Социально-психологическая характеристика учащихся-мигрантов подросткового возраста
Выпуск:
ART 970736
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Забавнова
М.
В.,
Данилова
М.
В. Социально-психологическая характеристика учащихся-мигрантов подросткового возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2046–2050. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970736.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению социально-психологических особенностей подростков-мигрантов, обучающихся в образовательных учреждениях. Посредством теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыта сущность понятия «подростки-мигранты» и составлен социально-психологический портрет подростка-мигранта. Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление ряда социально-психологических особенностей, наиболее характерных для учащихся мигрантов подросткового возраста.
Текст статьи
Забавнова Мария Владимировна,магистрантВладимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых mary.kitty2012@yandex.ru
Научный руководитель: Данилова Марина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПП;Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовыхmv_danilova@inbox.ru
Социальнопсихологическая характеристика учащихсямигрантов подросткового возраста
Аннотация.Статья посвящена изучению социальнопсихологических особенностей подростковмигрантов, обучающихся в образовательных учреждениях. Посредством теоретического анализа психологопедагогической литературыраскрыта сущность понятия «подросткимигранты» исоставлен социальнопсихологический портрет подросткамигранта. Приведены результаты эмпирическогоисследования, направленногона выявление ряда социальнопсихологических особенностей, наиболее характерных для учащихся мигрантов подросткового возраста.Ключевые слова: миграция, подростки–мигранты, социальнопсихологический портрет подросткамигранта.
В современных условиях развития российского общества социальнопсихологическая ситуация обусловленаускоренными процессами глобализации, что приводит к увеличению количества межэтнических и межкультурных контактов, формированию поликультурного общества. По данным ФМС в 2015 г.на территории России находилось 10 миллионов иностранных граждан. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 3 месяца 2016 г.(январьмарт) свидетельствуют о том, что около 4,5 млн. иностранных граждан въехало на территорию РФ, 2,3 млн. поставлены на миграционный учет и около 10 млн. находятся на территории Российской Федерации [3].Запериод с 2010 по 2014 гг.количество мигрантов в возрасте от 10 до 18 лет составляло 99708 человек [4].
Подросткимигранты –это особая возрастная категория, характеризующаяся целым спектром специфических проблем: изменением социального статуса и окружения, вхождением в новую этнокультурную среду, повышенной, по сравнению с другими возрастными периодами, значимостью тесных эмоциональных контактов с одновременным страхом отвержения. Изменение иерархии потребностей и ценностных ориентаций приводит к снижению уровня притязаний и резкому падению самооценки, что не должно не остаться без внимания со стороны учителей, психолога, социального педагога[1].На основе изученный специальной научной литературынами был составлен социальнопсихологический портрет подросткамигранта, для которого характерно: 1) наличие высокого уровня тревожности, негативных стереотипов, трудностей в адаптации к новой социальной среде;2) низкий уровень образовательный подготовки и как следствие низкаясамооценка;3) эмоциональныепереживания, социальнаянестабильность;4) изоляция от сверстников страны приема, отдаление от культурной идентичности;5) «культурный шок»;6) нарушения в процессе этнической идентичности, чувство отчужденности, повышенная конфликтность иагрессивность;7) нарушения психического здоровья (когнитивная, поведенческая, эмоциональная, мотивационнопотребностная, коммуникативная сферы личности).С целью определениясоциальнопсихологическихособенностейучащихсямигрантовподросткового возрастанами было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 7х классов в возрасте от 13 до 15 лет, в количестве в количестве 75 человек, из них 18 человек–учащиеся из среды мигрантов (12 юношейи 6 девушек).На первом этапе нами была использована методика «Социальнопсихологическая адаптированность» К. Роджерса и Р. Даймонда, где рассматривалась только шкала «адаптации», при этом было выявлено, что для 33% опрашиваемых характерен низкий уровень адаптации(Рисунок 1).
Рис.1. Социальнопсихологическая адаптированность
поК. Роджерсу и Р. Даймонду.
