Особенности тревожности студентов разных направлений подготовки

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бычкова С. Е., Клемес В. С. Особенности тревожности студентов разных направлений подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2056–2060. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970738.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности тревожности студентов разных направлений подготовки; представлены результаты диагностики студентов инженерно-физического факультета и студентов факультета социальных наук Амурского государственного университета..
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Клемес Виктория Сергеевна,старший преподавательфакультета социальных наук АмГУ «Амурский Государственный университет», г. Благовещенскvk09@bk.ru

Бычкова Светлана Евгеньевна,студентка4 курса факультета социальных наук АмГУ «Амурский Государственный университет»,г. Благовещенскesvetaaa@mail.ru

Особенности тревожности студентов разных направлений подготовки

Аннотация. В статье рассматриваютсяособенности тревожности студентов разных направлений подготовки; представлены результаты диагностикистудентов инженернофизического факультета и студентов факультета социальных наук Амурского Государственного Университета.Ключевые слова:тревога, тревожность, виды тревожности, тревожность в студенческом возрасте, тревожность студентов разных направлений подготовки.

Проблема тревоги и тревожности одна из центральных проблем современной цивилизации. Недаром ХХ век был признан и признается по сей день веком тревоги. Стоит отметить, что данной проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.В отечественной литературе исследований по проблемам тревоги итревожности довольно мало, в отличие от западной. Это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.В отличие от тревоги, тревожность является личностной чертой, отражающей уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному Я в любых ситуациях; тревожность это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.Именно тревожность, как отмечают Дж. Тейлор, А.М. Прихожан, Р. Мэй, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу. Тревожность рассматривается как показатель преневротического состояния, её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение [1].Исследование проводилось с помощью методики Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности, которая позволила выявить уровень реактивной и личностной тревожности студентов и методики Д. Тейлора Личностная шкала проявления тревоги, с помощью которой был определён общий уровень тревожности каждого студента.Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина позволяет определить уровень реактивной и личностной тревожности, как индивидуальный показатель чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина состоит из двух шкал по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.Экспериментальное исследование тревожности проводилось на базеАмурского Государственного Университета. В исследованиях приняли участие студенты 4 курсов факультета социальных наук в количестве 15 человек и студенты инженернофизического факультета в количестве 15 человек в возрасте 1822 года.Для исследования личностной и ситуативной тревожности, была использована Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. В таблице 1 отображены результаты исследования по методике Ч.Д. Спилберга студентов факультета социальных наук. Таблица 1Результаты исследования студентов факультета социальных наук по методике Ч.Д. Спилбергер

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньколво%

колво%колво%Личностная тревожность533 %1067 %00 %Ситуативная тревожность320 %320 %960 %

В таблице 1 видно, что у студентов факультета социальных наук преобладает, средний и высокий уровень личностной тревожности. 33 % респондентов обладают высоким уровнем личностной тревожности, что свидетельствует о склонности воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Высокий уровень тревожности, свидетельствует о том, что появление у людей состояния тревожности проявляется в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа. Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. 67 % испытуемых обладают средним уровнем тревожности. Это говорит о том, что это естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности —это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.Ни у одного студента в процессе обработки результатов, не было выявлено низкого уровня личностной тревожности.При оценке реактивной тревожности, наоборот, доминирует низкий уровень. 60 % испытуемых обладают низким уровнем реактивной тревожности, что свидетельствует о том, что такиесубъекты не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Из этого можно сделать вывод, что на момент проведения методики, у студентов преобладал низкий уровень тревожности, но общий и постоянный уровень тревоги, довольно высокий.Так же у 40% испытуемых был выявлен высокий и средний уровень ситуативной тревожности.Рассмотрим результаты по методике Ч.Д. Спилбергера, но уже студентов инженерно –физического факультета (таблица 2). Таблица 2Результаты исследования студентов инженернофизического факультета по методике Ч.Д. Спилбергер

ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньколво%

колво%колво%Личностная тревожность427%1173%00%Ситуативная тревожность17%426%1067%

