что экономические агенты, принимающие решение, имеют свою систему ценностей и зачастую не обращают внимания на то, что подсознательно не хотят заметить. Вследствие этого психологического барьера, мышление человека оперирует не всей информацией, а только той, которая соответствует особенностям восприятия. Недостаточный объем информации –проблема, с которой сталкиваются не только бизнесмены, но и все ЛПР. Часто люди или не могут получить полный объём информации, или же не хотят прилагать для этого дополнительные усилия. Поэтому, получив информацию по какомулибо вопросу, предприниматель может посчитать ее исчерпывающей, в то время, как для оптимального решения проблемы требуется больше данных. Использование неполных сведений может привести к ошибочности суждений и неоптимальности принятых решений.Концентрация на частных сторонах вопроса в ущерб полноценному анализу приводит к тому, что на них тратится большая часть мыслительных усилий руководителя, и он забывает о необходимости решить первостепенную задачу.Кроме этого, при индивидуальном принятии решений субъекты могут попадать в многочисленные ловушки восприятия, т.к. восприятие –это целостный образ предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта, то есть это субъективная интерпретация ситуации. Ментальные ловушки –это привычные пути, по которым безрезультатно движется наша мысль, изза чего затраченныемыслительные усилия перевешивают полезный результат от умственной деятельности [3, 48]. В ментальные ловушки люди попадают бессознательно. Для того чтобы избавиться от них, необходимо уметь их распознавать. Выделяют следующие модели ментальных ловушек: Упорство продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность.Амплификация –ловушка, в которой человек оказывается, когда вкладывает в достижение цели больше усилий, чем нужно.Реверсия возникает, когда уже стало очевидным, что планы потерпели неудачу, однако проблема всё равно не перестаёт терзать человека.Опережение происходит в том случае, если человек начинает дело слишком рано, необдуманно. Противление: бывают моменты, когда надо переключить свое внимание. Однако если в этой точке времени ипространства человек продолжает упорно цепляться за прежние занятия, то попадает в ловушку противления.Затягивание возникает, когда человек уже решился на какоето дело, но ему трудно приступить к нему (например, изза прокрастинации).Разделение: когда человек пытается делать два дела одновременно. Таким образом, процесс принятия решения у экономических агентов зависит как от внешних, объективных факторов, так и от психологических особенностей ЛПР. К таким особенностям относятся деловые и личностные качества, мышление, ценности и установки, мотивация бизнесмена. Г. Саймон, а также психологи Канеман и Тверски в ходе серии экспериментов доказали, что человек практически не способен принимать абсолютно рациональные решения. Процесс принятия решения искажают эффекты формулировки проблемы, поиска внутреннего обоснования решений и ©близорукостиª при принятии решения.Кроме этого, было выяснено, что в процессе принятия решений перед экономическими агентами могут возникать многочисленные проблемы, обусловленные разнообразными психологическими факторами: психологическими эффектами (эффекты владения, ©якоряª, Стоунера; иллюзия контроля, восходящие и нисходящие контрфакты), психологическими барьерами (избирательное восприятие;недостаточный объем информации; распыление внимания на частности, ложные установки) и ментальные ловушки (упорство, реверсия, опережение, противление). Экономические решения могут быть не только правильными и оптимальными, но и неверными и оптимальными, что бывает важнее соблюдения критерия ©правильностиª. Поэтому хозяйствующие субъекты, которым в течение своей экономической деятельности приходится очень часто принимать решения разного уровня сложности, должны обязательно принимать во внимание психологические аспекты процесса принятия решения.

Ссылки на источники1.Киселёва И.А., Симонович Н.Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты // Вопросы экономики №18 (204), 2014. С. 23292.Климова А.В., Костылёва П.Ю., Рудаева О.И. Решение социальной дилеммы в группе: эвристики и групподинамические эффекты // Организационная психология, 2015. Т. 5, №4. С. 5473.3.Михалковская Н.В., Месяц В.А. Экономическая психология. Учебное пособие / Под ред. дра экон. наук, проф. В. К. Потемкина. –СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2010. –112 с.4.Одинцова, М. И. Институциональная экономика : учебник для академического бакалавриата / М. И. Одинцова.—4е изд., перераб. и доп. —М. : Издательство Юрайт, 2014. —459 с. —Серия : Бакалавр. Академический курс.5.Режим доступа: http://www.toptrening.ru/articles/1298/