На втором этапе исследовались различные уровни тревожности, посредством методики «Шкаласоциальноситуационной тревоги А.Кондаша». Результаты показали, что по шкале «общая тревожность» высокий уровень тревожности отмечаются у 28% и несколько повышенный уровень –у 44% опрашиваемых. По шкале «школьная тревожность» был выявлен несколько повышенный уровень у 39 % респондентов, высокий уровень тревожности –у 33% и очень высокий –у 22% опрашиваемых. По шкале «самооценочная тревожность» результаты распределились следующим образом: несколько повышенный уровень характерен для 11% и высокий уровень преобладает у 17% опрашиваемых. Результаты, полученные по шкале «межличностная тревожность»,свидетельствуют о том, что у 22% испытуемых был выявлен несколько повышенный уровень межличностной тревожности, высокий уровень преобладает у 11% и очень высокий уровень также характерен для 11% испытуемых (Рисунок 2).
67%33%АдаптированностьДезадаптированность
Рис.2. Шкала социальноситуационной тревоги А. Кондаша
На третьем этапе исследования использовалась проективная методика Э. Вагнера «Рука», для измерения уровня агрессии. Результаты свидетельствуют о том, что у 50% испытуемых агрессивность обнаруживается как тенденция (Рисунок 3).
Рис.3.Проективная методика «Рука» по Э. Вагнеру
На четвертом этапе исследовался уровень принятия другихс помощью методики«Диагностика принятия других» В. Фейя. Результаты показали, что средний уровень принятия других с тенденцией к низкому выявлен у 33%, низкий уровень принятия других–у 17% испытуемых (Рисунок 4).
Рис.4. Диагностика принятия других по В. Фейю
28%6%72%56%44%39%11%22%28%33%17%11%0%22%0%11%0%20%40%60%80%Общая тревожностьШкольная тревожностьСамооценочная тревожностьМежличностная тревожностьНормаНесколько высокий уровеньВысокий уровеньОчень высокий уровень50%50%Агрессивность как тенденцияПотенциальная агрессия17%33%33%17%Высокий уровень Средний уровень с тенденцией к низкомуСредний уровень с тенденцией к высокомуНизкий уровеньНа основе полученных результатов, также была произведена оценка различий между двумя выборками. Сравнение происходило на основе результатов исследования по 75учащимся. Для этого использовался Uкритерий МаннаУитни. При этом были получены следующие результаты:1) На основе методики «Социальнопсихологическая адаптированность» К. Роджерса и Р. Даймонда, UЭмп= 63.5, при p≤0.01=88, p≤0.05=109, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.2) На основе методики «Шкала социальноситуационной тревоги А. Кондаша» рассматривались различия только по шкале «общая тревожность», UЭмп= 61.5, при p≤0.01=88, p≤0.05=109, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.3) На основе методики «Рука» Э. Вагнера, UЭмп= 83,5, при p≤0.01=88, p≤0.05=109, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.4) На основе методики «Диагностика принятия других» В. Фейя, UЭмп= 81, при p≤0.01=88, p≤0.05=109, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.На основе полученных результатов можно сделать вывод о статистической значимости критерия UЭмп. Таким образом, для методик «СПА» и «Диагностика принятия других», подтверждается гипотеза H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. Для методик «Шкала социальноситуационной тревоги» и «Рука», подтверждается гипотеза H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1(первая группа –учащиеся –коренные жители, вторая группа –учащиеся из среды мигрантов). Как показало эмпирическое исследование дляучащихся из среды мигрантовхарактерно:наличие высокого уровня тревожности, негативных стереотипов, трудностей в адаптации к новой социальной среде, низкий уровень образовательный подготовки и как следствие низкаясамооценка, что подтверждает результаты теоретического анализа проблемы. Даннаяработа подчеркивает актуальность изучения обозначенной темы. Необходима дальнейшая разработка путей решения данной проблемы, создание программ и проектов социальнопедагогической и психологической помощи учащимся из среды мигрантов.