По данным, приведённым в таблице видно, что у студентов ИФФ так же, как и у студентов ФСН, в личностной тревожности отсутствует низкий уровень. Средний же уровень заметно преобладает над высоким. В показателях ситуативной тревожности, у студентов инженерно–физического факультета, так же преобладает низкий уровень тревожности. С высоким уровнем оказалось всего лишь 1 студент из 15 (что составляет 7 %).Если сравнить обе таблицы, можно заметить разницу. У студентов факультета социальных наук показатели личностной и реактивной тревожности выше, чем у студентов инженерно –физического факультета. Показатели низкого уровня у обоих факультетов практически одинаков.В таблице 3 мы приведём данные, полученные с помощью Личностной шкалы проявления тревоги Д. Тейлора. Таблица 3Результаты исследования студентов факультета социальных наук и студентов инженернофизического факультета по методике Д. Тейлора

СтудентыОчень высокий уровеньВысокий уровеньСредний с тенденцией к высокомуСредний с тенденцией к низкомуНизкий уровеньКолво%Колво%Колво%Колво%Колво% ФСН17 %213 %746 %427 %17 % ИФФ00 %17 %960 %533 %00 %

По данной таблице 3 сказать, что данные по студентам инженерно –физического факультета получились довольно усреднённые, т.е. нет очень высоких и низких значений. Основные показатели средний уровень с тенденцией к высокому. Высокий уровень говорит о том,что испытуемым с высоким уровнем тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. У студентов инженерно –физического факультета данные довольно размытые, но при этом, так же преобладает средний уровень тревожности с тенденцией к высокому.По обеим методикам данные по студентам факультета социальных науки студентам инженерно –физического факультета довольно похожие, но тем не менее имеют определённые различия. Для выявления особенностей тревожности студентов разных направлений подготовки нами использовался Uкритерий Мана Уитни. При оценке различий уровня тревожности между студентами факультета социальных наук и студентами инженерно –физического факультета с помощью критерия U Манна Уитни, получились следующие результаты.При сравнении уровня личностной тревожности двух направлений подготовки получились значения:Uэмп. = 103Uкр. = 72 (0,05)(0,01)Вывод: Н1 (p≤0,01). Следовательно, значимых различий по личностной тревожности не выявлено. Уровень личностной тревожности студентов разных направлений подготовки одинаков.При сравнении уровня ситуативной тревожности студентов ФСН и ИФФ получились значения:Uэмп. = 90Uкр. = 72 (0,05)(0,01)Вывод: Н1 (p≤0,01). Следовательно, значимых различий по ситуативной тревожности не выявлено. Уровень ситуативной тревожности студентов разных направлений одинаков.При сравнении общего уровня тревожности двух курсов получились значения:Uэмп. = 97,5Uкр. = 72 (0,05)(0,01)Вывод: Н1 (p≤0,01). Следовательно, значимых различий по общей тревожности не выявлено. Уровень общей тревожности студентов ФСН и ИФФ курса одинаков.Таким образом, мы выяснили, что уровень тревожности у студентов разных направлений подготовки одинаков. Судя по полученным данным, уровень тревожности студентов ФСН и ИФФ одинаков. Но необходимо учесть, что в данной работе мы не рассматривали отдельные компоненты тревожности, а лишь брали тревожность как целостную черту личности.Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.Ч.Д. Спилбергер, исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на реактивную и активную, ситуативную и личностную тревожность[2].Ситуационная тревожность это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в другихситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно.Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.Обычно, тревожные студенты это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности[3].Таким образом, в данной работе мы рассмотрели понятиетревожности. Так же, мы провели исследование уровня тревожности студентов разных направлений подготовки, сравнили полученные результаты с помощью таблиц и математической статистики. Получив результаты качественной и количественной обработки, можно утверждать, что различий уровня тревожности студентов факультета социальных наук и инженерно –физического факультета нет.

Ссылки на источники1.Аракелов, Г.Г. Стрессфакторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества /Г.Г. Аракелов // Психологическая наука и образование. –2008. 2.Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций / Ф.Е. Василюк. –М.: Издательство МГУ, 2010. –186 с.3.Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. –РостовнаДону: Издательство «Феникс», 2007. –736 с.