Ссылки на источники1.Данилова, М.В.Педагогическая поддержка учащихсямигрантов в учебновоспитательном процессе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. ред. В.А. Попова. –Владимир: Издво «ТранзитИКС», 2009. –187 с.2.Попов, В.А., Данилова, М.В. Профилактика наркомании среди детей мигрантов в контексте социокультурных рисков интеграциив современное общество // Научные проблемы гуманитарных исследований. –2011. – №11. С. 137146.1.3.Главное управление по вопросам миграции МВД России // https://гувм.мвд.рф/about/activity/stats/Statistics/Statisticheskie_svedenija_po_migracionno/item/62538/(дата обращения: 15.11. 2016)2.4.Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#(дата обращения: 29.11.2016)
Научный руководитель: Данилова Марина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПП;Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовыхmv_danilova@inbox.ru
Социальнопсихологическая характеристика учащихсямигрантов подросткового возраста
Аннотация.Статья посвящена изучению социальнопсихологических особенностей подростковмигрантов, обучающихся в образовательных учреждениях. Посредством теоретического анализа психологопедагогической литературыраскрыта сущность понятия «подросткимигранты» исоставлен социальнопсихологический портрет подросткамигранта. Приведены результаты эмпирическогоисследования, направленногона выявление ряда социальнопсихологических особенностей, наиболее характерных для учащихся мигрантов подросткового возраста.Ключевые слова: миграция, подростки–мигранты, социальнопсихологический портрет подросткамигранта.
В современных условиях развития российского общества социальнопсихологическая ситуация обусловленаускоренными процессами глобализации, что приводит к увеличению количества межэтнических и межкультурных контактов, формированию поликультурного общества. По данным ФМС в 2015 г.на территории России находилось 10 миллионов иностранных граждан. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 3 месяца 2016 г.(январьмарт) свидетельствуют о том, что около 4,5 млн. иностранных граждан въехало на территорию РФ, 2,3 млн. поставлены на миграционный учет и около 10 млн. находятся на территории Российской Федерации [3].Запериод с 2010 по 2014 гг.количество мигрантов в возрасте от 10 до 18 лет составляло 99708 человек [4].
Подросткимигранты –это особая возрастная категория, характеризующаяся целым спектром специфических проблем: изменением социального статуса и окружения, вхождением в новую этнокультурную среду, повышенной, по сравнению с другими возрастными периодами, значимостью тесных эмоциональных контактов с одновременным страхом отвержения. Изменение иерархии потребностей и ценностных ориентаций приводит к снижению уровня притязаний и резкому падению самооценки, что не должно не остаться без внимания со стороны учителей, психолога, социального педагога[1].На основе изученный специальной научной литературынами был составлен социальнопсихологический портрет подросткамигранта, для которого характерно: 1) наличие высокого уровня тревожности, негативных стереотипов, трудностей в адаптации к новой социальной среде;2) низкий уровень образовательный подготовки и как следствие низкаясамооценка;3) эмоциональныепереживания, социальнаянестабильность;4) изоляция от сверстников страны приема, отдаление от культурной идентичности;5) «культурный шок»;6) нарушения в процессе этнической идентичности, чувство отчужденности, повышенная конфликтность иагрессивность;7) нарушения психического здоровья (когнитивная, поведенческая, эмоциональная, мотивационнопотребностная, коммуникативная сферы личности).С целью определениясоциальнопсихологическихособенностейучащихсямигрантовподросткового возрастанами было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 7х классов в возрасте от 13 до 15 лет, в количестве в количестве 75 человек, из них 18 человек–учащиеся из среды мигрантов (12 юношейи 6 девушек).На первом этапе нами была использована методика «Социальнопсихологическая адаптированность» К. Роджерса и Р. Даймонда, где рассматривалась только шкала «адаптации», при этом было выявлено, что для 33% опрашиваемых характерен низкий уровень адаптации(Рисунок 1).
Рис.1. Социальнопсихологическая адаптированность
поК. Роджерсу и Р. Даймонду.
На втором этапе исследовались различные уровни тревожности, посредством методики «Шкаласоциальноситуационной тревоги А.Кондаша». Результаты показали, что по шкале «общая тревожность» высокий уровень тревожности отмечаются у 28% и несколько повышенный уровень –у 44% опрашиваемых. По шкале «школьная тревожность» был выявлен несколько повышенный уровень у 39 % респондентов, высокий уровень тревожности –у 33% и очень высокий –у 22% опрашиваемых. По шкале «самооценочная тревожность» результаты распределились следующим образом: несколько повышенный уровень характерен для 11% и высокий уровень преобладает у 17% опрашиваемых. Результаты, полученные по шкале «межличностная тревожность»,свидетельствуют о том, что у 22% испытуемых был выявлен несколько повышенный уровень межличностной тревожности, высокий уровень преобладает у 11% и очень высокий уровень также характерен для 11% испытуемых (Рисунок 2).
67%33%АдаптированностьДезадаптированность
Рис.2. Шкала социальноситуационной тревоги А. Кондаша
На третьем этапе исследования использовалась проективная методика Э. Вагнера «Рука», для измерения уровня агрессии. Результаты свидетельствуют о том, что у 50% испытуемых агрессивность обнаруживается как тенденция (Рисунок 3).
Рис.3.Проективная методика «Рука» по Э. Вагнеру
На четвертом этапе исследовался уровень принятия другихс помощью методики«Диагностика принятия других» В. Фейя. Результаты показали, что средний уровень принятия других с тенденцией к низкому выявлен у 33%, низкий уровень принятия других–у 17% испытуемых (Рисунок 4).
Рис.4. Диагностика принятия других по В. Фейю
28%6%72%56%44%39%11%22%28%33%17%11%0%22%0%11%0%20%40%60%80%Общая тревожностьШкольная тревожностьСамооценочная тревожностьМежличностная тревожностьНормаНесколько высокий уровеньВысокий уровеньОчень высокий уровень50%50%Агрессивность как тенденцияПотенциальная агрессия17%33%33%17%Высокий уровень Средний уровень с тенденцией к низкомуСредний уровень с тенденцией к высокомуНизкий уровеньНа основе полученных результатов, также была произведена оценка различий между двумя выборками. Сравнение происходило на основе результатов исследования по 75учащимся. Для этого использовался Uкритерий МаннаУитни. При этом были получены следующие результаты:1) На основе методики «Социальнопсихологическая адаптированность» К. Роджерса и Р. Даймонда, UЭмп= 63.5, при p≤0.01=88, p≤0.05=109, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.2) На основе методики «Шкала социальноситуационной тревоги А. Кондаша» рассматривались различия только по шкале «общая тревожность», UЭмп= 61.5, при p≤0.01=88, p≤0.05=109, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.3) На основе методики «Рука» Э. Вагнера, UЭмп= 83,5, при p≤0.01=88, p≤0.05=109, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.4) На основе методики «Диагностика принятия других» В. Фейя, UЭмп= 81, при p≤0.01=88, p≤0.05=109, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.На основе полученных результатов можно сделать вывод о статистической значимости критерия UЭмп. Таким образом, для методик «СПА» и «Диагностика принятия других», подтверждается гипотеза H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. Для методик «Шкала социальноситуационной тревоги» и «Рука», подтверждается гипотеза H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1(первая группа –учащиеся –коренные жители, вторая группа –учащиеся из среды мигрантов). Как показало эмпирическое исследование дляучащихся из среды мигрантовхарактерно:наличие высокого уровня тревожности, негативных стереотипов, трудностей в адаптации к новой социальной среде, низкий уровень образовательный подготовки и как следствие низкаясамооценка, что подтверждает результаты теоретического анализа проблемы. Даннаяработа подчеркивает актуальность изучения обозначенной темы. Необходима дальнейшая разработка путей решения данной проблемы, создание программ и проектов социальнопедагогической и психологической помощи учащимся из среды мигрантов.
Ссылки на источники1.Данилова, М.В.Педагогическая поддержка учащихсямигрантов в учебновоспитательном процессе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. ред. В.А. Попова. –Владимир: Издво «ТранзитИКС», 2009. –187 с.2.Попов, В.А., Данилова, М.В. Профилактика наркомании среди детей мигрантов в контексте социокультурных рисков интеграциив современное общество // Научные проблемы гуманитарных исследований. –2011. – №11. С. 137146.1.3.Главное управление по вопросам миграции МВД России // https://гувм.мвд.рф/about/activity/stats/Statistics/Statisticheskie_svedenija_po_migracionno/item/62538/(дата обращения: 15.11. 2016)2.4.Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#(дата обращения: 29.11.2016)